Автор: Сонникова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 с/п д/с "Светлячок" Населённый пункт: г. Кинель пгт Алексеевка Наименование материала: статья Тема: Нравственное становление личности Раздел: дошкольное образование
Сонникова Наталья Александровна воспитатель
ГБОУ СОШ №4 с\п д/с «Светлячок»
Статья
«Нравственное становление личности».
Дошкольный
возраст
ребенка
-
важный
период
в
его
жизни
и
нравственном
становлении
личности. Большое влияние на нравственное
воспитание
дошкольника несет педагог – целенаправленное воздействие,
ознакомление с нравственными нормами поведения в процессе различной
деятельности (играх, труде и др.). Все это является опытом для ребенка в
приобретении навыков моральных отношений, усвоений правил поведения,
элементарной
культуры
деятельности,
культуры
речи
и,
главное,
у
него
формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Воспитатель учит детей двух-трех лет положительному общению на
основе
чувств
доброжелательности,
умению
играть
вместе
с
малышами,
делиться с ними игрушками. Уже в этом возрасте надо добиваться, чтобы
нравственные
понятия
выражались
в
стремлении
следовать
указаниям
взрослого.
В
возрасте
трех-четырех
лет
ребенку
доступны
несложные
формы
организационного поведения. Например, не мешать окружающим криком ,
шумом. Важно научить детей, как вести себя, не нарушая нормального образа
жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать заниматься
делами старшим, в общественном месте не кричать, не толкать прохожих.
Дети
этого
возраста
усваивают
умение
играть
со
сверстниками,
при
необходимости уступать, делиться игрушками, проявлять заботу.
У
детей
четырех-пяти
лет
проявляются
гуманные
чувства
положительные
взаимоотношения,
формируются
навыки
коллективного
поведения. Педагог приобщает их к совместной деятельности, подчинение
правилам игры. Стоит учитывать, что основой таких отношений является
общительность,
умение
сопереживать,
проявлять
чувства
дружелюбия
и
взаимопомощи.
Пятилетние дети способны оценить свои и чужие поступки, развивая
это
качество,
воспитатель
формирует
у
детей
восприимчивость
к
положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Ребенок
испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища,
сказал неправду, не выполнил обещания и т.д.
Важно развивать у старших дошкольников этических представлений: о
правдивости, справедливости, смелости, скромности и т.п. В этот период
особое
внимание
уделяется
развитию
общественных
навыков,
умению
соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников,
а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и
конфликтов.
Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих,
видя в этом истоки дружеских. Он намеренно использует любую ситуацию,
которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни
в коллективе, заботиться друг о друге.
Так как к шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные
возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем.
Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к
трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок
и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в
каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относится ко
всему, что его окружает.
Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за
поведением
детей
в
процессе
деятельности
и
повседневной
жизни.
Но
контроль не должен быть навязчивым, а дети постоянно опекаемы. Только
тогда возникают привычки нравственного поведения.