Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей в рамках ФГОС ОО"
Автор: Ляпина Татьяна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 22 Населённый пункт: кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей в рамках ФГОС ОО" Раздел: дошкольное образование
Ляпина Татьяна Васильевна
воспитатель МАДОУ№22
г.Кемерово
Кемерово 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………
1.
Теоретические
основы
взаимодействия
дошкольного
образовательного учреждения с семьей
2
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме
взаимодействия ДОУ с семьей
3. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения
4.
Формы
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения и семьи
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Каждый
из
нас,
педагогов
и
родителей,
несет
свою
долю
ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова педагога
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного
учреждения
и
семьи.
Именно
от
нас,
взрослых,
от
наших
согласованных
действий,
умений
найти
точки
соприкосновения,
помочь
друг
другу
в
нелегком
деле
воспитания
детей
зависят
личностное
развитие
ребенка,
его
психическое
здоровье.
Эффективность
такого
сотрудничества
определяется
степенью
взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того,
насколько
правильно
мы
сможем
понять
друг
друга,
принять,
согласовать
свои
действия,
зависит
эмоциональное
благополучие
ребенка в семье и детском саду [21, с. 80].
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви
воспитания
подрастающего
поколения:
семейное
и
общественное.
Сегодня
уже
не
ведется
спор
о
том,
что
важнее
в
становлении
личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа,
другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна
в том, что без ущерба для развития личности ребенка, невозможно
отказаться
от
семейного
воспитания,
поскольку
его
сила
и
д е й с т в е н н о с т ь
н е с р а в н и м ы
н и
с
к а к и м ,
д а ж е
о ч е н ь
квалифицированным воспитанием.
Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно
от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное
учреждение,
потом
в
школу,
занимается
в
кружке
или
студии
художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.
Все
воспитательные
институты
призваны
содействовать
максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том,
чтобы
объединить
свои
усилия,
учитывая
при
этом
те
аспекты
воспитательной
деятельности,
в
области
которых
каждый
из
них
обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более
квалифицированно,
чем
семья,
осуществляет
обучение,
развитие
творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то
степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о
которых
говорилось
выше.
Но
важно,
насколько
это
будет
педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и
обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы.
При
всей
универсальности
и
незаменимости
семейного
воспитания
оно
не
обеспечивает
всей
полноты
условий
для
гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня
речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или
наоборот,
а
об
их
взаимодополняемости
в
созидании
личности
ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
Ведь
как
бы
серьезно
ни
продумывались
формы
воспитания
детей
в
дошкольных
учреждениях,
какой
бы
высокой
ни
была
квалификация
работников
дошкольного
учреждения,
невозможно
достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного
участия
родителей
в
воспитательном
процессе.
Всестороннее
гармоническое
развитие
детской
личности
требует
единства,
согласованности
всей
системы
воспитательно-образовательных
воздействий
взрослых
на
ребенка.
Роль
семьи
в
создании
такой
согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт
социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт
личности
ребенка,
на
формирование
у
него
нравственно-
положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые
уроки
нравственности,
формируется
их
характер;
в
семье
закладываются
исходные,
жизненные
позиции.
Поэтому
крайне
важно,
чтобы
основной
составной
частью
работы
дошкольных
учреждений
была
пропаганда
педагогических
знаний
среди
родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки,
допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые
родители
недооценивают
значение
физического
воспитания
детей,
некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие
не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и др. В связи с
вышесказанным,
актуальность
темы
определяется
её
социальной
значимостью - оказание необходимой помощи семье в выполнении
воспитательных функций.
Объектом
исследования
является
организация
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
с
родителями
воспитанников, а предметом исследования - формы и методы работы
детского сада с семьями воспитанников.
Цель:
Раскрыть
формы
и
методы
работы
с
родителями
в
дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности
родителей как участников воспитательного процесса.
Задачи исследования:
.
Изучить
и
проанализировать
психолого - педагогическую
литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с
семьей.
.
Рассмотреть
современные
подходы
к
организации
взаимодействия семьи и ДОУ.
. Познакомится с формами взаимодействия семьи и дошкольного
образовательного учреждения.
. Определить важность психолого - педагогического просвещения
родителей.
Гипотеза
исследования:
Предполагаем,
что
взаимодействие
дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее если:
нетрадиционные
формы
взаимодействия
ДОУ
и
семьи
будут
использоваться в комплексе с традиционными;
в
работе
будут
преобладать
формы,
направленные
на
привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Теоретическая
значимость
заключается
в
том,
что
были
обобщены
теоретические
подходы
по
работе
дошкольного
образовательного
учреждения
с
семьей.
Практическая
значимость:
Результаты
могут
быть
применены
воспитателями
для
работы
с
семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
Методологическая основа исследования - научно обоснованные
педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в
развитии личности ребенка, необходимости специальной подготовки
родителей
к
воспитанию
детей,
педагогической
поддержки
семьи
(Е.П.Арнаутова,
Т.И.
Гризик,
О.И.Давыдова,
В.П.Дуброва,
Е.С.Евдокимова, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, В.М.Иванова, П.Ф.Каптерев,
А.В.Козлова,
В.К.Котырло,
А.А.Майер,
Л . Ф . О с т р о вс ка я ,
К.Д.Ушинский и др.).
Методы исследования:
ü
Теоретические:
а) анализ психолого-педагогической литературы;
б) сравнение, обобщение, конкретизация;
в) изучение передового педагогического опыта.
ü
Эмпирические:
беседы,
анкетирование,
наблюдения,
количественный и качественный анализ данных исследования.
Работа состоит из: введения, 2 глав, вывода по каждой главе,
заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения с семьей
1.1
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме взаимодействия ДОУ с семьей
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья
или
общественное
воспитание
(детский
сад,
школа,
другие
образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в
пользу
семьи,
другие
отдавали
пальму
первенства
общественным
учреждениям.
Так,
Я.
А.
Коменский
назвал
материнской
школой
ту
последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук
и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных
и
каникул.
