Автор: Бородавко Михаил Владимирович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ ХМР СОШ п. Луговской Населённый пункт: Ханты-Мансийский район п. Луговской Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа сопровождения Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского
района средняя общеобразовательная школа п. Луговской
«Одаренные дети «Грани таланта»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
школе
разработаны
и
определены
формы
и
направления
деятельности по выявлению, развитию и
поддержке одаренных детей, в
соответствии
с
которой
проводятся
спортивные
соревнования,
обеспечивается
поддержка
участия
одаренных
детей
в
муниципалных,
окружных,
всероссийских,
международных
конкурсах,
соревнованиях,
смотрах, олимпиадах и фестивалях.
Программа
деятельности
содержит
систему
мероприятий,
направленных на создание оптимальных условий для выявления, развития и
поддержки одаренных детей.
В современных условиях школа ориентирована не на формирование
какого-то
определённого
типа
личности,
а
на
развитие
природной
индивидуальности
каждого
ребёнка,
его
творческих
способностей,
подготовке
профессионального
самоопределения
и
социальной
адаптированности к новым условиям жизни. В связи с этим ведется поиск
таких
психологических
или
психолого-педагогических
условий
в
педагогическом
процессе,
которые
могли
бы
в
максимальной
степени
способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а
также
продвижению
в
их
физическом,
интеллектуальном
и
личностном
развитии.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей
является
объединение
усилий
педагогов,
родителей,
руководителей
образовательного
учреждения
и
других
ведомств
с
целью
создания
благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Актуальность
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это
время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее
дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности
формирования и зрелость самого явления – одаренности.
Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют
динамику развития одаренности.
Детская
одарённость
–
это
важнейшая
мировая,
комплексная,
психолого-педагогическая
и
социально-общественная
проблема
во
всех
развитых странах.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна и
для современного российского общества.
Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили
потребность
в
людях
творческих,
одаренных,
неординарно
мыслящих,
способных нестандартно решать поставленные задачи.
Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными
родителей
и
педагогов
–
ведь
они
могут
указывать
на
предпосылки
подлинного таланта. Но в тоже время выдающиеся умственные и физические
проявления
ребёнка
могут
оказаться
лишь
чем-то
временным.
В
ходе
возрастного
развития
–
вместе
с
укреплением
и
обогащением
свойств
интеллекта
и
физических
качеств,
подъёмом
их
на
новый
уровень
–
происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Необходимо
раннее
выявление,
диагностирование,
поддержка,
сопровождение и социализация одарённых детей потому, что они являются
творческим
и
умственным
потенциалом
своей
страны.
Именно
поэтому
проблема
работы
с
одарёнными
учащимися
чрезвычайно
актуальна
для
современного
российского
общества
и
является
приоритетной
задачей
в
современном обществе совершенствования системы образования.
Проблема
одаренности
в
системе
образования
на
организационном
уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и
талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует
возможность
и
другого
решения
–
не
удалять
одаренного
ребенка
из
естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга
обычных
сверстников,
создав
условия
для
развития
и
реализации
его
выдающихся возможностей.
Основные идеи работы с одаренными детьми
способны все дети, только эти способности различны по своему
спектру и характеру проявления;
одаренность
лишь
констатация
внутренних
особенностей
ребенка,
внешние
ее
проявления
возможны
при
высокой
мотивации
собственных достижений и при наличии необходимых условий;
одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить
своеобразие
этой
одаренности
и
создать
необходимые
условия
для
ее
развития и реализации, что обеспечивается обогащенностью развивающей
среды,
включающей
увлекающую
ребенка
деятельность,
мотивацией
его
собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей;
-
Объединение
усилий
учителей,
родителей,
с
целью
создания
благоприятных условий для совершенствования способностей у детей;
-
в
процессе
обучения
выявление
индивидуальных
и
личностных
особенностей
детей,
выстраивание
траектории
их
развития,
оказание
педагогической поддержки и помощи тем, кто имеет признаки одаренности.
Система выявления и развития талантливых спортсменов строится на
следующих базовых принципах:
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана
обучения учащихся).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся.
Принцип доступности и открытости.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Принцип гуманизма, равноправия.
