Проблема саморазвития обучающихся в условиях сельской школы
Автор: Цеева Татьяна Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1" Населённый пункт: а. Кошехабль Республики Адыгея Наименование материала: статья Тема: Проблема саморазвития обучающихся в условиях сельской школы Раздел: полное образование
Проблема саморазвития обучающихся в условиях сельской школы
Цеева Т.А., учитель муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения « Средняя
общеобразовательная школа № 1» а.Кошехабль
Кошехабльского района Республики Адыгея
Современный школьник сельской школы живет в качественно новом
пространстве
и
в
новых
ритмах,
находясь
под
воздействием
огромного
прессинга
неранжированной,
чаще
хаотичной
информации,
что
определяет
изменения
его
восприятия,
познания,
мышления.
Значительные
изменения
отмечаются в развитии потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой
сфер,
меняются
ценности,
появляются
новые
потребности
и
новые
возможности их реализации. Особенности
и характер всех этих процессов
наиболее
выраженно
проявляются
в
детстве,
когда
постоянно
происходят
сложные возрастные психические и социально-психологические изменения в
развитии растущего человека, активно осуществляется процесс социализации и
индивидуализации его, осваиваются нормы поведения в обществе и отношения
в
нем.
Важнейшим
фактором
этих
изменяющихся
отношений
выступает
система
взаимодействия
детства
с
миром
взрослых
–
это
объективно
и
субъектно задаваемое отношение к нему как особому состоянию. Между тем,
детство весьма активно ставит все новые и новые задачи перед взрослыми.
Между
тем
особенно
важно
определять,
устанавливать
направленность,
динамику, интенсивность и характер изменений в развитии детства и появление
новых закономерностей.
В региональной программе развития образования поставлена задача:
дать
больше
возможностей
сельским
школьникам
для
развития
их
способностей, интересов, полноценной профориентации и самоопределения.
Сельская национальная школа должна стать не только школой знаний, культуры
общения, творчества, национальных традиций, здорового образа жизни, но и
школой жизни человека.
Образование в социально-экономических условиях села выступает в
качестве органического компонента жизненных отношений к миру, в итоге
возрастает значение человекообразующей функции образования в саморазвитии
личности. Развитие образа «Я» школьника сельской национальной школы, в
повседневной
его
жизни
в
образовательно-
воспитательном
пространстве
предполагает обеспечение развития рефлексивных способностей человека к
самопознанию,
саморазвитию.
Образование
с
одной
стороны
обогащает
отношения
человека
с
миром,
а
с
другой
-
создает
предпосылки
для
его
саморазвития. Способность к обогащению предметной деятельности возможна
в той степени, в какой человек познает и углубляет представление о своем «Я»,
именно
самоанализ
определяет
активность
взаимодействия
личности
со
средой.
По определению Н.Л. Селивановой, среда это некая природно-
социальная
данность
и
не
всегда
она
организована
как
воспитательное
пространство.
Школа
должна
стать
инициатором
такого
воспитательного
пространства,
где
приоритетная
роль
принадлежит
педагогам,
и
нет
места
запретам и указам, а предпочтение отдается процессу вовлечения детей в это
воспитательное
пространство.
При
моделировании
воспитательного
пространства особое значение имеют диагностика среды, учет ее творческого
потенциала, изучение потребностей и мотивов участников – как коллективных
(школа, учреждения и т.д.), так и индивидуальных (дети, педагоги, родители и
т.д.).
Создают это пространство учителя, родители, дети, представители
культуры,
творческие люди, встреча с которыми может превратиться
для
ребенка в «со-бытие» и может служить ключевым моментом их совместной
деятельности. Реализация событийного подхода предполагает наличие в жизни
ярких,
эмоционально
насыщенных,
незабываемых
дел,
которые
значимы
и
привлекательны
как
для
коллектива,
так
и
для
отдельной
личности.
Принципиально важно, чтоб ребенок осознал на фоне повседневной жизни
важность и значимость событий, как способа совместного бытия (Я-Мы, Я-
другой и т.д.). Событийность как взаимодействие может реализоваться только
на основе диалога обогащающего и сближающего в совместной деятельности.
На современном этапе развития российское общество
перед
системой
образования
ставит
дополнительные
задачи,
которые
можно
обозначить
как
интегративные.
