Урок внеклассного чтения по рассказу В. А. Солоухина "Мститель"
Автор: Мальцева Галина Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109" Населённый пункт: город Пермь, Пермский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок внеклассного чтения по рассказу В. А. Солоухина "Мститель" Раздел: среднее образование
Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу В. А. Солоухина
«Мститель»
Цель урока:
1. Закрепить знания о сюжете и конфликте, познакомиться с понятием
«внутренний конфликт».
2. Поработать над определением темы и идеи произведения.
3. Развивать коммуникативную компетентность через организацию работы в
группах.
4. Проработать ценностные понятия: «месть», «прощение», «дружба».
Рассказ изучался на сдвоенном уроке.
Тема
первого
урока
–
«Психологическое
состояние
героя
–
основа
сюжета».
Текст распечатан, имеется у каждого. Произведение читаем на уроке, на это
уходит
20
минут.
После
обмена
впечатлениями(рассказ
подкупает
современным
материалом,
героями-сверстниками)
определяем
сюжет
и
в ы д е л я е м
е г о
к о м п о з и ц и о н н ы е
ч а с т и .
Обращаю внимание на особенность кульминации: она размыта. Ею является
здесь не напряжённый момент действия, а последнее событие в развитии
действия: психология мальчика является основой организации сюжета.
Прошу ребят определить конфликт в рассказе. Они отвечают, что борьба
происходит
между
мальчиком,
от
лица
которого
идёт
повествование,
и
Витькой.
Витька
ударил
мальчика,
и
в
душе
того
появилось
желанием
отомстить.
Рисуем
на
доске
и
в
тетради
графическое
изображение
зарождения
конфликта.
удар
В и т ь к а
м а л ь ч и к
месть
Спрашиваю ребят: «Разве о борьбе этих детей повествуется в этом рассказе?
Посмотрите
на
схему
сюжета,
нет
ли
здесь
ещё
конфликта?»
Учащиеся видят, что мальчик борется сам с собой: ему и хочется отомстить и
о н
о т о д в и г а е т
м е с т ь ;
б о р ь б а
п р о и с х о д и т
в
е г о
д у ш е .
Отмечаю,
что
ребята
верно
увидели
ещё
один
конфликт.
Он
скрыт,
он
происходит
внутри
героя.
Такой
конфликт
называется
внутренним.
Охарактеризуем
его.
Дети
определяют
его
как
«мститель»
(по
названию
рассказа) и «друг» (антоним к слову «мститель»). Предоставляем второй
к о н ф л и к т
с х е м а т и ч н о :
мальчик мальчик
мститель друг
Записываем рядом со схемами название конфликтов: внутренний, внешний.
Решаем,
какой
из
них
основной,
главный.
Кто
побеждает
в
борьбе?
Ребята
доказывают
текстом:
«Мы
заходим
в
село,
как
лучшие
дружки-
приятели», что побеждает друг в душе мальчика. Они делают вывод о том,
что основным конфликтом является внутренний. Он определяет и основу
сюжета, т.к. сюжет держится на психологическом состоянии главного героя.
Тема второго урока – «Великодушие побеждает месть».
На этом уроке, посвященном утверждению идеи человеческого великодушия,
анализируем,
как
происходит
борьба
в
душе
героя,
как
он
из
мстителя
п р е в р а щ а е т с я
в
д р у г а .
Ставлю
задачу
проанализировать
лексику
героя,
характеризующую
его
состояние.
Ребята первого ряда выписывают примеры грубой лексики героя, которая
служит
подтверждением
злодейского
замысла
мальчика.
Вторая
группа
находит
примеры
колебания
героя.
Третий
ряд
готовит
выписки
оценки
мальчиком Витьки, отмечают, что подкупает его в обидчике.
Анализ психологического состояния героя убеждает в превращении его из
злоумышленника в приятеля своего врага. Ребята первой группы говорят, как
он
хотел
«набить
морду»,
«дать
прямо
в
нос»,
как
он
«лелеял»
свой
злодейский замысел.
Вторая группа проследила за колебаниями мальчика, отметила его волнение
(«руки дрожали», «комок в горле»), отдаление расправы («разделаюсь после
норки», «прищучу, когда сбегаем за солью»). Дети нашли самую важную
цитату: «Очень непросто ударить человека, который тебе доверяет». Они
приходят к мысли, что месть осуществить нелегко, если с человеком тебе
и н т е р е с н о ,
х о р о ш о .
А то, что действительно хорошо, подтверждают ученики третьей группы.
Они говорят об объективной оценке героем своего обидчика: его покоряет
улыбка Витьки «от уха до уха», он восхищается умениями мальчика («всегда
что-нибудь придумает»). Не удивительно, что герои входят в село «дружками-
приятелями».
А благодаря чему возникает дружба?
Видя,
что
ученики
задумываются,
напоминаю
несколько
сходную
по
превращению
ситуацию
в
«Дубровском».
Ребята
говорят,
что
любовь
изменила мстительные планы Владимира Дубровского, и он простил своего
врага.
Так
и
герой
В.
Солоухина
прощает
своего
обидчика,
их
дружба
возникает
из
прощения.
Мы
вместе
составляем
легко
запоминающуюся
схему:
месть прощение дружба
Объясняю, что прощение называют и другим словом – «великодушие», когда
обиженный благородно прощает врага. Прошу задуматься, только ли Витька
спасён
великодушием
героя
рассказа?
Ребята
читают
концовку:
«Мне
делается легко от приятного решения не бить Витьку». Мы приходим к
выводу, что мальчик спас и себя, свою душу тем, что, простив Витьку, не
с о в е р ш и л
г р е х а ,
п р е с т у п л е н и я .
В
заключение
урока
прошу
вспомнить,
в
каких
произведениях
мы
встречались с темой мести и темой прощения. Спрашиваю, какая им ближе.
Большинство ребят считает, что испытывают облегчение, когда месть гасится
прощением.
На дом -письменное задание: обдумать поступок героя, соотнеся его с собой:
1. Согласен ли я с поступком героя рассказа В. Солоухина «Мститель»?
2. Я бы поступил (иначе, так же)
3. Мне трудно было бы поступить так же, как герой рассказа Солоухина,
потому что…