РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла и начальных
классов МБОУ «Крутовская ООШ»
Протокол
от 29 августа 2016 г.
№1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Крутовская ООШ»
______________Л.В. Мыцына
30 августа 2016 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Крутовская ООШ»
Протокол
от «31» августа 2016 г.
№1
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ «Крутовская ООШ»
от «____» августа 2016 г.
№ __
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Головиновой Светланы Геннадьевны
по учебному курсу «Обществознание»
5 – 9 классы
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов разработана на основе программы «Обществознание»
для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. (Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авт.-сост.
О.Б. Соболева, О.В. Медведева. – М.: Вентана Граф, 2012. – 136 с.)
В рабочей программе предусмотрено следующее распределение часов по классам:
Всего
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
В авторской программе
175
35
35
35
35
35
В
рабочей
программе
(всего
часов)
170
34
34
34
34
34
Изменения, внесённые в авторскую программу:
В авторской программе
В рабочей программе
В авторской программе
В рабочей программе
5 класс
8 класс
Заключение. Мой микрорайон
Раздел 5. Заключение
1
5
3 ч.
2 ч.
Резерв
9 класс
5
-
Глава 1. Главные вопросы экономики
6 класс
7 ч.
8 ч.
Глава 2. Познавая мир и самого себя
Глава 2 Рыночный механизм хозяйствования
8 ч.
9 ч.
3 ч.
4 ч.
Глава 3. «Деятельность человека»
Глава 3. Экономика предприятия
8 ч.
9 ч.
3 ч.
4 ч.
Глава 4. Жизненный путь человека
Глава 4. Деньги в рыночной экономике
4 ч.
5 ч.
4 ч.
5 ч.
Глава 5. Человек в мире культуры
Глава 5. Роль государства в экономике
4 ч.
5 ч.
7 ч.
8 ч.
Резерв
Заключение
5ч.
-
1 ч.
4 ч.
7 класс
Резерв
Раздел 5. Заключение
9 ч.
-
2 ч.
1 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования,
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил, поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
Формирование на основе экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, приятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания посредство изучения общественной жизни, отражённой в художественных произведениях народов
России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регулирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Изучение предметной области «Общественно – научные предметы» должно обеспечить:
Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы учащихся, личностных основ росстйской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её
социализации;
Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экологическими
и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нём,
формирования собственной жизненной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Предметные результаты должны отражать:
Формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма. Гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности приверженности ценностям, закреплённым в Конституции
Российской Федерации;
Понимание основным принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знания и умений для определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту учащихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
Формирование основ самосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями
и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми
способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
Освоение приёмов работы с социально – значимой информацией, её осмысление, развитие способностей делать необходимые выводы
и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс (34 ч.)
Введение.
Начинаем
изучать
обществознание
(1
ч.)
Что
такое
обществознание.
В
чём
состоят
особенности
изучения
обществознания. Как работать с учебником. Раздел 1. Утро пятиклассника (4 ч.). Режим сна и пробуждения. Завтрак и утренняя зарядка
как элементы здорового образа жизни. Правильное начало дня в культурах народов мира разных времён. Правила самоорганизации. Как надо
выглядеть
в
разных
жизненных
ситуациях.
Мода,
реклама
и
общество
потребления.
Школьная
форма:
«за»
и
«против».
Гендерные
особенности в одежде и уходе за ней. Правила поведения в общественных местах: на улице и в транспорте. Виды норм: «необходимо»,
«нельзя», «можно». Способы оплаты проезда, услуга и льгота. Раздел 2. «Рабочий день» пятиклассника (8 ч.). Особенности образования в
современной российской школе. Школьный устав. Профессия учителя. Дисциплина как условие достижения результата. Правильная
организация отдыха на перемене. Гендерные особенности поведения. Трудности построения взаимоотношений, репутация. Типичные
проблемные ситуации школьного взаимодействия. Карманные деньги и первые шаги экономического поведения. Люди и их особенности.
Друзья, приятели, враги. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие людей разных национальностей. Школьная
общественная
жизнь
как
средство
воспитания.
Подростковые
общественные
организации.
Внеурочное
обучение
обществознанию.
Воспитание гражданственности и патриотизма. Смысл домашнего задания и правила его выполнения. Мотивы обучения. Дневники и
оценки: контроль и самоконтроль. Раздел 3. Полезный досуг пятиклассника (6 ч.). Досуг подростка: вчера и сегодня. Роль уличной
компании в становлении человека: плюсы и минусы. Правила безопасного поведения в общении с людьми и в отношении к природе. Охрана
природы – обязанность гражданина. Роль дополнительного образования в современной жизни. Виды дополнительного образования. Спорт,
виды спорта, роль занятий спортом в становлении человека. Компьютер и его возможности. Как правильно использовать компьютер для
саморазвития? Вред и польза социальных сетей. Интернет – зависимость. Средства массовой информации. Телевидение. Осознанный подход
к выбору телепередач. Влияние телевидения на человека. Телевизионная реклама. Что такое искусство? Художественный образ. Познание
мира через искусство. Мир театра. Киноискусство. Раздел 4. Вечер в семейном кругу (10 ч.). Что такое хорошая семья? Значение
родительского дома в жизни человека. Современная семья и её проблемы. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные роли.
Разделение мужских и женских обязанностей в семье. Партнёрская семья. Разные поколения в семье – роль бабушек и дедушек в
современной российской семье. Братья и сёстры – школа взаимоотношений. Взаимная забота о здоровье членов семьи. Сложные периоды в
жизни семьи: распад семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные традиции России: история и современность. Особенности
семейных традиций разных народов России и мира. Значение семейных традиций в жизни человека и развитии общества. Виды домашнего
труда современного подростка. Правильная организация домашнего труда. Комната подростка. Значение порядка. Роль домашнего труда в
развитии человека. Магазин: обмен денег на товары. Виды магазинов. Основные правила поведения покупателя. Рациональное питание.
Продукты, опасные для здоровья. Человек и животные – история взаимоотношений. Роль домашних питомцев в развитии человека. Защита
животных в современном мире. Дела и поступки. Хорошие и плохие дела. Самовоспитание.
Раздел 5. Заключение «Мой микрорайон» (5
ч.). Закрепление всего пройденного материала в деле изучения различных сторон организации общественной жизни ближайшей территории
проживания учащихся.
6 класс (34 ч.)
Введение (1 ч). Мир человека. Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. С какими трудностями мы столкнёмся. В чём будет
заключаться наша работа по усвоению учебного материала курса.
Раздел 1. Человек – часть природы. (4 ч.) Связь первобытного человека и
природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека. Эволюционная теория происхождения
человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества. Природная сущность человека. Сходства и различия человека и животных. Развитие
отношений человека и природы в современном мире. Раздел 2. Познавая мир и самого себя. (9 ч.) Психика. Мозг. Сознание человека.
Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды
памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями.
Темперамент.
Характер,
черты
характера.
Воспитание
характера.
Индивидуальность.
Способности
человека.
Развитие
способностей.
Гениальность. Раздел 3. Деятельность человека (9 ч.). Произвольное и непроизвольное поведение. Мотивация. Агрессия и насилие.
Поступок. Основные потребности человека. Виды потребностей. Интересы. Деятельность как способ существования человека. Мотивация
деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Самовыражение. Общение как необходимый элемент деятельности. Средства
общения. Формы общения. Правила общения. Этикет. Мотивы поведения. Социализация личности. Симпатия и антипатия. Дружба. Любовь.
Нормы и принципы морали. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Милосердие. Благотворительность. Раздел 4.
Жизненный путь человека. (5 ч.) Возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Юность. Инфантилизм.
Вредные привычки. Принципы здорового образа жизни. Зрелость — наиболее активный период жизни человека. Создание семьи. Досуг.
Особенности пожилого возраста. Взгляды и ценности людей разного возраста. Раздел 5. Человек в мире культуры (5 ч.). Множество
культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Язык. Традиции и обряды. Толерантность Место веры в жизни человека.
