Использование методики Монтессори для формирования количественных представлений у учащихся 1 класса с ЗПР.
Автор: Гильдерман Юлия Николаевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МАОУ "Школа №17 с углубленным изучением английского языка" Населённый пункт: г.Ачинск Наименование материала: статья Тема: Использование методики Монтессори для формирования количественных представлений у учащихся 1 класса с ЗПР. Раздел: среднее профессиональное
Использование методики Монтессори для формирования
количественных представлений у учащихся 1 класса с ЗПР.
Знания психологических особенностей детей с различными отклонениями
в
развитии,
как
в
отечественной,
так
и
в
зарубежной
педагогике
всегда
придавалось
большое
значение.
К.Д.
Ушинский
писал:
«
Прежде
чем
воспитать
человека
во
всех
отношениях,
его
нужно
познать
во
всех
отношениях». Во всем мире растёт число детей, нуждающихся в специальной
помощи
со
стороны
медиков,
психологов,
педагогов
и
социальных
работников.
Полный
анализ
причин
неблагоприятных
тенденций
и
в
соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий
можно будет дать лишь на прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого
не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности
в
области
специальной
психологии
и
педагогики
у
всех
специалистов,
имеющих дело с детьми.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет
группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития».
Это
многочисленная
группа,
составляет
около
50%
среди
неуспевающих
младших школьников.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по
отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или
функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также
длительно
находящихся
в
условиях
социальной
депривации.
Для
них
характерны
незрелость
эмоционально
–
волевой
сферы
и
недоразвитие
познавательной
деятельности,
имеющей
свои
качественные
особенности,
компенсирующиеся
под
воздействием
временных,
лечебных
и
педагогических факторов.
Специальное комплексное изучение задержки психического развития как
специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной
специальной психологии в 60 – 70-е годы.
Исследования
развития
математических
представлений
младших
школьников
с
задержкой
психического
развития
представляют
особый
интерес, так как несформированность математических представлений создаёт
определённые трудности в социальной адаптации учащихся современного
общества.
Курс
математики
должен
дать
ученикам
такие
знания
и
практические
умения,
которые
помогут
лучше
распознать
в
явлениях
окружающей
жизни
математические
факты,
применять
математические
знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно
ставит жизнь. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся,
способствуют
формированию
таких
черт
личности,
как
аккуратность,
настойчивость,
воля,
воспитывает
привычку
к
труду,
желание
трудиться.
Кроме этого, корригируются недостатки моторики ребёнка, развивает речь.
В процессе обучения детей с задержкой психического развития необходимо
подобрать систему таких знаний, умений и навыков, которые явились бы
практически
ценными
и
обеспечили
наиболее
быстрый
положительный
результат. Это относится и к счёту, которое занимает определённое место в
общей
системе
учебно–воспитательной
работы.
Уроки
необходимо
обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной
и индивидуальной работы.
Всем предъявленным требованиям соответствует методика М. Монтессори.
За рубежом на протяжении нескольких последних десятилетий проводилось
изучение возможностей и эффективности обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии в системе педагогики Монтессори (в Германии,
Голландии, Венгрии, Польше и др. странах). Историей идеи Монтессори в
России
первой
трети XX века занимались такие исследователи, как М.В.
Богуславский, И. И. Дьяченко, М. Н. Якимова. Неизменно положительные
результаты этих исследований повлекли включение педагогики Монтессори в
сферу специального образования России (опыт городов Саранска, Дубны).
Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России
сделала Юлия Фаусек (1913г.). Она создала несколько детских садов в 1926г,
но, в 1928г. система Монтессори в СССР была запрещена, поскольку она по
целому
ряду
параметров
совершенно
расходилась
с
официальными
педагогическими установками. Лишь в 90-х годах. Нарастающий в наши дни
интерес к идеям и опыту Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с
такими
чертами
российской
педагогической
традиции,
как
гуманизм,
внимание к индивидуальности ребёнка, а также с необходимостью обучения
и воспитания подрастающего поколения.
В
системе
М.
Монтессори
привлекает
подлинный
гуманизм
и
индивидуализация
учебно-воспитательной
деятельности.
Благодаря
этому
дети лучше овладевают письмом и счётом, у них формируется склонность к
учению,
развивается
воля.
А
индивидуальность
обучения
заключается
в
создаваемой
нами
подготовительной
среде,
где
дидактический
материал
выбирает
не
учитель,
а
сам
ребёнок,
оно
основано
на
свободе
выбора
ребёнка.
В
системе
Монтессори
привлекает
подлинный
гуманизм
и
индивидуализация
учебно-воспитательной
деятельности.
Благодаря
этому
дети лучше овладевают письмом и счётом, у них формируется склонность к
учению,
развивается
воля.
А
индивидуальность
обучения
заключается
в
создаваемой
нами
подготовительной
среде,
где
дидактический
материал
выбирает
не
учитель,
а
сам
ребёнок,
оно
основано
на
свободе
выбора
ребёнка.
Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях Монтессори –
педагогики, проявляют значительно более низкие показатели тревожности и
неуверенности
в
процессе
экзаменов,
контрольных
работ,
в
различных
жизненных
ситуациях.
Они
отличаются
большей
уравновешенностью,
спокойным
отношением
к
жизни,
желанием
учиться.
Всё
это
очень
необходимо для детей, особенно с различными отклонениями, в частности
для детей с задержкой психического развития, именно поэтому данная тема
является актуальной в настоящее время.