Чем
многообразнее
и
осмысленнее
становится
жизнь
ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит
другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган
воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и, падая
на
распаханную
жизнью
почву,
оно
производит
совершенно
иное
впечатление [10, с. 4].
В
противоположность
им,
социалист-утопист
Роберт
Оуэн
считал семью одним из зол на пути формирования нового человека.
Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания
ребенка
с
ранних
лет
активно
воплощалась
в
нашей
стране
с
одновременным
низведением
семьи
до
положения
«ячейки»
с
«отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и
делом
подчеркивалась
ведущая
роль
общественного
воспитания
в
формировании личности ребенка.
После установления в России советской власти дошкольное
воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и
ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов
социалистического общества - общества нового типа. Если до
революции основной целью дошкольного воспитания было
гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало
формирование, прежде всего, гражданина советского государства.
Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного
воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой
воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне
стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит
семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным
воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали
рассматривать как средство компенсировать недостатки семейного
воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего
ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая
рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е.
общественного воспитания [5, с.42].
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.
С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то,
что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны
организовать семейное воспитание, и организующим началом должна
быть
школа
как
представительница
государственного
воспитания.
Школа
должна
руководить
семьей».
Макаренко
призывал
педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью
улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При
этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль,
зависеть от «заказа общества» [16, с.365].
В
дальнейшем
-
в
40
-
60-е
годы,
проблема
«борьбы»
дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но
основная
тенденция
-
стремление
подчинить
семью
влиянию
дошкольного
учреждения
-
сохранялась.
Глобальной
целью
по-
прежнему
являлось
воспитание,
прежде
всего
члена
общества,
поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не
семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную
роль
по
отношению
к
дошкольному
учреждению.
Семья,
таким
образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества,
а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения.
Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944
г., говорилось: "Детский сад... должен служить примером правильного
воспитания
детей
дошкольного
возраста
и
оказывать
помощь
родителям в воспитании ребенка в семье", а во Временном положении
о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением
Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 г., говорилось: "Дошкольное
детское
учреждение
-
ясли
-
сад
-
создается
в
интересах
осуществления единой системы коммунистического воспитания детей
дошкольного возраста" [5, с.43].
Согласно
прогнозам
академика
С.
Г.
Струмилина
(1960),
в
будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного
дома,
получит
направления
в
детские
сады
с
круглосуточным
содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него
отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...».
Но
такого
мнения
придерживались
далеко
не
все
ученые.
Например, в 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось
сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись
педагогические
исследования,
целью
которых
было
научное
обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование
системы
«школа-семья
общественность».
В
работах
И.
В.
Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького и других авторов
использовались различные понятия: «педагогическое просвещение»,
«педагогиче ская
пропаганда»,
«органиче ское
с оч е т а н и е
общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие
семейного
и
общественного
воспитания»
и
т.п.
Изучалась
эффективность
форм
и
методов
оказания
педагогической
помощи
родителям.
В
1960
г.
в
нашей
стране
был
создан
первый
научно
-
исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР
(позднее АПН СССР), который возглавил академик А.В.Запорожец. В
различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы
развития
и
воспитания
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
уделялось
внимание
и
изучению
вопросов
семейного
воспитания
дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них
не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с
семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи,
содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в
каждом из них.
Воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со
стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение
(контакт)
со
сверстниками,
может
вырасти
эгоистичным,
не
приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды
и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с
необходимостью
воспитания
его
в
коллективе
сверстников.
Приведенный
анализ
подтверждает
необходимость
сотрудничества
детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего
влияния семейного и общественного воспитания.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы
существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял
собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с
учетом
различных
категорий
родителей.
Целью
педагогического
всеобуча было повышение педагогической культуры родителей.
Исследуя
проблему
педагогического
всеобуча,
О.
Л.
Зверева
выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за
недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями.
Практическими
работниками
использовались
разнообразные
ее
формы:
групповые
и
общие
родительские
собрания,
оформление
стендов
для
родителей,
папок-передвижек
и
т.д.
Воспитатели
отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего,
конкретные знания именно о своем ребенке.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не
удивишь.
Но,
как
показывают
проведенные
исследования
О.
Л.
Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой,
В.
П.
Дубровой,
В.
М.
Ивановой,
отношение
родителей
к
мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-
образовательной работы в детском саду, инициативы администрации,
ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения
родителей.
Часто
поиск
путей
совершенствования
работы
с
родителями
ограничивался
нахождением
новых
форм,
и
гораздо
меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П.
Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя
по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная
и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным
лицом
и
тактичным,
внимательным
собеседником.
Его
задача
-
преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи,
и
выработать
доверительный
тон.
Авторы
выявляют
причины
трудностей,
которые
испытывает
воспитатель
в
общении
с
родителями.
К
ним
относятся
низкий
уровень
социально-
психологической
культуры
участников
воспитательного
процесса;
непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства
и
его
значения;
несформированности
у
них
«педагогической
рефлексии»,
игнорирование
ими
того
факта,
что
в
определении
содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные
учреждения,
а
именно
они
выступают
социальными
заказчиками;
недостаточная информированность родителей об особенностях жизни
и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об
условиях
и
особенностях
семейного
воспитания
каждого
ребенка.
Педагоги
зачастую
относятся
к
родителям
не
как
к
субъектам
взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов,
детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности
семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь
реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное
для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду,
со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы.
Если
родители
наблюдают
детей
в
новой
обстановке,
они
и
воспринимают их «другими глазами» [10, с.7]. Идеи взаимодействия
семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А.
Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок
почти
полностью
идентифицирует
себя
с
семьей,
открывая
и
утверждая себя и других людей преимущественно через суждения,
оценку
и
поступки
родителей».
Поэтому,
подчеркивал
он,
задачи
воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа
поддерживает
связь
с
семьей,
если
между
воспитателями
и
родителями установились отношения доверия и сотрудничества [10,
с.8].
Таким
образом,
исследования
70-80-х
годов
прошедшего
столетия
конкретизировали
содержание,
формы
и
методы
педагогического
просвещения
родителей
и
позволили
выработать
ценные рекомендации для педагогов.
