"Правописание гласных в корнях слов" урок-соревнование
Автор: Князева Дарья Леонидовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ТНР" Населённый пункт: город Подольск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Правописание гласных в корнях слов" урок-соревнование Раздел: среднее образование
Правописание гласных в корнях слов
Урок-соревнование
Цели урока:
•
обобщить материал по данной теме, проверить знание усло-
ний употребления и/е и а/я в корнях, умение приводить соответст
вующие примеры;
•
сформировать умение рассуждать при выборе чередующей
ся гласной в корне;
•
воспитывать любовь к литературе через знание особенно
стей языка.
Оборудование: сигнальные карточки, перфокарты.
Ход
урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Учитель: Ребята, сегодня мы обобщим знания по теме «Чередование гласных о/а и и/е в
корнях слов». Но в начале урока мы проведем соревнование: насколько хорошо вы знаете
словарные слова.
Слова для игры: монолог, диалог, фразеологизм, гипербола, метафора, стилистика, омонимы,
олицетворение, лингвистика, грамматика.
III. Проверка домашнего задания (правописание гласных в
корнях лаг/лож)
Отвечает один ученик, остальные проверяют по своим тетрадкам.
Учитель: Продолжим соревнование. Кто быстрее: нужно заполнить таблицу, выбрав из
текста нужные слова с орфограммой в корне. Приведите устно пример к каждой графе.
Примеры, приводимые детьми
1. Гласные, проверяемые ударением: водяной - воды, земляной -
земли.
2. Не проверяемые ударением (гласные и согласные): ветеран,
лестница, чувствуйте,
3.
С чередованием гласных: растение, Ростов, заросла.
4. Гласные после шипящих (чу/щу, ча/ща, жи/ши): чаща, щука,
широкий.
IV. Игра «Четвертый лишний»
Два
ученика
у
доски,
обозначить
орфограмму,
вставить
пропущенные
буквы;
подчеркнуть лишнее словосочетание.
а) несг.. .раемый клад
г...рячийпирог
южный заг.. .р
дог.. .рающий костер
б) легкое прик.. .сновение
неприк.. .сновенный запас
слегка прик.. .саться
точки соприк... Словения
Остальные ученики в это время записывают, один ученик у доски объясняет известные
орфограммы.
V. Объяснительный диктант
У кумушки глаза и зубы разгорелись (И.Крылов «Лисица и виноград»).
Ударили в смычки, дерут, а толку нет (И.Крылов «Квартет»).
Учитель: Узнали ли вы, откуда эти предложения? Кто автор?
VI. Физкультурная минутка
VII. Грамматическая зарядка
Учитель называет словосочетание. Если в корне а - дети хлопают, если в корне о-в классе
тишина.
Приложить старание; отложить поездку; возлагать надежду; предложить дружбу; предлагать
помощь; заложить здание; приложить к подарку; высказать предположение.
VIII. Самостоятельная работа с учебником
Кто
быстрее
и
правильнее
выполнит
упражнение
(правописание
гласных
в
корнях
рос/раст, ращ).
IX. Повторение: синтаксический разбор предложения
Соревнуются 3 ученика у доски.
Костер медленно разгорается в ночи. Белая береза выросла под моим
окном. Мой одноклассник предложил мне дружбу.
X. Работа с сигнальными карточками
На
столах
сигнальные
карточки:
И
-
синие,
Е
-
красные.
Учитель
называет
словосочетания, дети поднимают карточки.
Подбирать слова, загореть на солнце, вырастить цветы, полагаться на себя, разложить на столе,
вытереть пыль, заросли травой, замирать от испуга.
XI. Итог урока