План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения
Автор: Суринова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №321" г.о. Самара Населённый пункт: город Самара, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения Раздел: дошкольное образование
Ц е л ь : Устранение
искажений
эмоционального
реагирования
и
стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со
сверстниками.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
- Развитие внутренней активности ребенка.
- Формирование социального доверия.
- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
- Формирование адекватной самооценки.
- Развитие социальных эмоций.
- Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции:
коммуникативная
и
эмоциональная
сфера
ребенка среднего дошкольного возраста.
Средства коррекции: детские
игры,
направленные
на
развитие
навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Основные этапы деятельности:
1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и
сверстникам.
2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и
сверстниками.
3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.
Содержание деятельности:
Диагностическая
-
наблюдение
за
ребёнком
во
всех
видах
деятельности
в
игровой,
продуктивной, свободной, бытовой;
- беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в
семье;
-
обсуждение
проблемы
со
специалистами
ДОУ
(обсуждение,
нахождение путей решения).
Коррекционная индивидуально – ориентированная:
-
подход
к
ребёнку
во
время
проведения
всех
видов
деятельности
педагогами и специалистами ДОУ;
- подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический
процесс;
-
встречи,
беседы
и
консультации
с
родителями
по
воспитанию
и
развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог,
логопед).
План мероприятий на декабрь, январь, февраль.
Процедура
совместных
предметных
действий
с
взрослыми
и
сверстниками.
Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с
взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет
взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение
в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.
Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки - матери», «Детский сад»
Цель:
демонстрация
игровых
сюжетов,
подражание
действиям
взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.
Игровая деятельность: «Весёлые лица»
Цель:
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания
на
основе
адекватной
установки
состояния
другого
человека.
Развивать
правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками,
«работать в команде».
Драматизация художественной литературы.
Цель:
способствовать
сопереживанию
героев,
обсуждать
поступки,
проблемные
ситуации,
эмоциональное
состояние
и
драматизировать
(привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).
Проведение опыта: «Какой я?»
Цель:
осознание
себя,
собственного
эмоционального
состояния
и
настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого
произвольно менять своё поведение.
Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.
Цель:
формирование
понятия
о
противопоставлении
героев
–
антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера,
желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей,
развитие
коммуникативных
навыков
(как
ролевого,
так
и
партнёрского).
Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.
Работа с родителями.
Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая
бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников,
рассказывая о своих близких людях.
Совместные
игры
«Рядом»
«Забавные
обезьянки»,
«Продолжи
историю»
Цель:
формирование
микроклимата
в
группе
сверстников,
навыки
правильного
поведения
эмоционального
сплочения,
р еч е в о го
взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т.п.).
Беседа: «Каким бывает друг»
Цель:
создание
условий
для
переноса
сформированных
умений
и
навыков в реальную жизненную ситуацию.
Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём
симпатии),
включение
ребёнка
в
совместную
трудовую,
продуктивную
деятельность и т.п.
Цель:
формирование
личностных
компонентов
познавательной
деятельности,
которая
реализует
общую
совместную
цель.
Учить
правильному
адекватному
поведению,
общению,
восприятию,
одобрения
взрослого и окружающих детей.
Ожидаемые результаты
В конце 1 этапа:
- ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и
других;
- проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;
- формируется эмоциональный отклик.
В конце 2 этапа:
- формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные
переживания,
в
связи
с
этим
действие
ребёнка
постоянно
получает
положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает
нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В конце 3 этапа:
- формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с
окружающими людьми.