Напоминание

Повышение двигательной активности дитей


Автор: Клюшина Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: поселок Савинский, Архангельская область
Наименование материала: Обмен опытом работы
Тема: Повышение двигательной активности дитей
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ "Солнышко". Физическое развитие детей.

Тема: "Повышение двигательной активности детей с целью укрепления

здоровья".

Воспитатель: Клюшина Ольга Валентиновна.

Архангельская область. Посёлок Савинский.
План. 1 . Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. 2 . Представления о мире через движения. 3 . Гиподинамия и её последствия. 4. "Энергетическое правило" И. А. Аршавского. 5. Индивидуальный подход к детям с различной двигательной активностью. 6. Работа с семьёй. 7. Туристический поход - одна из форм повышения двигательной активности. В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Всемирная Организация Здравоохранения дала такое определение "Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие". Значит здоровье - это не только отсутствие, каких - либо заболеваний, но и гармоничное нервно – психическое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность. Приоритетной областью своей деятельности на современном этапе считаю, сохранение и укрепление здоровья дошкольника, через повышение двигательной активности. Известно, что маленький человек - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят, к ребёнку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее его интеллектуальное развитие. Недостаточная двигательная активность -
гиподинамия отмечается не только у детей старшего возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. В основе физических упражнений лежит мышечное сокращение, а мышцы составляют третью часть веса ребёнка. Особенно благоприятно воздействуют движения на нервную систему. А по уровню развитости движений можно судить о развитии головного мозга. Гимнастика мышц - прежде всего гимнастика нервов. Древнегреческий философ Платон писал: "Первые 10 лет жизненного воспитания должны быть преимущественно физические игры и занятия спортом. Они могут заполнить всё расписание с тем, чтобы в эти 10 лет развить такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной". Величайший мыслитель прошлого интуитивно уловил то, что сейчас доказано в физиологических исследованиях. И. А. Аршавский сформулировал "энергетическое правило двигательной активности" согласно которому, характер деятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост. Часто мы педагоги больше внимания уделяем эстетике помещения, а ребёнку не остаётся места с его неуёмной энергией в этом пространстве. Задачу охраны жизни и здоровья детей в ДОУ решаю через правильную организацию режима дня, оздоровительные мероприятия и создание условий для двигательной деятельности. Уже с раннего возраста провожу утренние гимнастики, обычно в игровой форме. Эти 5 минут, дают хороший заряд бодрости на весь день. Физкультминутки в раннем возрасте неуместны, потому что занятия идут 8-10 минут и не за столами, а в движении, в форме игры. Ежедневно в утренние и вечерние отрезки времени провожу индивидуальную работу с детьми по развитию движений. В книге В. А. Шишкиной "Движение + движения" дана таблица, отражающая содержание
работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей от 1 г 6 мес. до 3-х лет. Её я беру за основу работы с маленькими детьми по развитию движений. Эту работу провожу в системе, ежедневно, а пособий для реализации этой задачи требуется минимум. Во время утреннего приёма активность должна быть более спокойной, поэтому пособия беру с расчётом на умеренную и среднюю подвижность детей. Это: шнур, верёвка, кегли, дуги. На прогулке есть время и место для организации более активной двигательной деятельности. Во второй половине дня двигательная деятельность особенно подвижна, столы убираются и освобождается пространство для игр с мячами, обручами. В этот временной период обучаю детей новым движениям, а затем на занятии отрабатываю их и вновь переношу в самостоятельную деятельность Главная задача воспитателя изготовить разнообразные физкультурные пособия, к помощи можно привлечь родителей. Чтобы создать интерес к движениям у малышей необходима частая смена двигательной активности. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах раннего возраста, так как это задерживает как физическое так и общее развитие детей. В группах раннего возраста "Программой воспитания в детском саду" выделено два основных компонента двигательного режима: организационная и самостоятельная деятельность детей. Занятие в этом возрасте занимают мало времени, а много уходит на бытовую: кормление, одевание и кроме того сон занимает почти 3 часа. Значит остаётся самостоятельная деятельность - это основной резерв двигательного режима малышей. В раннем возрасте особенно заметны различия в двигательной активности детей. Детей можно условно разделить на три группы с учётом индивидуальной потребности в движениях. Это дети: большой, средней и малой степени подвижности. Детей со средней степенью подвижности, как правило в группе больше половины. Эти дети самостоятельны, активны в движениях. С такими детьми взрослым, как правило легко, их движения чёткие, уверенные. Эти дети очень любят играть в подвижные игры. К детям с большой активностью приходится быть
особенно внимательными, из-за чрезмерной активности они часто падают, попадают в конфликтные ситуации. А движения таких детей резки и часто бесцельны. Из – за повышенной двигательной активности у таких детей быстро наступает утомление. Здесь самое главное не запретить двигаться, а регулировать движения малыша. Таким детям полезно предлагать метание в цель, катание мячей в ворота и др. движения. Особую тревогу вызывают дети малой активности и хотя, как правило, таких детей в группе не много, оставлять их без внимания нельзя. Гиподинамия особенно опасна для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений и дома. Это ведёт к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития и к хроническим заболеваниям. Тут необходимо вызывать интерес к движениям у малышей, помочь им развить двигательные умения и навыки. А так же терпение педагога его доброе слово и взгляд. Исследован я Н. М. Амосова, Ю. Ф. Змановского показали, что целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья. В старших группах так же необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возможности. Учебные занятия в этом возрасте достигают 30 минут. Каким бы не было занятие по физической культуре: традиционным, сюжетным, игровым, в форме эстафет, тренировочным необходимо создать благоприятные двигательно - игровые условия для каждого ребёнка, учитывая потенциал каждого ребёнка. Проще говоря в старших группах то - же необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка. Профессор Р.Н.Дорохов составил схему, которая помогает определить морфологический тип ребёнка и наиболее подходящий для него вид спортивных упражнений. Условно всю группу можно разделить на 3 группы: большые, средние и маленькие дети.
1-й Тип. Большие дети. (Б)
1-й Уровень - лучшие результаты: быстрая и медленная сила. 2-й Уровень - несколько хуже результаты: быстрота.
3 - й Уровень - выносливость. У больших детей (назовём типом - Б ) характерно проявление быстрой силы ( прыжки, метание ) и медленной силы (отжимание, подтягивание). Хуже у таких детей обстоит дело с быстротой (бег на короткие дистанции, быстрые движения рук и ног). А выносливость находится на самом низком уровне (длительные прогулки, длительный бег). Таким детям подойдут прыжки в высоту, из больших детей получатся хорошие метатели снарядов, баскетболисты, волейболисты.
2 - Тип. Средние дети. (С).
Это самые выносливые дети, у них нет низкого уровня развития физических качеств. 1- й Уровень - быстрота и выносливость. 2 - й Уровень - быстрая и медленная сила. Такие дети, со средним ростом показывают хорошие успехи в следующих видах спорта: футбол, хоккей, бег, как на короткие, так и на длинные дистанции.
3-й Тип. Маленькие дети. (М). У маленьких детей вообще нет высокого

