Автор: Осташко Светлана Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СШ №1 г. Демидова Населённый пункт: Смоленская область, г. Демидов Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Тема: "Строка, оборванная пулей" Раздел: среднее образование
Цели и задачи:
познакомить с военным периодом жизни и творчества смоленских поэтов;
воспитывать чувство патриотизма;
формировать интерес к истории своей Родины;
воспитывать любовь к поэзии;
обучение выразительному чтению.
Ход мероприятия:
Учитель:
1.Вступление
Лирика – выразитель времени, она быстро и легко откликается на события и
перемены, даёт оценку ещё до того, как происходит осмысление нового. Так
было на рубеже XIX – XX веков, в годы революции, в годы Великой
Отечественной войны, в годы «оттепели» и «застоя», в годы перестройки
нашего государства.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память. Через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
2. Основная часть
Ведущая 1.
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, — запомнил я Родину.
Ведущая 2.
В
далекое
прошлое
уходят
суровые
годы
Великой
Отечественной
войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни
можно часто слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой
прошло
более
полувека?»
Но
вправе
ли
мы
забывать
о
тех,
кто
погиб,
защищая Родину? Давайте сегодня обратимся к фронтовой лирике, снова
вместе со смоленскими
поэтами вспомним о тех, кто сражался во имя
победы.
Плотников Дмитрий (чтение стихотворения А.Т.Твардовского)
«Прошла война…»
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду – большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над темным лесом – алый.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье.
А.Т.Твардовский
Фильм о поэтах. (Н.И.Рыленкове, А.Т.Твардовском, М.В.Исаковском)
Ведущая 1.
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась
война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных
лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди,
ради жизни на земле...
«Наводчик». Чтение стихотворения.
Ведущая 2 .
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Звучит музыка
«В землянке» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова).
Чтец.
В
стихотворениях
военного
времени
слышится
крик,
но
не
одного
поэта, а всего народа. В то время все было общим — страдание и горе,
надежды
и
радости,
вера
в
победу
и
недоумение,
что
враг
так
быстро
продвигается вглубь страны:
Отцов и прадедов примета, —
Как будто справдилась она:
Таких хлебов, такого лета
Не год, не два ждала война.
Как частый бор, колосовые
Шумели глухо над землей.
Не пешеходы — верховые
Во ржи скрывались с головой.
И были так густы и строги
Хлеба, подавшись грудь на грудь,
Что, по пословице, с дороги
Ужу, казалось, не свернуть.
(Звучит песня «Эх, дороги»)
Чтец.
А каково значение этих стихов в наше, мирное время? Особое значение
поэзии заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем
себя с ними, примеряем на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я
поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне — школа
мужества. Война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные
ситуации,
которые
требуют
необычайно
ответственных
решений.
Это
испытание силы духа, нравственности, совести.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А. Твардовский. «Василий Теркин»
Ведущая 1.
Когда
вспыхнула
Великая
Отечественная
война,
муза
надела
солдатскую
шинель
и
встала
в
ряды
защитников
Родины.
В
этот
решительный момент ее задача состояла в том, чтобы приложить все силы
для победы над врагом. Поэты сражались и с винтовкой в руках, и острым
писательским пером.
(Звучит мелодия Д. Шостаковича «Новороссийские куранты»)
Ч тец.
Нескончаемые трудные и горестные дороги войны пролегли через весь тыл.
Местное население помогало партизанскому движению всем, чем могло...
Рассказывает
Александр
Никифорович
Захаров,
партизанский
комиссар: Помню, как раненые ели ложками соль... Как в строю называют
фамилии, боец выходит и падает вместе с винтовкой от слабости. Народ нам
помогал. Целая армия в лесу, но без них мы бы погибли, они же сеяли,
пахали, чтобы себя и детей кормить, чтобы нас кормить, одевать всю войну.
Пахали ночью, пока не стреляют... У нас было оружие, чтобы защищаться. А
они? За то, что буханку хлеба дал партизану, — расстрел; я переночевал и
ушёл, а если кто донесет, что я в этой хате ночевал, — им всем расстрел. А
там женщина одна, без мужика, а с ней трое маленьких детей. Она не
прогоняла,
когда
придем.
И
печку
вытопит,
и
обстирает
нас...
Она
нам
последнее отдаст. Мы едим, а дети сидят, плачут, голодные... Что бы мы без
них сделали в войну? Без этих женщин, которые вырастили детей без мужей,
которые отдавали последнее, веря в нашу победу.
Чтец.
Чтение стихотворения М. В. Исаковского «Русской женщине»
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Рубила возила, копала, —
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Звучит песня «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского)
Ч.тец
Фронт проходил всюду — на передовой и в тылу.
Воевали все — отцы, матери, дети...
Чтение стихотворения Н.И. Рыленкова
«Была деревня сожжена дотла…»
Учитель:
Путь к победе был долгим и трудным... Каждый день войны — это кровь и
смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и
доблесть героев...
Чтец.
Чтение стихотворения А. Твардовского «Час мира».
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.
Еще теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал.
Вздохните, люди,
Преступив войны порог...
3. Заключение.
Ведущая 1.
Почтим минутою молчанья
Всех тех, кто жизни положил
Не для всеобщего признанья –
Кто просто Родине служил;
Кто не старался отличиться,
Свою прославивши страну;
Всех тех, кому пришлось учиться
В огне, убийствах и в дыму.
Всех тех, кто на фронт провожая
Своих сыновей дорогих,
И поезд каждый день встречая,
Уж не дождался больше их.