Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы "Гимнастика с элементами акробатики" для учащихся 2-х классов
Автор: Кадыров Усейн Эдигемович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2" Населённый пункт: Крым с.Петровка Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы "Гимнастика с элементами акробатики" для учащихся 2-х классов Раздел: полное образование
программы «Гимнастика с элементами акробатики» для учащихся 2-х классов.
ТЕМА УРОКА:
Кувырок вперед [4].
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Акробатические упражнения входят в программный материал 1-11 классов,
имеют большое значение в физическом воспитании школьников [2]:
большое
разнообразие
акробатических
упражнений,
минимальная
потребность
в
специальном оборудовании делают их доступными для овладения и предоставляют
педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся;
двигательные
навыки
и
способности,
личностные
качества,
формируемые,
развиваемые, воспитываемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают
большую
помощь
в
формировании
навыков
самостраховки,
в
овладении
другими
видами упражнений;
акробатические упражнения находят все большее применение в прикладных видах
гимнастики
(профессионально-прикладной,
военно-прикладной,
спортивно-
прикладной).
Обучениеакробатическим упражнениям начинается с простейших упражнений (группировки
и перекаты), после освоения которых изучаются более сложные упражнения (кувырки, стойки,
мосты, перевороты и др.) [3].
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
замысла урока состоит в применении гибких
и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения с
учетом
индивидуальных
особенностей
учащихся,
в
широком
использовании
вариантов
сочетания инвентаря и оборудования, технических средств.
ЦЕЛЬ
УРОКА:
Обеспечить
овладение
занимающимися
на
уровне
«сформированности
элементарных
двигательных
умений»
техникой
акробатического
упражнения
–
кувырок
вперед, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для гимнастических
упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1.
Научить выполнению кувырка вперед.
2.
Содействовать
развитию
координационных
способностей,
силы
и
гибкости,
применительно к разучиваемым акробатическим упражнениям.
3.
Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности), характерных
для акробатических упражнений, воспитанию культуры движений.
1
4.Содействовать
формированию
знаний
об
основах
техники
кувырка
вперед,
о
прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении акробатических
упражнений.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
достигаемые в ходе изучения темы «кувырок вперед» отражают
[8,9]:
овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и
подготовительных
упражнений
оздоровительной
и
тренировочной
направленности,
обеспечивающих
функциональную
готовность
организма
к
выполнению
кувырка
вперед, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;
воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных
заданий,
обеспечивающих
психологическую
готовность
организма
к
овладению
кувырком вперед, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;
воспитание культуры движений посредством гимнастических упражнений;
овладение умением выполнить акробатическое упражнение – кувырок вперед.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ,
достигаемые
в
ходе
изучения
темы
«кувырок
вперед»
отражают [8,9]:
формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических
упражнений
как
средстве
физической
культуры
и
возможности
их
применения
в
повседневной жизнедеятельности;
приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий гимнастическими
упражнениями, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей
деятельности
в
процессе
выполнения
акробатических
упражнений,
обеспечивая
безопасность в рамках различных условий их выполнения;
формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями
индивидуального
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности,
величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий;
овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной
деятельности со сверстниками и взрослыми.
2
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
достигаемые в ходе изучения темы «кувырок вперед» отражают
[8,9]:
формирование
первоначальных
представлений
о
оздоровительно-развивающем
и
воспитывающем
значении
акробатических
упражнений
и
их
влиянии
на
развитие
человека;
овладение
акробатическими
упражнениями
–
разновидностями
группировок
и
перекатов, кувырком вперед и необходимыми знаниями об основах техники для их
успешного выполнения.
ФОРМЫ
И
МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ
ЛИЧНОСТНЫХ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
И
ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧАЩИХСЯ
НА
УРОКЕ.
Методы контроля
позволяют реализовывать функции
учителя по управлению учебной деятельностью учеников [6]. В настоящее время методы
диагностики обеспечивают комплексную оценку результатов и сопровождаются оцениванием
эффективности
обучения
не
только
по
результативности
физических
упражнений,
по
соответствию
параметрам
стандартной
технике
изучаемого
упражнения,
требующих
от
ученика познавательных действий, но и предполагают оценивание результатов регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий с учетом личностного развития.
В ходе урока использованы следующие методы контроля:
методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и
оценка
учителем
выполнения
учебных
заданий
учащимися,
реакций
организма
учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствия поведения
учащихся
установленным
правилам
(содержание
и
дозировка
упражнений
обеспечивают
не
только
образовательный
эффект
(формирование
двигательных
умений
и
навыков),
но
и
развитие
физических
и
нравственных
качеств,
интеллектуальной
и
эмоциональной
сферы
занимающихся
на
основе
активизации
соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса);
методы устного контроля в форме контрольной беседы, рассказа ученика (ученики
побуждаются к продумыванию предстоящих действий в паузах между физическими
упражнениями на основе анализа предыдущих, на основе наблюдений за действиями
товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки
учащимися результативности выполненных в уроке видов деятельности).
