Напоминание

Методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними


Автор: Клюева Оксана Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Сказка"
Населённый пункт: п.Унъюган, Октябрьский район, Ханты-Мансийский АО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
Раздел: дошкольное образование





Назад





Жестокое

обращение

с

детьми
– действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько
видов жестокого обращения
: 
физическое;

сексуальное;

психическое
(эмоционально дурное обращение) насилие; 
о т с у т с т в и е

з а б о т ы
( п р е н е б р е ж е н и е о с н о в н ы м и потребностями ребенка). Во исполнении Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая с е к с у а л ь н о е злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Основные мероприятия:
посещение квартир проблемных семей совместно с участковыми инспекторами УВД, проведение анализа условий проживания воспитанников. п р и в ы я в л е н и и ф а к т о в ж е с т о к о г о о б р а щ е н и я с несовершеннолетними немедленное обращение работников педагогического коллектива в органы внутренних дел и прокуратуру. н а п р а в л е н и е и н ф о р м а ц и и в к о м и с с и ю п о д е л а м несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.
1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше. 2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях. 3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите. 4. Поставьте в известность администрацию дошкольного учреждения. *** Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не т о л ь к о п л а н о м е р н а я и н ф о р м а ц и о н н а я р а б о т а с р о д и т е л я м и , н о и психопросветительская с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, предлагаю элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние:
 низкая самооценка, пассивность;  сниженный эмоциональный фон, страхи;  беспокойство, повышенная тревожность;  депрессивные состояния, печаль.
Поведение:
 оппозиционное; заискивающее, регрессивное;  несоответствующая возрасту ответственность;  саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли);  возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация.
Интеллект:
 снижение и полная потеря интереса к учреждению;  задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;  снижения познавательной мотивации;  нарушения речевого развития;  заторможенность в ответах, при выполнении заданий;  трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими:
 неумение общаться с людьми, дружить;  отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;  стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;  требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;  агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;  роль «козла отпущения».
Физическое состояние:
маленький рост, недостаточный вес; гигиеническая запущенность, неопрятный вид; психосоматические заболевания, неврозы; постоянный голод и/или жажда; мастурбация. Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, предлагается следующий
алгоритм действий взрослого.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПЕДАГОГ

ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ, ПОСТРАДАВШЕМУ

ОТ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ.

1.

Законы о защите прав ребенка.

2.

Организации,

куда

можно

обратиться

для

защиты

ребенка
(органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
3.

Учреждения

оказывающие

психологическую

помощь

детям

(ППМС-Центры), номера «Телефонов Доверия».

4. Последовательность

своих

действий

в

случае

жестокости

и

насилия.

5.

Признаки, характерные для различных видов насилия, в том

числе физические повреждения и поведенческие отклонения.

6. Особенности

поведения

родителей

или

попечителей,

позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.

7.

Последствия жестокого обращения, насилия: психологические,

эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.

8. Правила организации общения, установления контакта, уметь

внимательно

выслушать

ребенка,

независимо

от

того

подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться

с детьми.

9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации

родителям,

дети

которых

подверглись

жестокому

обращению

или насилию со стороны взрослых или сверстников.

10.

Быть

честным

с

семьей,

стараться

подробно

разъяснить

родителям причину разговора с ними.


В случае выявления явных признаков

жестокого обращения с ребенком:
1.
немедленно
направить служебную записку
руководителю
образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; 2.
руководитель
образовательного учреждения
немедленно
сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком
в

органы

опеки

и

попечительства
для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
1.

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные

отношения с ним.
2.
Оказать эмоциональную поддержку.
Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
3.

Осмотреть повреждения.
4.
Не

отправлять

домой,

если

он

боится

туда

возвращаться
. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место,
необходимо обратиться
: 
в

милицию

или

прокуратуру,
если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением; 
в

травмпункт

или

другое

медицинское

учреждение,
чтобы зафиксировать травмы; 
в

органы

опеки

и

попечительства

по

месту

фактического

проживания

ребенка,
если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам; 
на консультацию к психологу
с целью:  проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;  обучения родителей ненасильственными м е т о д а м и в о с п и т а н и я , п р и е м а м и релаксации и способам снятия нервно- психического напряжения.

позволяющие заподозрить жестокость по отношению

к ребенку
 противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;  нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;  обвинение в травмах самого ребенка;  неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;  отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;  невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;  обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;  рассказы о том, как их наказывали в детстве;  признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.). 1. Будьте бдительны к своим воспитанникам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие «вдруг» возникшие изменения в поведении. 2. Обратите внимание на изменение работоспособности воспитанника (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления). 3. Запрещается торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к воспитаннику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями. 4. Будьте объективны не только в оценке воспитанника, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы. 5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:  наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;  понимать выражение глаз детей, их мимику, жесты;  уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней. 6. Искренне интересуйтесь жизнью своих воспитанников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите! Как консультантам «Телефонов Доверия», так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти.
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения

родителей и детей! Относитесь к детям, подвергшимся насилию или

жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят

Вам тем же!


В раздел образования