Напоминание

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках истории средствами игровых технологий"


Автор: Вязанкова Наталья Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Голынковская СШ"
Населённый пункт: Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках истории средствами игровых технологий"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Голынковская средняя школа»
Обобщение

педагогического

опыта

по

теме

самообразования:

«Формирование

познавательного

интереса

обучающихся

на

уроках

истории

средствами

игровых технологий»

Учителя истории и обществознания

Вязанковой Натальи Ивановны

2012/2013 учебный год


Содержание

Введение ______________________________________________________
1. Цель работы. 2. Задачи работы. 3. Гипотеза.
Основная часть ________________________________________________
1. Понятие «Игровые педагогические технологии» 2. Требования к подбору игр. 3. Классификация дидактических игр. 4. Методика разработки игр. 5. Примеры дидактических игр, используемых на уроке.
Выводы _______________________________________________________


Введение
«Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек Пытливости и любознательности» В. А.Сухомлинский В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у обучающихся к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода интерес и активность сами по себе возникают нечасто, они являются следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках истории. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной звучит так: «Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках истории средствами игровых технологий». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев ряд
технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательного интереса, активности на уроках и как следствие повышению качества знаний обучающихся. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю истории приходится решать такую задачу в связи с появлением в пятом классе нового предмета. Программа предусматривает 2 часа истории в неделю (меньше, чем отводится на другие дисциплины). Для меня важно сделать встречи с учениками не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в мир истории. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, увлекать детей и тем самым создавать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те ребята, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого обучающегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (дети это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от них фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Цель

моей

работы
: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно- воспитательном процессе; 4. Повысить интерес к предмету; 5. Повысить качество знаний по предмету.

Гипотеза:
Игровые технологии способствуют формированию познавательных интересов обучающихся и как следствие повышению качества знаний .
Основная часть
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: · В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; · Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; · В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); · Как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Педагогические игры имеют следующую классификацию: ▪ по виду деятельности: интеллектуальные, трудовые, социальные и
психологические; ▪ по характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; ● по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; ● по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО и т.д. Урок с дидактической игрой. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение обучающихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей обучающихся. Правилами создаются условия для формирования умений детей управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности обучающихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в
форме решения поставленного задания и оценивания действий обучающихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр. 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Требования к подбору игр следующие. 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра. Деловые игры делятся на организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. Отличие учебных деловых игр заключается в следующем: § Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; § Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; § Наличие конфликтных ситуаций; § Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; § Использование описания объекта игрового имитационного моделирования; § Контроль игрового времени; § Элементы состязательности; § Правила, системы оценок хода и результатов игры. Методика разработки деловых игр. Этапы: Ø Обоснование требований к проведению игры; Ø Составление плана её разработки; Ø Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры; Ø Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку Ø Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов; Ø Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности. Возможные варианты структуры деловой игры на уроке: Ø Знакомство с реальной ситуацией; Ø Построение её имитационной модели; Ø Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
Ø Создание игровой проблемной ситуации; Ø Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; Ø Разрешение проблемы; Ø Обсуждение и проверка полученных результатов; Ø Коррекция; Ø Реализация принятого решения; Ø Анализ итогов работы; Ø Оценка результатов работы. Урок – ролевая игра. В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы: * Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия; * Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; * Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д. Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д. Этапы разработки и проведения ролевых игр: * Подготовительный; * Игровой * Заключительный * Анализ результатов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание
сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости обучающиеся обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения. Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения. Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета. В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Приведу

примеры

дидактических

игр,

используемых

мною

на

уроках истории
этап урока Дидактическая игра Цели игры Организационный момент , , В н и м а н и е н а старт,, ,,Самый внимательный,, ,,Самый организованный,, Приучить детей быстро и организованно готовиться к уроку, настраиваться на работу
Сообщение темы и задач урока ,,Угадай предмет,, ,,Кому принадлежит предмет?,, ,,О какой стране идет речь?,, ,,Живая картина,, Мобилизовать внимание и познавательную активность, подвести к самостоятельной формулировке темы урока. Проверка домашнего задания ,,Выбери правильный ответ,, ,,Заполни пропуски,, ,,Юный художник,, ,,Исправь ошибки,, ,,Что лишнее?,, ,,Переводчик,, ,,Три предложения,, Текущий контроль за усвоением пройденного материала Изучение нового материала ,,Экскурсия,, ,,Рассказ наоборот,, ,,Продолжи рассказ,, ,,Зашифруй текст,, ,,Реставрация,, ,,Чистая доска,, ,,Из уст в уста,, Самостоятельное открытие обучающимися новых знаний Закрепление изученного материала ,,Ассоциация,, ,,Историческая азбука,, ,,Исторический снежный ком,, ,,Кто где живет?,, ,,Кому принадлежат слова?,, , , В е р н о л и утверждение?,, ,,Соотнеси дату и событие,, Обобщить и систематизировать изученный материал
Обобщение ,,Разгадай кроссворд,, , , Р и с у н к и н а выставку,, Викторина Книжка – самоделка ,,Отгадай героя,, Выяснить , что понято и усвоено обучающимися , над чем еще нужно поработать
Примеры дидактических игр

1.

