Автор: Жигалова Валентина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Мишутка" г. Карачев Населённый пункт: г. Карачев, Брянская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Что может быть прекраснее ребенка? Без его улыбки бледнеют все краски мира, теряют
смысл все богатства бытия. Дети - это свежее утро жизни, воплощение нежности, чистоты
и непосредственности. Они самая большая любовь и радость, смысл жизни и
деятельности. Но и величайшая ответственность! Детство - это время, когда
закладываются основы физического, психического, личностного развития ребенка.
Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами.
Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно
должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно
сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.
В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на
сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название
здоровьесберегающие технологии. Это целостная система воспитательно-оздоровительных,
коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе
комплексного взаимодействия между собой всех значимых для ребенка взрослых.
В своей педагогической деятельности я широко использую здоровьесберегающие
технологии.
Цель: формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни,
полноценное и гармоничное развитие.
В практической деятельности я применяю различные методы и приемы
здоровьесберегающих технологий, и использую их в образовательно – развивающей
работе на разных этапах совместной и непосредственной деятельность с детьми
-Воздушные ванны -систематические прогулки на свежем воздухе
-Дыхательная гимнастика помогает воспитанию правильного речевого дыхания,
профилактике болезней дыхательных путей.
-Гимнастика для глаз снимает зрительную нагрузку. -
Динамические паузы - помогают снять утомляемость детей, развивают психоэмоцио-
нальную устойчивость. -
Физкультминутки, подвижные и спортивные игры
- Пальчиковая гимнастика помогает развитию мелкой моторики.
- Использую самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, игры –
нанизывания на шнур.
- Су -Джок (шариковые массажеры) помогают нормализовать мышечный тонус.
- Фитонцид-терапия (вдыхание паров лука, чеснока).
–Релаксация- помогает снять повышенное нервно-психическое напряжение(в
зависимости от состояния детей, использует спокойную музыку, звуки природы) .
- Сказка – терапия - всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с
ней психических процессов. Шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном
направлении и повысить самооценку.
В системе провожу с детьми утреннюю гимнастику, корригирующую гимнастику,
осуществляю воздушное закаливание, массаж рукавичкой.
Корригирующая гимнастика имеет большое значение для профилактики заболеваний. В
неё включаю элементы дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения
самочувствия детей, ходьба по ребристым дорожкам- для профилактики плоскостопия,
закаливающие процедуры(воздушные ванны).
На формирование стопы и профилактику плоскостопия использую различные
упражнения: ходьба по коврикам, оздоровительным дорожкам, имеющим неровную
поверхность, изготовленную с применением песка, камешков, пуговиц, пробок.
Провожу с детьми самомассаж, который включает в себя поглаживание живота, шеи,
головы, рук и лёгкое похлопывание по коленям, ступням.
Применяя здоровьесберегающие технологии, придерживаюсь принципов:
-«Не навреди!»
-Принцип сознательности и активности.-
-Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
-Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
-Принцип доступности и индивидуальности.
-Принцип систематичности и последовательности.
-Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
-Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
В группе оборудован «Физкультурный уголок». В нем находятся традиционные пособия
(массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное
оборудование, изготовленное своими руками:
-Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
-Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать
работу легких, увеличивать их объем.
-Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек,
массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
-Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует
развитию координации движений.
Применяю здоровье сберегающие технологии, в работе с родителями: консультации,
беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных
прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
оформления папок-передвижек; личный пример педагога; анкетирование; совместные,
спортивные праздники; буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика, «Как
правильно закаливать ребенка?».
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка
к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает
психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» г. Карачев
Жигалова Валентина Михайловна