уровня развития физических качеств.
2 - й. Уровень - быстрота. 3 -й. Уровень - выносливость, быстрая и медленная сила. Проводя физкультурные занятия на основе игр эстафет, тренировочных занятий объединяю детей в 3 группы, по типу телосложения (большие, средние, маленькие дети). То есть дети находятся в равных условиях, с равными себе по силе. Приведу пример. Проводится бег на скорость ( 20 метров). Сначала бегут большие дети, потом средние, а потом маленькие. А в конце занятия или соревнования отмечается успех каждой из команд. Например: 1-я команда (большие дети) - лучший результат в беге. 2-я команда (средние дети) - лучший результат в игре с мячом. 3-я команда (маленькие дети) - была самой внимательной. И тогда у детей появляется уверенность в себе, радость от движений,
следовательно, хорошее настроение и здоровье. Создание благоприятных условий для физического развития в рамках только дошкольного учреждения не является эффективной мерой. Много времени дети проводят в семье. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям предметно развивающей среды в домашних условиях - это ещё один шаг к здоровью детей. Физическому воспитанию в домашних условиях уделяю внимание на родительских собраниях, родителей приглашаем на встречи в педагогические гостиные, где родители вместе с детьми играют в подвижные игры, соревнуются в силе и ловкости. Стараюсь, донести до родителей, что счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. По мнению врача педиатра Е.О. Комаровского " ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья решить нельзя....здоровье в гораздо большей степени зависит от папы и от мамы, чем от всех педиатров вместе взятых". Кроме того, совместные занятия физической культурой укрепляют семью. Только в здоровой семье может вырасти здоровый ребёнок.


В раздел образования