"Правовое воспитание дошкольников в условиях ФГОС"
Автор: Абдюшева Рима Фатиховна Должность: воспитптель дошкольной группы при школе Учебное заведение: Среднетерешанская СОШ МОУ Населённый пункт: с .Средняя Терешка Старокулаткинского района Ульяновской области Наименование материала: статья Тема: "Правовое воспитание дошкольников в условиях ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Правовое воспитание дошкольников в условиях ФГОС
(из опыта работы)
С наступлением двадцать первого века во всем мире остро стоит
проблема защиты детей. И объясняется она рядом причин:
социально- экономическая ситуация современного мира
отражается, прежде всего , на детях. Дети –самое дорогое, что есть
в любом обществе, вне зависимости от политического строя и
вероисповедания, поэтому стоит проблема: как защитить права
ребенка?.
Знание прав- это щит, прикрывающий детей, их достоинств от
посягательства других людей и государства. Только обладание
правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться
как личность.
Настоящий Федеральный Государственный образовательный
стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации
и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции
ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие
принципы:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека,
личностно- развивающий и гуманистический характер
взаимодействия взрослых( родителей), педагогических работников
и детей,
уважение личности ребенка,
реализации Программы в формах, специфических для данной
возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, обеспечивающее художственно-
эстетическое развитие детей.
Свою работу по этой теме я начала со сбора информации. Это,
прежде всего,опрос родителей с целью выяснить их уровень
правовых представлений. Далее, анкетирование родителей «Знаем
ли мы свои права и права своих детей» Консультация с родителями
в форме беседы: «У детей есть права? Да!» Следующим этапом
работы явилось диагностирование детей с целью изучения уровня
сформированности правовых представлений. В результате этого
было выявлено, что большинство детей имеют уровень правовой
культуры ниже среднего, т.е. представления детей о событиях
действительности, нравственно правовые представления о
личности о личных, гражданских, социальных и культурных
правах человека отличаются отрывочностью и фрагментарностью.
Проанализировав результаты анкетирования родителей и
диагностики детей, составила план работы на год по теме.
Сентябрь- анкетирование родителей.
Октябрь –диагностика дддетей.
Ноябрь -« Я и моя семья»
Декабрь- «Кем я буду, когда вырасту?»
Январь- экскурсия в музей истории села при школе.
Февраль- «Я здоровье сберегу,сам себе я помогу !»
Март- «День семейного отдыха»
Апрель- « Наша Земля»
Май- правила безопасности дома и на улице.
Согласно этому плану в ноябре были проведены занятия: «Мое
имя», конкурс рисунков « Папа, мама и я- счастливая семья!»
Декабрь был посвящен профессиям, и были прведены такие виды
образовательной деятельности, как «Профессии моих родителей»,
интегрированное (развитие+рисование)-« Кем я буду, когда я
вырасту?» Много хороших впечатлений у детей осталось от
посещения музея истории села при школе, где они с удовольствием
рассматривали экспонаты музея и слушали рассказ о жизни наших
предков. Цикл интегрированных занятий о здоровье в феврале на
темы: «Полезные продукты», « Витамины на нашем столе»,
«Советы Заболейкину» и беседы о пользе ежедневно проводимой
нами утренней гимнастике и рефлексотерапии.
Объединив в марте два праздника -День Защитника Отечества и
Международный женский день организовали праздник-« День
семейного отдыха» . Праздник прошел в теплой обстановке, где
помимо традиционных поздравлений, стихов, песен , плясок, было
много игр, конкурсов, выступлений мам, пап, а так же бабушек и
дедушек.
Апрель посвятили знакомству с людьми других национальностей,
проживающих на планете Земля. Это и образовательная
деятельность, чтение литературы и рассматривание иллюстраций.
Так же в течении года и в свободное от занятий время для
продолжения работы по ознакомлению с правами использовала
различные методы и приемы, а именно, ознакомление с правами и
правилами в различных играх и игровых ситуациях. Дети с
большим интересом принимали участие в обсуждениях по
содержанию сказок, где нарушены те или иные правы персонажей.
Например, в сказке «Заюшкина избушка» Волк нарушает права
Зайца на жилье, а в сказке «Гуси- Лебеди» нарушаются права
Ванюши на проживание в семье и т. д.
Подводя итоги проделанной за год работы можно отметить, что
работа по защите прав и достоинств ребенка в дошкольном
учреждении значима и необходима. И если дети и родители хотя бы
чуть-чуть стали внимательнее относиться друг другу, проявлять
заботу о тех, кто рядом, оказывая помощь и поддержку, значит
работа проделана не зря и необходимо продолжать ее и в
дальнейшем, чтобы взрослые и дети осознали, что каждый человек
имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими
людьми, честь и достоинство.