,,Заполни пропуски,,
Коллективы людей разумных назывались --- .Все близкие и дальние родственники считались --- .Поэтому они помогали друг другу.
2.

,,Исправь ошибки,,
Имена богов Двуречья и силы природы, им подчинявшиеся: Шамаш - вода, Эа - луна, Син - солнце.
3.

,,Что лишнее?,,
Достижения, связанные с историей Древнего Египта: Водяные часы, деление часа на 60 минут, строительство пирамид, изобретение мумификации, использование конницы в военном деле.
4.,,Историческая азбука,,
Задается буква, допустим ,,п,, Ребятам по одному (парами) предлагается написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с историческим периодом, о котором шла речь на уроке. Дается время (10 минут) .Ребята выполняют задание. Затем результаты сравниваются. Побеждает команда, составившая самый длинный список. Лучший список зачитывается вслух. Другие дополняют свои записи теми словами, о которых они забыли.( Тема:,, Древний Египет,, П:пустыни, пальмы, папирус, пороги реки, писцы, пехотинцы, пленники, пирамиды)
5.,,Отгадай героя,,
Один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все остальные ,,загадывают,, какое-либо историческое лицо. Вызывается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы классу. Но ответы на них: ,,да,, ,,нет,, ,,отчасти,, Количество вопросов ограничено (10 вопросов) (Тема: ,,Персидская держава ,,царя царей,, Исторический герой: предводитель персов – Кир. Вопросы: -Он правил государством? -Был миролюбивым правителем? -Воевал с соседними государствами? -В этих войнах одерживал победы? -Завоевал Лидийское царство? -Применял военную хитрость при захвате государств? И т. д.)
6.,,Экскурсовод,,
Тема: ,,Искусство Древнего Египта,,
-В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Рассмотрите внимательно скульптуры (иллюстрации учебника).Подготовьте и проведите экскурсии для разных групп экскурсантов: - для детей старшей группы детского сада -для школьников 5-го класса -для иностранных туристов
7.,,Из уст в уста,,
Игру проводят с целым классом. Вызываются 4 человека. Трое из них ненадолго выходят из класса. Оставшийся вместе с классом должен внимательно выслушать рассказ учителя, чтобы затем пересказать его второму участнику. Рассказ должен быть коротким, интересным, содержать максимум имен собственных, дат, терминов. Как только рассказ зачитан, приглашается второй участник игры. Его задача – внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать информацию третьему участнику игры, который, наконец, делится услышанным с четвертым участником. Четвертый участник пересказывает классу то, что он понял. Далее, учитель читает первоначальный вариант, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа.
8.,,Исторический снежный ком,,
Задается тема. Например, ,,Храмы – жилища богов ,,Первый участник игры называет слово, относящееся к этой теме. Следующий участник повторяет первое слово и добавляет свое и т. д. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к определенной исторической теме. Победит тот, кто последним назовет слово.(Храм, сфинксы, обелиски, колонны, статуя и т. д.) При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для обучающихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий,
которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по истории (исторический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех обучающихся.
Выводы:
При систематическом использовании дидактических игр на уроках истории повысился интерес к изучению моего предмета. С каждым уроком становилось все меньше скучающих, незаинтересованных лиц. Ребята активно работали, с удовольствием помогали мне вести урок. На вопрос анкеты в конце учебного года: что понравилось на уроках? Почти все ответили: узнавать новое в процессе игры. Я думаю, что это наглядный показатель того, что процесс изучения истории связан не с принуждением, а с интересом, с радостью самостоятельных открытий. В ходе такой работы у ребенка формируется положительное отношение и интерес к учебе. Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие обучающихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Итак,

с

внедрением

игровых

технологий

повысилась

мотивация

обучающихся к изучению предмета история.

Интерес к предмету

2012/2013 уч. год

2013/2014 уч. год

78 %

82 %
Подводя итоги 2013/2014 учебного год я пришла к выводу, что внедрение игровых технологий сказалось положительным образом и на качестве знаний обучающихся: значительно повысилось качество знаний обучающихся по истории.
Качество знаний

обучающихся

2012/2013 уч. год

2013/2014 уч. год

80 %

86 %
Внедрение игровых технологий в учебный процесс дало свои положительные результаты, поэтому я продолжу свою работу по изучению данной педагогической технологии. Планирую разработать систему дидактических игр для 6 – 9 –х классов, а также использовать в учебном процессе и другие виды игр. Надеюсь, что данная работа принесет неплохие результаты.


В раздел образования