Напоминание

Открытый урок литературы. Тема : И.А. Крылов. "Обоз".


Автор: Андреева Ольга Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 2
Населённый пункт: город Чехов, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок литературы. Тема : И.А. Крылов. "Обоз".
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок литературы в 8 классе.
Тема: «И.А. Крылов. Басня «Обоз»

Цели:
− расширить знания учеников о баснописце и его баснях; художественном своеобразии басен; − увидеть, как отражает Крылов в басне политическую ситуацию того времени (критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года); − актуальность басни, ее воспитательное значение.
Задачи:
Обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения. Развивающие – развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен; привитие любви к данному жанру. Воспитательные – воспитание нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, гордости за нашу историю.
Используемые педагогические технологии:
− игровая; − информационно-коммуникационная; − здоровьесберегающая.
2
Ход урока

I. Организационный момент. Минута приятных воспоминаний.
Учитель: Закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частицу своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир добрее, а в любом деле главное – доброе начало.
II. Сообщение темы и целей урока.

III
.
Повторение изученного
1. Повторение изученного Учитель: Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову и его басням. Для истории русской литературы И.А. Крылов родился только тогда, когда ему минуло 40 лет. Именно в это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. Давайте вспомним основные факты из биографии великого баснописца. - Когда и где родился И.А. Крылов? (2 февраля 1769 года в г. Москве) - Сколько лет было И.А. Крылову, когда он написал первую басню? (в 11 лет) - В каком журнале Крылов помещает первые басни, которые принесли ему успех ? (в журнале «Московский зритель») - Расскажите об увлечениях Крылова (рисовал, играл на скрипке, при чтении своих басен легко перевоплощался в своих героев, изучал математику, главное увлечение всей жизни – русский язык и литература). - В каком году вышла первая книга басен Крылова? (1809 г.) - В каком году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку? (1812 году). - Сколько лет он там прослужил? (30 лет). - Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9 книг, включающих более 200 басен) - Когда умер И. А. Крылов? Где похоронен? (9 ноября 1844 г. в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге). - Где установлен памятник Крылову? (В Петербурге, в Летнем саду). Сообщение о памятнике. 2. Теория литературы. − Что такое басня? Из каких частей она состоит? (Басня – это короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера. Состоит из двух частей: 1) основное повествование. Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои – животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык. 2) мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни.
3 3) лексическая работа: − притча – краткий рассказ поучительного характера; − поучение – совет, наставление; − аллегория – иносказание, скрытый смысл, намек; − олицетворение – наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы; − эзопов язык – умение замаскировать главную мысль, умение скрыть подлинный смысл (по имени греческого баснописца Эзопа).
IV. Работа над темой урока

1. События 1812 года.
Слайд (отражение исторических событий) Учитель: Начало басенного творчества Крылова, если не считать первых басен, созданных в конце XVIII века, совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское общество в первые годы XIX столетия. Басни об Отечественной войне 1812 года сделали Крылова известным всей России. Слайд С.Н. Глинка Современник Крылова Сергей Николаевич Глинка писал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращаются в живую историю». 1) Что же это за необычайный год, о котором писал Глинка? (1812 год, Отечественная война). 2) Почему эта война называется Отечественной? (освободительная) 3) Почему живые басни? − А для нас чем необычен этот год? (200-летие) 4) Какое чувство всех объединяло во время Отечественной войны 1812 года? (любовь к Отечеству)
2. Исторические параллели в баснях И. А. Крылова.
Учитель: События 1812 года – победа русских войск над Наполеоновской армией – вдохновили многих писателей, в том числе и И.А. Крылова. Басни Крылова об Отечественной войне 1812 года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий. Всеобщее признание как мастера басни и писателя, выразившего народные взгляды на Отечественную войну 1812 года, Крылову принесли его басни: − «Кот и повар» (слайд); − «Ворона и курица» (слайд); − самая известная «Волк на псарне» (слайд)и другие. Чтение наизусть басни «Волк на псарне» (ученик). Самая известная из них «Волк на псарне», - о том, как Наполеон, пытаясь спасти от окончательного разгрома свою армию, вступил в переговоры с Кутузовым о немедленном заключении мира. Крылов, написав басню, отправил ее Кутузову, и тот прочитал ее вслух после сражения под Красным окружавшим его офицерам. При словах «ты сер, а я, приятель сед» он снял фуражку и обнажил свою седую
4 голову, показывая, что если ощерившийся Волк – это Наполеон, то мудрый Ловчий, знающий волчью натуру, - это он сам. Слайд: портреты Кутузова и Наполеона.
3. Работа над басней «Обоз».
Учитель: А теперь давайте познакомимся еще с одной басней «Обоз», посвященной этим событиям. − Прослушаем басню. − О чем рассказывает басня «Обоз», какую картину она рисует? (устное словесное рисование) (Работа с иллюстрацией к басне, работа с текстом басни) С горшками шел обоз … Обоз– несколько возов едут друг за другом. Воз–повозка с имуществом Горшки–хрупкие Легонько – осторожно Конь добрый – почему? (Опытный, знает свое дело) На крестце – на спине Лошадь молодая – неопытная, пытается учить коня, знающего свое дело. Как она говорит? Почему? Конь бедный – тяжело ему Конь хваленый – уважаемый Лошадка – молодая, неопытная
Самонадеянность
– чрезмерна уверенность в своих силах и достоинствах
Высокомерие
– пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними
Зазнайство
– манеры, поступки, действия того, кто зазнается
− Выразительное чтение, как убыстрялась лошадь (ученики)

− Работа с иллюстрацией в учебнике
− Посмотрите, что из этого получилось в финале? (устное словесное рисование) − Какова мораль басни? Как вы ее понимаете? −
Чтение всей басни (ученики).
− Какому историческому событию посвящена басня? (ученик)
5 −
Выразительное чтение наизусть басни «Обоз»
(заранее подготовленные ученики) − Обучение выразительному чтению.
Сочинение – миниатюра.
Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Напишите небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью из басни
V. Итоги урока:
− О чем мы сегодня говорили на уроке? − С какой басней познакомились? − Какому событию посвящена басня?
Запись в тетради
1) Тема: «И.А. Крылов «Обоз» 2) Исторические события 1812 года. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова. 3) Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственность, зазнайство.
Оценки за урок

VI. Домашнее задание.
1) Выучить басню «Обоз» наизусть 2) Отредактировать сочинение. Я благодарю вас, ребята, за поддержку, помощь, активное участие на уроке. И желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок!


В раздел образования