Автор: Городницкая Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: с. Зиянчурино Наименование материала: Методическая разработка Тема: Викторина "Мир природы" Раздел: среднее образование
Цель: опираясь на приобретённые знания, убедить учащихся в
важности бережного отношения к природе, к нашему главному
богатству-лесу; создать условия для углубления знаний о пользе
леса.
Задачи:
- воспитание любви к родной природе, её красоте;
- формирование понимания сущности экологических проблем,
стоящих перед человечеством;
- формирование экологической культуры поведения в окружающей
среде, гражданской ответственности за её сохранение;
- осуществлять патриотическое воспитание;
активизировать, расширить и углубить знания учащихся о
природе;
.
Тип классного часа: Викторина
Предварительная подготовка: класс заранее делится на две
команды, каждая команда выбирает название, которое красиво
прописывается на табличке. В каждой команде выбирается капитан.
Эпиграф
«Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь!»
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся
путешествовать по лесным тропам. В лесу много тайн и только тот
откроет чудеса, кто умеет наблюдать, быть внимательным. А много
ли мы знаем о нашем друге лесе? Это мы сейчас выясним. Я
предлагаю вам принять участие в нашей викторине, которая
называется «Лес чудес». Ведь мы с вами живём в лесном краю, и
беречь, охранять наши лесные богатства наша задача. Кроме того
2013 год объявлен ООН международным годом лесов и по всей
стране проходят различные мероприятия, приуроченные к этому
событию, давайте мы тоже с вами не останемся в стороне.
1-й чтец:
Здравствуй, лес
Дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь мы свои!
2-й чтец :
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой и блеск небес
Над головой твоей кудрявой
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное...
Команды представляют себя. Воспитатель представляет членов
жюри.
Итак, готовы?
1-й конкурс - разминка «Цветочная поляна»
Скажите, вы любите цветы? Тогда представьте, что мы с вами
оказались на цветочной поляне, а сумеете ли вы узнать те травы и
цветы, о которых я вас буду спрашивать?
1.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает?
(подснежник)
2.
Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички?
(ромашки)
3. Так маленького Васю называют.
И те цветы, что в поле собирают.
( василек)
4. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
5. Эй, звоночек, синий цвет, -
С язычком, а звона нет.
(колокольчик)
6. Ловит солнышко лучистое, зрея на опушке,
Покраснеет и душистая попадает в кружки.
(земляника)
7. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(крапива)
8. Если кашель вас замучил,
Воспаление началось,
Подружись со мной скорее,
Обещаю, всё пройдёт.
(мать-и-мачеха)
2 Конкурс «Знаете ли вы деревья?»
1. Это дерево-долгожитель. Живёт 400-500, а иногда до 1000 и более
лет. Древесина ценится за твёрдость и прочность. Не гниёт в воде,
поэтому используется для постройки кораблей. Из неё
изготавливают шпалы, паркет, мебель. Это тепло- и светолюбивое
дерево, поэтому в лесах далёкого севера его не увидишь. Народ
любит это дерево, сложил о нём много сказок, песен, поговорок. Он
связывает с ним силу, могущество и долголетие. Дерево растёт очень
медленно.
(Дуб).
2. В русском лесу вряд ли найдёшь дерево живописнее этого.
Красивы его широкие лапчатые листья, гладкий и чистый ствол.
Крепка и прочна древесина, которая используется для изготовления
мебели и музыкальных инструментов. Его сажают в городских
парках, украшают парковые аллели и берега прудов. Ветер далеко
разносит крылатые семена этого дерева
(Клён).
3. С давних пор люди оценили замечательное свойство этого дерева.
Одно из них это стойкость. Дерево не боится мороза, жары, засухи,
но не любит темноты. У дерева очень длинные корни и благодаря им
оно добывает из почвы всё, что ему нужно для жизни. Это дерево
здоровья, оно очищает воздух. Недаром санатории и дома отдыха
строят там, где растут эти деревья.
(Сосна).
