Автор: Дудоладова Раиса Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №23 "Ручеёк" Населённый пункт: г.мичуринск тамбовская область Наименование материала: Статья Тема: "Как развить детские интересы" Раздел: дошкольное образование
Как развить детский интерес.
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если
говорить, что у ребёнка нет никаких интересов, то это значит, пока его
внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит
от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на предметы
и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.
Что такое интерес?
Интерес
–
это
важнейший
стимул
к
расширению
кругозора
ребёнка,
приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно
связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка – мышлением,
вниманием,
волей,
памятью,
эмоциями.
То,
что
увлекает,
заставляет
размышлять,
сосредоточиться,
легче
запоминается,
вызывает
чувства
( удивление, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т.д.)
Подчёркивая значение интереса в развитии ребёнка, замечательный врач и
педагог
Е.А.Аркин
говорил:
«Если
личность
воспитателя,
благодаря
подражательности
и
внушаемости
ребёнка,
следует
признать
одним
из
могущественных факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в
его руках является интерес».
Как возникают у детей интересы?
Пока ребёнок мал, ещё нельзя говорить о том, что у него имеются какие –
либо
интересы.
Чаще
всего
это
не
интерес
как
таковой,
а
лишь
заинтересованность
предметами
и
действия
с
ними.
Например,
яркая
движущаяся игрушка издающая звук, которую можно потрогать, подержать,
рассмотреть.
Его
увлекает
простое
манипулирование
с
предметом,
и
он
может многократно и довольно долго повторять
одни и те же действия,
например катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т.п.
Ребёнка пока занимает лишь сам процесс действий. Копирование того, что
он
видит
и
слышит.
В
силу
большой
подражательности
он
переносит
полученные впечатления в свою деятельность: увидел, понравилось – дай
попробую!
По мере роста ребёнка меняется и характер его интересов: они становятся
устойчивее,
осмысленнее.
У
детей
среднего
и
старшего
возраста
при
правильном
воспитании
формируются
произвольные,
целенаправленные
интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодолению
трудностей в достижении цели.
Я « прививаю» интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда,
мебель, посуда, игрушки ит.д.), их назначению, знакомлю с материалами и
их свойствами, развиваю интерес к миру природы (живой и неживой) и её
явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица: родной город, Родина и
её лучшие люди, народы, населяющие нашу страну),
к миру искусства
(литература, живопись, архитектура ит.п.)
Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития
интересов,
я
учу
детей
смотреть
и
видеть.
Привлекая
их
внимание
к
окружающей жизни.
Развивая у детей наблюдательность, я одновременно
содействую и развитию детских интересов. И занятия, и экскурсии, и игры, и
труд людей, и правильно организованная повседневная жизнь способствуют
развитию детских интересов.
На прогулке видим полянку всю зелёную, а в следующий день она усыпана
жёлтыми одуванчиками. Через несколько дней эта полянка словно снегом
припудрена.
Ребята
рассматривают
лёгкие,
круглые,
словно
мыльные
пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка
снова преподносит сюрприз…
- Куда же пропали одуванчики? – спрашивают ребята.
-А ну подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо
просто поразмыслить, - говорю им я.
И ребята самостоятельно приходят к выводу: ветер разнёс белый пушок.
Формируя интерес к миру природы, я одновременно воспитываю у них
бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам
родного края. Я не только учу детей видеть красоту природы и наслаждаться
ею, но и приучаю оберегать её. Ведь красота и богатство родной природы
зависят от бережного обращения с ней.
Формирую
интерес
к
явлениям
общественной
жизни,
использую
с
этой
целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о
событиях современности, о людях труда и их отношениях, об исторических
местах родного города и т.д.
Я стараюсь подводить детей к преодолению трудностей
через интерес.
Завершить
начатое,
добиться
выполнение
задуманного
для
ребёнка
дошкольного
возраста
нелегко.
Трудно
потому,
что
это
всегда
связано
с
проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях
я поддерживаю ребёнка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом.
Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел
трудность, довёл дело до конца.
Находясь в обществе сверстников, дети учатся добиваться, уступать, ждать,
отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением
тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы
пожелать
и
выполнить,
но
и
в
умении
отказаться
от
своего
желания.
А.С.Макаренко писал: «Если…ребёнок упражняется только в том, что он
свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не
будет большой воли»
При формировании интересов я осуществляю и индивидуальный подход к
детям. Так, например, один тянется к книгам, и его можно чаще видеть в
книжном уголке, другой – к строительным играм, третий любит рисовать,
четвёртый ( не дождется), когда будет музыкальное занятие, и т.д.
Володю
всегда
можно
видеть
за
конструктором.
Здесь
его
фантазия
неисчерпаема. И чего он только не сооружает: самолёты, подъёмный кран,
грузовики! Он знает марки машин, названия самолётов, но вот к книгам
равнодушен. Я его ни разу не видела с книгой, хотя чтение он слушает
внимательно. Чтобы создать
у мальчика желание заглядывать
в уголок
книги,
я
решила
поместить
туда
журналы
с
иллюстрациями
машин,
самолётов. После этого я стала чаще видеть Володю в уголке книги. Он
увлекательно рассказывал своим товарищам о самолётах, машинах.
Серёжу я привлекаю что – то рассмотреть, понаблюдать, стараюсь лишний
раз расспросить его о том, что видел, что подметил.
- Серёжа, ты не заметил, когда шёл в детский сад, прилетели ли птицы в нашу
кормушку? Когда пойдём на прогулку, напомни мне, пожалуйста, чтобы мы
не забыли взять корм для них.
У мальчика постепенно развивается наблюдательность, теперь он замечает то,
чего
раньше
не
способен
бал
увидеть.
Это
содействует
пробуждению
устойчивого интереса к природе.
Благодаря целенаправленному влиянию воспитателя у ребёнка постепенно
формируется устойчивый интерес, который затем расширяется и направляет
его деятельность и поведение.
Список литературы
1.Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948, с.87
2. Буркова Л. Воспитываем почемучек. // Дошкольное воспитание.- 1993.-№1
3.Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес.- М.: Знание, 1984.
4.Корчак Я. Как любить детей. М.,1968.
5.
Ладывир
С.О.
Воспитываем
исследователей
и
мудрых
мыслителей
//
Дошкольное воспитание.- 2004.- №5
6. Макаренко А.С. Избр. Соч., т.2,с101.
7. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение,
1975.