3
Методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных
занятий физическими упражнениями.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОКЕ:
здоровьесберегающие технологии [1,7,10] : внедрение адаптивной системы обучения
с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение
упражнений
с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной),
формирование
умения
сохранять
правильную
осанку
в
процессе
разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;
технологии разноуровнего обучения [5,10] : обеспечение свободы в выборе средств
обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного
уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения
учебного материала (например, в рамках начального уровня сложности – выполнить
кувырок
вперед
в
облегченных
и
стандартных
условиях
в
объеме
технических
требований; в рамках повышенного уровня сложности – выполнить кувырок вперед,
используя лист картона для соблюдения положения стоп вместе: в исходном
положении зажать лист картона стопами и не потерять его при дальнейшем выполнении
кувырка);
4
технологии
коллективного
обучения [2,3,6] :
обучение
посредством
организации
групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением
какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к
индивидуальным
особенностям
учащихся,
устанавливая
социальные
контакты
(во
время
подготовки
инвентаря
для
занятий
акробатическими
упражнениями
и
его
последующей
уборке
по
окончании;
в
процессе
выполнения
акробатических
упражнений);
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
компьютерные
технологии: использование
ЭОР
в
рамках
урока
(демонстрация
слайдов с последующим выполнением их содержания: группировки сидя, лежа на
спине, в приседе; положение - упор присев)
5
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
гимнастический зал размером 24х12 м.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ:
гимнастические маты – 12-13 шт.
гимнастический (подкидной) мостик – 3 шт.
кубик – 1 шт.
мяч волейбольный – 1 шт.
листы картона размером 20*10см – 25 шт.
ТСО – музыкальный центр с дисками МР 3, мультимедийный проектор – 1 шт.
Части
занятия
и их
продол-
житель-
ность
Частные задачи к
конкретным видам
деятельности
Содержание учебного
материала
Дози-
ровка
Организационно-
методические указания
Ввод но-под г от овит ельная
ча сть
–
1 2- 1 3
мину т.
Обеспечить
начальную
организацию и
психологическую
готовность
учащихся к
занятию.
1.
Организованный вход в
зал в колонне по-одному с
последующим
построением учащихся в
одну шеренгу, обмен
приветствиями.
25-30
сек
Требовать от учащихся
согласованности действий,
быстроты и четкости
выполнения команд.
Создать целевую
установку на
достижение
конкретных
результатов в
предстоящей
деятельности.
Содействовать
профилактике
травматизма.
2.
Сообщение задач
занятия учащимся с
разъяснением правил
техники безопасности при
выполнении упражнений.
25-30
сек
Обеспечить предельную
лаконичность, конкретность и
смысловую емкость задач
урока и правил ТБ,
доступность понимания их
формулировок контингенту
учащихся.
Акцентировать внимание
занимающихся на
необходимости сохранения
правильной осанки при всех
видах передвижений,
выполнении строевых
упражнений, в исходных и
конечных положениях в
общеразвивающих
упражнениях.
6
Организовать
учащихся к
выполнению
упражнений в
передвижении.
Содействовать
общему
«разогреванию» и
постепенному
введению
организма
учащихся в
активную
3.
Перестроение в колонну
по-одному поворотом на
месте и ходьба в обход зала
с размыканием на
дистанции в два шага.
15-20
сек
Выполнять перестроение и
передвижение по команде и
под счет учителя.
двигательную
деятельность ( упр.
Передвижение в ходьбе
в колонне по-одному
противоходом, змейкой с
заданием:
- на носках, руки вверх;
- на пятках, руки за голову.
1 мин
по 20-30
м
каждым
из
способов
передви-
жения
Акцентировать внимание
занимающихся на
необходимость сохранения
принятой дистанции,
правильного положения рук
при передвижении.
Смену направления движения
и способа передвижения
выполнять по команде
учителя.
Использовать музыкальное
сопровождение.
Активизировать
функции сердечно-
сосудистой и
дыхательной
систем организма
( упр.
5. ).
5.
Передвижение в беге в
колонне по-одному
противоходом, змейкой .
до 2
мин
Акцентировать внимание
учащихся на необходимость
самоконтроля за техникой
бега.
Выполнять в умеренном
равномерном темпе под
музыкальное сопровождение.
Содействовать
оптимизации ритма
дыхания и ЧСС.
6. Упражнения в глубоком
дыхании при
передвижении в ходьбе.
30-40
сек
Акцентировать внимание
учащихся на ритме дыхания.
7
Организовать
учащихся к
выполнению
общеразвиваюших
упражнений.
7. Перестроение из
колонны по одному в
колонну по три
одновременным поворотом
налево в движении.
30-40
сек
Выполнить перестроение по
команде учителя.
Ориентировать учащихся на
размыкание на дистанции и
интервалы в три шага.
Обеспечить
функциональную
готовность
организма к
действиям по
овладению
акробатическими
упражнениями.
Способствовать
формированию
8. Общеразвивающие
упражнения:
до 5
мин.
Выполнять под музыкальное
сопровождение.
Акцентировать внимание
учащихся на выполнении с
максимальной амплитудой
движений.
правильной осанки.
Содействовать
увеличению
эластичности
мышечной ткани
шеи и головы и
подвижности в
шейном отделе
позвоночника
( упр.
8. 1, 8. 2).
I. И.п. – стойка, руки на
пояс:
1 – наклон головы вперед;
2 – выпрямиться в и.п.;
3 – наклон головы вправо;
4 – выпрямиться в и.п.;
5-6 – повторить счет «1-
2»;
7-8 – повторить счет «3-
4» влево.
4-6 раз
Акцентировать внимание
учащихся на плавном
выполнении упр. 1 и 2.
8
II. И.п. – то же:
1 – поворот головы
направо;
2 – поворот головы в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-
2» налево;
5-6 – дугой вперед поворот
головы влево;
7-8 – вернуться в и.п.;
9-16 – повторить счет «1-
8» в другую сторону.
2-3 раза
Содействовать
увеличению
эластичности
мышечной ткани
рук и подвижности
в суставах ( упр.
8. 3, 8. 4, 8. 5).
III. И.п. – стойка, руки на
пояс, плечи кверху.
1-4 – 4 круга плечами
назад.
2-3 раза
Максимально свести лопатки
в сочетании с движениями
руками назад.
IV. И.п. – о.с.:
1 – руки в стороны-книзу,
кисть кверху;
2 – руки в стороны, кисть
книзу;
3 – руки в стороны-кверху,
кисть кверху;
4 – руки вверх, кисть книзу;
1-2 раза
Ориентировать учащихся на
активные движения руками в
лучезапястном суставе.
5-8 – повторить счет «1-
4», руки дугами внутрь
вниз.
V. И.п. – стойка, руки в
стороны:
1 – согнуть пальцы в кулак;
2 – разогнуть пальцы в и.п.
4-6 раз
Акцентировать внимание на
широко расставленные
пальцы в исходном и
конечном положениях.
9
Содействовать
увеличению
эластичности
мышечной ткани
туловища и
подвижности в
суставах ( упр.
8. 6,
8. 7)
VI. И.п. – стойка ноги
врозь, руки на пояс:
1 – наклон вправо, левая
рука вверх;
2 – выпрямиться в и.п.;
3-4 – повторить счет «1-
2» влево, правая рука
вверх.
4-6 раз
Акцентировать внимание
учащихся на плавном
выполнении упражнения.
Наклон выполнять точно в
сторону.
VII. И.п. – стойка ноги
врозь, руки на пояс:
1 – поворот туловища
направо, левая рука вперед;
2 – поворот туловища в
и.п., рука на пояс;
3-4 – повторить счет «1-
2» налево, правая рука
вперед.
4-6 раз
При повороте стопы от опоры
не отрывать.
Содействовать
увеличению
эластичности
мышечной ткани
туловища и ног и
подвижности в
суставах ( упр.
8. 8,
8. 9).
VIII. И.п. – стойка ноги
врозь, руки вверх:
1 – наклон вперед-книзу;
2 – выпрямиться в и.п.
6-8 раз
Акцентировать внимание
учащихся на плавном
выполнении упражнения.
Ноги в коленях при наклоне
не сгибать. Выполнять до
касания опоры пальцами рук
или ладонями.
IX. И.п. – стойка, руки в
стороны:
1 – согнуть правую вперед,
хлопок ладонями под ногой;
2 – приставит правую в
и.п., руки в стороны;
4-6 раз
При махе ногой не допускать
наклона вперед.
3-4 – повторить счет «1-
2» левой.
10
Основная
ча сть
-
2 5
-
2 6
мину т.
Проверить степень
овладения
разновидностями
группировки и
положением – упор
присев,
применительно к
изучаемому
акробатическому
упражнению –
кувырок вперед.
