Напоминание

Использование методики Монтессори для формирования количественных представлений у учащихся 1 класса с ЗПР.


Автор: Гильдерман Юлия Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ "Школа №17 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Ачинск
Наименование материала: статья
Тема: Использование методики Монтессори для формирования количественных представлений у учащихся 1 класса с ЗПР.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Использование методики Монтессори для формирования

количественных представлений у учащихся 1 класса с ЗПР.
Знания психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К.Д. Ушинский писал: « Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растёт число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь на прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми. Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляет около 50% среди неуспевающих младших школьников. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально – волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. Специальное комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60 – 70-е годы.
Исследования развития математических представлений младших школьников с задержкой психического развития представляют особый интерес, так как несформированность математических представлений создаёт определённые трудности в социальной адаптации учащихся современного общества. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствуют формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться. Кроме этого, корригируются недостатки моторики ребёнка, развивает речь. В процессе обучения детей с задержкой психического развития необходимо подобрать систему таких знаний, умений и навыков, которые явились бы практически ценными и обеспечили наиболее быстрый положительный результат. Это относится и к счёту, которое занимает определённое место в общей системе учебно–воспитательной работы. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы. Всем предъявленным требованиям соответствует методика М. Монтессори. За рубежом на протяжении нескольких последних десятилетий проводилось изучение возможностей и эффективности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе педагогики Монтессори (в Германии, Голландии, Венгрии, Польше и др. странах). Историей идеи Монтессори в России первой трети XX века занимались такие исследователи, как М.В. Богуславский, И. И. Дьяченко, М. Н. Якимова. Неизменно положительные результаты этих исследований повлекли включение педагогики Монтессори в сферу специального образования России (опыт городов Саранска, Дубны). Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Фаусек (1913г.). Она создала несколько детских садов в 1926г,
но, в 1928г. система Монтессори в СССР была запрещена, поскольку она по целому ряду параметров совершенно расходилась с официальными педагогическими установками. Лишь в 90-х годах. Нарастающий в наши дни интерес к идеям и опыту Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребёнка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения. В системе М. Монтессори привлекает подлинный гуманизм и индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. Благодаря этому дети лучше овладевают письмом и счётом, у них формируется склонность к учению, развивается воля. А индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребёнок, оно основано на свободе выбора ребёнка. В системе Монтессори привлекает подлинный гуманизм и индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. Благодаря этому дети лучше овладевают письмом и счётом, у них формируется склонность к учению, развивается воля. А индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребёнок, оно основано на свободе выбора ребёнка. Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях Монтессори – педагогики, проявляют значительно более низкие показатели тревожности и неуверенности в процессе экзаменов, контрольных работ, в различных жизненных ситуациях. Они отличаются большей уравновешенностью, спокойным отношением к жизни, желанием учиться. Всё это очень необходимо для детей, особенно с различными отклонениями, в частности для детей с задержкой психического развития, именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники