Напоминание

Рабочая программа по Мини-футболу


Автор: Замула Данил Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича
Населённый пункт: г. Кемерово Россия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по Мини-футболу
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя обще образовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово
Рабочая программа

«Мини-футбол»


по дополнительному образованию Физкультурно-спортивное направление Возраст учащихся: 11-14 лет Срок реализации: 5 лет
Составитель:
Замула Данил Викторович, учитель физической культуры г. Кемерово, 2016г.

Содержание
1. Пояснительная записка 3 2. Учебно-тематический план 5 3. Содержание программы «Мини-футбол» 8 4. Методическое обеспечение программы 10 5. Список литературы 16

Пояснительная записка к программе
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Эта программа физического воспитания учащихся дополнительного образовательного обучения по мини – футболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини – футбол, придерживаться принципов гармоничности, прикладности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Цели и задачи:
Каждое занятие по мини-футболу должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико – тактических приемов игры. Целью обучения игре в мини-футбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника. Достижение цели физического воспитания и, в частности, мини-футбола, обеспечивается решением основных задач, направленных на: 1. закаливание детей; 2. содействие гармоничному развитию личности; 3. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся; 4. привитие навыков здорового образа жизни; 5. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; 6. обучение двигательным навыкам и умениям; 7. приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. мини-футбола; 8. развитие двигательных умений и навыков; 9. умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом; 10. играть в мини-футбол, применяя изученные тактические приемы.
Актуальность
программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре на уроках. Поэтому одной из важнейших задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
Программа «Мини-футбол»

рассчитана
на учащихся 5-8 классов классов на
5 лет обучения.
Программа предполагает проведение занятий со школьниками 9 часов в неделю, всего 37 недель в год. Занятия по программе «Мини-футбол» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Изучение
теоретического материала
осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы.
Практические занятия
по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Учащимся предлагаются задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом. Большинство практических занятий проводятся на открытом воздухе. Зимой занятия на открытом воздухе проводятся в тихую погоду или при слабом ветре (1,5-2 м./с), при температуре не ниже -17° С. Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяется общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования её.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю. Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы:
создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы:
применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений; - игровой; - соревновательный; - круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения:
индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Планируемые результаты освоения программы
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе; 2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини- футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1. об особенностях зарождения, истории мини-футбола; 2. о физических качествах и правилах их тестирования; 3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения; 4. уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей; 5. организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом; 2. владеть тактико – техническими приемами мини-футбола; 3. знать основы судейства. В спортивно-оздоровительные группы принимаются дети с 1 по 11 кл, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа рассчитана на обучение детей и подростков в течении 5 лет и разбита на этапы обучения: I - группы начального обучения; II – учебно-тренировочные группы, III- группы совершенствования Занятия проходят в форме учебно-тренировочных занятий, 3 раза в неделю по 1,5 часа.
У обучающегося будут сформированы:
 положительное отношение к занятиям физкультурой;  интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;  основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;  уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры.
В результате освоения программы обучающиеся будут:

Знать:
 о роли физической культуры в жизни человека;  о ее позитивном влиянии на развитие человека;
Научится:
 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.  организовывать режим дня, утреннюю зарядку, подвижные игры;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;  контролировать действия партнёра в парных упражнениях;  осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;  задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром

2.

Учебно-тематический план

1-й год обучения



п/п

Разделы, темы

Всего

часов

Количество часов по

программе

Теория

Практика

1.

Вводные занятия

2

2

0
1.1 Физическая культура и спорт в России 1 1 0 1.2 Гигиенические знания и навыки. Закаливание. 1 1 0
2.

Общая и специальная физическая

подготовка

21

5

16
2.1. Упражнения для плечевого пояса и рук 4 1 3 2.2. Упражнения для ног 4 1 3 2.3. Упражнения для туловища 4 1 3 2.4. Специальная физическая подготовка 5 1 4 2.5. Комплексы общеразвивающих упражнений 4 1 3
3.

Теоретическая подготовка

3

3

0
3.1 Развитие футбола в России 1 1 0 3.2 Правила игры в футбол 1 1 0 3.3 Места занятий оборудование 1 1 0
4.

