Литературный вечер "Тематическое богатство и художественное своеобразие поэзии А.Л. Барто"
Автор: Захарова Елена Викторовна Должность: воспитатель по дополнительной педагогики Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН "Алые паруса" Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: Конспект Тема: Литературный вечер "Тематическое богатство и художественное своеобразие поэзии А.Л. Барто" Раздел: дошкольное образование
Разработано воспитателем дополнительного образования
Захаровой Еленой Викторовной
Ведущий: Поколение за поколением малыши легко запоминают четкие,
звучные стихи поэтессы Агнии Львовны Барто.
В
стихах
для
самых
маленьких
(поэтические
циклы
«Игрушки»,
«Машенька») Агния Львовна рассказывает маленьким детям об игрушках.
Краткость
стиха,
завершенность
сюжета,
где
каждая
игрушка
в
изображении поэтессы приобретает собственный характер.
- Один из детей читает стих :
Идет бычок, качается… - такой неуверенный, но храбрый.
Ведущий: Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни,
друзья детей: один из детей читает стих «Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Ведущий: Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об
игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о
каких-то хороших поступках детей
-
Предлагаю
детям
проникнуться
в
роль
некоторых
строк и
сравнить положительные и отрицательные действия детей - хозяек:
Ребенок: Я люблю свою лошадку…
Ведущий: Когда нет активных поступков ребенка или плохие поступки,
то стихи написаны от 3-го лица.
Ребенок: Зайку бросила хозяйка…
Ведущий:
Это
помогает
утверждать
в
маленьких
читателях
положительные черты характера.
- Рассматривание картин к стихам А.Л. Барто «Машенька растет»;
а затем рассказывание о них словами автора.
Ведущий:
Юные
герои
стихов
Агнии
Львовны
завоевывают
наше
уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле
«Машенька
растёт».
Стихи
эти,
лёгкие,
весёлые,
окрылённые,
отвечают
уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во
всём, что происходит в окружающем мире.
Сегодня новость во дворе!
Машеньке не верится:
Распустилось на заре
Молодое деревце.
Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл
стихов «Игрушки». А С.Я. Маршак говорил: «Работайте, не у всех сразу
получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым». И поэтесса
работала, общалась с ребятами.
- Ответьте на вопросы к циклу стихов «Младший брат». Рассказать
о своих чувствах к стихотворным строкам:
Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюша родился
В один хороший день.
Гордится мальчиком отец,
А Света -
Ей шесть лет -
Кричит братишке: - Молодец,
Что родился на свет!
- Чтение детьми наизусть по строкам стихотворение:
За цветами в зимний сад.
Никому не верится,
Чудо из чудес:
За цветами девица
Ходит в зимний лес.
Он стоит не в зелени,
Как в июльский зной,
Он снежком побеленный,
Блещет белизной.
Но смеётся девица:
- Если вам не верится,
Показать могу
Яркий коврик вереска
Прямо на снегу.
Летом он не ценится,
Скромное растеньице!
Но зато как весело
Увидать самой
Огонёчки вереска
На снегу зимой.
Ведущий:
В
стихотворениях
Барто,
всегда
присутствует
мягкая
лирическая интонация (сборник стихов «За цветами в зимний лес»). В этом
сказалось влияние Корнея Чуковского, дававшего ей уроки мастерства. Он
всегда требовал от молодой поэтессы лиричности.
- Рассматривание издательской литературы.
Ведущий: В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто «Я расту» -
новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи
согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ,
не без ошибок в поступках. Но он растёт.
А я не знал, что я расту.
Всё время, каждый час.
Я сел на стул –
Но я расту,
Расту, шагая в класс…
- Распределение задания: на выбор ребенка – заучивание стихотворения
к следующему литературному вечеру.
Ведущий:
Ярче
всего
талант
поэта
проявился
в
весёлых
стихах:
«Девочка
-
ревушка»,
«Девочка
-
чумазая»,
«Снегирь»,
«Болтунья»,
«Любочка», «Сонечка», «Жадный Егор». Барто прекрасно понимала, что смех
—
самая
короткая
дорожка
к
сердцу
человека,
особенно
маленького.
И
никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть
её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на
время забыть свою серьёзность.
Да и как не улыбнуться, читая исповедь великого страдальца, который
ради покупки снегиря готов претерпеть любые мучения.
Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться
к детям с острыми, задорными стихотворениями.
- Инсценирование юмористического стихотворения:
Тронь ее нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!..
Ведущий:
Барто
обращается
к
своей
аудитории
за
помощью,
за
содействием, чтобы сообща - иначе ничего не выйдет! - сокрушить таких
хитрых, коварных, лицемерных, цепких и ещё очень живучих противников,
как
эгоизм,
жадность,
чванство,
грубость,
«показуха»,
могущих
увести
человека, стоит ему поддаться им, в сторону от людей, от живого дела, от
настоящего творчества.
Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая
видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно
увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.
- Рассказы детей о воспоминаниях своих бабушек и дедушек о
войне.
Ведущий: Интернациональная тема в творчестве А.Л. Барто звучит по
новому, не имеющему аналогов в детской поэзии мира. Эта тема отражена в
последнем цикле стихотворений - «Переводы с детского». Барто давно уже
начала собирать стихи детей, «невеликих поэтов», как она, шутя, их называет.
Множество детских стихов пришлось прочитать и прочувствовать поэтессе,
чтобы проникнуться настроением ребёнка той или иной нации. Этот цикл,
несомненно,
создаёт
новаторскую
традицию
в
поиске
поэтического
самовыражения детских поэтов мира. В стихотворении «В саду Тюильри»
показана озабоченность детей будущим:
Зашёл разговор
Про двухтысячный год,
А в небе над городом
Плыл самолёт.
«Погоды тебе!» -
Крикнул длинный подросток
И начал размахивать
Кепочкой пёстрой…
Ведущий: Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих
в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение. Они сближают
взрослых и детей, помогая сделать общение приятным и продуктивным.