Напоминание

Нравственное становление личности


Автор: Сонникова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 с/п д/с "Светлячок"
Населённый пункт: г. Кинель пгт Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное становление личности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сонникова Наталья Александровна воспитатель ГБОУ СОШ №4 с\п д/с «Светлячок» Статья «Нравственное становление личности». Дошкольный возраст ребенка - важный период в его жизни и нравственном становлении личности. Большое влияние на нравственное воспитание дошкольника несет педагог – целенаправленное воздействие, ознакомление с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде и др.). Все это является опытом для ребенка в приобретении навыков моральных отношений, усвоений правил поведения, элементарной культуры деятельности, культуры речи и, главное, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Воспитатель учит детей двух-трех лет положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть вместе с малышами, делиться с ними игрушками. Уже в этом возрасте надо добиваться, чтобы нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого. В возрасте трех-четырех лет ребенку доступны несложные формы организационного поведения. Например, не мешать окружающим криком , шумом. Важно научить детей, как вести себя, не нарушая нормального образа жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать заниматься делами старшим, в общественном месте не кричать, не толкать прохожих. Дети этого возраста усваивают умение играть со сверстниками, при необходимости уступать, делиться игрушками, проявлять заботу. У детей четырех-пяти лет проявляются гуманные чувства положительные взаимоотношения, формируются навыки коллективного поведения. Педагог приобщает их к совместной деятельности, подчинение правилам игры. Стоит учитывать, что основой таких отношений является общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.
Пятилетние дети способны оценить свои и чужие поступки, развивая это качество, воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещания и т.д. Важно развивать у старших дошкольников этических представлений: о правдивости, справедливости, смелости, скромности и т.п. В этот период особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских. Он намеренно использует любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге. Так как к шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем. Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относится ко всему, что его окружает. Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением детей в процессе деятельности и повседневной жизни. Но контроль не должен быть навязчивым, а дети постоянно опекаемы. Только тогда возникают привычки нравственного поведения.


В раздел образования