Напоминание

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку


Автор: Шитова Валентина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Духовщинская средняя школа
Населённый пункт: г.Духовщина, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад





Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9-х, 11-х классах.


Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Я расскажу о том, как я готовлю своих учеников к итоговой аттестации. Начну с итоговой аттестации в 9 классе.
ОГЭ
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего к частному, от отвлечённого к конкретному. Начинать готовить к ОГЭ в 9 классе уже поздно. Лучше всего вести эту работу с 5 класса. Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы.
Второй

этап
– отработка навыков сокращения текста тремя способами. . Не рано уже в 5 классе дать понятие не просто сжатого изложения, а учить приёмам сжатия, сокращения. Логическими способами сжатия (компрессии) текста. Их три:
исключение, обобщение и упрощение.

При

исключении
сначала выделяем главное, а затем убираем детали (подробности).
При

обобщении
сначала вычленяем единичные существенные факты и объединяем их в одно целое.
При упрощении
заменяем конкретные видовые факты родовыми. . Работать над этим необходимо уже с 5 класса на уроках развития речи, предлагая ребятам небольшие, желательно занимательные для их возраста тексты, на примере которых отрабатываются и приёмы сжатия текста. В 5-6 классах успешно и с интересом ребята работают над заменой однородных членов обобщающим словом, прямой и диалогической речи косвенной. В 7-8 классах работают над обособленными членами предложения и вводными конструкциями, находят грамматическую основу, однородные члены. Все эти темы входят в тесты. Отрабатывать приёмы можно не только по текстам учебника русского языка, но и по текстам учебника литературы. Причём дети должны наглядно иметь перед собой исходный текст и текст, сокращённый ими, т. е. сжатый Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить. Сначала
они учатся сокращать прочитанные тексты, а затем – прослушанные. Особое внимание уделяю подбору текстов. Работу начинаю с пересказа несложных по содержанию и небольших по объёму художественных текстов-повествований, постепенно перехожу к публицистическим текстам-рассуждениям. Нужно систематически выполнять следующие тренировочные упражнения
:
1. Сократите текст вдвое. 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. 4.Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте. Начиная с 8 класса пишем изложения по аудио записи. Практика показывает, что учащиеся адаптируются, привыкают к голосу диктора. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти школьника, но и структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, убирать второстепенное. Это составляет информационную обработку текста. Для того чтобы успешно написать изложение, нужны не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, прежде всего, умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию. Использую презентацию «Информационная обработка текстов различных стилей и жанров». Сами изложения. Вторая часть -
тесты
Оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Работа с текстом с использованием элементов
комплексного анализа
становится обязательной на уроках русского языка. В начале работы с текстом даются задания для его осмысления, ученики учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора. Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста, осуществляется по следующему плану: 1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль текста (в чем пытается убедить читателя автор?). 2. Выписать ключевые слова. 3. Озаглавить текст. 4. Определить количество микротем. Составить план текста. 5. Определить стиль текста и доказать свое мнение. 6. Определить тип речи и доказать свое мнение. Следующим этапом работы становится языковой анализ текста. Эта часть включает в себя различные виды анализа слов и предложений (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и синтаксический) и характеристику средств речевой выразительности. Следует отметить, что грамматический разбор является важнейшей составляющей урока
русского языка, поскольку позволяет осуществить в системе повторение теоретических сведений из различных разделов о языке, способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости, а также выполнению тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, поэтому такие задания – обязательный элемент работы с текстом. Важную роль играют задания, направленные на формирование лексической осведомлённости. Например, словарная работа, связанная с заменой заимствованных слов словами собственно русскими, слов, эмоционально окрашенных, словами с нейтральной окраской, подбором синонимов, антонимов, потому что работа со словом, с его словарным и контекстуальным значениями – это основа развития речи. Завершает работу над текстом его орфографический и пунктуационный разбор. При этом на втором и третьем этапе анализа даются задания, связанные с нахождением ответа в тексте, выполнение которых способствует формированию навыка выполнения заданий такого рода, развитию орфографической и пунктуационной зоркости, что является, в том числе, и залогом успешного выполнения тестовой части ОГЭ и ЕГЭ. Использую
тестовые технологии
в разных классах с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. (показать тесты). Мною собран небольшой банк тестовых заданий для подготовки к ОГЭ. Начиная с 7 класса учащиеся ведут тетради под названием «Всякая всячина», в которые записываем отдельные правила, чтобы не искать их в учебниках. Правила записываем в виде таблицы, краткой схемы, обязательно даю и примеры к теории, весь материал распределяем по темам и разделам. Правила выбираем в основном те, по которым составлены задания ЕГЭ и ОГЭ. Третья часть – написание
сочинения-рассуждения.
Завершающая часть экзамена –
сочинение-рассуждение.
3 часть с 2014 года содержит три альтернативных творческихзадания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Я, как и все учителя русского языка, провожу занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Это сложная, ступенчатая многоцелевая работа, при которой осуществляется функциональный подход к изучению языка, а также выявляются межпредметные связи. Уже пятиклассников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?», «Найдите идею текста», «Сколько частей в этом тексте?» Так решится задача понимания текста, потому что осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в пятых классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, …
В программу 5 класса по русскому языку входит знакомство с типом речи рассуждение, ученики учатся составлять сочинения-рассуждения на темы: «Какую телевизионную программу вы смотрите и почему?», «Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?», «Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?» Учащиеся 7-8 класса составляют сочинения-рассуждения на темы: «Опасны или не опасны прозвища?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» Важный этап работы над сочинением-рассуждением – выявление проблемы. Их может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа.
Задание 15.2 – сочинение-рассуждение по цитате из текста.
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты. Предлагаю в помощь учащимся тексты- образцы.
Задание 15.3 – сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально- этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста. Для учеников готовлю памятки в помощь (показать сочинение
15.3)

ЕГЭ русский язык
На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму несколько раз, только тогда появится уверенность и четкость. Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку. 1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по- разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.) 2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (
Ученики должны четко

знать определение проблемы
. Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.) З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме) 4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?» 5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности. Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...»,
«во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов. В моей методической копилке также имеется банк демонстрационных материалов сформированы папки с тестами и заданиями по отдельным видам заданий, по темам, по разделам. Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»


В раздел образования