9. Упражнения на
овладение кувырком
вперед:
Упр. 1. Демонстрация
слайдов
с последующим
выполнением их
содержания: группировки
сидя, лежа на спине, в
приседе; положение - упор
присев .
по 1-2
раза
Предварительно перестроить
учащихся у гимнастических
матов, используя
соревновательный метод
организации деятельности
учащихся.
Выполнять упражнения по
распоряжению учителя,
используя фронтальный
(упр.1-6) и групповой (упр.7-
8) метод организации
деятельности учащихся.
Использовать ИКТ.
Акцентировать внимание
учащихся на положении
звеньев тела, постановку
ладоней на опору в упоре.
Совершенствовать
навык в сохранении
плотной
группировки при
перекатах из
различных
исходных
положений ( упр.
9. 2, 9. 3, 9. 4).
Упр. 2. Из и.п. – лежа на
животе прогнувшись, упор
стоя на коленях
прогнувшись – перекат в
сторону .
по 3-4
раза
Акцентировать внимание
учащихся на необходимость
сохранения группировки при
перекате (продемонстрировать
на примере мячика и кубика).
Обратить внимание учащихся
на положение рук – локти
прижать к туловищу.
Упр. 3. Из и.п. –
группировка сидя,
группировка в приседе,
упор присев– перекат
назад и вперед .
по 6-8
раз
Добиться мягкого переката,
наглядно продемонстрировав
на примере кубика и мяча.
Переход в и.п. выполнять без
дополнительной опоры
11
руками за счет активного
движения («наката») плеч и
головы вперед, постепенно
увеличивая амплитуду
движений. Акцентировать
внимание учащихся на
своевременной постановке
ладоней на опору при
перекате вперед в упор
присев.
Сформировать
умение в
выполнении
конечной стадии
кувырка вперед.
Упр. 4. Из и.п. – лежа на
спине согнувшись с опорой
руками на мат около
головы – перекат вперед в
группировку сидя,
группировку в приседе,
упор присев.
по 4-6
раз
Сформировать
умение в
выполнении
движений ногами и
руками в
уступающем
режиме мышечных
усилий,
применительно к
кувырку вперед.
Упр. 5. Из и.п. – упор
присев:
1 – разгибая ноги, упор
стоя согнувшись;
2 – согнуть руки.
4-6 раз
Акцентировать внимание
учащихся на постановке
ладоней на опору, положении
туловища и головы
(приблизить затылок к мату).
Сформировать
умение в
выполнении
кувырка вперед в
облегченных
условиях ( упр.
9. 6,
9. 7).
Упр. 6. Из и.п. – упор
присев:
1 – разгибая ноги, упор
стоя согнувшись;
2 – согнуть руки;
3 – «накатом» плеч,
кувырок вперед.
3-4 раза
Акцентировать внимание
учащихся на активном
разгибании ног, мышечных
усилиях в уступающем
режиме, положении головы в
момент переворачивания
через голову, своевременной
группировке при выполнении
кувырка, переходе в упор
присев без дополнительной
опоры руками.
Упр. 7. Из и.п. – упор
присев, кувырок вперед по
наклонной плоскости.
3-4 раза
В качестве наклонной
плоскости использовать
гимнастический мостик.
12
Сформировать
умение в
выполнении
кувырка вперед в
объеме
технических
требований.
Упр. 8. Из и.п. – упор
присев, кувырок вперед по
горизонтальной плоскости.
2-3 раза
Акцентировать внимание
учащихся на слитности
выполнения.
В качестве соблюдения
технического требования –
положение стоп вместе –
можно использовать лист
картона (зажать стопами).
Заключит ельная
часть
–
4- 5
мину т.
Содействовать
оптимизации
функционального
состояния
организма
занимающихся.
10. Построение учащихся
врассыпную по залу и
выполнение упражнений
на расслабление групп
мышц.
до 3
мин.
Использовать игровой метод
организации деятельности
учащихся: игра «Море
волнуется – раз…»
(учащиеся выполняют
упражнения по показу
учителем, хором произнося
слова: «Море волнуется – раз!
Море волнуется – два! Море
волнуется – три! Морская
фигура на месте замри!»; по
окончании слов играющие
принимают какое-либо
положение, а водящий
выбирает понравившуюся ему
фигуру, и выбранный
участник становится новым
водящим).
Содействовать
осмыслению
учащимися
результативности
собственной
учебно-
познавательной
деятельности.
11. Построениев одну
шеренгу и подведение
итогов урока :
- выявление мнений
учащихся о
результативности их
деятельности,
- обобщение высказываний
учащихся,
- оценка степени решения
задач,
- выделение лучших.
до 2
мин.
Стимулировать учащихся к
самоанализу результативности
собственной деятельности на
занятии.
13
14