Творческие самостоятельные работы при изучении темы "Квадратные уравнения".
Автор: Носкова Наталья Михайловна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Творческие самостоятельные работы при изучении темы "Квадратные уравнения". Раздел: полное образование
Творческие самостоятельные работы при изучении темы
«Квадратные уравнения».
Носкова Н.М.,учитель высшей категории.
В толковом словаре великорусского языка Владимира Даля можно прочитать:
«Творить что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать. Творить умом, созидать научно
или художественно». Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся
есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в
индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или
метода, но известного, как правило, в общественном опыте). А одним из средств
организации такой деятельности являются творческие самостоятельные работы.
Важным элементом математического воспитания следует признать воспитание
творческой активности учащихся. Творческая деятельность учащихся не ограничивается
приобретением нового, она включает и создание нового. Работа будет творческой, если в
ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно
решаются при помощи вновь добываемых знаний. Учащиеся усваивают новые знания,
если им понятна цель овладения ими, связь нового для них материала с уже известным.
Тогда проявляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти
способы его доказательства, его применение к решению задач. Помочь учащимся в этом
можно различными путями. И один из них – правильно организованная самостоятельная
работа.
Можно выделить 4 уровня самостоятельности:
воспроизводящая самостоятельность;
вариативная самостоятельность;
частично поисковая самостоятельность;
творческая самостоятельность.
Очевидно, что речь пойдёт о 4 уровне – творческой самостоятельности, когда
школьник, зная некоторые факты, включается в поисковую деятельность, то есть, опираясь
на известные многочисленные факты, делает выводы, приобретая таким образом новые
знания, умения применять их в усложнённой ситуации.
Рассмотрим, как можно применить творческую самостоятельную работу при
изучении темы «Квадратные уравнения».
Традиционно обучение теме «Квадратные уравнения» сводится к решению
квадратных уравнений по формулам корней, а также с помощью теоремы Виета и
обратной ей теоремы. Причём при решении квадратных уравнений учащиеся чаще всего
пользуются именно формулами корней, реже – формулами корней для чётного
коэффициента при переменной x и уже совсем не хотят использовать для нахождения
корней квадратного уравнения теорему Виета и обратную ей. Но существуют и другие
способы решения квадратных уравнений, которые в большинстве случаев остаются
учащимся неизвестными, так как не предусмотрены программой. Они основаны на знании
свойств квадратных уравнений, устанавливающих зависимость между их
коэффициентами, свободным членом и корнями. Использование этих свойств позволяет
находить корни квадратных уравнений с любыми коэффициентами, не обращаясь к
формулам корней и значительно сократить затраты времени на решение квадратных
уравнений. При этом сэкономленное время можно использовать на поиск решения более
сложных задач.
Рассмотренные ниже проблемные задания направлены как на выявление и
формулирование этих свойств, так и на их применение.
Задание 1. Установите общий вид квадратных уравнений, исследовав
взаимоотношения между коэффициентами и свободным членом в каждом из уравнений, а
затем сделайте вывод о том, каковы их корни:
x
2
+ 2х + 1 = 0, х
2
− 2х + 1 = 0,
2х
2
+ 5х + 2 = 0, 2х
2
− 5х + 2 = 0,
3х
2
+ 10х + 3 = 0, 3х
2
− 10х + 3 = 0,
4х
2
+ 17х + 4 = 0, 4х
2
− 17х + 4 = 0,
5х
2
+ 26х + 5 = 0,
5х
2
− 26х + 5 = 0.
Задание 2 . Известно, что корнями уравнений 8х
2
− 65х + 8 = 0,
−15х
2
− 226х − 15 = 0, 31х
2
−962х + 31 = 0, 300х
2
− 90001х + 300 = 0,
−87х
2
− 7570х − 87 = 0 являются положительные взаимно обратные числа, а корни
уравнений 8х
2
+ 65х + 8 = 0, −15х
2
+ 226х − 15 = 0, 31х
2
+ 962х + 31 = 0,
300х
2
+ 90001х + 300 = 0, −87х
2
+ 7570х − 87 = 0 им противоположны. Найдите корни всех
уравнений и установите их связь с коэффициентами и свободным членом.
ми и свободным членом.