Принцип приоритета общечеловеческих ценностей.
Принцип свободного развития личности.
Принцип защиты прав.
Индивидуальная работа с учащимися
1.
Организация индивидуальной работы на учебно-тренировочных занятиях
(задания повышенной сложности, организация самостоятельной работы).
2.
Тестирование, выявление уровня развития психомоторных качеств.
3.
Индивидуальная
работа
тренеров-преподавателей
с
одарёнными
и
мотивированными к обучению детьми по их подготовке к соревнованиям
разного уровня.
4.
Мониторинг образовательных потребностей учащихся.
5.
Участие
в
общешкольных
мероприятиях,
обеспечивающих
проявление
творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
6.
Вовлечение
учащихся
в
инструкторско-судейскую
деятельность
на
отделении по виду спорта с целью развития их способностей.
7.
Организация встреч учащихся с выпускниками – студентами высших и
средних специальных учебных заведений;
8.
Формирование
портфолио
учащегося
(результаты
участия
в
соревнованиях,
результаты
освоения
образовательной
программы,
программы выступлений учащегося в спортивно-массовых мероприятиях
с показательными выступлениями).
9.
Проведение
диагностики
одарённых
и
мотивированных
учащихся,
создание банка данных «Одарённые дети».
Способы стимулирования
1.
Награждение дипломами (или грамотами), ценными подарками учащихся
и премирование преподавателей.
2.
Размещение фотографий в школе на стенде.
3.
Размещение статей о достижениях учащихся в на школьном сайте
4.
Направление
Благодарственных
писем
родителям
учащихся,
занявшим
призовые места в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
5.
Проведение ежегодного конкурса на лучшего спортсмена года.
Формы и методы работы с одарёнными
и мотивированными к обучению учащимися
Первая ступень обучения
-
выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по
развитию способностей на учебных занятиях и внеурочное время;
-
осуществление
индивидуального
подхода
на
учебных
занятиях
и
внеурочное время;
-
составление
преподавателями
индивидуальных
разноуровневых
заданий на учебно-тренировочных занятиях и на дом;
-
индивидуальная работа с родителями одарённых и мотивированных
детей и привлечение их к совместной работе с учащимся;
-
проведение конкурсов, соревнований, показательных выступлений;
-
поддерживание тесной связи с родителями учащихся.
Вторая ступень обучения
-
выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на
учебных занятиях и внеурочное время;
-
широкое
привлечение
учащихся
к
работе
во
внеучебно-
тренировочное время (соревновательная деятельность, показательные
выступления);
-
развитие инициативы и самостоятельности;
-
формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными
источниками информации;
-
проведение
внутришкольных
олимпиад,
конкурсов,
соревнований,
участие
в
зональных,
муниципальных,
окружных
конкурсах
и
соревнованиях;
-
обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;
-
работа
по
созданию
системы
профессиональной
ориентации
учащихся.
Третья ступень обучения
-
индивидуальная
работа
в
учебное
и
во
внеучебно-тренировочное
время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
-
оказание помощи в выборе профессии;
-
участие
в
олимпиадах,
конкурсах
и
соревнованиях
различного
уровня;
-
формирование
умений
добывать
и
обрабатывать
необходимую
информацию;
-
включение учащихся в инструкторско-судейскую практику ;
-
индивидуальная работа с родителями учащихся.
План
программы :
«Сопровождение
ребенка
с
ярко
выраженными
спортивными способностями»
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей
одаренного ребенка.
Задачи:
1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество
работы с детьми.
2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими
детьми.
3. Достижение детьми более высоких результатов.
Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по
данной
тематике.
Консультирование
родителей
и
во спитателей.
Развивающий
этап:
обеспечение
работы
по
гармонизации
личности
и
интеллекта физически одаренного ребенка.
Организационный
этап:
планирование
работы
руководителя
по
физическому
воспитанию.
Разработка
методических
рекомендаций.
Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики,
оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с
детьми.
Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для
родителей,
пропаганда
здоровье
сберегающего
образа
жизни
среди
родителей.
Пропаганда
лучшего
опыта
работы
с
ребенком,
имеющим
физическую
одаренность.