Техническая подготовка

40

7

33
4.1 Остановка и передача мяча 12 2 10 4.2 Ведение мяча 8 1 7 4.3 Остановка мяча 10 2 8 4.4 Удары по мячу 10 2 8
5.

Тактическая подготовка

12

2

10
5.1 Групповые действия в защите 6 1 5 5.2 Групповые действия в нападении 6 1 5
6.

Учебные и тренировочные игры

20

0

20
Разбор проведённых игр.
4

4

7.

Участие в соревнованиях

6

0

6
Разбор проведённых игр.
3

3

Всего

111

26

85

2-й год обучения




п/п

Разделы, темы

Всего

часов

Количество часов

по программе

Теория

Практика

1.

Вводные занятия

2

2

-
1.1 Планового инструктажа по технике безопасности; 1 1 - 1.2 Развитие мини-футбола в России и за рубежом: 1 1 -

2.

Строение и функции организма человека:

21

11

10
2.1. Физиологические особенности детского организма. 4 2 2 2.2. Анатомия. 3 1 2 2.3. Оценка уровня физического развития у детей и подростков. 2 2 - 2.4. Состояние здоровья занимающихся. 2 2 - 2.5. Способы оценки физического состояния по показателям ЧСС. 4 1 3 2.6. Оценка состояния сна, аппетита, переносимости нагрузок. 1 1 - 2.7. Врачебный контроль. 1 1 - 2.8. Система жизнеобеспечения во время тренировочного процесса у занимающегося. 4 1 3
3.

Гигиена, закаливание, режим питания юного

спортсмена

10

7

3
3.1 Гигиена. 1 1 - 3.2 Общее понятие о гигиене. 1 1 - 3.3 Личная гигиена. 1 1 - 3.4. Гигиенические знания водных процедур 1 1 - 3.5. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. 2 1 1 3.6. Режим дня. Закаливание. Значение закаливания 3 1 2 3.7. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков. 1 1 -
4.

Врачебный контроль, самоконтроль

Кажд

5

ую нед

5

елю

-
4.1 Врачебный контроль при занятиях мини-футболом
5.

Правила игры в мини-футбол, правила

соревнований, судейство:

13

4

9
5.1 Разбор правил игры, 6 1 5 5.2 Права и обязанности игроков 2 1 1 5.3. Обязанности судей, 2 1 1 5.4. Нормативные документы 3 1 2
6.

Учебные и тренировочные игры

30

-

30
Разбор проведённых игр.
10

10

-

7.

Участие в соревнованиях

10

-

10
Разбор проведённых игр.
10

10

-

Всего

111

49

62


3 год обучения
№ п/п

Разделы, темы

Техника безопасности:
1 Планового инструктажа по технике безопасности; 2 Правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.

Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и

культуры:
3-9 Физические упражнения 10-13 Упражнения для развития быстроты: 14-16 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: 17-19 Упражнения для развития специальной выносливости: 20-23 Упражнения для развития ловкости: 24-26 Техника передвижений: 27-29 Строевые упражнения:
Понятие о спортивной технике
30 Понятие о спортивной технике. 31-33 Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. 34-35 Классификация и терминология технических приемов. 36-37 Основные недостатки в технике футболистов 38-40 Пути их устранения.
Тактика игры: нападение, защита:
41-43 Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. 44-49 Нападение: высокий темп атаки, атака фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону. 50-53 Атакующие комбинации. 54-57 Защита: «зона», «персональная опека», 58-61 Комбинации обороны
Тактические комбинации:
62-67 Значение тактических заданий, которые даются спортсменам на игру, умение играть по плану-заданию. 68-73 Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков (3- 2; 1-4; 2-2). 74-77 Тактика отдельных линий и игроков команды.
Организации и проведение соревновании:
78-80 Значение спортивных соревнований. 81-84 Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований по мини-футболу. 85-97 Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, «олимпийская», смешанная, их особенности. 98-101 Положение о соревнованиях. Оценка результата игр. 102-111 Разбор проведённых игр.
-



4 год обучения
№ п/п

Разделы, темы

Техника безопасности:
1 Планового инструктажа по технике безопасности; 2 Правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и

