Автор: Иванова Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад КВ №22" Населённый пункт: Красноярский край, г.Ачинск Наименование материала: конспект занятия по экологии Тема: "Хвойные деревья" Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в средней группе
Тема: Хвойные деревья (ель, сосна).
Цель : Закрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев.
Задачи: 1. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
2. Развивать у детей умение, путём логического мышления, находить ответы на поисковые
вопросы; мелкую моторику.
3.
Воспитывать
экологическое
мировоззрение:
учить
бережному
и
доброму
отношению
к
природе, понимать ценность каждого дерева.
Словарная работа:
Ввести в словарь детей: хвоинки, хвойный.
Активизировать в речи детей слова- название хвойных деревьев: ель, сосна.
Передавать словами свои тактильные прикосновения.
Оборудование:
Картинки с изображением сосны и ели, веточки ели и сосны, еловые и сосновые
шишки.
Ход занятия: (нетрадиционный способ приветствия - релаксация)
- Ребята, к нам в группу пришли гости. Поздоровайтесь с ними своими ладошками.
А теперь друг с другом - спинками.
(Дети садятся вокруг доски)
– Ребята вы любите отгадывать загадки?
Вот сегодня я хочу вам загадать их. Как только вы правильно отгадаете загадку, на
доске появится отгадка.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Вывешивается картинка ели на мольберт.
- Что это за дерево? (ель)
В: - В лесу у ели есть подружка.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Сосна)
Показывается картинка сосны и вывешивается на мольберт.
- Что это за дерево? (Сосна).
- Вот сегодня я хочу поговорить с вами об этих деревьях.
- Ребята посмотрите на эти картинки и скажите, чем похожи сосна и ель?
( У ели есть ствол и у сосны есть ствол; у ели есть ветки и у сосны есть ветки;
ветки у ели зелёные и ветки у сосны зелёные ; у сосны иголки и у ели иголки ;
эти деревья зелёные круглый год.
- Ребята, но всё же эти деревья различаются . А для того чтобы их научиться
различать, давайте заучим поговорку:
Елочка – короткая иголочка
Сосна – длинная игла.
(Дети повторяют поговорку все вместе, затем по одному 2-3 человека).
2. - Ребята давайте подойдём к столу и сравним наши веточки.
- Потрогайте, какие они на ощупь?
- Как вы думаете где веточка сосны? (Дети показывают)
- А где веточка ели? (Дети показывают).
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой ? (Иголочками).
- По-другому иголочки называют - хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны
и ели называют хвойным.
- Как называется лес, где растут сосны и ели? (хвойный).
-Потрогайте хвоинки у сосны.
- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие).
- А у ели? (короткие, колючие).
Игра: «Прятки с хвойными веточками» (из-за ширмы )
-Веточки хотят поиграть с вами в прятки. Они будут показываться из-за мольберта,
а вы должны быстро сказать с какого дерева они. Если назовёте правильно, веточка
вам КИВНЁТ, а если нет, она вам тоже даст знать.
(педагог показывает из-за доски веточку: - с какого я дерева?
– какие у меня иголочки?)
(Ребёнок рассказывает стихотворение):
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали
Раз растут иголочки
Значит это ёлочки
А когда на ветку ели
Мы поближе посмотрели
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
(Дети подходят к другому столу).
3. - Ель и сосна растут медленно. На деревьях растут шишки.
- Вот эта шишка ели (показ). Еловая шишка удлиненная. И у неё мягкие чешуйки.
- А это шишка сосны (показ). Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
-- Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются
на землю семена. Там, где упадут семена вырастут новые сосны и ели.
Релакционное упражнение: «Шишки»
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама-медведица. Она
бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата
устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова
кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).
Игра:
«Собери шишки?». Вы разделитесь на две команды, первая команда будет
собирать еловые шишки
в,
а
вторая - сосновые . (По сигналу дети начинают
собирать шишки).
- Молодцы, вы все справились. (А теперь проходим на стульчики).
Ель и сосна верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый
воздух, древесину, даже лекарства. У сосны обладают целебными свойствами и
семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить
болезни.
Вдохните воздух, который сейчас в нашей группе.
- Чем он пахнет? Ёлкой)
- Нравится вам запах? (Да)
- Этот запах не только хорошо пахнет, но ещё и уберегает нас от простуды. Убивает
вредные бактерии.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Можно-
нельзя». Я вам буду говорить предложение, а вы отвечайте можно так делать или
нельзя:
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• В лесу шуметь (нельзя)
- Ребята, мне очень понравилось, как вы все отвечали сегодня на нашем занятии.
Мне было приятно общаться с вами, но наше занятие подошло к концу.
- Попрощайтесь с нашими гостями – обнимите их.