4. Это дерево считается символом Родины. Оно и в песнях и
загадках, и в стихах. А сколько сёл, деревень названо в честь этого
дерева. Любит его наш народ за красоту и пользу, которое оно
приносит.
(Берёза)
5. В непроходимых местах под этим деревом строят свои берлоги
медведи. В густых ветвях строят свои домики-гнёзда белки. А в
глубоких тёплых гнёздах в лютую стужу, выводят и выкармливают
птенцов клесты. У людей это дерево пользуется особой любовью.
(Ель).
6. Это дерево не только радует глаз тёмно-зелёной листвой, но и
наполняет воздух благоуханием своих скромных цветов, с которых
пчёлы любят собирать мёд. Древесина мягкая, легко обрабатывается
и идёт на токарные и резные изделия. Зацветает дерево позже всех. А
в старину оно ещё и обувало всех.
(Липа).
3 конкурс «
Зоотеатр.»
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить
животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их
повадки и поведение.
Задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте
4 конкурс (для зрителей)
Я буду называть разные деревья. Если они растут на Урале- хлопок в
ладоши, если нет- молчание. Итак, да- хлопок, нет- молчок.
Слушайте внимательно.
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Смотри-ка, молодцы. А сейчас- быстро буду называть.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.
А что вы смеетесь? Разве каланча не может расти на Урале? А где же
тогда растет каланча? Молодцы.
Команды готовы показать зоотеатр. Начнем. (дети показывают свое
задание)
5 конкурс « Птицы».
Поразмыслив не спеша, один вопрос - три ответа. Найди
правильный! 1. для чего дятел «барабанит» ?
-клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
-музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано
весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная
дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая
другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот
сигнал служит приглашением и для самки : « Пожалуйста, прилетай,
здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- освобождается от паразитов;
-разыскивает пищу.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а в санитарно-
профилактических целях. Закрыв свои большие глаза и опустив
голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока
погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого, он
погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть,
принимает самые настоящие песочные ванны).
3. почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не
повреждается?
-дятел имеет крохотный мозг;
-голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
( Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают
себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это
у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть- и
то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке.
Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом
и шейными позвонками амортизаторы стоят- пружинистая хрящевая
ткань).
4. сколько перьев у птиц?
-не пересчитать ;
-более тысячи;
- более десяти тысяч.
(И все же орнитологи( люди изучающие птиц, их повадки, влияние
на окружающую среду и среды на жизнь птиц) пересчитали и
выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего
перьев у лебедя- 25 тысяч . у утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600).
5. какие птицы самые быстрокрылые ?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
-утки и чайки.
(Самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи:
скорость их полета может достигать 150 километров в час).
6. почему у журавля рождается только один птенец?
-журавль откладывает одно яйцо;
-сильный птенец убивает слабого;
- птенец вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из
гнезда.
( Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один.
Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один
не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за
этим действом).
6 конкурс «Лекарственные растения»
Лес подарил человеку огромное богатство- это лекарственные
растения, которые всегда были источником жизни и здоровья. Что
это за растения и от каких болезней они помогают.
1. Ты растение не тронь.
Жжет больно, как огонь.
( крапива)
Обсахаренные корневища применяют при кашле. Сок свежего
растения добавляют в воду для полоскания волос, после этого не
будет перхоти.
2.Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы белые душистые висят.
( Ландыш)
Настой применяют как успокаивающее средство, при сердечной
недостаточности.
3.Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. ( Подорожник)
Свежие листья используют для лечения ожогов, гнойных ран. При
ангине показано полоскание горла соком или отваром подорожника.
4. Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички.
(Ромашка аптечная)
Применяется как противовоспалительное средство для полосканий,
примочек и ванн в лечебных целях. Используется в косметике.
5. Спит и видит прекрасные сны,
Как он вцепиться в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправиться путь.
(репейник)
Свежий лист лопуха помогает снять головную боль, избавляет от
болей при суставных заболеваниях. Репейное масло используется в
косметологии.
6. Дикой розой называют,
Как лекарство применяют.