Более
глубокие
изменения
во
взаимодействии
семьи
и
дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с
реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного
воспитания.
Изменение
государственной
политики
в
области
образования повлекло за собой признание положительной роли семьи
в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в
Законе
РФ
«Об
образовании»
говорится,
что
«государственная
политика
в
области
дошкольного
воспитания
основывается
на
следующих
принципах:
гуманистический
характер
образования,
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного
развития
личности,
воспитание
гражданственности,
трудолюбия,
уважения
к
правам
и
свободам
человека,
любви
к
окружающей природе, Родине, семье». В этом законе, в отличие от
документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из
принципов
образования,
т.
е.
семья
из
средства
педагогического
воздействия на ребенка превращается в его цель.
В
90-х
годах,
в
соответствии
с
«Концепцией
дошкольного
воспитания»
(1989)
начали
разрабатываться
новые
подходы
к
сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи
двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского
сада (Л. М. Кларина) [10, с.8]. Сущность данного подхода состоит в
объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития
личности
как
детей,
так
и
взрослых
с
учетом
интересов
и
особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Л.
М.
Клариной
разработан
целый
комплекс
становления
и
развития
содержательных
и
организационных
направлений
сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы),
например,
создание
в
детском
саду
методического
кабинета,
оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей,
совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного
использования
приобретенных
таким
образом
знаний
в
условиях
детского
сада,
открытие
на
этой
основе
дискуссионного
клуба
профессионалов
и
родителей,
библиотеки
детской
литературы,
которая может быть использована как в детском саду, так и в семье,
организация
спортивной
секции
для
детей
и
родителей,
разнообразных клубов по интересам и др.
Итак,
можно
сделать
вывод:
педагогика
начала
советского
периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это
вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного
учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой
социальный институт, который противостоит обществу в целом и
дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также,
что
семью
надо
изучать,
но
изучать
не
как
потенциального
или
реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному
воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и
с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и
семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему
являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более
правильным
считалось
общественное
воспитание,
а
не
семейное.
Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по
отношению к дошкольному учреждению. В 60 - 70-е годы XX в. годы
большое
внимание
начало
уделяться
сочетанию
общественного
и
семейного воспитания.
Исследования
70
-
80-х
годов
прошедшего
столетия
конкретизировали
содержание,
формы
и
методы
педагогического
просвещения
родителей
и
позволили
выработать
ценные
рекомендации для педагогов.
В
90-х
годах
большое
внимание
начинает
уделяться
взаимодействию
детского
сада
и
семьи.
Практические
работники
ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В
настоящее
время
идет
перестройка
системы
дошкольного
воспитания,
и
в
центре
этой
перестройки
стоят
гуманизация
и
деидеологизация
педагогического
процесса.
Целью
его
отныне
признается
не
воспитание
члена
общества,
а
свободное
развитие
личности.
Современные
подходы
к
организации
взаимодействия
семьи и дошкольного образовательного учреждения
дошкольный родитель взаимодействие образовательный
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения
лежит
идея
о
том,
что
за
воспитание
детей
несут
ответственность
родители,
а
все
другие
социальные
институты
призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Уходит
в
прошлое
официально
осуществляемая
в
нашей
стране
политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
новых
отношений
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Новизна
этих
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество
-
это
общение
«на
равных»,
где
никому
не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие
представляет
собой
способ
организации
совместной
деятельности,
которая
осуществляется
на
основании
социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» -
личностное
взаимодействие
педагога
и
родителей
по
поводу
трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в
процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима
помощь
друг
другу
в
понимании
ребенка,
в
решении
его
индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [10, с.10].
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов
невозможно
в
рамках
закрытого
детского
сада:
он
должен
стать
открытой
системой.
Результаты
зарубежных
и
отечественных
исследований
позволяют
охарактеризовать,
из
чего
складывается
открытость
дошкольного
учреждения,
включающая
«открытость
внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит
сделать
педагогический
процесс
более
свободным,
гибким,
дифференцированным,
гуманизировать
отношения
между
детьми,
педагогами,
родителями.
Создать
такие
условия,
чтобы
у
всех
участников
воспитательного
процесса
(дети,
педагоги,
родители)
возникла
личная
готовность
открыть
самого
себя
в
какой
-
то
деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах,
успехах и неудачах и др. Пример открытости демонстрирует педагог.
Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав
им
о
чем-то
своем
-
интересном,
увиденном
и
пережитом
в
праздничныедни, инициируя тем самым у детей желание участвовать
в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то
сомневается,
он
просит
совета,
помощи,
всячески
подчеркивая
уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем
педагогический
такт,
важнейшее
профессиональное
качество,
не
позволит
педагогу
опуститься
до
панибратства,
фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей,
родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное
общение,
и
они
делятся
своими
тревогами,
трудностями,
просят
помощи
и
предлагают
свои
услуги,
свободно
высказывают
свои
претензии и т. д. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение
родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены
семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном
учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может
быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в
ближайший
лес,
на
речку,
другие
помогут
в
оснащении
педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Некоторые
родители
и
другие
члены
семьи
включаются
в
проводимую
систематически
образовательную,
оздоровительную
работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей
некоторым
ремеслам,
рукоделию,
занимаются
театрализованной
деятельностью и т. д. От участия родителей в работе дошкольного
учреждения
выигрывают
все
субъекты
педагогического
процесса.
Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое.
Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью
смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается,
так
много
знают,
так
интересно
рассказывают,
у
которых
такие
золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше
узнать
семьи,
понять
сильные
и
слабые
стороны
домашнего
воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
просто поучиться.
Таким
образом,
можно
говорить
о
реальном
дополнении
семейного и общественного воспитания.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад
открыт
влиянию
микро социума,
готов
сот рудничать
с
расположенными
на
его
территории
социальными
институтами:
общеобразовательной
и
музыкальной
школой,
спортивным
комплексом, библиотекой и т.д. Так, на базе библиотеки проводится
«Книжкин
праздник»,
в
котором
принимают
участие
старшие
воспитанники
детского
сада;
ученики
музыкальной
школы
дают
концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в
районные
мероприятия.