Задание 3. Известно, что при умножении суммы корней квадратного уравнения
25х
2
─ 626х + 25 = 0 на их произведение получено число
25
626
. Найдите эти корни.
Задание 4. Дано квадратное уравнение 42х
2
+ bx + c = 0, один из корней которого
равен старшему коэффициенту и свободному члену, взятому с противоположным знаком.
Найдите второй корень, неизвестный коэффициент и свободный член. Выразите их через
старший коэффициент.
Задание 5. Известно, что в квадратном уравнении один из коэффициентов равен
свободному члену и их значение совпадает со значением одного из корней х
1
= 122.
Другой коэффициент равен квадрату этого числа, увеличенному на единицу. Запишите
квадратное уравнение и найдите второй корень.
Задание 6. Известно, что в квадратном уравнении оба коэффициента и свободный
член имеют одинаковые знаки, причем один из его коэффициентов равен свободному
члену и их значение совпадает с абсолютным значением одного из корней х
1
= −35.
Другой коэффициент равен квадрату этого числа, увеличенному на единицу. Запишите
квадратное уравнение и найдите второй корень.
Задание 7. Заполните пропуски в таблице 1 и сделайте выводы.
Таблица 1.
Уравнения
Корни уравнений
(…)х
2
+ 145х + 12 = 0
х
1
= −12, х
2
= −
...
1
−131х
2
+ 17162х − (… ) = 0
х
1
= …, х
2
=
131
1
(…)х
2
− (73
2
+ …)х … (…) = 0
х
1
= 73, х
2
=
73
1
−97х
2
− (…)х − 97 = 0
х
1
= −97, х
2
=
…
349х
2
− (… + 1)х + (…) = 0
х
1
= …, х
2
=
349
...
(…)х
2
… (…)х + (…) = 0
х
1
= −560, х
2
= −
560
1
Выполняя задания 1-7, учащиеся должны установить правило:
Если в квадратном уравнении ax
2
(а
2
+1)х+а=0 второй коэффициент отрицательный,
то корнями уравнения являются числа
а
,
а
1
. Если второй коэффициент
положительный, то корнями уравнения являются числа −
а
, −
а
1
.
Задание 8. В квадратном уравнении второй коэффициент является суммой
квадратов чисел 6 и 7. Один из корней равен отношению этих чисел, взятому с противопо-
ложным знаком, а второй корень является обратным ему числом. Выразите старший
коэффициент и свободный член через эти числа.
Задание 9. Корни квадратного уравнения представляют собой несократимые дроби,
числители и знаменатели которых являются делителями числа 72. Сумма корней равна
числу −
72
17
. Найдите эти корни и запишите соответствующее квадратное уравнение.
Выразите его коэффициенты и свободный член через значения числителей и знаменателей
дробей, являющихся корнями уравнения.
Задание 10. Даны два числа −
29
17
и
17
29
. Определите, корнями каких из приведен-
ных уравнений они являются, и найдите для них недостающие корни:
493х
2
+ 1130х + 493 = 0, −493х
2
− 1130х + 493 = 0, 493х
2
− 1130х − 493 = 0,
493х
2
− 552х − 493 = 0, 493х
2
+ 552х − 493 = 0, 493х
2
− 552х + 493 = 0.
Установите связь между корнями уравнений и их коэффициентами и свободным членом.
Задание 11. Даны уравнения (таблица 2).
Таблица 2.
1
2
3
2х
2
+ 5х + 2 = 0,
−6х
2
+ 13х − 6 = 0.
6х
2
+ 13х + 6 = 0,
6х
2
+ 37х + 6 = 0,
7х
2
+
16
305
х + 7 = 0,
2х
2
+
9
85
х + 2 = 0,
3х
2
+ 10х + 3 = 0.
−4х
2
+ 17х − 4 = 0,
−5х
2
+ 26х − 5 = 0,
5х
2
+
9
106
х + 5 = 0.
2х
2
− 3х − 2 = 0,
−6х
2
− 5х + 6 = 0,
6х
2
− 35х − 6 = 0,
7х
2
+
16
207
х − 7 = 0,
−2х
2
+
9
77
х + 2 = 0,
3х
2
− 8х − 3 = 0,
−4х
2
− 15х + 4 = 0,
−5х
2
− 24х + 5 = 0,
5х
2
−
9
56
х − 5 = 0,
5х
2
+
196
2001
х − 5 = 0.