Религиозные верования. Атеизм. Свобода совести. Веротерпимость. Гуманизм. Роль искусства и науки в познании мира и преобразовании
окружающей среды и человека. Виды искусства. Виды наук. Культурные достижения народов России. Раздел 6. Заключение. Жизненные
ценности человека (1 ч.)
7 класс (34 ч)
Введение (1 ч.). Человек в обществе. Место курса в системе обществоведческого образования. Цели изучения обществознания в 7 классе. Раздел
1. Общество и его структура (8
ч
.
) . Человек как часть природы и общества. Потребности человека и общества. Сферы общественной жизни. Виды
обществ. Сущность общества. Науки, изучающие общество. Что такое социальная структура общества. Социальные группы и их виды. Вертикальное
строение общества.
Социальное неравенство
.
Что такое этнос. Виды этнических групп. Этническая картина современного мира. Этническая
картина современной России. Отношения между народами в современном мире
.
Сущность религии. Виды религий. Мировые религии:
буддизм, христианство, ислам. Единство и многообразие религий современного мира. Религиозные организации современной России
.
Что
такое профессия. История профессий. Роль профессий в жизни общества. Профессия как социальная группа. Роль профессии в жизни
человека. Проблема выбора профессии
.
Что такое семья. Какие бывают семьи. Роль семьи в жизни общества. Значение семьи в жизни
каждого человека. Проблема создания и сохранения семьи
.
Что такое класс. Виды взаимоотношений в классе. Дружный класс
.
Раздел
2.
Человек в обществе
(
11
ч
.
)
.
Статус человека в обществе. Какие бывают статусы. Главный статус, несовпадение статусов. Влияние статуса
на
взгляды и поведение человека
.
Что такое социальная роль. Какие бывают роли. Социальные роли и свобода человека. Социальная роль и
поведение.
Ролевой
конфликт
.
Что
такое
социальная
мобильность.
Горизонтальная
мобильность.
Вертикальная
мобильность.
Каналы
социальной мобильности. Социальная мобильность в современной России
.
Как развивается группа. Что такое коллектив. Роли в группе.
Лидерство. Возрастные и гендерные группы
.
Что такое групповое поведение. Позитивное и негативное влияние группы на поведение
человека. Человек и толпа
.
Кто такой «я». «Мы» и «они». Учимся быть толерантными
.
Что такое общение, способы общения. Как мы
воспринимаем другого. Как оставить хорошее впечатление о себе. Типы человеческих взаимоотношений. Альтруизм. Дружба. Любовь. Что
такое конфликт. Причины конфликтов. Участники конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Функции конфликтов. Какие бывают
нормы поведения. Кто и как следит за соблюдением норм. Кто и почему нарушает правила. Роль социальных норм в жизни общества.
Раздел
3. Общество и государство (7
ч
.
) . Государство как политическая организация общества. Признаки государства. Легитимность власти.
Политика и власть. Основные направления государственной политики. Формы организации государственной власти: формы правления,
формы государственного устройства, политические режимы. Формирование органов власти в демократическом государстве. Избирательные
системы. Разделение властей. Государственная власть в субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление. Политические партии и
движения, их роль в современной жизни. Политические лидеры. Политический экстремизм и его последствия. Пацифизм. Политическая
культура. Причины социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов. Социальные конфликты и общественное развитие. Революция и
эволюция — пути общественного развития. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Государственная власть и граждане. Текущие
задачи
развития
России.
Раздел
4.
Современное
общество
(6
ч
.
) . Типы
обществ.
Информационное
общество.
Средства
массовой
информации.
Влияние
СМИ
на
повседневную
политическую
жизнь.
Влияние
СМИ
на
общественное
сознание.
Коммуникация.
Манипулирование сознанием. Общественный прогресс и его результаты в начале XXI века. Достижения в науке, культуре, производстве.
