Напоминание

Здоровьесберегающая среда в детском саду


Автор: Золотарева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения"Бережновский детский сад"
Населённый пункт: с. Бережновка Николаевского муниципального района Волгоградской области
Наименование материала: отчет
Тема: Здоровьесберегающая среда в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

В ДЕТСКОМ САДУ
На протяжении нескольких лет наш коллектив работает над формированием здоровьесберегающей среды в детском саду. Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого- педагогическая задача. В первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья. Поэтому мы уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Главной задачей работы мы определили формирование у детей мировоззрения, в основе которого лежит понимание здоровья, как главной жизненной ценности. Для решения поставленных задач была разработана программа "Здоровье". Целью данной программы стала систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в данном учреждении с вовлечением в нее всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников образовательного процесса, снижения заболеваемости. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ" 1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность. 2.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. 3.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. 4.Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, футбол, волейбол, ритмика). 5.Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
6.Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки обучать новым видам движений основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений. 7.Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. 8.Помочь родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни. 9.Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие. Программа разработана в результате практической работы с детьми и родителями, на основе наблюдений, диагностированию поисков и размышлений. При разработке я руководствовалась следующими принципами в работе с детьми: демократизация, гумманизация и индивидуализация, которые, в свою очередь предполагают отказ от насилия, подавления личности ,подчинения её педагогу ,создающему условие, умело и осторожно, направляющему развитие ребенка. Наш коллектив стремится превратить детский сад в дом для детей с определенными обычаями, определенным уровнем культуры. Дом, в котором и детям, и взрослым уютно и комфортно, в котором ребенка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений- сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни. Программа реализуется в следующих направлениях: 1.Работа с детьми. 2.Работа с родителями. 3.Укрепление материально-технической базы.
Для реализации задач, намеченных программой "Здоровье" в детском саду созданы необходимые условия. Имеется физкультурно-музыкальный зал, который оборудован необходимым инвентарем: гимнастические скамейки, массажные коврики, степ-платформы, мячи, обручи, лыжи, кегли и др. необходимое оборудование. В зале проходят физкультурные занятия, проводятся досуговые мероприятия, праздники, занятия дополнительного образования. Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: полосой препятствий для развития выносливости, гимнастической стенкой и пр. На спортивной площадке по расписанию проводятся физкультурные занятия, спортивные праздники, эстафеты, самостоятельная деятельность детей, "Недели здоровья".
В самой группе созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей. Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в д/саду, которая включает время
проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как: -утренняя гимнастика -индивидуальная работа -физкультминутки -подвижные и спортивные игры -оздоровительный бег -дозированная ходьба -гимнастика после сна -закаливающие мероприятия -спортивные досуги и праздники -кружковая работа -музыкальные и физкультурные занятия. Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям я использую, как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые занятия, сюжетные, с элементами валеологии. Применяю и разнообразный спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники(проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц),и "Дни здоровья"(ежеквартально). Для создания условий по укреплению, формированию здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительно-образовательных задач. В этом направлении мною был составлен и разработан проект "Я расту". Цель проекта: сформировать у ребенка правила самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели я формирую правила ухода за телом; создаю условия для закаливания; вырабатываю привычку к самомассажу; формирую навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даю представление о функциях тела; учу детей обращаться с опасными для здоровья вещами; создаю проблемную ситуацию, демонстрирую знание правильного отношения к здоровью и т.д. Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года начинаю постепенное обучение полосканию рта, элементы обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода: ходьба босиком, воздушные ванны после сна. А так же ходьба по мокрым дорожкам, солнечные и воздушные ванны. Использую элементы массажа. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная артикуляционная гимнастика, учу детей дыханию через нос (профилактика заболевания верхних дыхательных путей). Организую двигательный режим (согласно возрасту).
Упражнения, способствующие формированию осанки, профилактики плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает моя практика, вышеперечисленные методы мне очень помогают в работе, я и в дальнейшем буду их использовать. На протяжении многих лет мы ведем активную работу по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Работа с родителями для меня является важной составляющей педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы строим совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Для этого провожу с родителями беседы на тему: "Ваш ребенок идет в детский сад", «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей дошкольного возраста» и др., даю необходимые консультации. Провожу собрание, на которых выбирается актив группа, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы, касаемые воспитания и обучения детей. В целях ознакомления с условиями проживания и бытом детей, посещаю их на дому. Для ознакомления родителей с физкультурно-оздоровительными мероприятиями, в ДОУ проводим "День открытых дверей", использование информационных технологий, выставки методической литературы по формированию основ здорового образа жизни; привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках и развлечениях "Веселые
старты", "Папа, мама, я - спортивная семья" ,"Лыжный марафон" , в экскурсиях, целевых прогулках, мини-походах. Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. Я стараюсь привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада: родители посещают родительские собрания как групповые, так и общие. Принимают активное участие в оформлении группы, совместно с ними в группе был сделан и оформлен уголок природы, изготавливалось нетрадиционное спортивное оборудование и многое другое. Большое значение я уделяю анкетированию родителей, вопросы для родителей помогают мне выяснить увлечение взрослых и их проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнение родителей о моей работе, найти новые пути сотрудничества. ИТАК, в процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам: -осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни; -наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях, обладают всеми качествами гармонически развитой личности; -здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.









В раздел образования