Практические решения эффективного включения ИКТ в образовательный процесс.
Автор: Репало Галина Тимофеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ Орехологовская СОШ Населённый пункт: село Орехов Лог Краснозерского района Новосибирской области Наименование материала: статья Тема: Практические решения эффективного включения ИКТ в образовательный процесс. Раздел: полное образование
образовательный процесс.
ФГОС
второго
поколения
предполагает
широкое
использование
информационно-коммуникативных
технологий
в
учебном
процессе.
Сегодня
остается
открытым
вопрос:
«Как
же
наиболее
эффективно
использовать
п о т е н ц и а л ь н ы е
в о з м ож н о с т и
с о в р е м е н н ы х
и н ф о р м а ц и о н н ы х
и
коммуникационных
технологий
при
обучении
школьников,
в
том
числе,
при
обучении математике?».
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь
использовать
разнообразные
приемы
организации
учебной
деятельности.
В
настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий,
как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.
Уроки
с
использованием
персональных
компьютеров
можно
классифицировать следующим образом:
уроки с использованием информационной сети Internet;
уроки с использованием обучающих и развивающих программ;
уроки с использованием контролирующих программ;
уроки с использованием офисного программного обеспечения Windows;
уроки с использованием мультимедийных презентаций.
Широкое
использование
средств
мультимедиа
позже
породило
новое
название таких уроков - «мультимедиа – урок». Для более удобного произношения
название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок.
I . При проведении медиауроков,можно использовать Internet:
для поиска информации;
в режиме прямого диалога: телемосты и телеконференции;
для посещения виртуальных музеев;
для организации дистанционного образования.
II.
При
проведении
уроков
с
использованием
ПК
применяются
CD
-
диски,
содержащие: обучающие программы; контролирующие программы; развивающие
программы;
специальные
программные
средства
для
создания
авторских
информационно-коммуникативных программ.
III.
При
проведении
медиауроков
используется
программное
обеспечение
Windows: текстовые редакторы; электронные таблицы; графические редакторы.
Презентации,
подготовленные
в
редакторе Power Point, используются на
разных
этапах
уроков :
при объяснении
нового материала;
при
закреплении
учебного материала;для контроля знаний;при дистанционном обучении.
Из
опыта
работы,
можно
утверждать,
что
существуют
следующие
возможности использования ИКТ :
на этапе подготовки к уроку: использование возможностей Интернета;
изготовление
раздаточного
и
дидактического
материала:
карточки,
схемы,
памятки, тесты и др.
во
время
урока: проверка
домашнего
задания;
организация
фронтального
опроса; подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового
материала; объяснение и закрепление нового материала; для промежуточного и
итогового контроля.
при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: тесты могут быть представлены в электронном
виде и в интерактивном режиме.
во внеклассной деятельности: использование компьютера служит активизации
познавательной деятельности учащихся.
для
самообразования:
библиотека
Интернета
по
своим
ресурсам просто
несравнима с любой реальной.
Особое
место
занимают интерактивные
доски.
Подготовленные
тексты,
таблицы,
диаграммы,
картинки,
музыка,
тематические
CD-ROMы,
а
также
добавление
гиперссылок
к
мультимедийным
файлам
и
Интернет-ресурсам
экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к
клавиатуре.
При
подготовке
к
обычному
уроку,
учитель
математики
часто
сталкивается
с
проблемой
построения
геометрических
фигур
и
различных
функций, работой с координатной плоскостью. Здесь эти вопросы легко можно
решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски множество
математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и
плоскость,
окружность,
треугольники
и
т.д.
Чертежи
получают ся
наглядными. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти
индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап
обучения требует своего типа программных средств:
на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в
доступной,
яркой,
наглядной
форме
довести
до
учащихся
теоретический
материал;
на
уроке
закрепления
целесообразно
использовать
контролирующие
программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и
навыки по данной теме;
на контрольном уроке преподаватель может тщательно проверить, насколько
учащийся усвоил материал.
Работа учащихся может быть:
фронтальной
-
просмотр
видео
фрагментов,
наблюдения
за
изменениями
объектов;
индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;
групповой - выполнение учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса
обучения, а также обязательно чередование видов деятельности за компьютером и
без него:
актуализация знаний, проведение устного счёта (компьютер даёт возможность
оперативно
представлять
задания
и
корректировать
результаты
их
выполнения);
формирование знаний, умений, навыков (компьютер позволяет иллюстрировать
тему разнообразными наглядными средствами);
применение учебного материала на практике (обучающие и контролирующие
программы, электронные учебники);
проверка уровня усвояемости (тестирование с помощью компьютера).
Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии
уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть
свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я
сама или мои ученики создаем мультимедийные продукты.
Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною
проводятся с применением доступных мне версий
обучающих программ:
№
п/п
Название
Класс
1
ADVANCED grapher (для построения графиков)
6 – 11
2
UMS (универсальный математический решатель)
5 – 11
3
Геометрический конструктор.
5 – 11
4
STRATUM (динамическая среда для работы с математическими
моделями)
5 – 11
5
Живая математика
5 – 11
6
Живая геометрия
5 – 11
7
Наглядная геометрия.
5 – 8
8
ЭИ. Математика
5 – 11
9
ИИСС. Математика на компьютерах
5 – 6
10
Открытая математика (алгебра, геометрия, функции и графики)
5 – 11
11
Математические тренажеры для устного счета
5 – 6
12
Комплекс обучающих программ
5 – 6
13
Виртуальная школа. Уроки К&M. Геометрия
7 – 8
14
Виртуальная школа. Уроки К&M. Алгебра
7 – 8
Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то
нового
метода,
а
органичное
сочетание
уже
имеющихся
в
арсенале
педагога
технологий, методов и приемов. Следует отметить, что учитель должен чётко
определять
для
себя
целесообразность
проведения
конкретного
урока
с
применением
информационных
технологий.
Надо
понимать,
что
компьютер
является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности.
И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.