Информирование
родителей
о
способностях
и
достижениях их ребенка.
Организационный
этап:
разработка
индивидуального
плана
работы
с
физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных
комплексов
упражнений
для
ребенка
и
формирование
подгрупп
детей,
в
зависимости
от
уровня
их
физического
развития,
состояние
здоровья,
склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение
в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка.
Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью
определения
физически
одаренного
ребенка
в
необходимую
спортивную
секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и
групповых
занятиях
с
детьми.
Родители
Развивающий
этап:
развитие
физических способностей одарённых детей посредством определения их в
специализированные
секции
и
спортивные
кружки,
либо
выполнение
рекомендаций
учителей
физической
культуры
и
психолога
в
домашних
условиях.
КАРТА
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на
уроках и внеурочной деятельности
7 класс
2016/2017учебный год
Ф.И.О. педагога: Бородавко Михаил Владимирович
Ф.И.школьника(ов):
Иванов
сергей,
Козарь
Григорий,
Филатов
Давид,
Дорохин Данил
Класс: ___7___________________
Цели индивидуального сопровождения:
I.
Создание
эффективной
системы
работы,
развивающей
и
п од д е р ж и ва ю щ е й
од а р е н н ы х
и
с п о с о б н ы х
д е т е й
и
обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию,
самоопределение и социализацию.
II.
Развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности
к
выполнению
сложных
заданий
по
физической
культуре,
способности
мыслить
творчески,
а
также
развивать
в
них
уверенность в своих силах
Задачи педагогического сопровождения:
1.
Выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к
предмету физическая культура;
2.
Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными
учащимися на уроках физической культуры и во внеурочное время с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
3.
Развивать физические, творческие и интеллектуальные способности
учащихся через внеклассную работу.
Образовательный продукт: проект, соревновательная деятельность на
различных уровнях в течении года, опережающий рост физических
покозателей.
Анализ
педагогического
сопровождения
(анализ
результатов
работы):
_________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________.
З а д а ч и
н а
с л е д у ю щ и й
у ч е б н ы й
г о д :
______________________________________________
__________________________________________________________________
______________
Подпись педагога ______________ Бородавко М.В..
Подпись ответственного за работу с ОД в школе:_______________Глазырина
А.В.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на
уроках и внеурочной деятельности
7 класс
2016/2017учебный год
№
тема занятия
кол.
час.
Деятельность
сопровождаемого
образовательный
продукт
7 класс
I. Гимнастика
1.1.
Специализирова
нные
упражнения
4
Подводящие элементы.
Снаряжение.
Правила
безопасности
Выполнение
с и л о в ы х
и
гимнастических
подводящих
элементов
(скакалка,
перекладина,
силовые
упражнения )
1.2
Снаряжения для
выполнения
гимнастических
упражнений
1
Работа со снаряжением
Выполнение
заданий,
направленных
н а
умение пользоваться
гимнастическим
снаряжением.
1.3.
Прыжок
назад
через голову
7
Работа
с
видео
материалами.
Подводящие
упражнения.
Практический опыт.
Умение
выполнять
упражнение
повышенной
сложности.
1.4
Практическая
работа
4
Консультации
Проектная работа
II волейбол
2.1
Специальная
физическая
подготовка.
1
Волейбольные
стойки.
(Высокая,
с р е д н я я ,
низкая )
Перемещения
(взад-
вперед и влево-вправо.)
Пас
предплечьями
в
движении.
Самоконтроль
спортсмена.
Причины травм и их
предупреждение
применительно
к
занятиям
волейболом.
Оказание
п е р в о й
медицинской
помощи (до врача).
2.2
Общая
физическая
подготовка.
3
У п р а ж н е н и я
с
п р е д м е т а м и ;
с о
скакалками
и мячами.
Подвижные
игры
и
эстафета.
Упражнения
для
мышц
плечевого
пояса и туловища.
Умение наблюдать и
н а
о с н о в е
наблюдений
немедленно
осуществлять
ответные
действия,
2.3
Тактика защиты.
2
Умение взаимодействии
с
другими
игроками.
Пас
из
н еуд о б н о го
положения.
