Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения
Автор: Мантусова Аксинья Павловна Должность: зам. директора по увр Учебное заведение: МКОУ ГСОШ №2 Населённый пункт: г. Городовиковск, Республика Калмыкия Наименование материала: Статья Тема: Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения Раздел: среднее образование
Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения
Автор: Мантусова Аксинья Павловна
Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и
подростков,
с
которыми
трудно
заниматься
педагогам,
для
которых
оказываются
бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык,
в
том
числе
и
родителям.
В
их
характеристике
можно
написать
десятка
два
прилагательных
с
приставкой
“не”;
невнимательный,
неусидчивый,
непослушный,
неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного!
Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин
(медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей
программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они
стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то
набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно
достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов
здесь
тысячи.
Есть
трудные
дети-больные,
запущенные
плохими
родителями
и
воспитателями.
Но
существует
и
мнимая
трудность-нестандартность,
оригинальность
ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.
В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-
то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие
считают, что это просто детские шалости.
Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как
этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том,
что
“личность
ребенка
формируется
к
5
годам,
а
после
5
лет
ребенка
уже
трудно
перевоспитывать.
Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки
трудновоспитуемости?”,
отвечал:
“С
того
момента,
как
он
начинает
подвергаться
воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.
“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и
духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых
ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются
в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и
воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым
чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал
трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он
не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится
именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.
Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии,
до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в
детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности,
и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем
развитии,
он
идет
вперед.
Примерно
с
трехлетнего
возраста
у
детей
формируется
правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок
путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний
ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь
родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у
ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению,
нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.
Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных
педагогов.
Выходит,
что,
еще
не
достигнув
пресловутого
подросткового
возраста,
дошкольник
и
младший
школьник
подвергаются
негативному
воздействию
внешних
факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка.
А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают прежде всего
педагогическую запущенность.
Выводы
многих
известных
педагогов
и
результаты
современных
исследований
свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних
являются
отклонения
от
нормы
в
поведении,
игровой,
учебной
или
других
видах
деятельности,
которые
наблюдаются
в
дошкольном
возрасте.
Начало
развития
отклоняющего
поведения
обычно
совпадает
с
началом
развития
правилосообразного
поведения,
нормативной
деятельности
вообще.
Это
примерно
трехлетний
возраст.
Ребенок,
которому
не
привиты
навыки
такого
поведения,
умение
подчиняться
требованиям
соответствующей
деятельности,
со
временем
вырастают
в
недисциплинированного человека.
Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько
вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит
его
психологическое
благополучие
в
будущем.
У
значительной
части
подростков
“трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания
своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.
Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в
отношениях, в которой формируется личность, является семья.
Семья
уникальная
психологическая
ячейка.
Чувства,
на
которых
она
стоит,
рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как
собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в
личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и
принципы жизненного устройства, открытые человечеством.
Но
для
семей,
где
воспитываются
подростки
–
правонарушители,
типичен
постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей:
равнодушие
к
людям,
лицемерие,
грубость,
нечестность,
тунеядство,
алкоголизм,
преступления
совершаемые
взрослыми
членами
семьи
создают
ту
неблагоприятную
микросреду,
которая
является
одной
из
важнейших
причин
трудновоспитуемости
подростков.
Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка
здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания
подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания.
Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма
самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют
правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого
ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер
их
взаимоотношений
с
родителями,
учителями,
сверстниками
убеждает,
что
лишь
недостатки
семейного
воспитания,
углубленные
недостатки
школьного
воспитания,
несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации,
которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Трудновоспитуемость
сопровождается
деформацией
социальных
связей
и
отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и
школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является
преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых
отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный
опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер,
направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на
индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а
также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде
всего,
с
учетом
индивидуально-психологических
свойств
подростка
с
учетом
тех
конкретных
обстоятельств
и
неблагоприятных
условий
воспитания,
которые
способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому
весьма
трудно,
да,
пожалуй
и
невозможно
дать
рецепт
на
каждый
трудный
случай
педагогической
практики,
однако,
анализ
успешного
опыта
воспитательно-
профилактической
работы
позволяет
сформулировать
некоторые
общие
принципы
социально-педагогической реабилитации.