Информационное общество. Противоречия общественного развития. Глобальный мир и межгосударственные отношения; направления
международных отношений. Международные организации, национальные интересы, национальная безопасность. Глобальные проблемы
человечества. Причины их возникновения. Пути их решения. Проблемы населения. Проблемы ресурсов. Экологические проблемы. Проблема
бедности.
Кризис
духовности
и
нравственности.
Угроза
термоядерной
войны.
Опасность
локальных
военных
конфликтов
и
угроза
международного терроризма. Международная безопасность. Национальная безопасность России. Необходимость преодоления разрыва в
уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью. Предотвращение катастрофического
загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами.
Раздел 5.
Заключение.
Роль человека в современном обществе (1 ч) Взаимосвязь развития общества и человека. Значение индивидуальной и коллективной
деятельности человека для развития общества. Подходы к решению проблем общественного развития его перспективы.
8 класс (34 ч)
Введение
(1
ч) Право в жизни человека, общества и государства. Место изучения права в обществоведческом курсе. Почему
актуально изучать право именно в 14 лет. Раздел 1. Общество. Государство. Право (8
ч.)
.
Происхождение государства. Происхождение
права. Сущность права. Основания права. Источники права. Нормы права и их особенности. Система права, отрасли права, основные
отрасли российского права, методы правового регулирования, нормативно-правовые акты, их виды и иерархия. Сущность правоотношений.
Права
и
обязанности.
Участники
правоотношений.
Правоспособность
и
дееспособность.
Виды
правоотношений.
Правомерное
и
противоправное
поведение.
Признаки
правонарушения.
Формы
вины.
Виды
правонарушений.
Виды
проступков.
Государственное
принуждение и его виды. Юридическая ответственность и принципы её наложения. Кто налагает юридическую ответственность. Когда
юридическая ответственность не может быть наложена? Зачем нужна юридическая ответственность. Идеал правового государства и его
развитие в истории общественной мысли. Принципы правового государства. Развитие правового государства в России. Конституция РФ и
правовое
государство.
Правовая
культура.
Сущность
гражданского
общества.
Гражданское
общество
и
государство.
Развитие
идеи
гражданского общества. Структура гражданского общества. Элементы гражданского общества в разных сферах общественной жизни.
Способы участия граждан, включая подростков, в общественной жизни.
Раздел 2. Конституционное право России (7
ч.)
.
Что такое
конституция. Какие бывают конституции. Как появились конституции. Первые конституции нашей страны. Современная Конституция РФ.
Структура Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ: народовластие, разделение властей, верховенство права, суверенитет,
федерализм, плюрализм, светскость, социальность. Россия — федерация. Субъекты РФ: их численность, расположение, размеры и виды.
Статус республики в РФ. Полномочия центра и субъектов РФ. Федеральные округа. Принципы построения органов власти. Разделение
властей. Президент РФ: история, выборы, полномочия. Федеральное Собрание РФ: палаты парламента, способы их формирования и
полномочия.
Законодательный
процесс.
Правительство
РФ.
Отношения
Правительства,
Президента
и
парламента.
Что
такое
правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ и их основные функции. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура.
Полиция. Судебные органы РФ. Судопроизводство. Судьи и их статус. Конституционный Суд. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи.
Суды присяжных. Арбитражные суды. Раздел 3. Правовой статус личности (6
ч.)
. Правовой статус личности. Гражданство. Личные права.
Политические права. Социально-экономические права. Обязанности гражданина РФ. Кто гарантирует права человека. Как осуществляются
гарантии прав человека. Гарантии защиты и гарантии реализации прав. Национальный уровень защиты прав. ООН. Совет Европы. Основные
документы по защите прав и свобод. Билль о правах. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и
основных свобод. Статус ребёнка. Права детей по Конвенции о правах ребёнка. Правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10
до
14
лет.
Дееспособность
от
14
до
16
лет.
Дееспособность
от
16
до
18
лет.
Постановка
на
воинский
учёт.
Раздел 4. Правовое
регулирование в различных отраслях права (10
ч.)