Например,
дошкольное
учреждение
представляет
на
выставки
детского
творчества,
проводимые
в
масштабе района, работы своих воспитанников. В день защитника
Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт
ветеранов, военнослужащих [10, с.12] .
Содержание
работы
детского
сада
может
быть
весьма
разнообразной,
во
многом
определяется
его
спецификой.
Ее
несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении
социального опыта детей, инициировании активности и творчества
сотрудников детского сада, что, в свою очередь работает на авторитет
дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой
системой,
родители
и
педагоги
должны
строить
отношения
на
психологии
доверия.
Родители
должны
быть
уверены
в
хорошем
отношении
педагога
к
ребенку.
Поэтому
педагогу
необходимо
вырабатывать
у
себя
«добрый
взгляд»
на
ребенка:
видеть
в
его
развитии, личности положительные черты, создавать условия для их
проявления,
упрочения,
привлекать
к
ним
внимание
родителей.
Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту,
знаниям,
компетентности
педагога
в
вопросах
воспитания,
но,
главное,
на
доверии
к
нему
в
силу
его
личностных
качеств
(заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
В
условиях
открытого
детского
сада
родители
имеют
возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать,
чем
занят
ребенок,
поиграть
с
детьми
и
т.д.
Педагоги
не
всегда
приветствуют
такие
свободные,
незапланированные
визиты
родителей,
ошибочно
принимая
их
за
контроль,
проверку
своей
деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри,
начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек,
тесная
умывальная
комната
и
др.),
и
тогда
вместо
претензий
к
педагогу
у
них
возникает
желание
помочь,
принять
участие
в
улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки
сотрудничества.
Познакомившись
с
реальным
педагогическим
процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы
педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее
важным результатом свободного посещения родителями дошкольного
учреждения
является
то,
что
они
изучают
своего
ребенка
в
непривычной
для
них
обстановке,
подмечают,
как
он
общается,
занимается,
как
к
нему
относятся
сверстники.
Идет
невольное
сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он
в
детском
саду
ведет
себя
иначе,
чем
дома?
«Запускается»
рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня
получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Линии
взаимодействия
педагога
с
семьей
не
остаются
неизменными.
Родители
и
педагоги
должны
иметь
возможность
высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах
воспитания.
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные
проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным
подходом.
Например,
детское
упрямство,
застенчивость,
капризы,
беспокойный сон [6, с.41].
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если
жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально
комфортно,
он
обязательно
поделится
своими
впечатлениями
с
родителями.
Например,
в
группе
ведется
подготовка
к
святочным
колядкам,
дети
готовят
угощения,
подарки,
придумывают
сценки,
рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно
кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях,
предложит свою помощь [10, с.14].
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с
семьей
следует
отметить
вечера
отдыха
с
участием
педагогов,
родителей,
детей;
спортивные
развлечения,
посиделки,
подготовки
спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться» и др. Во многих
дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся
«День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей
- установление доверительных отношений между детьми, родителями
и
педагогами,
объединение
их
в
одну
команду,
воспитание
потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно
их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного
возраста осуществляется в основном:
- через приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни
образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
-
создание условий для творческой самореализации педагогов,
родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских
работ,
которые
позволяют
родителям
ближе
познакомиться
со
спецификой
учреждения,
знакомят
его
с
воспитывающей
и
развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и
родителей;
-
объединение
усилий
педагога
и
родителя
в
совместной
деятельно сти
по
во спитанию
и
развитию
ребенка:
э т и
взаимоотношения
следует
рассматривать
как
искусство
диалога
взрослых
с
конкретным
ребенком
на
основе
знания
психических
особенностей
его
возраста,
учитывая
интересы,
способности
и
предшествующий опыт ребенка;
-
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и
обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя
чувства и эмоции;
-
уважительные
взаимоотношения
семьи
и
образовательного
учреждения.
Итак,
отношения
дошкольного
учреждения
с
семьей
должны
быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии
открытости детского сада внутрь и наружу.
Формы взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи. Важное условие сотрудничества педагогов с
родителями
-
ориентация
на
потребности
и
запросы
семей
дошкольников. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы
их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому
уже
в
процессе
первого
ознакомления
родителей
с
дошкольным
учреждением, еще до поступления ребенка в детский сад, в ходе
индивидуальной
беседы
оговариваются
предоставляемые
ДОУ
услуги.
Собрания
направлены
на
педагогическое
просвещение
родителей, их тематика может быть различной, но так или иначе она
связана с образовательной деятельностью ДОУ.
Необходимо
стремиться
к
тому,
чтобы
родители
стали
активными
участниками,
а
не
пассивными
наблюдателями
педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в
деятельность
дошкольного
учреждения
должно
подразумевать
разнообразные
подходы,
следует
использовать
различные
формы
взаимодействия,
которые
можно
разделить
на
традиционные
и
нетрадиционные.
Наглядная пропаганда
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать
сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только
знакомить
родителей
с
вопросами
воспитания
через
материалы
стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать
им
воспитательно-образовательный
процесс,
передовые
методы
работы,
доступно
и
убедительно
давать
родителям
нужную
педагогическую
информацию.
Можно
постоянно
оформлять
групповые
стенды
типа
«Для
вас,
родители»,
содержащие
информацию
по
двум
разделам:
повседневная
жизнь
группы
-
различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по
воспитанию детей в детском саду и семье. В начале года, как правило,
на Совете педагогов обсуждают годовой план работы. Затем педагоги
информируют о задачах воспитания по определенному разделу на
квартал,
сообщают
программное
содержание
непосредственно
образовательной деятельности, дают советы родителям, как в семье
может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.
С
большим
удовольствием
родители
рассматривают
работы
детей,
выставленные
на
специальном
стенде:
рисунки,
лепка,
аппликации и т. д.
В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога
и
социального
педагога
помещаются
рекомендации
по
различным
вопросам,
отчеты
членов
родительского
комитета
о
посещениях
семей, дежурствах.
Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где
будут практические рекомендации педагога - психолога, социального
педагога, дефектолога. Также можно поместить перечень инстанций,
где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в
детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше
всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению
необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных
педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать
задолго
до
намеченного
срока:
написать
красочное
объявление,
продумать
содержание
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми,
организационные
моменты.
Перед
началом
просмотра
непосредственно
образовательной
деятельности
нужно
рассказать
родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость
проведения.
Открытые
просмотры
очень
много
дают
родителям,
которые
получают
возможность
наблюдать
за
своими
детьми
в
ситуации,
отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением
и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и
воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и
членов
родительского
комитета.
Широкие
возможности
для
наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на
участке,
в
дни
праздников,
вечеров
развлечений.
Эта
форма
педагогической
пропаганды
очень
действенна
и
помогает
педагогическому
коллективу
преодолеть
еще
встречающееся
у
родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и
воспитании детей.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную
форму
педагогической
пропаганды,
как
папки-передвижки.
Они
помогают
и
при
индивидуальном
подходе
в
работе
с
семьей.
В
годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы
педагоги
могли
подобрать
иллюстрации,
подготовить
текстовой
материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала,
касающегося
трудового
воспитания
в
семье,
материала
по
эстетическому
воспитанию
до
материала
по
воспитанию
детей
в
неполной семье.
О
папках-передвижках
следует
упоминать
на
родительских
собраниях,
рекомендовать
ознакомиться
с
папками,
давать
их
для
ознакомления
на
дом.
Когда
родители
возвращают
папки,
воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу
о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Следует
серьезно
относиться
к
такой
форме
работы,
как
наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом
просвещении
родителей,
тщательно
продумывая
содержание,
художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и
иллюстративного материалов.
Сочетание
всех
форм
наглядной
пропаганды
способствует
повышению
педагогических
знаний
родителей,
побуждает
их
пересматривать
неправильные
методы
и
приемы
домашнего
воспитания.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной
формой
работы,
дает
возможность
познакомить
родителей
с
дошкольным
учреждением,
его
традициями,
пр а вил а м и,
о собенно стями
во спитательно-образовательной
р а б о т ы ,
заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия
по
дошкольному
учреждению
с
посещением
группы,
где
воспитываются
дети
пришедших
родителей.
Можно
показать
фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей,
сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующий
ДОУ или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления,
отвечают на возникшие вопросы.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с
семьей,
она
может
использоваться
как
самостоятельно,
так
и
в
сочетании
с
другими
формами:
беседа
при
посещении
семей,
на
родительском собрании, в период консультации.
Цель:
оказать
родителям
своевременную
помощь,
либо
обменяться
мнениями
по
тому
или
иному
вопросу
воспитания
и
достижения единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая
роль
здесь
отводится
воспитателю,
он
заранее
планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется
при
проведении
беседы
выбирать
наиболее
подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем
переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации
близки
к
беседам,
главное
их
отличие
дать
родителям квалифицированный совет.
Консультации
могут
быть
плановыми
и
неплановыми,
индивидуальными и групповыми.
Плановые
консультации
проводятся
в
детском
с ад у
систематически: 3 - 4 раза в год в каждой возрастной группе и столько
же общих консультаций согласно годовому плану.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее
содержательных ответов педагогов родителям.
Тематические и индивидуальные консультации
Консультации
проводятся
по
запросам
родителей,
если
они
сталкиваются
с
проблемой
в
воспитании
ребенка,
которую
самостоятельно решить не могут.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся для
родителей по рекомендации воспитателя, если он видит, что они не в
состоянии самостоятельно разобраться с проблемой, или проблема
доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от
решения трудной ситуации.
При
подготовке
к
консультации
необходимо
побеседовать
с
ребенком, его ближайшим окружением, педагогами. Причем делать
это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает
не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по
её решению.
Родители,
особенно
молодые,
нуждаются
в
приобретении
практических
навыков
воспитания
детей.
Их
целесообразно
приглашать
на
семинары-практикумы.
Эта
форма
работы
дает
возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:
как
читать
книгу,
рассматривать
иллюстрации,
беседовать
о
прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять
артикуляционный аппарат и др.
Родительские
собрания
проводятся
групповые
и
общие
(для
родителей всего учреждения).
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием,
задачами
и
методами
воспитания
детей
определенного
возраста
в
условиях детского сада и семьи.
Повестка
дня
групповых
родительских
собраний
включает
педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный
момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального
работника; сообщения кого - либо из родителей об опыте семейного
воспитания;
обсуждение
текущих
организационных
вопросов.
В
течение
учебного
года
рекомендуется
проводить
3 -
4
групповых
собрания,
готовят
их,
как
правило,
оба
воспитателя
поочередно.
Продолжительность - 1,5 часа.
После окончания собрания родители задают вопросы, которые их
волнуют
и
не
были
освещены
на
собрании,
советуются
с
воспитателем и, может быть, высказывают претензии [6, с.52].
На общих собраниях обсуждают задачи на новый учебный год,
результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания
и проблемы летнего оздоровительного периода и др.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из
родителей),
ведется
протокол,
выносится
решение;
обязательна
личная регистрация присутствующих.
Планирует
и
проводит
общее
родительское
собрание
заведующий
ДОУ
совместно
с
воспитателями
и
родительским
комитетом. Можно пригласить врача, юриста и др. Организуются 2 - 3
раза в год.
Проведение
родительских
собраний
по
старой
структуре
не
оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно -
правовой
базой
дошкольных
учреждений
родители
являются
заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие
в
организации
образовательного
процесса,
создавать
свои
органы
самоуправления
и
решать
некоторые
вопросы
самостоятельно
на
родительских
собраниях
и
конференциях.
Обычно
родительские
собрания
проходят
традиционно
-доклад
воспитателя
на
какую-то
тему
и
обсуждение
организационных
вопросов.
Как
правило,
на
собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности, а
пассивность - показатель либо незаинтересованности, что сама форма
проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны
родителей.
Некоторые
родительские
собрания
можно
делать
открытыми,
чтобы
на
нем
могли
присутствовать
воспитатели
других
групп
и
специалисты ДОУ.
