Автор: Клюшина Ольга Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко" Населённый пункт: поселок Савинский, Архангельская область Наименование материала: Обмен опытом работы Тема: Повышение двигательной активности дитей Раздел: дошкольное образование
Тема: "Повышение двигательной активности детей с целью укрепления
здоровья".
Воспитатель: Клюшина Ольга Валентиновна.
Архангельская область. Посёлок Савинский.
План.
1 . Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
2 . Представления о мире через движения.
3 . Гиподинамия и её последствия.
4. "Энергетическое правило" И. А. Аршавского.
5. Индивидуальный подход к детям с различной двигательной активностью.
6. Работа с семьёй.
7. Туристический поход - одна из форм повышения двигательной активности.
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья
детей
является
как
никогда
ранее
актуальной.
Всемирная
Организация
Здравоохранения
дала
такое
определение
"Здоровье
-
это
физическое,
психическое и социальное благополучие". Значит здоровье - это не только
отсутствие,
каких
-
либо
заболеваний,
но
и
гармоничное
нервно
–
психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.
Приоритетной областью своей деятельности на современном этапе считаю,
сохранение
и
укрепление
здоровья
дошкольника,
через
повышение
двигательной активности. Известно, что маленький человек - деятель! И
деятельность
его
выражается,
прежде
всего,
в
движениях.
И
первые
представления
о
мире
приходят,
к
ребёнку
через
движения.
Чем
они
разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее
его интеллектуальное развитие. Недостаточная двигательная активность -
гиподинамия отмечается не
только у детей старшего возраста, но и у
малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система,
работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. В
основе
физических
упражнений
лежит
мышечное
сокращение,
а
мышцы
составляют третью часть веса ребёнка. Особенно благоприятно воздействуют
движения на нервную систему. А по уровню развитости движений можно
судить
о
развитии
головного
мозга.
Гимнастика
мышц
-
прежде
всего
гимнастика нервов. Древнегреческий философ Платон писал: "Первые 10 лет
жизненного воспитания должны быть преимущественно физические игры и
занятия спортом. Они могут заполнить всё расписание с тем, чтобы в эти 10
лет
развить
такое
здоровье,
которое
сделает
всю
медицину
ненужной".
Величайший
мыслитель
прошлого
интуитивно
уловил
то,
что
сейчас
доказано
в
физиологических
исследованиях.
И.
А.
Аршавский
сформулировал "энергетическое правило двигательной активности" согласно
которому,
характер
деятельности
скелетных
мышц
определяет
развитие
физиологических
систем.
У
растущего
организма
восстановление
затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному
уровню, но и его превышением. Поэтому в результате движений происходит
не
трата,
а
приобретение
массы
тела,
что
обеспечивает
рост.
Часто
мы
педагоги
больше
внимания
уделяем
эстетике
помещения,
а
ребёнку
не
остаётся места с его неуёмной энергией в этом пространстве. Задачу охраны
жизни
и
здоровья
детей
в
ДОУ
решаю
через
правильную
организацию
режима
дня,
оздоровительные
мероприятия
и
создание
условий
для
двигательной
деятельности.
Уже
с
раннего
возраста
провожу
утренние
гимнастики, обычно в игровой форме. Эти 5 минут, дают хороший заряд
бодрости
на
весь
день.
Физкультминутки
в
раннем
возрасте
неуместны,
потому что занятия идут 8-10 минут и не за столами, а в движении, в форме
игры.
Ежедневно
в
утренние
и
вечерние
отрезки
времени
провожу
индивидуальную работу с детьми по развитию движений. В книге В. А.
Шишкиной "Движение + движения" дана таблица, отражающая содержание
работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности
детей от 1 г 6 мес. до 3-х лет. Её я беру за основу работы с маленькими
детьми по развитию движений. Эту работу провожу в системе, ежедневно, а
пособий для реализации этой задачи требуется минимум. Во время утреннего
приёма активность должна быть более спокойной, поэтому пособия беру с
расчётом на умеренную и среднюю подвижность детей. Это: шнур, верёвка,
кегли, дуги. На прогулке есть время и место для организации более активной
двигательной
деятельности.
Во
второй
половине
дня
двигательная
деятельность
особенно
подвижна,
столы
убираются
и
освобождается
пространство для игр с мячами, обручами. В этот временной период обучаю
детей
новым
движениям,
а
затем
на
занятии
отрабатываю
их
и
вновь
переношу
в
самостоятельную
деятельность
Главная
задача
воспитателя
изготовить
разнообразные
физкультурные
пособия,
к
помощи
можно
привлечь
родителей.
Чтобы
создать
интерес
к
движениям
у
малышей
необходима частая смена двигательной активности. Однообразие обстановки
и движений недопустимо в группах раннего возраста, так как это задерживает
как физическое так и общее развитие детей. В группах раннего возраста
"Программой
воспитания
в
детском
саду"
выделено
два
основных
компонента
двигательного
режима:
организационная
и
самостоятельная
деятельность детей. Занятие в этом возрасте занимают мало времени, а много
уходит на бытовую: кормление, одевание и кроме того сон занимает почти 3
часа. Значит остаётся самостоятельная деятельность - это основной резерв
двигательного
режима
малышей.
