Урок внеклассного чтения по повести Ю. Вяземского "Шут"
Автор: Мальцева Галина Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109" Населённый пункт: город Пермь, Пермский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок внеклассного чтения по повести Ю. Вяземского "Шут" Раздел: среднее образование
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №109» г. Пермь
Урок внеклассного чтения по повести Ю. Вяземского «Шут». (8 класс).
Провела: учитель МАОУ «СОШ № 109» Мальцева Галина Сергеевна.
Цели:
1. Создать условия для формирования правильного нравственного
выбора.
2. Развитие связной речи, ассоциативного мышления.
3. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.
Слово учителя.
Мы самостоятельно прочитали повесть Ю. Вяземского «Шут». Ю. Вяземский
известный
ведущий
интеллектуальной
программы
для
старшеклассников
«Умники
и
умницы»,
профессор
МГИМО,
настоящий
интеллигент-
гуманитарий.
Повесть
читается
не
просто,
особенно
дневник
Вали
Тряпичникова, написанный в стиле восточной литературы. Чтобы раскрыть
смысл,
надо
понять
метафоричность
стиля,
а
затем
уже
произойдет
углубление
в
содержание
и
проблематику.
Произведение,
на
мой
взгляд,
настолько не однозначное, глубокое, что точку поставить невозможно, оно
рождает вопросы, которые побуждают к размышлению.
Вопрос 1. Что положено в основу сюжета повести?
(предполагаемый
ответ:
борьба
с
несправедливостью,
со
злом,
в
это
непростом и жестоком мире. Мальчик переродился в Шута, чтобы мстить
обидчикам и подлецам…)
Вопрос 2. А почему именно Шут?
(Валя надел маску Шута как что-то театральное, дурачливое, похожее на
шутов при царском дворе, которые не боялись говорить правду…)
Вопрос 3. И так, Шут решает, что добро должно быть с кулаками, только
кулаки эти психологические. Он вырабатывает целую систему – Шутэны. В
чем секрет такой системы? Ваше отношение к такому решению Шута? Ведь
мы тоже порой мстим обидчикам.
(Да, Валя получал удары за лучшее, что было в нем. И он решил защитить это
лучшее в себе и в других. Это способствовало рождению Шута, такого
расчетливого, безжалостного, хладнокровного. Валя не знал, как по-другому
наказать зло, сделать больно обидчику. И он придумывает Шутэны, чтобы
как можно больнее «хлестнуть» по лицу обижающего…)
Вопрос 4. Все- такие качества, как у Шута, не у каждого могут проявиться.
Что способствовало появлению их в поведении Вали?
(Многое зависит от семьи. В семье Вали, на первый взгляд показательно-
образцовой, на самом деле- «нелюбовь». В основе отношений лежит расчет и
прагматичность, отсюда обман, ложь, показная любовь друг к другу и к
ребенку. А еще Валя отличался завышенным чувством самолюбия, гордыни,
превосходством интеллекта над чувством…)
Вопрос
5.
Шут
мстит
обидчикам,
причем
не
только
своим.
Живет
по
системе… А чем это плохо?
(Ребята
стали
чувствовать,
что
Шут
сам
злой,
он
стал
одиноким,
озлобленным, он сам судья и палач. Шутэны можно сравнить с коварной
подножкой, которую поставили неожиданно и подло. Шутовство- это оружие,
которое призвано унизить зло и защитить добро, но у нас жертвы почему то
не вызывают ненависти, а иногда даже после Шутэнов- сочувствие, а Шут
воспринимается как палач и не вызывает симпатии, так как он приносит в
этот мир тоже зло. Все Шутэны- это удары в собственное сердце…)
Вопрос 6. Кто помогает Шуту очистить сердце от Шутэнов?
(Молодой учитель, который понял его, разгадал суть его системы и достойно
среагировал на Шутэна. И тогда Шут понял, что устал, что постепенно в нем
не остается доброты, бескорыстия… Происходит смерть Шута)
Вопрос 7. Какие нравственные уроки заключает в себе повесть? Как не стать
Шутом? Как бороться со злом?
(Не озлобиться самому в борьбе со злом, не уничтожить достоинства в
оступившемся
человеке,
показать
выход,
или
помочь
его
найти,
помочь
победить хорошему, что есть в каждом человеке, в борьбе со злом самому не
стать злом…)
Он шел по лезвию меча,
Он ступал на лед замерзшей реки,
Он входил в пустой дом;
Его желание быть шутом исчезло навсегда.