Ум е н и е
п р и н я т ь
правильное
решение
и быстро выполнить
е го
в
р а з л и ч н ы х
играх
2.4
Техника
нападения.
4
Высокая
прострельная
передача. Короткий пас,
пас назад, длинный пас.
Выполнять
технические
приёмы
и
т а к т и ч е с к и е
действия;
играть
в
в о л е й б о л
с
соблюдением
основных правил;
2.5
Специальная
физическая
подготовка.
3
У п р а ж н е н и я
с
н а б и в н ы м и
и
теннисными
мячами.
Пас
предплечьями
на
точность.
Выполнять
физические
у п р а ж н е н и я
д л я
развития физических
навыков;
Заботиться
о
своём
здоровье.
2.6.
Общая
физическая
подготовка.
1
Упражнения для мышц
ног и таза. Подвижные
игры и эстафета.
Осуществлять
взаимный контроль и
о к а з ы в а т ь
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
2.6.
Техническая
подготовка.
4
Передача
сверху.
Пас-
о т с к о к
м я ч а - п а с .
Боковая подача.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного
освоения
техники
подачи
и
п р и е м а
мяча.
2.7
Контрольные
и г р ы
и
испытания.
2
О ц е н к а
и г р о в ы х
достижений.
Умение
взаимодействовать
с
другими
игроками
д л я
д о с т и ж е н и я
п о б е д ы
н а д
противником.
демонстрировать
жесты волейбольного
судьи;
проводить
судейство
по волейболу.
Подпись учителя ________________ Бородавко М.В.
Подпись ответственного за работу с ОД______________Глазырина А.В.
КАРТА
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на
уроках и внеурочной деятельности
6 класс
2016/2017учебный год
Ф.И.О. педагога: Бородавко Михаил Владимирович
Ф.И.школьника(ов):
Вебер Максим, Соколков Максим, Дорохин Виталий,
Иванов Дмитрий, Тимофеева Кристина, Ульянова Искрина, Пуртова Юлия
Класс: ___6___________________
Цели индивидуального сопровождения:
III.
Создание
эффективной
системы
работы,
развивающей
и
п од д е р ж и ва ю щ е й
од а р е н н ы х
и
с п о с о б н ы х
д е т е й
и
обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию,
самоопределение и социализацию.
IV.
Развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности
к
выполнению
сложных
заданий
по
физической
культуре,
способности
мыслить
творчески,
а
также
развивать
в
них
уверенность в своих силах
Задачи педагогического сопровождения:
4.
Выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к
предмету физическая культура;
5.
Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными
учащимися на уроках физической культуры и во внеурочное время с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
6.
Развивать физические, творческие и интеллектуальные способности
учащихся через внеклассную работу.
Образовательный продукт: проект, соревновательная деятельность на
различных уровнях в течении года, опережающий рост физических
покозателей.
Анализ
педагогического
сопровождения
(анализ
результатов
работы):
_________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________.
З а д а ч и
н а
с л е д у ю щ и й
у ч е б н ы й
г о д :
______________________________________________
__________________________________________________________________
______________
Подпись педагога ______________ Бородавко М.В..
Подпись ответственного за работу с ОД в школе:_______________Глазырина
А.В.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на
уроках и внеурочной деятельности
6 класс
2016/2017учебный год
№
тема занятия
кол.
час.
Деятельность
сопровождаемого
образовательный
продукт
7 класс
Гимнастика
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1.
Ходьба,
Беговые
перемещения,
Прыжковые
упражнения
2
Ходьба
с
различными
наклонами туловища и
поворотами, с высоким
подниманием
бедра,
с к р е с т н ы м
и
приставным
шагом,
на
пятках, на внутренней и
н а р у ж н о й
с т о р о н е
стопы,
формирование
навыков
здорового
образа жизни;
способствовать
достижению
пропорциональной
массы тела;
способствовать
р а з в и т и ю
в
отдельности
каждой
м ы ш ц ы ,
г р у п п ы
мышц, части тела;
откорректировать
отстающие
группы
мышц.
1.2
Строевые
упражнения,
Подвижные игры
2
Игры
типа
эстафет
с
б е гом ,
п е р е н о с ко й
п р е д м е т о в ,
и
преодолеванием
препятствий.