2х
2
+ 3х − 2 = 0,
−6х
2
+ 5х + 6 = 0,
6х
2
+ 35х − 6 = 0,
7х
2
−
16
207
х − 7 = 0,
−2х
2
−
9
77
х + 2 = 0,
3х
2
+ 8х − 3 = 0,
−5х
2
+ 24х + 5 = 0,
5х
2
+
9
56
х − 5 = 0,
5х
2
−
196
2001
х − 5 = 0.
Исследуйте взаимосвязь между коэффициентами и свободным членом квадратных
уравнений в каждом столбце. Установите общий вид квадратных уравнений. Допишите в
каждом столбце по 5 уравнений соответствующего вида и решите их. Сделайте вывод.
Решая задачи 8-11, учащиеся выявляют новое свойство квадратных уравнений:
Если в квадратном уравнении
ах
2
+b
х
+c = 0, а
0, а = с = m∙n, b = m
2
+n
2
,
m,n
R , то х
1
= −
m
n
, x
2
= −
n
m
.
Если в квадратном уравнении
ах
2
+b
х
+c = 0, а
0, а = − с = m∙n, b = m
2
−
n
2
, m,n
R , то х
1
=
m
n
, x
2
= −
n
m
.
Задание 12. Даны квадратные уравнения:
0
52
5
47
2
х
х
,
0
24
41
17
2
х
х
,
,
0
9
7
45
11
15
8
2
х
х
,
0
35
29
5
3
7
10
2
х
х
,
0
73
,
5
3
73
,
8
2
х
х
,
0
18
325
18
2
х
х
,
0
18
77
18
2
х
х
,
0
15
8
225
244
15
8
2
х
х
,
0
52
39
13
2
х
х
,
0
45
,
2
0025
,
7
45
,
2
2
х
х
,
0
91
39
52
2
х
х
,
0
7
10
49
1229
7
10
2
х
х
,
0
110
157
11
8
10
7
2
х
х
,
0
1
,
3
61
,
8
1
,
3
2
х
х
,
0
19
362
19
2
х
х
,
0
13
6
169
205
13
6
2
х
х
,
0
101
10202
101
2
х
х
,
0
7
,
1
8
,
2
5
,
4
2
х
х
,
0
23
38
15
2
х
х
.
0
28
192
28
2
х
х
0
126
,
0
376
,
0
25
,
0
2
х
х
.
Исследовав значения коэффициентов и свободных членов квадратных уравнений,
разделите их на группы. Для каждой группы установите общий вид. Сделайте вывод о
корнях уравнений и их связи с коэффициентами и свободным членом.
Выполнение последнего задания позволяет учащимся установить четыре свойства
квадратных уравнений, использование которых даёт возможность быстро находить корни
уравнений, не обращаясь к формулам корней:
1. Если в квадратном уравнении
0
2
c
bx
ах
,
0
а
,
0
c
b
а
, то
,
1
1
х
.
2
а
с
х
2.
Если в квадратном уравнении
0
2
c
bx
ах
,
0
а
,
0
c
b
а
, то
,
1
1
х
.
2
а
с
х
3. Если в квадратном уравнении ax
2
(а
2
+1)х+а=0 второй коэффициент
отрицательный, то корнями уравнения являются числа
а
,
а
1
. Если второй
коэффициент положительный, то корнями уравнения являются числа −
а
, −
а
1
.
4. Если в квадратном уравнении
ах
2
+b
х
+c = 0, а
0, а = с = m∙n, b =
m
2
+n
2
, m,n
R , то х
1
= −
m
n
, x
2
= −
n
m
.
Если в квадратном уравнении
ах
2
+b
х
+c = 0, а
0, а = − с = m∙n, b = m
2
−
n
2
, m,n
R , то х
1
=
m
n
, x
2
= −
n
m
.
Организация уроков алгебры посредством использования творческих самостоя-
тельных работ способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, так как
центральным звеном всей учебной деятельности является поисково-познавательная
деятельность.
В заключение хочется привести слова Николая Гавриловича Чернышевского:
«Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны
приобретать образование самостоятельными занятиями».