Напоминание

Проблема саморазвития обучающихся в условиях сельской школы


Автор: Цеева Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1"
Населённый пункт: а. Кошехабль Республики Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: Проблема саморазвития обучающихся в условиях сельской школы
Раздел: полное образование





Назад




Проблема саморазвития обучающихся в условиях сельской школы Цеева Т.А., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 1» а.Кошехабль Кошехабльского района Республики Адыгея Современный школьник сельской школы живет в качественно новом пространстве и в новых ритмах, находясь под воздействием огромного прессинга неранжированной, чаще хаотичной информации, что определяет изменения его восприятия, познания, мышления. Значительные изменения отмечаются в развитии потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, меняются ценности, появляются новые потребности и новые возможности их реализации. Особенности и характер всех этих процессов наиболее выраженно проявляются в детстве, когда постоянно происходят сложные возрастные психические и социально-психологические изменения в развитии растущего человека, активно осуществляется процесс социализации и индивидуализации его, осваиваются нормы поведения в обществе и отношения в нем. Важнейшим фактором этих изменяющихся отношений выступает система взаимодействия детства с миром взрослых – это объективно и субъектно задаваемое отношение к нему как особому состоянию. Между тем, детство весьма активно ставит все новые и новые задачи перед взрослыми. Между тем особенно важно определять, устанавливать направленность, динамику, интенсивность и характер изменений в развитии детства и появление новых закономерностей. В региональной программе развития образования поставлена задача: дать больше возможностей сельским школьникам для развития их способностей, интересов, полноценной профориентации и самоопределения. Сельская национальная школа должна стать не только школой знаний, культуры общения, творчества, национальных традиций, здорового образа жизни, но и школой жизни человека. Образование в социально-экономических условиях села выступает в качестве органического компонента жизненных отношений к миру, в итоге возрастает значение человекообразующей функции образования в саморазвитии личности. Развитие образа «Я» школьника сельской национальной школы, в повседневной его жизни в образовательно- воспитательном пространстве предполагает обеспечение развития рефлексивных способностей человека к самопознанию, саморазвитию. Образование с одной стороны обогащает отношения человека с миром, а с другой - создает предпосылки для его
саморазвития. Способность к обогащению предметной деятельности возможна в той степени, в какой человек познает и углубляет представление о своем «Я», именно самоанализ определяет активность взаимодействия личности со средой. По определению Н.Л. Селивановой, среда это некая природно- социальная данность и не всегда она организована как воспитательное пространство. Школа должна стать инициатором такого воспитательного пространства, где приоритетная роль принадлежит педагогам, и нет места запретам и указам, а предпочтение отдается процессу вовлечения детей в это воспитательное пространство. При моделировании воспитательного пространства особое значение имеют диагностика среды, учет ее творческого потенциала, изучение потребностей и мотивов участников – как коллективных (школа, учреждения и т.д.), так и индивидуальных (дети, педагоги, родители и т.д.). Создают это пространство учителя, родители, дети, представители культуры, творческие люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в «со-бытие» и может служить ключевым моментом их совместной деятельности. Реализация событийного подхода предполагает наличие в жизни ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для отдельной личности. Принципиально важно, чтоб ребенок осознал на фоне повседневной жизни важность и значимость событий, как способа совместного бытия (Я-Мы, Я- другой и т.д.). Событийность как взаимодействие может реализоваться только на основе диалога обогащающего и сближающего в совместной деятельности. На современном этапе развития российское общество перед системой образования ставит дополнительные задачи, которые можно обозначить как интегративные. Это достижение культурно-ценностного единства, предполагающего формирование личности, ее полноценную общегражданскую самоидентификацию, самореализацию независимо от этнической принадлежности. Народная педагогическая культура имеет собственное пространство, которое вобрало в себя ценнейший этнический педагогический опыт семейного воспитания, что является вневременным достоянием, носящим в себе общечеловеческое ядро, необходимость использования которого очевидна. Сельская национальная школа основной регулятор национальных отношений, духовно—нравственной преемственности поколений, семейной традиционной культуры.
Этнопедагогическое наследие, содержащее веками проверенное средство существования человека, его включение в современное образовательное пространство в наше время становится необходимым способом развития этнического самосознания, формирования духовно-нравственных основ, общечеловеческих качеств и интеграции личности в поликультурный социум. Проблема сельской российской школы в последние десятилетия стоит особо остро. Сельская школа нуждается в особом внимании и особой поддержке, в ситуации, когда особенно обострились несоответствия и противоречия между: - - в о з р а с т а ю щ и м и т р е б о в а н и я м и к у р о в н ю и к а ч е с т в у общеобразовательной, общекультурной, сельскохозяйственной, духовно- нравственной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей сельской школы; --повышением социальной и культурной роли сельской национальной школы, в условиях свертывания социокультурной сферы села и резким падением престижа педагогического труда, низким уровнем заработной платы, отсутствием средств на учебно-методическое оснащение образовательного процесса; -- потребностями сельской национальной школы в инновационной деятельности, обеспечивающей их выживание и развитие, и отсутствием современной нормативно-правовой базы функционирования инновационных программ в образовательном учреждении; --усилением воспитательного влияния на школьника в связи со сложной социальной ситуацией в обществе и отсутствием надежных методик его осуществления в арсенале педагога, ибо теория педагогики не в состоянии предви- деть становления образовательного пространства, учитывая возможные негативные обстоятельства, возникающие в современном социуме; --недостаточность педагогических находок прошлого века для изменившегося мира и человека в нем и ограниченностью организационных форм воспитательной деятельности, недооценивание влияния других источников на внутренний мир, нравственную позицию личности, становление человеческой сущности и отношения человека к самому себе; --потребностями использования различных подходов по формированию у учащихся сельской национальной школы представления о многообразии культур в мире и России и отсутствием концепции воспитания позитивного
отношения к культурным различиям, обеспечивающим феномен гражданственности; -- потребностями педагогического коллектива сельской национальной школы в расширении ценностной социальной базы воспитания как открытого социокультурного процесса и отсутствием программ по привлечению семьи к этим процессам Непроработанность этих проблем на уровне воспитательного идеала и системы общих целей образования и неудовлетворительное их решение в содержании организации учебно-воспитательной работы чреваты накоплением этносоциальных противоречий и являются показателем неадекватности школы ее объективным социокультурным задачам. Для решения задач культурно-ценностного единства общества педагогическими средствами, необходимо иметь четкое представление о социокультурных механизмах, текущих и перспективных целях и задачах процесса модернизации российского общества и роли общеобразовательной национальной сельской школы в этом процессе. Отсюда и соотношение национального и государственного и их взаимодействия в области культуры. А это, прежде всего соединение различных картин мира, аккумулирующих содержание социально-исторического опыта отдельных этносов, соединение ценностных и этических систем, определяющих смысложизненные ориентации, а также взаимодополнение их культурных потенциалов в интересах обеспечения социального пространства личности для максимально полной самореализации.
Литература
1.Донцов А.И.Самовоспитание личности. -Л., 1989. 2.Столин В. В.Самосознание личности. - М., 2009. 3.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. - СПб., 2011.


В раздел образования