"Изготовление макета к сказке Серебряное копытце П.П.Бажова"
Автор: Вшивкова Людмила Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Снежинка" Населённый пункт: п.Октябрьский, Пермский край Наименование материала: Творческий проект Тема: "Изготовление макета к сказке Серебряное копытце П.П.Бажова" Раздел: дошкольное образование
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем
им любовь к слову и интерес к сказкам.
Сказки для детей несут в себе познавательный элемент, ведь они:
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- прививают уважение к себе, к старшим;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой
родной дом. И куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной
Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но
не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир
славится
своими
камнями:
малахитом,
самоцветами,
яшмой,
мрамором;
полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на
Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый
писатель
Павел
Петрович
Бажов.
Знакомя
творчеством
П.П.Бажова,
мы
рассказываем
о
красоте
края,
знакомим
с
его
прошлым,
с
обрядами
и
обычаями людей, их бытом.
Проблема:
В настоящее время дети мало знают историю Урала, и поэтому они с
удовольствием слушают произведения уральского сказителя Бажова П.П.
«Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»,
«Золотой волос», «Про Великого Полоза» и т.д.
Цель:
Воспитывать интерес к сказкам Бажова П.П., через создания макета к сказке,
развивая самостоятельную творческую и познавательную активность
дошкольников.
Задачи:
Для детей:
- познакомить детей с биографией уральского писателя Бажова П.П.;
- формирование представлений о многообразии сказок Бажова П.Г.,
воспитывать положительное отношение к его сказкам;
- познакомить с обычаями и традициями уральского округа;
- расширение знаний о зимней сказке «Серебряное копытце»;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной работе по
созданию макета;
- развивать у детей творческие способности.
Для педагогов:
- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками
проекта (педагоги вовлекают детей, дети вовлекают родителей, общаются
между собой и педагогами);
- повысить уровень творческой инициативы педагогов;
- развивать готовность к применению современных методик и технологий для
обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями
воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
- углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;
- повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность
ДОУ как активных участников.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П.П.Бажова;
- запоминание некоторых эпизодов из жизни Бажова П.Г.;
- расширение кругозора детей;
- сплочение детского коллектива;
-оформление макета по сказке «Серебряное копытце»;
- развиваются коммуникативные навыки;
- развивается творческое мышление и воображение;
- развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и
ответственности;
- развитие интереса к коллективной работе.
Для педагогов:
-самореализация, повышение творческого потенциала;
-повышение компетентности по использованию в образовательном процессе
современных педагогических технологий.
Для родителей:
- повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного
образования;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми
участниками образовательного процесса;
-повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Вид проекта:
продолжительность проекта : две недели;
по составу участников: групповой;
по целевой установке: творческий;
по содержанию: интегративный.
Образовательные области:
Коммуникация, познание, чтение художественной литературы,
художественное творчество.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Этапы проектной деятельности:
-Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и придумывание
композиции макета.
-Творческая работа по созданию элементов макета.
-Оформление результатов в виде макета.
- Демонстрация
макета
к
сказке
«Серебряное
копытце»
младшим
дошкольникам;
Работа воспитателя:
- Подобрать биографию Бажова П.П., портрет.
-Подбор сказок уральского писателя.
-Подбор видеозаписи.
-Составление конспектов занятий.
Работа с детьми:
- Чтение сказок Бажова П.П.
-Знакомство с биографией уральского писателя Бажова П.П.
-Познакомить с обычаями и традициями родного края.
-Пересказывание сказки «Серебряное копытце».
-Рисование рисунков по данной теме.
-Выставка рисунков к сказке «Серебряное копытце».
-Продуктивная деятельность по данной теме проекта.
-Составление рассказа по картинкам.
-Лепка «Оленёнок».
-Лепка из соленого теста персонажей к сказке.
-Оригами «Ёлочки».
- Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
-Изготовление поделок по сказке « Серебряное копытце».
Работа с родителями:
-Активное участие в оформление макета по сказке.
Результат:
В ходе проведенного проекта дети расширили представления об уральском
писателе,
Бажове
П.П.,
познакомились
с
его
произведениями.
Совершенствовали свои творческие умения и навыки, в создании макета.
Формировали
умение
участвовать
в
демонстрации
макета
к
сказке
«Серебряное копытце» младшим дошкольникам;
Список литературы:
Журнал «Дошкольное воспитание»( № 11-2009 г),
«Дошкольное образование» (№10-2011 г).
«Серебряное копытце». Конспект занятия по чтению художественной
литературы в подготовительной группе
Программное содержание:
-Учить отличать сказы от былин. Учить видеть и понимать красоту
литературных произведений.
-Познакомить с писателем П. П. Бажовым, его сказами.
-Развивать чувство сопереживания и поддержки, коммуникативные
способности.
Оборудование:
П. П. Бажов «Уральские сказы».
Ход занятия
Воспитатель:
- Вспомните и скажите, что такое фольклор?
- Из какого языка к нам пришло это слово?
- Какие произведения относятся к фольклору?
- Назовите былины? Главных героев?
«Сегодня я хотела бы познакомить вас с писателем, который очень любил
устное народное творчество и свои литературные произведения называл
сказами.
«Сказ» – слово очень похожее на слово «сказка». И действительно, сказ –
устное предание, в которых сказка причудливо переплетается с реальной
жизнью. В этих сказах действующие лица – обыкновенные земные люди. А
рядом с ними – сказочные.
Вот такие сказы и писал писатель Павел Петрович Бажов. Этот человек стал
писателем в очень зрелом возрасте. Когда напечатали его первое
произведение, ему исполнилось 57 лет. Родился Павел Петрович Бажов в
1879 году (150 лет назад, в семье мастера, работавшего на горном заводе под
Екатеринбургом (город на Урале). Мальчику повезло с учителем русского
языка и словесности. Учитель любил русскую литературу и свою любовь
передавал своим ученикам. В девятилетнем возрасте Бажов знал целые
сборники стихов русских поэтов наизусть. Павел Бажов мог стать
священником – он окончил Пермскую духовную семинарию. Но стал
учителем русского языка, преподавал сначала в Екатеринбурге, потом в
Камышлове. Во время войны (гражданская) воевал в Красной Армии, был в
плену, а после побега – в отряде красных партизан. После войны занялся
журналистикой. Смолоду Бажов интересовался фольклором, изучал
народную мудрость. В своих сказах Бажов рассказывает о нелегком труде на
горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе.
Писатель говорил: «Русский человек без радуги не живет». Бажов собрал все
свои сказы и напечатал книгу «Малахитовая шкатулка». Сегодня мы
познакомимся со сказом из этой книги. А называется он «Серебряное
копытце».
Чтение сказа «Серебряное копытце»
(Книга)
Воспитатель:
- Назовите название сказа.
- Кто главный герой этого произведения?
- Как звали девочку?
- Почему она оказалась у Коковани?
- Как вы себе представляете Даренку? Кокованю?
- Какую сказку рассказал старик девочке?
- Есть ли сказочный момент в сказе? Какой?
- Назовите обыкновенных героев и сказочных?
- Почему Серебряное копытце одарило девочку драгоценными камнями?
- Понравился ли вам сказ? Почему?
Упражнение на развитие эмоций
"Пожалеем, сделаем добро"
Музыкальная физкультминутка «Елочки-пенечки»
Воспитатель:
- С каким писателем мы познакомились на занятии?
- Как он сам называл свои литературные произведения?
- Что такое «сказ»?
- Назовите действующих лиц сказов?
- С каким сказом познакомились на занятии?
Макет «Зимушка-зима со сказкой Серебряное копытце