"Преемственность в работе детского сада и школы" ( из опыта работы)
Автор: Плешанова Светлана Борисовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад №9 "Берёзка" Населённый пункт: Ярославская область г.Углич Наименование материала: статья Тема: "Преемственность в работе детского сада и школы" ( из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
Плешанова С.Б.,
Учитель-логопед МДОУ д/с № 9 «Берёзка», г. Углич
Наш детский сад №9 «Берёзка» располагается вблизи школы №5 г. Углича и поэтому роди-
тели выпускников отдают предпочтение этой школе, в связи с этим многие годы суще-
ствует тесная связь детского сада и школы.
Можно выделить два направления, по которым идёт установление этой связи:
1) тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы
2) непосредственное сближение дошкольников и первоклассников в совместной деятель-
ности (праздники, трудовые акции и т.д.)
Хочу поподробнее остановиться на взаимодействии логопеда детского сада с логопедом
школы, так как сама являюсь логопедом ДОУ. Преемственность в работе логопедов имеет
свои особенности в отличии от других специалистов так как логопедов объединяют дети,
имеющие различные речевые нарушения. Я, как логопед д/с чётко представляю трудно-
сти, которые могут возникнуть у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обуче-
ния в школе и знакомлюсь с направлениями и методами коррекционной работы на школь-
ном логопункте, стараюсь так построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности.
К сожалению, не все дети выпускающиеся из логопедических групп достигают высокого
уровня речевого развития из-за сложности речевого нарушения, поэтому они нуждаются в
дальнейшей коррекционной работе и здесь на помощь приходит школьный логопед, кото-
рый заранее обследует детей знакомится с характеристиками, общается с логопедом ДОУ
с целью получения информации, для того чтобы выстроить дальнейшую систему коррек-
ционной работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности.
В течении года организуется взаимное посещение занятий.
Школьный логопед тесно взаимодействует не только с логопедом детского сада, но и роди-
телями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения.,
то есть существует целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых на-
рушений у школьников.
Таким образом, единая система логопедической работы по устранению речевых наруше-
ний в детском саду с логопедическими группами и начальных классах массовой школы
позволяет в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения,
направленного на повышение грамотности.
Существуют и другие формы связи между педагогическими коллективами МДОУ №9 и
школы №5.
1. Каждый год в конце I четверти проводится педагогический совет на тему «Успешность
адаптации выпускников детского сада в школе» с одной стороны с участием: директора,
учителей начальных классов, психолога, логопеда, а с другой зам. Зав. ДОУ №9, методи-
ста, воспитателей выпустившихся детей, логопеда, психолога. Каждый специалист школы
делится своей информацией, а именно: как проявляют себя дети в новом коллективе, как
усваивают программу, какие встречают трудности. Я как логопед, обращаю внимание на
трудности в речевом развитии выпускников, проанализировав свою педагогическую дея-
тельность с данными детьми, делаю вывод, какие ошибки были допущены в коррекцион-
ном процессе, над чем предстоит работать более углублённо.
2. Мы совместно с педагогами обсуждаем и изучаем программу 1 класса и программу
воспитания в детском саду, так как между программами существует преемственность.
3. Для того, чтобы преемственность осуществлялась более тесно приглашаем учителей на-
чальных классов знакомиться с формами работы в подготовительной группе, а так же
уровнем знаний и умений, приобретёнными детьми к концу старшего дошкольного возрас-
та. Педагоги посещают занятия в детском саду; анализируют занятия с целью выявления
преемственности. Мы приглашаем учителей на педсовет по итогам работы в подготови-
тельных группах.
4. Проводим индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их
детьми.
5. Вместе с воспитателями наблюдаю за своими воспитанниками в первые месяцы обуче-
ния в школе, посещаем уроки беседуем с учителями.
Связь между детьми подготовительных групп и школьниками поддерживается в течении
всего учебного года. Формы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного му-
зея, библиотеки, проведение совместных занятий, спортивных развлечений с первокласс-
никами и детьми подготовительных групп.
Каждый год в ДОУ организуем праздник «День победы» с привлечением учеников из шко-
лы.
Педагоги ДОУ №9 и специалисты школы №5 систематически повышают свою квалифика-
цию в Государственном образовательном учреждении Ярославской области «Институт
развития образования». Тематика многих курсов объединяет различных педагогов: учи-
телей, логопедов, воспитателей, психологов и в прохождении курсов можно наблюдать
преемственность.
Таким образом, такая система работы позволяет добиться высоких результатов.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных ме-
роприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной под-
готовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности,
организации единого образовательного пространства, использования преемственных тех-
нологий, форм и методов обучения и воспитания.