Активное собрание родителей может включать:
элементы тренинга;
мастер - класс;
семинар - практикум;
семинар;
видеотренинг;
видеопрезентацию;
показ
непосредственно
образовательной
деятельности
на
видеозаписи.
Организуя
родительские
собрания
по
такой
схеме
можно
за
короткое
время
добиться
поразительных
результатов:
родители
становятся активными, заинтересованными [15, с.73].
Родительские конференции
Основная
цель
конференции
-
обмен
опытом
семейного
воспитания.
Родители
заранее
готовят
сообщение,
педагог
при
необходимости
оказывает
помощь
в
выборе
темы,
оформлении
выступления.
На
конференции
может
выступить
специалист.
Его
выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а
если получится, то и дискуссию.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Презентация дошкольного учреждения
Цели:
познакомить
родителей
с
дошкольным
учреждением,
уставом,
программой
развития
и
коллективом
педагогов;
показать
(фрагментарно)
все
виды
деятельности
по
развитию
личности
каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную
информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных
услугах,
оказываемых
специалистами
(учителем
-
логопедом,
педагогом
-
психологом,
социальным
педагогом,
инструктором
по
плаванию и др.)
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов
обсудить
с
родителями
актуальные
проблемы
воспитания.
На
заседание
«круглого
стола»
приглашаются
родители,
письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении
той или другой темы со специалистами.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе
которых
назидательно-поучительная
форма
общения,
клуб
строит
отношения
с
семьей
на
принципах
добровольности,
личной
заинтересованности.
В
таком
клубе
людей
объединяет
общая
проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Тематика
встреч
формулируется
и
запрашивается
родителями.
Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в
один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от
тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека
специальной
литературы
по
проблемам
воспитания,
обучения
и
развития
детей.
Педагоги
следят
за
своевременным
обменом,
подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Киноуниверситет или кинолекторий
Э т а
ф о р м а
п о з в о л я е т
ш и р о ко
и с п о л ь з о в а т ь
к а к
короткометражные
научно
-
популярные
и
хроникально
-
документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В
настоящее
время
используется
видеозапись
реальной
жизни
ДОУ.
Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются
родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры
помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них
обстановке и сделать соответствующие выводы.
Работа
киноуниверситета
строится
на
основе
определенного
учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию
подбирается тематический фильм [6, с.57].
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и
игротека. Поскольку игры требуют участия взрослого, это побуждает
родителей
чаще
общаться
с
ребенком.
Дошкольное
детство
-
это
период игр. Игра доставляет большую радость ребёнку; она даёт
возможность
дошкольнику
активно
действовать.
Если
традиция
совместных
домашних
игр
прививается,
в
библиотеке
появляются
новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Учитывая
занятость
родителей,
используются
и
такие
нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта»
и
«Телефон
доверия».
Любой
член
семьи
имеет
возможность
в
короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания
своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и
т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-
либо
значимые
для
них
проблемы,
предупредить
педагогов
о
замеченных необычных проявлениях детей.
Педагогическое интервью родителей
Записывается
на
диктофон,
видеокамеру.
Может
быть
использовано на родительских собраниях, конференциях, семинарах.
Тематика: «Каким бы вы хотели видеть вашего сына или дочь?»,
«Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребенка», «Каким
должна быть среда в детском саду».
Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная
суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь
современных
квартир
почти
исключили
из
жизни
ребенка
возможность
заниматься
рукоделием,
изготовлением
поделок.
В
помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все
необходимое
для
художественного
творчества:
бумагу,
картон,
бросовые материалы и др.
Тренинговые
игровые
упражнения
и
задания.
Родители
дают
оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения
к
нему,
выбирают
более
удачные,
заменяют
нежелательные
конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?»
- «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»).
Или родители должны определить, почему неконструктивны такие
слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои
«хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?»,
«Как
ты
можешь
поступать
так
со
мной!»
и
др.
Задания
могут
выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо
учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком -
это...» Мать или отец должны закончить предложение [10, с.52].
Мастер-класс
Мастер-класс проводит эксперт в определенной дисциплине для
тех,
кто
хочет
улучшить
свои
практические
достижения
в
этом
предмете.
Мастер-класс - это:
-
активная
форма
обучения
родителей,
при
которой
приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный
подход
путем
самоорганизации
и
активизации
творческого
потенциала каждого участника;
- наглядная демонстрация достижений профессионала с целью
передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования
их в работе;
- одна из форм учебного занятия, на котором педагог - мастер,
вовлекая в творческую совместную деятельность каждого участника,
обучает
его
мастерству
общения,
творческого
мышления,
самостоятельной
организации
обучения,
деятельностного
освоения
нового;
- это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы
было актуально и интересно;
-
одна из форм познания посредством активной деятельности
участников, решающих индивидуально и совместно поставленную
перед
ними
задачу;
признак
данной
формы
-
использование
максимального
потенциала
каждого
при
создании
творческого
продукта и взаимодействии всех;
-
это
кухня,
на
которой
шеф-повар
учит
поварят
очень
«про стым»
рецептам,
позволяющим
общаться,
а кт и в н о
взаимодействовать,
творчески
совершенствоваться,
чтобы
достичь
высот мастерства.
Понятие
«мастер-класс»
подразумевает
не
только
то,
что
ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой
профессиональный
уровень
и
учиться
мастерству
хотят
все
присутствующие на занятиях.
Для родителей после занятий необходимо:
- систематизировать и оценить уже имеющиеся у них знания;
- получить новые теоретические и практические знания;
- научиться применять получаемые знания;
- поделиться собственным опытом, знаниями, идеями.
Занятия
мастер -
класса
не
предполагают
фиксированного
момента начала и окончания, фиксированного числа участников и
получения
дипломов
и
сертификатов.
Основной
итог
посещения
занятий
-
получение
и
систематизация
информации
в
области
уникальных технологий. Превращение информации в личные знания
и умения, тренинг технического, аналитического и технологического
мышления
и,
соответственно,
-
повышение
профессиональной
грамотности [15, с.78].
