Напоминание

Литературный вечер "Тематическое богатство и художественное своеобразие поэзии А.Л. Барто"


Автор: Захарова Елена Викторовна
Должность: воспитатель по дополнительной педагогики
Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН "Алые паруса"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Конспект
Тема: Литературный вечер "Тематическое богатство и художественное своеобразие поэзии А.Л. Барто"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Литературный вечер «Тематическое богатство

и художественное своеобразие поэзии А.Л. Барто»

Разработано воспитателем дополнительного образования

Захаровой Еленой Викторовной
Ведущий: Поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи поэтессы Агнии Львовны Барто. В стихах для самых маленьких (поэтические циклы «Игрушки», «Машенька») Агния Львовна рассказывает маленьким детям об игрушках. Краткость стиха, завершенность сюжета, где каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает собственный характер.
- Один из детей читает стих
: Идет бычок, качается… - такой неуверенный, но храбрый. Ведущий: Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей: один из детей читает стих «Слон» Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон. Ведущий: Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей
-

Предлагаю

детям

проникнуться

в

роль

некоторых

строк
и сравнить положительные и отрицательные действия детей - хозяек: Ребенок: Я люблю свою лошадку… Ведущий: Когда нет активных поступков ребенка или плохие поступки, то стихи написаны от 3-го лица. Ребенок: Зайку бросила хозяйка…
Ведущий: Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
- Рассматривание картин к стихам А.Л. Барто «Машенька растет»;
а затем рассказывание о них словами автора. Ведущий: Юные герои стихов Агнии Львовны завоевывают наше уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле «Машенька растёт». Стихи эти, лёгкие, весёлые, окрылённые, отвечают уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире. Сегодня новость во дворе! Машеньке не верится: Распустилось на заре Молодое деревце. Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов «Игрушки». А С.Я. Маршак говорил: «Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым». И поэтесса работала, общалась с ребятами.
- Ответьте на вопросы к циклу стихов «Младший брат».
Рассказать о своих чувствах к стихотворным строкам: Звенели птичьи голоса, В саду цвела сирень, Весной Андрюша родился В один хороший день. Гордится мальчиком отец, А Света - Ей шесть лет - Кричит братишке: - Молодец, Что родился на свет!

- Чтение детьми наизусть по строкам стихотворение:
За цветами в зимний сад. Никому не верится, Чудо из чудес: За цветами девица Ходит в зимний лес. Он стоит не в зелени, Как в июльский зной, Он снежком побеленный, Блещет белизной. Но смеётся девица: - Если вам не верится, Показать могу Яркий коврик вереска Прямо на снегу. Летом он не ценится, Скромное растеньице! Но зато как весело Увидать самой Огонёчки вереска На снегу зимой. Ведущий: В стихотворениях Барто, всегда присутствует мягкая лирическая интонация (сборник стихов «За цветами в зимний лес»). В этом сказалось влияние Корнея Чуковского, дававшего ей уроки мастерства. Он всегда требовал от молодой поэтессы лиричности.

- Рассматривание издательской литературы.
Ведущий: В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто «Я расту» - новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. А я не знал, что я расту. Всё время, каждый час. Я сел на стул – Но я расту, Расту, шагая в класс… - Распределение задания: на выбор ребенка – заучивание стихотворения к следующему литературному вечеру. Ведущий: Ярче всего талант поэта проявился в весёлых стихах: «Девочка - ревушка», «Девочка - чумазая», «Снегирь», «Болтунья», «Любочка», «Сонечка», «Жадный Егор». Барто прекрасно понимала, что смех — самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность. Да и как не улыбнуться, читая исповедь великого страдальца, который ради покупки снегиря готов претерпеть любые мучения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.
- Инсценирование юмористического стихотворения:
Тронь ее нечаянно - Сразу: - Караул! Ольга Николаевна, Он меня толкнул!.. Ведущий: Барто обращается к своей аудитории за помощью, за содействием, чтобы сообща - иначе ничего не выйдет! - сокрушить таких
хитрых, коварных, лицемерных, цепких и ещё очень живучих противников, как эгоизм, жадность, чванство, грубость, «показуха», могущих увести человека, стоит ему поддаться им, в сторону от людей, от живого дела, от настоящего творчества. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.
- Рассказы детей о воспоминаниях своих бабушек и дедушек о

войне.
Ведущий: Интернациональная тема в творчестве А.Л. Барто звучит по новому, не имеющему аналогов в детской поэзии мира. Эта тема отражена в последнем цикле стихотворений - «Переводы с детского». Барто давно уже начала собирать стихи детей, «невеликих поэтов», как она, шутя, их называет. Множество детских стихов пришлось прочитать и прочувствовать поэтессе, чтобы проникнуться настроением ребёнка той или иной нации. Этот цикл, несомненно, создаёт новаторскую традицию в поиске поэтического самовыражения детских поэтов мира. В стихотворении «В саду Тюильри» показана озабоченность детей будущим: Зашёл разговор Про двухтысячный год, А в небе над городом Плыл самолёт. «Погоды тебе!» - Крикнул длинный подросток И начал размахивать Кепочкой пёстрой… Ведущий: Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение. Они сближают взрослых и детей, помогая сделать общение приятным и продуктивным.


В раздел образования