Игры
на
задания
«кто
лучше»,
«быстрее»,
«точнее»,
«сильнее» и др.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1.
Упражнения
для
развития силы
4
Подтягивание
в
висе
лежа
на
низкой
жерди
или перекладине. Лежа
н а
ж и в о т е
прогнувшись.,
руки
вверх
(«качалка»),на
правом
и
левом
боку.
Угол
в
висе
на
гимн.
стенке (держать)
Приобретают умение
самостоятельно
решать
некоторые
в о п р о с ы
с в о е й
физической
подготовленности
( с о с т а в и т ь
п л а н
тренировки,
комплекс
упражнений
утренней
зарядки
и
т.д.).
Технично
выполнять
у п р а ж н е н и я
и з
атлетической
гимнастики.
Проектная работа.
1.2
Упражнения
для
развития
гибкости
4
Н а к л о н ы
в п е р е д .
Шпагаты. Махи ногами.
Выкруты
и
вкруты
в
плечевых суставах.
1.3.
Упражнения
для
развития
прыгучести
4
Через
гимн.
Скамейку.
На
поролоновом
кубе
или
горке
из
4
матов.
Н а
о б е и х
н о г а х
с
продвижением
вперед,
назад.
1.4
Упражнения
для
развития
быстроты
4
Пробегание отрезков на
с к о р о с т ь .
С м е н а
направления
в
беге,
остановки
в
заданных
п о л о ж е н и я х
н а
обусловленный сигнал
1.5.
Упражнения
для
развития
выносливости
4
Равновесие
на
одной
ноге. Стойка на голове,
держать
II волейбол
2.1
Специальная
физическая
подготовка.
1
Волейбольные
стойки.
(Высокая,
с р е д н я я ,
низкая )
Перемещения
(взад-
вперед и влево-вправо.)
Пас
предплечьями
в
Самоконтроль
спортсмена.
Причины травм и их
предупреждение
применительно
к
занятиям
движении.
волейболом.
Оказание
п е р в о й
медицинской
помощи (до врача).
2.2
Общая
физическая
подготовка.
3
У п р а ж н е н и я
с
п р е д м е т а м и ;
с о
скакалками
и мячами.
Подвижные
игры
и
эстафета.
Упражнения
для
мышц
плечевого
пояса и туловища.
Умение наблюдать и
н а
о с н о в е
наблюдений
немедленно
осуществлять
ответные
действия,
2.3
Тактика защиты.
2
Умение взаимодействии
с
другими
игроками.
Пас
из
н еуд о б н о го
положения.
Ум е н и е
п р и н я т ь
правильное
решение
и быстро выполнить
е го
в
р а з л и ч н ы х
играх
2.4
Техника
нападения.
4
Высокая
прострельная
передача. Короткий пас,
пас назад, длинный пас.
Выполнять
технические
приёмы
и
т а к т и ч е с к и е
действия;
играть
в
в о л е й б о л
с
соблюдением
основных правил;
2.5
Специальная
физическая
подготовка.
3
У п р а ж н е н и я
с
н а б и в н ы м и
и
теннисными
мячами.
Пас
предплечьями
на
точность.
Выполнять
физические
у п р а ж н е н и я
д л я
развития физических
навыков;
Заботиться
о
своём
здоровье.
2.6.
Общая
физическая
подготовка.
1
Упражнения для мышц
ног и таза. Подвижные
игры и эстафета.
Осуществлять
взаимный контроль и
о к а з ы в а т ь
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
2.6.
Техническая
подготовка.
4
Передача
сверху.
Пас-
о т с к о к
м я ч а - п а с .
Боковая подача.
Взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
совместного
освоения
техники
подачи
и
п р и е м а
мяча.
2.7
Контрольные
и г р ы
и
испытания.
2
О ц е н к а
и г р о в ы х
достижений.
Умение
взаимодействовать
с
другими
игроками
д л я
д о с т и ж е н и я
п о б е д ы
н а д
противником.
демонстрировать
жесты волейбольного
судьи;
проводить
судейство
по волейболу.
Подпись учителя ________________ Бородавко М.В.
Подпись ответственного за работу с ОД______________Глазырина А.В.