культуры:
3-9 Физические упражнения 10-13 Упражнения для развития быстроты: 14-16 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: 17-19 Упражнения для развития специальной выносливости: 20-23 Упражнения для развития ловкости: 24-26 Техника передвижений: 27-29 Строевые упражнения:
Понятие о спортивной технике
30 Понятие о спортивной технике. 31-33 Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. 34-35 Классификация и терминология технических приемов. 36-37 Основные недостатки в технике футболистов 38-40 Пути их устранения.
Тактика игры: нападение, защита:
41-43 Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры на всём поле. 44-49 Нападение: высокий темп атаки, атака фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону. 50-53 Атакующие комбинации. 54-57 Защита: «зона», «персональная опека», 58-61 Комбинации обороны
Тактические комбинации:
62-67 Значение тактических заданий, которые даются спортсменам на игру, умение играть по плану-заданию. 68-73 Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков (3-2; 1-4; 2-2).
74-77 Тактика отдельных линий и игроков команды.
Организации и проведение соревновании:
78-80 Значение спортивных соревнований. 81-84 Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований по мини- футболу. 85-97 Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, «олимпийская», смешанная, их особенности. 98-101 Положение о соревнованиях. Оценка результата игр. 102-111 Разбор проведённых игр.
-


5 год обучения
№ п/п



Разделы, темы

Техника безопасности:
1 Планового инструктажа по технике безопасности; 2 Правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и

культуры:
3-9 Физические упражнения 10-13 Упражнения для развития скорости движения: 14-16 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: 17-19 Упражнения для развития специальной выносливости: 20-23 Упражнения для развития ловкости и умения следить за мячом, отнять его: 24-26 Техника передвижений: 27-29 Строевые упражнения:
Понятие о спортивной технике
30 Понятие о спортивной технике. 31-33 Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. 34-35 Классификация и терминология технических приемов. 36-37 Основные недостатки в технике футболистов 38-40 Пути их устранения.
Тактика игры: нападение, защита:

41-43 Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. 44-49 Нападение: высокий темп атаки, атака фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону. 50-53 Атакующие комбинации. 54-57 Защита: «зона», «персональная опека», 58-61 Комбинации обороны
Тактические комбинации:
62-67 Значение тактических заданий, которые даются спортсменам на игру, умение играть по плану-заданию. 68-73 Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков (3-2; 1-4; 2-2). 74-77 Тактика отдельных линий и игроков команды.
Организации и проведение соревновании:
78-80 Значение спортивных соревнований. 81-84 Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований по мини- футболу. 85-97 Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, «олимпийская», смешанная, их особенности. 98-101 Положение о соревнованиях. Оценка результата игр. 102-111 Разбор проведённых игр.
-

1.

Содержание программы «Мини-футбол»

Тема 1. Вводные занятия. Техника безопасности.

Физическая культура и спорт в России.


Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.
Тема 2. Общая физическая и специальная физическая подготовка.


Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний. Практические занятия. Обще развивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в
полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение, лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения, лёжа на спине. «Полушпагат». Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м. Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места в длину. Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с места и с подхода шагом). Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
Тема3. Теоретическая подготовка. Развитие футбола в России.
Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси по футболу.
Правила игры в футбол.
Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности.
Места занятий оборудование.
Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.
Тема 4. Техническая подготовка.



Техника игры в футбол.
Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.

Практические занятия.
Техника

передвижения
. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой.
Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя
мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой.
Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча.
Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча.
Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Обманные движения
(финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча
– быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.
Техника игры вратаря.
Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу
и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тема 5. Тактическая подготовка. Тактика игры в футбол
. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол». Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика

нападения
. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика

защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
Тема 6. Учебные тренировочные игры.
Отработка и закрепление полученных знаний при ведении игры.
Тема 7. Участие в соревнованиях.
В течение всего учебного года учащиеся принимают участие в играх различного уровня.


