Напоминание

Практические решения эффективного включения ИКТ в образовательный процесс.


Автор: Репало Галина Тимофеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Орехологовская СОШ
Населённый пункт: село Орехов Лог Краснозерского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Практические решения эффективного включения ИКТ в образовательный процесс.
Раздел: полное образование





Назад





Практические решения эффективного включения ИКТ в

образовательный процесс.
ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать п о т е н ц и а л ь н ы е в о з м ож н о с т и с о в р е м е н н ы х и н ф о р м а ц и о н н ы х и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?». В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий, как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. Уроки с использованием персональных компьютеров можно классифицировать следующим образом:  уроки с использованием информационной сети Internet;  уроки с использованием обучающих и развивающих программ;  уроки с использованием контролирующих программ;  уроки с использованием офисного программного обеспечения Windows;  уроки с использованием мультимедийных презентаций. Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа – урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. I
.
При проведении медиауроков,можно использовать Internet:  для поиска информации;  в режиме прямого диалога: телемосты и телеконференции;  для посещения виртуальных музеев;  для организации дистанционного образования. II. При проведении уроков с использованием ПК применяются CD - диски, содержащие: обучающие программы; контролирующие программы; развивающие программы; специальные программные средства для создания авторских информационно-коммуникативных программ.
III. При проведении медиауроков используется программное обеспечение Windows: текстовые редакторы; электронные таблицы; графические редакторы. Презентации, подготовленные в редакторе Power Point, используются на разных этапах уроков
:
при объяснении нового материала; при закреплении учебного материала;для контроля знаний;при дистанционном обучении. Из опыта работы, можно утверждать, что существуют следующие возможности использования ИКТ
:
 на этапе подготовки к уроку: использование возможностей Интернета; изготовление раздаточного и дидактического материала: карточки, схемы, памятки, тесты и др.  во время урока: проверка домашнего задания; организация фронтального опроса; подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; объяснение и закрепление нового материала; для промежуточного и итогового контроля.  при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме.  во внеклассной деятельности: использование компьютера служит активизации познавательной деятельности учащихся.  для самообразования: библиотека Интернета по своим ресурсам просто несравнима с любой реальной. Особое место занимают интерактивные доски. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью. Здесь эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски множество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получают ся
наглядными. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:  на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;  на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;  на контрольном уроке преподаватель может тщательно проверить, насколько учащийся усвоил материал. Работа учащихся может быть:  фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;  индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;  групповой - выполнение учебного проекта. В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательно чередование видов деятельности за компьютером и без него:  актуализация знаний, проведение устного счёта (компьютер даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения);  формирование знаний, умений, навыков (компьютер позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами);  применение учебного материала на практике (обучающие и контролирующие программы, электронные учебники);  проверка уровня усвояемости (тестирование с помощью компьютера). Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть
свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные продукты. Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением доступных мне версий обучающих программ: № п/п Название Класс 1 ADVANCED grapher (для построения графиков) 6 – 11 2 UMS (универсальный математический решатель) 5 – 11 3 Геометрический конструктор. 5 – 11 4 STRATUM (динамическая среда для работы с математическими моделями) 5 – 11 5 Живая математика 5 – 11 6 Живая геометрия 5 – 11 7 Наглядная геометрия. 5 – 8 8 ЭИ. Математика 5 – 11 9 ИИСС. Математика на компьютерах 5 – 6 10 Открытая математика (алгебра, геометрия, функции и графики) 5 – 11 11 Математические тренажеры для устного счета 5 – 6 12 Комплекс обучающих программ 5 – 6 13 Виртуальная школа. Уроки К&M. Геометрия 7 – 8 14 Виртуальная школа. Уроки К&M. Алгебра 7 – 8 Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.


В раздел образования