Напоминание

Урок внеклассного чтения по рассказу Т. Толстой "Свидание с птицей"


Автор: Мальцева Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок внеклассного чтения по рассказу Т. Толстой "Свидание с птицей"
Раздел: среднее образование





Назад





МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №109» г. Пермь
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Т. Толстой «Свидание с птицей» Провела: учитель МАОУ «СОШ № 109» Мальцева Галина Сергеевна. О б о руд о ва н и е : н а с тол а х у ч а щ и хс я л е ж и т т е кс т р а с с к а з а . Ход урока: Слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Т. Толстой «Свидание с птицей». Мы впервые входим в художественный мир этого писателя, и я уверена, что рассказ «Свидание с птицей», который вы прочитали самостоятельно, не оставил вас равнодушным. Были и удивления, и открытия, и, конечно, вопросы после прочтения. Т. Толстая вошла в литературу в 80-е годы и сразу же стала знаменитой своими рассказами, которые отличаются и полётом фантазии, и психологизмом, и постижением каких-то духовных тайн человека. - Почему я предложила именно этот рассказ? - Главный герой мальчик Петя близок вам по возрасту, он, как и каждый подросток, пытается по-своему открыть мир, объяснить что-то очень важное, понять какие-то вещи, которые для человека должны составить его ценностный мир. - Итак, открываем рассказ. Вопрос: интересно ли вам было читать? (Предполагаемый ответ: рассказ не простой, много образов-символов, интересный сюжет, многое читатель должен додумывать сам, этим и интересен.) Вопрос: что показалось необычным? (Мир Пети, в который вошли фантазии Тамилы, сюжет, связанный с образами птиц, открытый финал.) Вопрос: как бы вы условно разделили героев рассказа? (С одной стороны, поэтический мир Пети и Тамилы, с другой стороны – грубая реальность дяди Бори, а ещё реальный мир представляет мама Пети.) Вопрос: почему Петя и Тамила стали друзьями? Что мальчика из очень благополучной семьи, где много тёплой заботы мамы, притягивает странный мир Тамилы? (В родительском доме для Пети всё предсказуемо, там нет загадки, нет игры, нет тайны, там есть завтраки, обеды, положенный сон, а мир Тамилы – это
сказка, с выдуманными злыми волшебниками и т.д.) Вопрос: давайте поработаем по тексту, прочитаем начало рассказа. (Мама зовёт Петю в мир уюта, тепла, чистоты, света, но несмотря на это, Петя воспринимает вечер – «день умер».) Вопрос: какое настроение, какой мотив, на ваш взгляд, пронизывает весь рассказ? (Мотив разрушения. Ещё ничего не произошло, но мы чувствуем, что что-то мальчика тревожит, и это передается читателям. Мир Пети – это мир фантазии, сказки, но постепенно он разрушается, и это мы видим в тексте. Рядом со сказкой всегда появляется дядя Боря, с его циничным восприятием жизни. Ребята зачитывают страницы, где противопоставлен мир Пети и дяди Бори.) Учитель: автор эмоционально, тонко, через композицию, через цвет, через детали ведёт читателя к концовке – где прозвучит самая страшная фраза, идущая из сердца мальчика, где появляется голос самого автора. Вопрос: какая это фраза? Зачитайте концовку. (Ребята зачитывают финал, обращают внимание на фразу «всё-ложь!», обращают внимание на глагол «побрёл». Почему побрёл? В этом есть какая- то обречённость. Дома – мёртвый дедушка, жестокая неотвратимость реальность жизни. Сказка кончилась! Мотив разрушения победил! Тамила и дедушка умерли.) Вопрос: рассказ назван «Свидание с птицей». О какой птице идёт речь? (В рассказе 4 птицы, и с каждой мальчик встречается в своей жизни, как и любой человек. Каждая птица имеет своё значение: счастья, смерти, жестокости и т.д. К сожалению, в жизни есть и «дохлая ворона», её тоже трудно «объехать на велосипеде». Это мир жестокости, грубости и т.д. Мир, который представляет дядя Боря.) Вопрос: что будет с мальчиком, который в финале лежит на земле и ничему не верит? (Да, мальчик во многом разочаровался, но финал можно считать открытым, т.к. автор пишет «пошёл дождь». Может именно дождь принесёт какую-то чистоту, обновление в этом мир. Появляется мотив чистой воды, а значит возрождения.) Учитель: дома я предлагаю вам письменно поразмышлять над вопросом: «Зачем люди ищут яйцо птицы, которое приносит тоску?» О какой тоске идёт речь и зачем она нужна человеку? (Эта тоска необычная, она означает вечный поиск человеком какого-то недостижимого идеала, эта тоска по чему-то лучшему, красивому, идеальному. Такая тоска делает человека глубже, интереснее, а жизнь его
более осмысленной. С такой тоской жить трудно, но только это заставляет стремиться к идеалу и т.д.)


В раздел образования