Одним
из
важнейших
принципов
является
опора
на
положительные
качества
подростка.
Для
воспитателя
недопустимо
категорическое
осуждение
“трудного”,
высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не
будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение
видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее
– важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Не
менее
важным
является
формирование
будущих
жизненных
устремлений
подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей
профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея
хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают
верить
в
свои
силы,
не
видят
своего
будущего,
живут
одним
днем,
сиюминутными
развлечениями
и
удовольствиями,
часто
создают
весьма
серьезные
предпосылки
для
криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята,
которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они
вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в
соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Работа
психолога
с
трудновоспитуемыми
детьми
сводится
к
трем
основным
функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет
свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально-
психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени
вызывают
и
обуславливают
дезадаптацию
детей
и
подростков,
отклонения
в
их
социальном и психическом развитии.
Индивидуально-психологические
исследования
предполагают
выявление
как
слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной
стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый
психологический
потенциал
личности,
на
который
можно
опираться
в
процессе
воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка,
его
интересов
и
мотивации,
что
так
же
поможет
выявить
психодиагностическое
исследование.
Коррекция
поведения
“трудного”
подростка
предполагает
в
первую
очередь
выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со
сверстниками, и “лечении” социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется
анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников,
определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление
того,
насколько
оправдываются
его
престижные
ожидания,
имеет
ли
место
психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так
же возможные пути преодоления.
В
программе
коррекционных
мероприятий
особое
место
за н и ма е т
консультирование
родителей,
педагогов,
позволяющее
взрослым
лучше
понять
половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть
критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что
наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в
кризисные
периоды
развития,
когда
в
связи
с
появлением
психологических
новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности
подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В
данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка
необходимо учитывать, не стремясь к их “переделке”, какие можно корректировать и
развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться,
смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.
Хотелось
бы
предложить
следующие
рекомендации
для
родителей
трудновоспитуемых подростков (Р. В. Овчарова):
Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания
трудностей самого ребенка.
Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин
его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими
собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место.
Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда
трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
Остерегайтесь
паники
и
фатализма.
Они
плохие
спутники
воспитания.
Не
привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не
оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте
неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
Наконец,
будьте
оптимистичны!
(У
меня
трудный
ребенок,
но
я
верю
в
его
перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема
наполовину уже решена).
Непосредственно
программы
индивидуальной
и
групповой
психокоррекции
рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для
родителей
и
педагогов
–
это
прежде
всего
социально-психологические
тренинги,
психодраммы,
позволяющие
преодолеть
ригидность
педагогического
мышления,
социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и
восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.
Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять
аутотренинги
по
преодолению
дурных
привычек,
коррекции
негативных
социальных
установок,
самооценки,
снятия
синдрома
тревожности,
агрессивности,
затруднений
в
общении,
коррекции
низкого
социометрического
статуса
и
других
нарушений
взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.
Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с
“трудными”
подростками
ставит
на
повестку
дня
создание
специальных
центров
социальной
реабилитации,
повсеместно
действующих
консультационных
пунктов,
психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике,
определении
характера
трудновоспитуемости,
состояния
нервно-психологического
здоровья,
уровня
интеллектуального
развития,
в
определении
наиболее
оптимальных
коррекционно-реабилитационных программ.
Указывая
на
комплексный
характер
воспитательно-профилактических
мер,
на
необходимость
дальнейшей
педагогизации
и
психологизации
деятельности
органов
профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской
помощи,
расширения
сети
специальных
учебно-воспитательных
учреждений,
рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями,
нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится
мерам
общего
социально-педагогического
характера.
То
есть,
совершенствованию
системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего
окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.
И последнее: пожелания взрослым работающим с детьми и подростками:
Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на
наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между
нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным
доверия и уважения.
Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в
родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь
видеть в каждом трудновоспитуемом, “испорченном” подростке хорошие стороны.