. Участники гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица и их
виды. Объекты гражданских правоотношений. Сделки и их виды. Заключение сделок. Защита имущественных прав граждан. Сущность
юридического понимания собственности. Виды собственности. Основания возникновения права собственности. Основания прекращения
права собственности. Особенности права собственности несовершеннолетних. Изменения прав собственности. Правовая характеристика
семьи. Брак. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Расторжение брака. Сущность и
значение жилищного права. Жильё и его виды. Жилищные проблемы в современной России. Образование и его роль в жизни человека и
общества. Виды и уровни образования. Образовательные стандарты. Типы образовательных учреждений. Развитие и роль образования в
современном
мире.
Сущность
административного
права.
Административные
правонарушения.
Виды
и
наложение
административной
ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних. Что такое труд. Правовое регулирование трудовых отношений.
Трудовой договор: заключение и прекращение. Рабочее время и время отдыха. Трудоустройство несовершеннолетних. Что такое уголовное
право.
Виды
преступлений.
Уголовная
ответственность
и
её
виды.
Смертная
казнь:
«за»
и
«против».
Преступления
против
несовершеннолетних
и
юридическая
ответственность
за
них.
Преступления
несовершеннолетних.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних. Раздел 5.
Заключение. Что такое правовая культура? (2
ч.).
Правовая культура личности. Правовая культура
общества. Значимость повышения правовой культуры для жизни человека и развития общества.
9 класс (34 ч)
Введение (1 ч) Экономика вокруг нас. Место изучения экономики в обществоведческом курсе. Почему важно изучать экономику.
Знакомство с учебником. Раздел 1. Главные вопросы экономики (8
ч.)
.
Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Экономика как
наука. Ресурсы и потребности. Рациональное природопользование. Проблема ограниченности ресурсов. Развитие экономических знаний.
Блага.
Виды
благ.
Товары
и
услуги.
Потребительная
стоимость.
Меновая
стоимость.
Производство.
Организация
производства.
Производительность труда. Основные факторы производства. Новые факторы производства. Реклама. Основные вопросы экономики.
Рациональное поведение человека в экономике. Альтернативная стоимость. Экономическая система. Основные типы экономических систем.
Рыночная
экономика.
Частная
собственность.
Централизованная
экономика.
Смешанная
экономика.
Развитие
мировой
экономики.
Глобализация. Экономическая система современной России.
Раздел 2. Рыночный механизм хозяйствования (4 ч). Цена. Законы спроса и
предложения. Равновесная цена.
Конкуренция. Виды конкуренции. Монополия. Методы конкуренции. Особенности рынка труда. Заработная плата. Виды заработной платы.
Безработица. Профсоюзы. Раздел 3. Экономика предприятия. Экономика семьи (4 ч) . Роль предприятий в экономической жизни.
Предприятие как коммерческая организация. Виды предприятий. Издержки, выручка, прибыль предприятия. Индивидуальное предприятие.
Формы
коллективных
предприятий.
Кооператив,
унитарное
предприятие.
Домохозяйство.
Виды
домохозяйств.
Бюджет
семьи.
Экономические ресурсы семьи. Доходы и расходы семьи. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Раздел 4. Деньги в
рыночной экономике(5
ч
.)
.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Инфляция. Банк.
Функции банка. Депозит. Центральный банк. Коммерческие банки. Кредиты и их роль в современном обществе. Принципы кредитования.
Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Система страхования. Функции страхования. Механизм страхования. Виды страхования.
Страхование как элемент социальной защиты населения.
Глава 5. Роль государства в экономике (8
ч
.)
.
Государственное регулирование
экономики. Роль государства в современной рыночной экономике. Методы и формы государственного регулирования. Кредитно-денежная
политика государства. Мировая валютная система. Валютный курс. Как появились налоги. Налоговая система. Функции налогов. Налоговая
политика государства. Валовой внутренний продукт. Экономический рост. Экономические циклы. Государственный бюджет. Доходы и
расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Сбалансированный бюджет. Безработица. Виды и типы безработицы.
Государственная
политика
занятости.
Направления
социальной
политики
государства.
Социальное
государство.
Социальная
защита.
Социальное обеспечение. Раздел 6.