(Шиповник)
Эффективное средство при простудных заболеваниях, при болезни
желудка, для лучшего обмена веществ. Маслом шиповника лечат
язвы, экземы.
7 конкурс
« Робинзоны»
Из предложенного перечня: крапива, мята, лебеда, земляника,
листья лопуха, одуванчик, нужно выбрать те растения, из которых
делают:
- салаты (одуванчик, лебеда, крапива);
- чай (земляника, мята);
- супы (листья лопуха, крапивы).
8 конкурс (для зрителей)
Я хочу с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и
если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое,
дайте мне знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте
внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
мухи и стрижи…
Что, неправильно? А мухи – это кто? Правильно, насекомые! И еще
раз.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
Наши команды готовы и мы их слушаем.
9 конкурс
Каждая команда получает карточки с буквами. Воспитатель
загадывает загадки, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в
ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку.
Ночь, как смоль, черным-черна,
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет- станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает… (сова)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит, тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете ? Это… (цапля)
Хоть головы я не имею,
Но шляпу с гордостью ношу. (гриб)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (мухомор)
Поет как…(соловей)
Трусливый как…(заяц)
Трудится как…(пчела)
Хитрая как…(лиса)
10 конкурс « Конкурс художников»
.
Изобразить пейзаж, используя изображение (гора, ель, ежик, пенек с
грибами). Жду ваших рисунков
.
Вопросы для зрителей
1. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Елка)
2. Как называется домик для птицы? (Гнездо)
3. Какое животное зимой ложится в спячку? (Медведь)
4. Кто с цветов собирает пыльцу? (Пчелка)
5. Кто из животных не любит солнца? (Крот)
6. Какое дерево считают стройным? (Береза)
7. Какой цветок имеет шипы? (Роза)
8. Где нельзя охотиться? (В заповедниках)
9. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери)
10. Какой зверь готовит грибы на зиму?(Белка)
11. Почему нельзя рвать первоцверы - подснежники, ландыши и
другие?( многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)
12. Сказка "... Цекатуха". (Муха)
13. Маленькое, серенькое, лакомство кошек. (Мышка)
14. Зеленая, маленькая, жительница пруда. (Жаба)
15. Рыжая, хитрая и живет в лесу. (Лиса)
16. Серый трусишка. (Заяц)
17. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится)
Наши команды готовы. Давайте посмотрим рисунки.
Вот и подошла к логическому завершению наша викторина. Жюри
подведет итоги, объявит победителей нашего конкурса. А пока жюри
подводит итог, я хочу рассказать интересные факты из жизни
животных.
В мире интересного
Вы знаете, какое животное является самым крупным из всех
существовавших когда-либо на Земле?
(Синий кит. Его масса достигает 150 т)
А как называется самая большая лягушка?
( Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса — 3,5 кг)
Какое животное живет дольше всех?
(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет — 175
лет)
Вы знаете самое «горластое» животное?
(Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем — лев)
Жюри награждает команду- победителя, вручает диплом
знатоков природы. Второй команде вручается поощрительный
приз.
Воспитатель .
Ребята! Мы увидели, что каждый, кто пришел сюда сегодня-
настоящий друг природы, знаток ее. Приложите свою ладошку к
ромашке. Прислушайтесь – рядом с ромашкой бьется ваше доброе
сердце. Пусть ваша рука еще не такая крепкая и сильная, но как
уютно себя чувствует себя в ней хрупкая ромашка.
Давайте дадим друг другу слово – ни при каких обстоятельствах:
ни в детстве, или, когда уже будете взрослыми, природе не вредить.
Давайте дадим друг другу слово – не быть равнодушными!
Эмблема – ромашка - останется вам на память. Приколите ее на
видное место в комнате. Чаще смотрите на нее и думайте о том, что в
мире, нас окружающем, есть много живых организмов, чья жизнь
зависит от нас. Давайте будем добрее! Помните, что человек,
любящий, знающий, понимающий Природу, духовно богаче, добрее
и красивее. До свидания! До новых встреч.