В
раннем
возрасте
особенно
заметны
различия в двигательной активности детей. Детей можно условно разделить
на три группы с учётом индивидуальной потребности в движениях. Это дети:
большой, средней и малой степени подвижности. Детей со средней степенью
подвижности,
как
правило
в
группе
больше
половины.
Эти
дети
самостоятельны,
активны
в
движениях.
С
такими
детьми
взрослым,
как
правило легко, их движения чёткие, уверенные. Эти дети очень любят играть
в
подвижные
игры.
К
детям
с
большой
активностью
приходится
быть
особенно внимательными, из-за чрезмерной активности они часто падают,
попадают в конфликтные ситуации. А движения таких детей резки и часто
бесцельны. Из – за повышенной двигательной активности у таких детей
быстро наступает утомление. Здесь самое главное не запретить двигаться, а
регулировать движения малыша. Таким детям полезно предлагать метание в
цель, катание мячей в ворота и др. движения. Особую тревогу вызывают дети
малой активности и хотя, как правило, таких детей в группе не много,
оставлять
их
без
внимания
нельзя.
Гиподинамия
особенно
опасна
для
ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений и дома. Это
ведёт к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития и
к хроническим заболеваниям. Тут необходимо вызывать интерес к движениям
у малышей, помочь им развить двигательные умения и навыки. А так же
терпение педагога его доброе слово и взгляд. Исследован я Н. М. Амосова,
Ю. Ф. Змановского показали, что целенаправленные физические нагрузки
оказывают
стимулирующее
воздействие
на
организм
и
могут
обеспечить
восстановление здоровья. В старших группах так же необходимо учитывать
индивидуальные особенности детей, их возможности. Учебные занятия в
этом возрасте достигают 30 минут. Каким бы не было занятие по физической
культуре:
традиционным,
сюжетным,
игровым,
в
форме
эстафет,
тренировочным необходимо создать благоприятные двигательно - игровые
условия для каждого ребёнка, учитывая потенциал каждого ребёнка. Проще
говоря в старших группах то - же необходимо учитывать индивидуальные
способности
каждого
ребёнка.
Профессор
Р.Н.Дорохов
составил
схему,
которая
помогает
определить
морфологический
тип
ребёнка
и
наиболее
подходящий для него вид спортивных упражнений. Условно всю группу
можно разделить на 3 группы: большые, средние и маленькие дети.
1-й Тип. Большие дети. (Б)
1-й Уровень - лучшие результаты: быстрая и медленная сила.
2-й Уровень - несколько хуже результаты: быстрота.
3 - й Уровень - выносливость.
У больших детей (назовём типом - Б ) характерно проявление быстрой
силы ( прыжки, метание ) и медленной силы (отжимание, подтягивание).
Хуже у таких детей обстоит дело с быстротой (бег на короткие дистанции,
быстрые движения рук и ног). А выносливость находится на самом низком
уровне
(длительные
прогулки,
длительный
бег).
Таким
детям
подойдут
прыжки в высоту, из больших детей получатся хорошие метатели снарядов,
баскетболисты, волейболисты.
2 - Тип. Средние дети. (С).
Это
самые
выносливые
дети,
у
них
нет
низкого
уровня
развития
физических качеств.
1- й Уровень - быстрота и выносливость.
2 - й Уровень - быстрая и медленная сила.
Такие
дети,
со
средним
ростом
показывают
хорошие
успехи
в
следующих видах спорта: футбол, хоккей, бег, как на короткие, так и на
длинные дистанции.
3-й Тип. Маленькие дети. (М). У маленьких детей вообще нет высокого
уровня развития физических качеств.
2 - й. Уровень - быстрота.
3 -й. Уровень - выносливость, быстрая и медленная сила.
Проводя
физкультурные
занятия
на
основе
игр
эстафет,
тренировочных
занятий
объединяю
детей
в
3
группы,
по
типу
телосложения
(большие,
средние, маленькие дети). То есть дети находятся в равных условиях, с
равными себе по силе. Приведу пример. Проводится бег на скорость ( 20
метров). Сначала бегут большие дети, потом средние, а потом маленькие. А в
конце
занятия
или
соревнования
отмечается
успех
каждой
из
команд.
Например:
1-я команда (большие дети) - лучший результат в беге.
2-я команда (средние дети) - лучший результат в игре с мячом.
3-я команда (маленькие дети) - была самой внимательной.
И
тогда у детей появляется уверенность в себе, радость от движений,
следовательно, хорошее настроение и здоровье.
Создание благоприятных условий для физического развития в рамках
только дошкольного учреждения не является эффективной мерой. Много
времени дети проводят в семье. Особенно актуальной в настоящее время
является
проблема
взаимодействия
образовательного
учреждения
и
родителей. Создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям
предметно развивающей среды в домашних условиях - это ещё один шаг к
здоровью детей. Физическому воспитанию в домашних условиях уделяю
внимание на родительских собраниях, родителей приглашаем на встречи в
педагогические гостиные, где родители вместе с детьми играют в подвижные
игры, соревнуются в силе и ловкости. Стараюсь, донести до родителей, что
счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. По мнению врача педиатра Е.О.
Комаровского " ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья
решить нельзя....здоровье в гораздо большей степени зависит от папы и от
мамы, чем от всех педиатров вместе взятых". Кроме того, совместные занятия
физической культурой укрепляют семью. Только в здоровой семье может
вырасти здоровый ребёнок.