Заключение. Общественные науки вокруг нас (4 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
Наименование раздела программы, тема
Часы учебного времени
1.
Введение. Начинаем изучать обществознание
1
Раздел 1. Утро пятиклассника
4
2.
С добрым утром!
1
3.
Собираясь в школу
1
4.
По дороге в школу
1
5.
Урок-проект «Идеальное утро»
1
Раздел 2. «Рабочий день» пятиклассника
8
6.
Правила школьной жизни
1
7.
Идёт урок!
1
8.
Серьёзная перемена
1
9.
Твои классные друзья
1
10.
Участие в общественной жизни
1
11.
Домашнее задание
1
12. – 13.
Урок-проект «Идеальная школа»
2
Раздел 3. Полезный досуг пятиклассника
6
14.
Прогулка.
1
15.
Дополнительное образование
1
16.
Наш помощник — компьютер
1
№ п/п
Наименование раздела программы, тема
Часы учебного времени
17.
Зачем тебе телевизор?
1
18.
Встреча с прекрасным
1
19.
Заключительный проект «Своими руками»
1
Раздел 4. Вечер в семейном кругу
10
20.
Современная семья
1
21.
Роли в семье
1
22.
Сложные периоды в жизни семьи
1
23.
Братья и сёстры
1
24.
Семейные традиции
1
25.
Порядок в доме
1
26.
Поход в магазин
1
27.
Домашние питомцы
1
28.
Перед сном
1
29.
Заключительный проект «Семейный портрет»
1
Раздел 5. Заключение
5
30. – 33.
Мой микрорайон
4
34.
Заключительный проект «Мой микрорайон»
1
6 класс
№ п/п
Наименование раздела программы, тема
Часы учебного времени
1.
Введение. Мир человека
1
Раздел 1. Человек — часть природы
4
2.
Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы.
1
3.
Похожие и непохожие
1
4.
В гармонии с природой
1
5.
Коллективный проект «Самый лучший рассказ»
1
Раздел 2. Познавая мир и самого себя
9
6.
Как человек познаёт мир
1
7.
Путешествие в глубь сознания
1
8.
Как рождаются мысли
1
9.
Мнемозина помнит всё
1
10.
Эмоциональный мир человека
1
11.
Воспитываем характер
1
12.
Способности человека
1
13. – 14.
Коллективный проект «Познаю себя и других»
2
Раздел 3. Деятельность человека
9
15.
Поведение и поступок.
1
16.
Потребности и интересы
1
17.
Что такое деятельность
1
18.
Как общаются люди
1
19. – 20.
Отношения между людьми
2
21.
Мораль в жизни человека
1
22. – 23.
Художественный проект «Притчи из жизни»
2
Раздел 4. Жизненный путь человека
5
24.
Легко ли быть молодым
1
25.
На пике активности
1
26.
От зрелости к старости
1
27. – 28.
Исследовательский проект «Три возраста»
2
Раздел 5. Человек в мире культуры
5
29.
Наше наследие
1
30.
Во что мы верим
1
31.
Искусство и наука
1
31. – 33.
Информационный проект «Духовная культура народов»
2
Раздел 6. Заключение
1
34.
Жизненные ценности человека
1
7 класс
№ п/п
Наименование раздела программы, тема
Часы учебного времени
1.
Введение. Человек в обществе
1
Раздел 1. Общество и его структура
8
2.
Что такое общество
1
3.
Социальная структура общества
1
4.
Мы — дети разных народов
1
5.
В мире религий
1
6.
Профессиональные группы. Выбор профессии
1
7.
Ваша семья
1
8.
Ваш школьный класс
1
9.
Контрольные задания к главе 1
1
Раздел 2. Человек в обществе
11
10.
Наши статусы, или В какие группы мы входим
1
11.
Какие роли мы играем
1
12.
Как мы переходим в другие группы
1
13.
Взаимоотношения и роли в группах
1
14.
Групповое поведение
1
15.
«Я». «Мы». «Они»
1
16.
Мир общения, или Как понять друг друга
1
17.
Такие разные отношения
1
18.
