Автор: Климчук Ульяна Михайловна Должность: учитель физики и математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им С.М. Валеева Населённый пункт: Черниговка Черниговского района Приморского края Наименование материала: Методическая разработка обобщение темы " Тепловые явления" 8 кл Тема: Путешествие по стране Калория Раздел: среднее образование
Путешествие по стране Калория
( игра –путешествие по теме « Тепловые явления» для учащихся 8-х классов)
Участвуют 2 команды. У каждой команды обязательно есть:
1.
Капитан – заполняет дневник путешествия
2.
Проводник – ведет отряд по дорогам страны
3.
Штурман – проверяющий правильность движения отряда по выбранному
маршруту и следящий за соблюдением дорожных знаков
4.
Этнограф - хорошо владеющий языками страны, по которой путешествует
отряд.
5.
Экспериментаторы – 2 чел.
Всего в команде не менее 6 человек.
Выполнение заданий оценивается жюри.
В начале игры просмотр презентации – визитка страны КАЛОРИЯ.
Командам выдаются задания.
Зад 1.
Каждая команда получает рисунок ключа и вопросы:
1.
Какие вам известны способы передачи тепла при помощи инфракрасных
лучей? ( из ответа возьмите вторую букву и поставьте ее в первую клетку
ключа)
2.
Процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении ее температуры
( Из ответа возьмите первую букву и поставьте ее во вторую клетку ключа)
3.
Процесс перехода вещества из жидкости в газ ( из ответа возьмите четвертую
и седьмую буквы и поставьте их соответственно в третью и четвертую
клетки ключа)
4.
Процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое ( Из ответа возьмите
две последние буквы и поставьте их в последние клетки ключа).
( Ключевое слово: ЗНАНИЯ)
Ответы;
Излучение, нагревание, испарение, кристаллизация.
Команды получают столько очков, сколько правильных ответов в этом задании.
Одно дополнительное очко получает команда, которая первая ответит и
представит ключ жюри.
Этим ключом открываются ворота всех городов страны Калория.
Первый город за воротами – город ТЕОРЕТИКОВ.
Зад 2.
Для путешествия надо проложить маршрут. Это должны сделать капитаны. Они
получают следующее задание в виде кроссворда. Им помогают все члены
команды.
Правильный ответ показывают через проектор, чтобы капитан мог оценить
участие каждого ученика в выполнении задания.
Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки
Зад 3.
Штурманы команд приглашаются на конкурс знатоков знаков.
Физическое лото
Определить соответствие между символами и определением
1. количество теплоты
2. температура
3. уд теплота плавления
4. уд теплота парообразования
5. уд теплоемкость
6. масса тела
7. уд теплота сгорания топлива
Итак, маршрут проложен. ( Это график зависимости температуры от времени),
язык местности изучен, дорожные знаки определены. За воротами – город
ПРОЦЕССОГРАД.
Зад 4.
Проводники команд должны обосновать выбранные дороги, т е назвать процессы,
изображенные на графике. Они берут карточки с надписями и расставляют их
над процессом, соответствующим данной формуле.
Следующий город – ПРИБОРОГРАД.
Зад 5.
Капитаны выбирают несколько физических приборов или тел ( например, чайник,
калориметр, термометр, кастрюля, термос, кипятильник, электроплитка) и при
помощи команды, после обсуждения, называет тепловые процессы, связанные с
этим прибором, и получает столько очков, сколько процессов называется.
Впереди показался небольшой городок – НАБЛЮДАЙКИНО.
Зад 6.
В этом городе мы посетим кинотеатр и посмотрим отрывок из мультфильма.
В течении 2 мин надо отыскать и записать как можно больше тепловых явлений.
( за каждое явление получают по 1 баллу)
Подошли к городу ПРИМЕНЯЙКИНО.
Зад 7.
Команда получает карточки, где указывается одно из тепловых явлений.
Предлагается рассказать, ( 2 мин), где в технике, быту или в сельском хозяйстве
можно применить данное тепловое явление. ( хорошая теплопроводность, плохая
теплопроводность, испарение, конвекция, конденсация, излучение, плавление).
( За правильный ответ 1 балл).
Итак, впереди город ЛИТЕРАТУРОГРАД.
У ворот этого города нужно прочитать отрывок из стихотворения, где
упоминается любое тепловое явление или его проявление. ( Это домашнее.
задание).
Команды получают столько баллов, сколько сами услышат тепловых явлений в
отрывке.
Финиш путешествия по стране – город УМЕЛЕЦ,
Зад 8.
В этом городе каждая команда должна проделать один из предложенных опытов
и его объяснить.
Вызываются экспериментаторы, выбирают записанные на бумаге задания и
приступают к их выполнению. За правильную демонстрацию получают по 2 очка,
за объяснение опыта – 4 очка.
Предлагаются опыты:
1. Положить латунную гирьку на полоску бумаги и внести ее в пламя спиртовки
.Почему бумага не загорается?
2. На чашках весов уравновесьте стаканы с холодной и горячей водой. Почему
равновесие быстро нарушается?
( Возможны другие варианты заданий)
В конечном пункте путешествия Награждайкино
жюри оценивает ответы каждой команды, подводит общий итог, объявляет
победителя.
Приложение
Задание 1
Ключ
Задание 2
Кроссворд
По горизонтали: 1. Вещество, которое при сгорании выделяет энергию
2. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится
струями вверх
3. Процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние
4. Единица измерения энергии
5. Процесс перехода вещества из твердого в жидкое состояние
По вертикали: 1. Способ изменения внутренней энергии без совершения работы
2.
Прибор для измерения внутренней энергии
****
****
1т
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
е
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
1т
о
п
л
и
в
о
****
****
****
****
****
****
****
****
л
****
****
****
****
****
****
****
****
****
**8*
****
2к
о
н
в
е
к
ц
и
я
****
****
****
****
****
п
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
е
****
****
****
****
****
2 т
****
****
****
****
****
****
р
3 и
с
п
а
р
е
н
и
е
****
****
****
е
****
****
****
****
****
р
****
****
****
****
****
****
д
****
****
****
****
****
м
****
****
****
****
****
****
а
****
****
****
****
****
о
****
****
****
****
****
****
ч
****
****
****
****
****
м
****
****
****
****
4 п
л
а
в
л
е
н
и
е
****
****
****
****
****
****
***
****
****
****
****
****
т
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
****
р
****
****
****
****
Ответы: по горизонтали: 1. топливо по вертикали: 1. теплопередача
2. конвекция 2. термометр
3. испарение
4. плавление