В еч е р а
в о п р о с о в
и
о т в е т о в
п р е д с т а в л я ю т
с о б о й
концентрированную
педагогическую
информацию
по
самым
разнообразным
вопросам,
которые
зачастую
носят
дискуссионный
характер,
и
ответы
на
них
нередко
переходят
в
горячее,
заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в
вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в
самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме
проведения
этих
вечеров.
Они
должны
проходить
к а к
непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как
уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении
этого вечера. В течение этого времени методист, воспитатели, педагог
-
психолог
должны
к
нему
готовиться:
собирать
вопросы,
группировать,
распределять
их
в
педагогическом
коллективе
для
подготовки
ответов.
На
вечере
вопросов
и
ответов
желательно
присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также
специалистов - медиков, юристов, социального педагога, психолога и
др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно
методист и воспитатели используют для этого родительские собрания,
анкеты,
всевозможные
опросники.
На
родительских
собраниях
сообщают
время
проведения
вечера
вопросов
и
ответов,
предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их
на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы
дома и вручить педагогу позже.
В
зоне
особого
внимания
педагогического
коллектива
дошкольного учреждения должно быть руководство самообразования
родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует
иметь
литературу
по
разным
вопросам
семейного
воспитания,
включая
и
журнальные
статьи.
К
комплектованию
библиотечного
фонда
целесообразно
привлечь
самих
родителей,
которые
охотно
передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы.
Пропаганда
литературы
по
педагогической
тематике
входит
в
обязанности
педагогов
дошкольного
учреждения.
Важны
разные
формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение
отдельных
книг
или
публикаций
в
ходе
консультаций,
заседаний
дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки
новой
литературы
с
краткой
аннотацией,
обзор
новинок
на
родительском
собрании
и
т.д.
Задача
педагогов
-
пробудить
у
родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в
потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении
источники.
Сотрудничество
педагога
-
психолога,
воспитателей
и
семьи
помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных
взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности
ее
решения.
При
этом
необходимо
стремиться
к
установлению
равноправных
отношений
между
п ед а го гом - п с и хол о гом ,
воспитателем
и
родителями.
Они
характеризуются
тем,
что
у
родителей
формируется
установка
на
контакт,
возникают
доверительные
отношения
к
специалистам,
которые,
однако,
не
означают полного согласия, оставляя право на собственную точку
зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров.
Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а
сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно
осуществлять по - разному. Важно только избегать формализма.
С
начала
существования
советской
власти,
в
нашей
стране,
провозгласившей
политику
общественного
воспитания,
в
течение
долгих
лет
складывалось
уничижительное
отношение
к
семье
и
домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных
п е д а го го в
у ко р е н и л о с ь
у б е ж д е н и е
в
п е д а г о г и ч е с ко й
некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они
ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги
не
стремились
познакомить
"некомпетентных"
родителей
с
содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были
они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда
требовалась
их
помощь
в
уборке,
благоустройстве
помещения,
озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания.
А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги
искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью,
указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма
живучие
способы
и
формы
работы
с
семьей
с
доминированием
монолога
педагога
(инструктивные
сообщения
на
собрании,
консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой
многие
ошибки
в
общении
педагога
с
родителями
(безличные
обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные
проявления,
пренебрежение
к
собеседнику,
игнорирование
его
настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки,
небрежность
-
свидетельство
коммуникативной
некомпетентности
педагога, которая практически сводит на «нет» его педагогическую
компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать,
чтобы тебя услышали. Однако в дальнейшем, примерно с 60-х годов, в
нашей
стране
был
накоплен
немалый
опыт
педагогического
просвещения
родителей
-
«школы
матерей»,
«университеты
педагогических
знаний»,
«родительский
всеобуч»
и
др.
Но
содержание
программ
нередко
было
идеологизировано
и
политизировано.
Кроме
того,
часто
педагоги
для
общения
с
родителями
выбирали
назидательный
тон:
не
советовали
и
предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли - и выступали
в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А
итог был один - детский сад и родители занимались воспитанием
ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к
семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете
семьи в воспитании ребенка. Закон РФ "Об образовании" впервые за
многие
десятилетия
признал,
что
"родители
являются
первыми
педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребенка
в
раннем детском возрасте".
В
настоящее
время
идет
перестройка
системы
дошкольного
воспитания,
и
в
центре
этой
перестройки
стоят
гуманизация
и
деидеологизация педагогического процесса. Его целью признается не
воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое
внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи.
Практические
работники
ищут
новые,
нетрадиционные
формы
сотрудничества
с
родителями,
основанные
на
принципе
единства
воспитательных воздействий.
Методы
развития
у
родителей
рефлексии
собственных
воспитательных приемов. Для этого бсуждались разные точки зрения
на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое
проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения
и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту
родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей
на размышление.
Решение
проблемных
задач
семейного
воспитания
побуждает
родителей
к
поиску
наиболее
подходящей
формы
поведения,
упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает
чувство
педагогического
такта.
Для
обсуждения
предлагаются
проблемные
ситуации.
Ролевое
проигрывание
семейных
ситуаций
обогащает
арсенал
способов
родительского
поведения
и
взаимодействия
с
ребенком.
Дается,
например,
такое
задание:
проиграйте,
пожалуйста,
как
вы
будете
устанавливать
контакт
с
плачущим ребенком и т.д.
Тренинговые
игровые
упражнения
и
задания.
Родители
дают
оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения
к
нему,
выбирают
более
удачные,
заменяют
нежелательные
конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?»
- «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»).
Или родители должны определить, почему неконструктивны такие
слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои
«хочу», мало ли, что ты хочешь!» и др. Задания могут выполняться в
такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе -
это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...» Мать или отец
должны закончить предложение.
Анализ
родителями
поведения
ребенка
помогает
им
понять
мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите
метод
воздействия,
который
более
других
помогает
вам
в
налаживании
отношений
с
сыном
или
дочерью?»
Или:
«Был
ли
подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста» и
т.п.