Давай помиримся
1
19.
Нормы поведения
1
20.
Контрольные задания к главе 2
1
Раздел 3. Общество и государство
7
21.
Зачем обществу государство
1
22.
Как устроены государства
1
23.
Государственная власть в демократических странах
1
24.
Политика и политические партии
1
25.
Социальные конфликты и политическое развитие
1
26.
Я — гражданин России
1
27.
Контрольные задания к главе 3
1
Раздел 4. Современное общество
6
28.
Информационное общество
1
29.
Лучше ли сейчас, чем раньше?
1
30.
Международные отношения и национальная безопасность
1
31.
Глобальные проблемы современности
1
32.
Пути решения глобальных проблем современности
1
33.
Контрольные задания к главе 4
1
Глава 5. Заключение
1
34.
Роль человека в современном обществе. Итоговые вопросы и задания
1
8 класс
1.
Введение . Право в жизни человека, общества и государства
1
Раздел 1. Общество. Государство. Право
8
2.
Что такое право?
1
3.
Как устроено право?
1
4.
Какие отношения в нашей жизни являются правовыми?
1
5.
.Какое поведение является противоправным
1
6.
За правонарушения надо отвечать!
1
7.
Ценность правового государства
1
8.
Строим гражданское общество
1
9.
Выводы к главе 1
1
Раздел 2. Конституционное право России
7
10.
На пути к современной Конституции России
1
11.
Основы конституционного строя РФ
1
12.
Федеративное устройство РФ
1
13.
Органы государственной власти РФ
1
14.
Правоохранительные органы
1
15.
Судебная система
1
16.
Выводы к главе 2
1
Раздел 3. Правовой статус личности
6
17.
Права и свободы человека и гражданина России
1
18.
Гарантии и защита прав человека и гражданина в России
1
19.
Международная система защиты прав и свобод
1
20.
Права ребёнка
1
21.
Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет
1
22.
Выводы к главе 3
1
Раздел 4. Правовое регулирование в различных отраслях права
10
23.
Гражданские правоотношения
1
24.
Право собственности
1
25.
Семейные правоотношения
1
26.
Жилищные правоотношения
1
27.
Право и образование
1
28.
Административные правоотношения
1
29.
Трудовые правоотношения
1
30.
Уголовные правоотношения
1
31.
Несовершеннолетние и уголовный закон
1
32.
Выводы к главе 4
1
Раздел 5. Заключение. Что такое правовая культура?
2
33.
Что такое правовая культура?
1
34.
Итоговое тестирование
1
9 класс
1.
Введение. Экономика вокруг нас
1
Раздел 1. Главные вопросы экономики
8
2.
– 3.
Предмет экономики
2
4.
Блага. Свойства товара или услуги
1
5.
Факторы производства
1
6.
Экономическая жизнь общества
1
7.
– 9.
Типы экономических систем
3
Раздел 2. Рыночный механизм хозяйствования
4
10.
Механизм ценообразования. Законы спроса и предложения
1
11.
Конкуренция и её виды
1
12. – 13.
Рынок труда
2
Раздел 3. Экономика предприятия. Экономика семьи
4
14.
Роль предприятий в экономической жизни
1
15.
Организационно-правовые формы предприятий
1
16. – 17.
Экономика семьи
2
Раздел 4. Деньги в рыночной экономике
5
18.
Деньги: история и современность
1
19.
Банки и банковская система
1
20.
Кредиты и их роль в современном обществе
1
21. – 22.
Роль страхования в экономической жизни
2
Раздел 5. Роль государства в экономике
8
23.
Государственное регулирование экономики
1
24.
Кредитно-денежное и валютное регулирование
1
25.
Экономический смысл налогообложения
1
26.
Экономический рост. Экономические циклы
1
27.
Бюджет — дело государственной важности
1
28.
Государственная политика занятости
1
29.
– 30.
Социальная политика государства
2
Раздел 6. Заключение. Общественные науки вокруг нас
4
31.- 33.
Общественные науки вокруг нас
3
34.
Итоговое тестирование
1