Методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
Автор: Клюева Оксана Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Сказка" Населённый пункт: п.Унъюган, Октябрьский район, Ханты-Мансийский АО-Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: Методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними Раздел: дошкольное образование
детьми –
действия
(или
бездействие)
родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или
психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения :
физическое;
сексуальное;
психическое (эмоционально дурное обращение) насилие;
о т с у т с т в и е
з а б о т ы
( п р е н е б р е ж е н и е
о с н о в н ы м и
потребностями ребенка).
Во исполнении Всеобщей декларации прав человека и Декларации
прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты
ребенка
от
любых
форм
физического
или
психологического
насилия,
отсутствия
заботы
или
эксплуатации,
включая
с е к с у а л ь н о е
злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или другого
лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку
ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление,
информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в
связи
со
случаями
жестокого
обращения
с
ребенком,
а
в
случае
необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с
тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными
потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие
ребенка,
нарушают
его
социализацию,
порождают
безнадзорность
и
правонарушения несовершеннолетних.
Основные мероприятия:
посещение квартир проблемных семей совместно с участковыми
инспекторами
УВД,
проведение
анализа
условий
проживания
воспитанников.
п р и
в ы я в л е н и и
ф а к т о в
ж е с т о к о г о
о б р а щ е н и я
с
несовершеннолетними
немедленное
обращение
работников
педагогического
коллектива
в
органы
внутренних
дел
и
прокуратуру.
н а п р а в л е н и е
и н ф о р м а ц и и
в
к о м и с с и ю
п о
д е л а м
несовершеннолетних
и
защите
их
прав
для
осуществления
контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.
1.
Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше.
2.
Поговорите
с
ребенком,
определите
источник
конфликта,
стресса,
напряжения в отношениях.
3.
Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
4.
Поставьте в известность администрацию дошкольного учреждения.
***
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не
т о л ь к о
п л а н о м е р н а я
и н ф о р м а ц и о н н а я
р а б о т а
с
р о д и т е л я м и ,
н о
и
психопросветительская с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в
поведении,
психоэмоциональном
состоянии
ребенка
и
предположить
что
с
ним,
возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, предлагаю
элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние:
низкая самооценка, пассивность;
сниженный эмоциональный фон, страхи;
беспокойство, повышенная тревожность;
депрессивные состояния, печаль.
Поведение:
оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
несоответствующая возрасту ответственность;
саморазрушительное
поведение
(причинение
увечий
самим
себе,
суицидальные мысли);
возникновение
различного
рода
отклонений
в
поведении:
агрессия,
дезадаптация.
Интеллект:
снижение и полная потеря интереса к учреждению;
задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
снижения познавательной мотивации;
нарушения речевого развития;
заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими:
неумение общаться с людьми, дружить;
отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений,
привлечь
к
себе
внимание
взрослых,
или
избегание
взрослых,
подозрительность и недоверие к ним;
требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
роль «козла отпущения».
Физическое состояние:
маленький рост, недостаточный вес;
гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
психосоматические заболевания, неврозы;
постоянный голод и/или жажда;
мастурбация.
Если
вышеуказанные
признаки
в
большинстве
своем
были
обнаружены
в
поведении ребенка, предлагается следующий алгоритм действий взрослого.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПЕДАГОГ
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ, ПОСТРАДАВШЕМУ
ОТ ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ.
1.
Законы о защите прав ребенка.
2.
Организации,
куда
можно
обратиться
для
защиты
ребенка
(органы
внутренних
дел,
здравоохранения,
опеки
и
попечительства
по
месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные
организации).
3.
Учреждения
оказывающие
психологическую
помощь
детям
(ППМС-Центры), номера «Телефонов Доверия».
4. Последовательность
своих
действий
в
случае
жестокости
и
насилия.
5.
Признаки, характерные для различных видов насилия, в том
числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
6. Особенности
поведения
родителей
или
попечителей,
позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
8. Правила организации общения, установления контакта, уметь
внимательно
выслушать
ребенка,
независимо
от
того
подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться
с детьми.
9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации
родителям,
дети
которых
подверглись
жестокому
обращению
или насилию со стороны взрослых или сверстников.
10.
Быть
честным
с
семьей,
стараться
подробно
разъяснить
родителям причину разговора с ними.
В случае выявления явных признаков
жестокого обращения с ребенком:
1.
немедленно направить служебную записку руководителю образовательного
учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2.
руководитель образовательного
учреждения немедленно сообщает
по
телефону
(затем,
в
течение
дня
направляет
письменную
информацию)
о
выявленном
случае
жестокого
обращения
с
ребенком в
органы
опеки
и
попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания
ребенка.
1.
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные
отношения с ним.
2.
Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый
должен
продемонстрировать
по
отношению
к
ребенку
интерес,
дружелюбие,
искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный
человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
3.
Осмотреть повреждения.
4.
Не
отправлять
домой,
если
он
боится
туда
возвращаться .
Если
нет
возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное
место, необходимо обратиться :
в
милицию
или
прокуратуру,
если
действия
родителей
являются
преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения
обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
в
травмпункт
или
другое
медицинское
учреждение, чтобы
зафиксировать травмы;
в
органы
опеки
и
попечительства
по
месту
фактического
проживания
ребенка,
если
родители
относятся
к
группе
риска
по
алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их
обучить родительским навыкам;
на консультацию к психологу с целью:
проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью
установления
причин
имеющихся
у
ребенка
нарушений
(домашнее
насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение
организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и
родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях
семейного воспитания;
обучения
родителей
ненасильственными
м е т о д а м и
в о с п и т а н и я ,
п р и е м а м и
релаксации
и
способам
снятия
нервно-
психического напряжения.
позволяющие заподозрить жестокость по отношению
к ребенку
противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести
ясность в произошедшее;
нежелание,
позднее
обращение
за
медицинской
помощью
или
инициатива
обращения за помощью исходит от постороннего лица;
обвинение в травмах самого ребенка;
неадекватность
реакции
родителей
на
тяжесть
повреждения,
стремление
к
ее
преувеличению или преуменьшению;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
невнимание,
отсутствие
ласки
и
эмоциональной
поддержки
в
обращении
с
ребенком;
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических
черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
1.
Будьте бдительны к своим воспитанникам, отмечайте малейшие изменения в их
поведении,
любые
отклонения
от
нормы.
Пристального
внимания
педагогов
и
родителей требуют резкие «вдруг» возникшие изменения в поведении.
2.
Обратите
внимание
на
изменение
работоспособности
воспитанника
(не
может
продолжительное
время
работать
без
отвлечений
и
ошибок
из-за
быстро
нарастающего утомления).
3.
Запрещается торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по
отношению к воспитаннику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
4.
Будьте объективны не только в оценке воспитанника, но и в сложившейся ситуации.
Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5.
Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:
наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
понимать выражение глаз детей, их мимику, жесты;
уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6.
Искренне интересуйтесь жизнью своих воспитанников. Относитесь сочувственно к
мыслям
и
желаниям
детей:
не
придирайтесь,
не
пытайтесь
переделать,
не
критикуйте, чаще хвалите! Как консультантам «Телефонов Доверия», так и близким
взрослым
нельзя
забывать
о
физических
и
эмоциональных
травмах,
которые
получают дети от направленной против них злобы, ненависти.
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения
родителей и детей! Относитесь к детям, подвергшимся насилию или
жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят