Напоминание

Урок внеклассного чтения по повести Ю. Вяземского "Шут"


Автор: Мальцева Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок внеклассного чтения по повести Ю. Вяземского "Шут"
Раздел: среднее образование





Назад





МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №109» г. Пермь

Урок внеклассного чтения по повести Ю. Вяземского «Шут». (8 класс).
Провела: учитель МАОУ «СОШ № 109» Мальцева Галина Сергеевна.
Цели:
1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора. 2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления. 3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом. Слово учителя. Мы самостоятельно прочитали повесть Ю. Вяземского «Шут». Ю. Вяземский известный ведущий интеллектуальной программы для старшеклассников «Умники и умницы», профессор МГИМО, настоящий интеллигент- гуманитарий. Повесть читается не просто, особенно дневник Вали Тряпичникова, написанный в стиле восточной литературы. Чтобы раскрыть смысл, надо понять метафоричность стиля, а затем уже произойдет углубление в содержание и проблематику. Произведение, на мой взгляд, настолько не однозначное, глубокое, что точку поставить невозможно, оно рождает вопросы, которые побуждают к размышлению. Вопрос 1. Что положено в основу сюжета повести? (предполагаемый ответ: борьба с несправедливостью, со злом, в это непростом и жестоком мире. Мальчик переродился в Шута, чтобы мстить обидчикам и подлецам…) Вопрос 2. А почему именно Шут? (Валя надел маску Шута как что-то театральное, дурачливое, похожее на шутов при царском дворе, которые не боялись говорить правду…) Вопрос 3. И так, Шут решает, что добро должно быть с кулаками, только кулаки эти психологические. Он вырабатывает целую систему – Шутэны. В чем секрет такой системы? Ваше отношение к такому решению Шута? Ведь мы тоже порой мстим обидчикам. (Да, Валя получал удары за лучшее, что было в нем. И он решил защитить это лучшее в себе и в других. Это способствовало рождению Шута, такого расчетливого, безжалостного, хладнокровного. Валя не знал, как по-другому
наказать зло, сделать больно обидчику. И он придумывает Шутэны, чтобы как можно больнее «хлестнуть» по лицу обижающего…) Вопрос 4. Все- такие качества, как у Шута, не у каждого могут проявиться. Что способствовало появлению их в поведении Вали? (Многое зависит от семьи. В семье Вали, на первый взгляд показательно- образцовой, на самом деле- «нелюбовь». В основе отношений лежит расчет и прагматичность, отсюда обман, ложь, показная любовь друг к другу и к ребенку. А еще Валя отличался завышенным чувством самолюбия, гордыни, превосходством интеллекта над чувством…) Вопрос 5. Шут мстит обидчикам, причем не только своим. Живет по системе… А чем это плохо? (Ребята стали чувствовать, что Шут сам злой, он стал одиноким, озлобленным, он сам судья и палач. Шутэны можно сравнить с коварной подножкой, которую поставили неожиданно и подло. Шутовство- это оружие, которое призвано унизить зло и защитить добро, но у нас жертвы почему то не вызывают ненависти, а иногда даже после Шутэнов- сочувствие, а Шут воспринимается как палач и не вызывает симпатии, так как он приносит в этот мир тоже зло. Все Шутэны- это удары в собственное сердце…) Вопрос 6. Кто помогает Шуту очистить сердце от Шутэнов? (Молодой учитель, который понял его, разгадал суть его системы и достойно среагировал на Шутэна. И тогда Шут понял, что устал, что постепенно в нем не остается доброты, бескорыстия… Происходит смерть Шута) Вопрос 7. Какие нравственные уроки заключает в себе повесть? Как не стать Шутом? Как бороться со злом? (Не озлобиться самому в борьбе со злом, не уничтожить достоинства в оступившемся человеке, показать выход, или помочь его найти, помочь победить хорошему, что есть в каждом человеке, в борьбе со злом самому не стать злом…) Он шел по лезвию меча, Он ступал на лед замерзшей реки, Он входил в пустой дом; Его желание быть шутом исчезло навсегда.


В раздел образования