Содержание дополнительной образовательной программы 2-5 лет

II этап обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях. Физическая культура и спорт в России: место и роль физической культуры в жизни общества. Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту. Личная и общественная гигиена: понятие о гигиене тела. Причины простудных заболеваний и профилактика. Виды закаливания организма. Основы национального питания. Биологические активные пищевые добавки. Режим дня. Питьевой режим. Вредные привычки и их профилактика. Правильный подбор спортивной одежды, обуви, инвентаря. Обзор состояния и развития мини-футбола: развитие мини-футбола в России и за рубежом, чемпионаты Европы и мира.
Закаливание организма юного спортсмена:
методы и средства закаливания. Общая характеристика спортивной тренировки: тренировка как, единый процесс воспитания и обучения. Принципы наглядности, систематичности, непрерывности, доступности. Принципы физического воспитания, принцип оздоровительной направленности, всестороннего гармонического развития личности. Части тренировочного занятия. Условия проведения тренировки, факторы соревновательного календаря. Направленность к спортивным достижениям. Единство общей и специальной подготовок. Единство постепенности и тенденция к результатам. Цикличность.
Правила игры в мини-футбол:
разбор правил игры, права и обязанности игроков, обязанности судей.
III этап обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях. Развитие мини-футбола в России и за рубежом: значение и место мини-футбола. Всероссийские соревнования по мини-футболу. Первенство Европы, мира, Олимпийские игры. Современный мини- футбол и пути его совершенствования. ФИФА, УЕФА. Строение и функции организма человека: физиологические особенности детского организма. Анатомия. Оценка уровня физического развития у детей и подростков. Состояние здоровья занимающихся. Способы оценки физического состояния по показателям ЧСС. Оценка состояния сна,
аппетита, переносимости нагрузок. Врачебный контроль. Система жизнеобеспечения во время тренировочного процесса у занимающегося. Гигиена, закаливание, режим питания юного спортсмена: гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Гигиенические знания водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Значение питания. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков. Врачебный контроль, самоконтроль: врачебный контроль при занятиях мини-футболом. Правила игры в мини-футбол, правила соревнований, судейство: разбор правил игры, права и обязанности игроков, обязанности судей, нормативные документы.
IV-V этап обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях. Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и культуры: Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Понятие о спортивной технике понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения. Тактика игры: нападение, защита: понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Нападение: высокий темп атаки, атака фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону. Атакующие комбинации. Защита: «зона», «персональная опека», комбинации обороны. Тактические комбинации: Значение тактических заданий, которые даются спортсменам на игру, умение играть по плану-заданию. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков (3-2; 1-4; 2-2). Тактика отдельных линий и игроков команды. Организации и проведение соревновании: значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований по мини-футболу. Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, «олимпийская», смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях. Оценка результата игр.
Раздел специальная физическая подготовка для II- V этапов обучения включает в себя

следующие темы:
Упражнения для развития быстроты: упражнения для развития стартовой скорости (челночный бег из различных положений, эстафеты с элементами страта, подвижные игры). Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнеров за овладение мяча. Упражнения для развития дистанционной скорости (бег змейкой, между расставленными в различном положении стойками. Бег с прыжками. Эстафетный бег на дистанции 100-150 м. То же с мячом). Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег с изменением направления. Бег «тенью». Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, диски) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с ним. Бег и прыжки по ступеням. Вбрасывание мяча на дальность. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку. Борьба за мяч. Упражнения для развития специальной выносливости: повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений, серий). Кроссы с переменной скоростью. Многократные повторяемые специальные технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с последующей обводкой стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдых между рывками). Упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами. То же, выполняя в прыжке поворот на 90-180 гр.Прыжки с места, с разбега с ударом головой по мячу. Кувырки вперед, назад, в сторону. Жонглирование. Парные и групповые упражнения с ведением мяча. Эстафеты, подвижные игры.
Техника передвижений: различные сочетания приемов, бег с прыжками, поворотами и резкими остановками.
Раздел общая физическая подготовка для II- V этапов обучения включает в себя

следующие темы:
Строевые упражнения: команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. ОРУ без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведение и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц брюшного пресса и туловища. Упражнения для ног, махи, приседания, выпады. Прыжки и выпрыгивания. Упражнения с сопротивлением (в парах). ОРУ с предметами: упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (сидя, лежа, стоя) и в движении. Упражнения с гантелями, штангой: сгибание и разгибания, повороты и наклоны туловища. Упражнения с короткой и длинной скакалкой. Легкоатлетические упражнения: бег на 30,60,100 м, кросс. Прыжки в длину, высоту с места, с разбега. Многоскоки.
Спортивные игры с мячом:
баскетбол, ручной мяч. Подвижные игры: игры с мячом, бегом, прыжками. Метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Упражнения для развития физических качеств: упражнения для развития быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости.
Раздел общая технико-тактическая подготовка для II- V этапов обучения включает в себя