Побуждение
родителей
к
обмену
опытом
активизирует
их
потребность
анализировать
собственные
удачи
и
просчеты,
соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в
аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах
деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная
деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских
отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность
моделировать
варианты
своего
поведения
в
игровой
обстановке.
Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре
моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную
проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое
прежнее представление о проблеме.
Только
вербальное
общение
(родители
отвечают
на
вопросы
педагога
и
друг
друга)
не
позволяет
решать
задачи,
связанные
с
осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что,
стараясь
представить
себя
в
наилучшем
свете,
мамы
и
папы
тщательно
контролируют
свои
высказывания,
п од а вл я я
естественность и спонтанность своего поведения.
Родитель,
вовлекаемый
в
игровой
тренинг,
начинает
заново
открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате
участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что
невозможно
испытывать
отчуждение,
гнев
и
злость
на
ребенка
и
одновременно
быть
счастливым
родителем;
нельзя,
сея
в
душе
ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и
любовь.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей
- установление доверительных отношений между детьми, родителями
и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими
проблемами
и
совместно
их
решать.
Этому
способствуют
нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал,
что
в
результате
формирующего
эксперимента
позиция,
как
родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не
зрители
и
наблюдатели,
а
активные
участники
различных
мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в
воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти
не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения
в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало
активности
во
взаимодействии
с
ДОУ
по
проблемам
детского
воспитания и развития.
Заключение
В ходе работы были рассмотрены вопросы о том, что семья и
дошкольное
образовательное
учреждение
в
хронологическом
ряду
связаны
преемственностью,
что
обеспечивает
непрерывность
воспитания
и
обучения
детей.
Здесь
важен
не
принцип
параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных
институтов.
Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить
друг
друга.
Важным
условием
преемственности
является
установление
доверительного
делового
контакта
между
семьей
и
детским
садом,
в
ходе
которого
корректируется
воспитательная
позиция
родителей,
педагогов,
что
особенно
необходимо
при
подготовке детей в школу.
Семья является институтом первичной социализации. Детский
сад входит в систему опосредованного, или формального окружения
ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все
этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного
воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к
дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.
Современные
подходы
к
организации
взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть
основаны
на
сотрудничестве
и
взаимодействии
при
условии
«открытости
детского
сада
внутрь»
(вовлечение
родителей
в
образовательный процесс детского сада) и «наружу» (сотрудничество
ДОУ
с
расположенными
на
его
территории
социальными
институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными
школами, библиотеками и т.д.).
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю
воспитательно - образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить
за
тем,
чтобы
педагоги
использовали
различные
формы
работы,
уделяя внимание совершенствованию практических и воспитательных
навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться
практическими
наблюдениями,
совместной
деятельностью
детей
и
родителей и т.п.).
Особое
значение
должно
придаваться
изучению
условий
воспитания детей в семье.
Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы
сотрудничества
с
родителями;
идет
перестройка
системы
дошкольного воспитания.
Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно
с
традиционными
формами
взаимодействия
дошкольного
образовательного
учреждения
с
семьей
способствует
повышению
эффективности работы с родителями.
Список использованной литературы
1.
Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986.
.
Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем
дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М.: Линка -
Пресс, 2004. - 208с.
.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2002. - 264с.
.
Гиппенрейтер
Ю.Б.
Общаться
с
ребенком.
Как? -
М.:
ООО
Астрель, 2006.
.
Данилина
Т.
Современные
проблемы
взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000.
№ 1. - С.41 - 48
.
Давыдова
О.И.,
Богославец
Л.Г.,
Майер
А.А.
Работа
с
родителями
в
детском
саду:
Этнопедагогический
подход
//
Приложение к журналу «Управление ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2005. -
144с.
.
Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного
учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2000. № 1. -
С.60 - 68.
.
Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. и др. Вместе с семьей: Пособие по
взаимодействию
дошкольных
образовательных
учреждений
и
родителей - М.: Просвещение, 2005.
.
Елжова
Н.В.
Работа
с
детьми
и
родителями
в
дошкольном
образовательном учреждении. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 282с.
.
Инновационные
формы
взаимодействия
ДОУ
с
семьей:
родительские
собрания
и
конференции,
дискуссии,
практикумы,
встречи за круглым столом / авт. - сост. Сертакова Н.М. - Волгоград:
Учитель, 2013. - 203с.
.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие
для
студ.
сред.
пед.
учеб.
зав. -
М:
Издательский
центр
«Академия», 2004. - 351с.
.
Концепция
дошкольного
воспитания
(1989)
/
С.А.Козлова,
Т.А.Куликова // Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -
С.389 - 399.
.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
учебник
для
студ.
сред.
и
высших
пед.
учеб.
заведений. -
М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
.
Леонтьева
А.Родители
являются
первыми
педагогами
своих
детей / А.Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. - 2001. №
8. - С.57-59
.
Майер
А.А.,
Давыдова
О.И.,
Воронина
Н.В.
555
идей
для
вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -
128с. - Приложение к журналу «Управление ДОУ».
.
Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Правда, 1985. - 448 с.
.
М и к л я ко ва
Н . В .
С о зд а н и е
у с л о в и й
э ф ф е к т и в н о г о
взаимодействия с семьей. - М., 2006.
.
Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э. Взаимодействие ДОУ с семьей как
ресурс развития взрослых и детей // Управление ДОУ. 2012. № 3.
.
Прохорова
С.Ю.,
Нигматулина
Н.В.
и
др.
Нетрадиционные
формы
проведения родительских собраний в детском саду - М.: Скрипторий
2003, 2011. - 104с.
.
Солодянкина
О.В.Сотрудничество
дошкольного
учреждения
с
семьей / О.В.Солодянкина. - М., 2004.
.
Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник
материалов
/
Сост.
Цветкова
Т.В.
-
М.:
ТЦ
Сфера,
2013.
-
128с.
(Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х
т. Т.3/ Сост. Богданова О.С., Смаль В.З., Сухомлинская А.И. - М.:
Педагогика, 1981. - 403с.
.
Фалюшина
Л.И.
Управление
качеством
образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для
руководителей ДОУ. - М., 2003.