Это
достижение
культурно-ценностного
единства,
предполагающего
формирование
личности,
ее
полноценную
общегражданскую
самоидентификацию,
самореализацию
независимо
от
этнической принадлежности.
Народная педагогическая культура имеет собственное пространство,
которое вобрало в себя ценнейший этнический педагогический опыт семейного
воспитания,
что
является
вневременным
достоянием,
носящим
в
себе
общечеловеческое
ядро,
необходимость
использования
которого
очевидна.
Сельская национальная школа основной регулятор национальных отношений,
духовно—нравственной преемственности поколений, семейной традиционной
культуры.
Этнопедагогическое наследие, содержащее веками проверенное средство
существования
человека,
его
включение
в
современное
образовательное
пространство
в
наше
время
становится
необходимым
способом
развития
этнического
самосознания,
формирования
духовно-нравственных
основ,
общечеловеческих качеств и интеграции личности в поликультурный социум.
Проблема сельской российской школы в последние десятилетия
стоит особо остро. Сельская школа нуждается в особом внимании и особой
поддержке,
в
ситуации,
когда
особенно
обострились
несоответствия
и
противоречия между:
- -
в о з р а с т а ю щ и м и
т р е б о в а н и я м и
к
у р о в н ю
и
к а ч е с т в у
общеобразовательной,
общекультурной,
сельскохозяйственной,
духовно-
нравственной
подготовки
подрастающего
поколения
и
ограниченностью
образовательных возможностей сельской школы;
--повышением социальной и культурной роли сельской национальной
школы,
в
условиях
свертывания
социокультурной
сферы
села
и
резким
падением престижа педагогического труда, низким уровнем заработной платы,
отсутствием
средств
на
учебно-методическое
оснащение
образовательного
процесса;
--
потребностями
сельской
национальной
школы
в
инновационной
деятельности,
обеспечивающей
их
выживание
и
развитие,
и
отсутствием
современной
нормативно-правовой
базы
функционирования
инновационных
программ в образовательном учреждении;
--усилением воспитательного влияния на школьника в связи со сложной
социальной
ситуацией
в
обществе
и
отсутствием
надежных
методик
его
осуществления в арсенале педагога, ибо теория педагогики не в состоянии
предви- деть становления образовательного пространства, учитывая возможные
негативные обстоятельства, возникающие в современном социуме;
--недостаточность
педагогических
находок
прошлого
века
для
изменившегося мира и человека в нем и ограниченностью организационных
форм
воспитательной
деятельности,
недооценивание
влияния
других
источников на внутренний мир, нравственную позицию личности, становление
человеческой сущности и отношения человека к самому себе;
--потребностями использования различных подходов по формированию у
учащихся
сельской
национальной
школы
представления
о
многообразии
культур в мире и России и отсутствием концепции воспитания позитивного
отношения
к
культурным
различиям,
обеспечивающим
феномен
гражданственности;
--
потребностями
педагогического
коллектива
сельской
национальной
школы в расширении ценностной социальной базы воспитания как открытого
социокультурного процесса и отсутствием программ по привлечению семьи к
этим процессам
Непроработанность этих проблем на уровне
воспитательного идеала и
системы
общих
целей
образования
и
неудовлетворительное
их
решение
в
содержании организации учебно-воспитательной работы чреваты накоплением
этносоциальных противоречий и являются показателем неадекватности школы
ее объективным социокультурным задачам.
Для решения задач культурно-ценностного единства общества
педагогическими
средствами,
необходимо
иметь
четкое
представление
о
социокультурных
механизмах,
текущих
и
перспективных
целях
и
задачах
процесса модернизации российского общества и роли общеобразовательной
национальной
сельской
школы
в
этом
процессе.
Отсюда
и
соотношение
национального и государственного и их взаимодействия в области культуры. А
это,
прежде
всего
соединение
различных
картин
мира,
аккумулирующих
содержание социально-исторического опыта отдельных этносов, соединение
ценностных
и
этических
систем,
определяющих
смысложизненные
ориентации, а также взаимодополнение их культурных потенциалов в интересах
обеспечения
социального
пространства
личности
для
максимально
полной
самореализации.
Литература
1.Донцов А.И.Самовоспитание личности. -Л., 1989.
2.Столин В. В.Самосознание личности. - М., 2009.
3.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. - СПб., 2011.