следующие темы:

II этап обучения:
Техника передвижения без мяча: различные сочетания приемов, бег с прыжками, поворотами и резкими остановками. Различные сочетания приемов техники передвижений с техникой владения мячом. Техника ведения мяча: обучение и совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 3-5м. Удары по мячу ногой: удары правой и левой ногой различными способами по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резанные удары. Удары в движении, в прыжке. Удары на силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара. Остановка мяча: остановка мяча различными способами. Остановка с поворотом до 180 гр. внешней и внутренней частью подъема, грудью – летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка мяча на второй скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой.
III этап обучения
Техника передвижения с мячом: различные сочетания приемов, бег с прыжками, поворотами и резкими остановками. Различные сочетания приемов техники передвижений с техникой владения мячом. Техника ведения мяча: совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 3-5м. Удары по мячу ногой: удары правой и левой ногой различными способами по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резанные удары. Удары в движении, в прыжке. Удары на силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара. Удары по мячу головой: удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары головой по мячу в падении. Удары на точность, силу, дальность. Техника игры вратаря: ловля, отбивание, переводы мяча на месте и в движении, без падения и в падении; без фазы полета и с фазой полета. Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе. Действия вратаря «один на один». Совершенствование бросков мяча рукой и выбивания ногой.
Отбор мяча: совершенствование в отборе с выпадом и подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и в учебных играх. Отбор с использованием толчка плесом. Ввод мяча в игру: ввод в игру мяча с бровки, «от ворот», с угловых ударов на дальность и точность. Обманные движения, «финты»: финты уходом, «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учетом игр.
IV-V этап обучения
Техника передвижения с мячом: совершенствование различных приемов техники передвижения в сочетании с техникой владения мячом. Техника ведения мяча: совершенствование ведении мяча различными способами правой и левой ногой на высокой скорости, изменяя направление и ритм движения, применяя финты, надежно контролируя мяч и наблюдая за игровой обстановкой. Удары по мячу ногой: совершенствование точности ударов (в цель, в ворота, партнеру). Умение соизмерять силу удара, придавать мячу различную траекторию полета, точно выполнять длинные передачи, навесы, выполнять удары из трудных положений. Удары по мячу головой: Совершенствование техники ударов лбом, в прыжке, выполняя их с активным сопротивлением. Техника игры вратаря: совершенствование техники ловли, переходов и отбивания различных мячей, находясь в воротах, на выходе из ворот. Совершенствование бросков руками и выбивания мяча ногами на точность и дальность. Отбор мяча: совершенствование умения определять (предугадывать) замысел противника, владения мячом, момент для отбора мяча и безошибочно применять избранный способ владения мячом. Ввод мяча в игру: совершенствование точности и дальности вбрасывания мяча, изменяя расстояние до цели, вбрасывание мяча партнеру для приема его ногами и головой. Обманные движения, финты: совершенствование финтов с учетом игрового места в составе команды, развития у занимающихся двигательных качеств, обращая особое внимание на совершенствование «коронных» финтов (для каждого игрока) в условиях игровых упражнений. Штрафные удары, пенальти: совершенствование штрафных ударов, «сухой лист»,удары на точность и силу по воротам (9,6,4,10). Индивидуальные действия: Совершенствование тактических способностей измений: неожиданное и своевременное «открывание»; целесообразное ведение и обводка, рациональные передачи, эффективные удары. Умение действовать без мяча с мячом в атаке на разных игровых местах.
1.

Методическое обеспечение программы
Объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приёма), разучивание (повторения упражнения, анализ выполненных движений). Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.
Оборудование и инвентарь
. Спортивная форма, кроссовки; футбольные мячи.
Психологическая подготовка.
Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях. Правила игры, соревнования и системы их проведения. Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Руководство игрой. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнование.
Теоретические сведения
Экипировка футболиста. Знать существующие разновидности ударов ногой; тактику, технику, правила соревнований по мини-футболу.
Практический материал
Обучение элементам игры в мини-футбол. Применение тактических приёмов на практике.

Список литературы.
1. Матвеев А.П., Физическая культура 5-9 классы [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009. – 32 с. 2. Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978. 3. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985. 4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980. 5. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976. 6. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976. 7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974. 8. Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г. 9. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.


В раздел образования