Напоминание

Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы "Гимнастика с элементами акробатики" для учащихся 2-х классов


Автор: Кадыров Усейн Эдигемович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2"
Населённый пункт: Крым с.Петровка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка конспекта урока физической культуры по разделу программы "Гимнастика с элементами акробатики" для учащихся 2-х классов
Раздел: полное образование





Назад





Методическая

разработка

конспекта

урока

физической

культуры

по

разделу

программы «Гимнастика с элементами акробатики» для учащихся 2-х классов.
ТЕМА УРОКА: Кувырок вперед [4]. АКТУАЛЬНОСТЬ: Акробатические упражнения входят в программный материал 1-11 классов, имеют большое значение в физическом воспитании школьников [2]:  большое разнообразие акробатических упражнений, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для овладения и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся;  двигательные навыки и способности, личностные качества, формируемые, развиваемые, воспитываемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают большую помощь в формировании навыков самостраховки, в овладении другими видами упражнений;  акробатические упражнения находят все большее применение в прикладных видах гимнастики (профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивно- прикладной). Обучениеакробатическим упражнениям начинается с простейших упражнений (группировки и перекаты), после освоения которых изучаются более сложные упражнения (кувырки, стойки, мосты, перевороты и др.) [3]. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ замысла урока состоит в применении гибких и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в широком использовании вариантов сочетания инвентаря и оборудования, технических средств. ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений» техникой акробатического упражнения – кувырок вперед, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для гимнастических упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Научить выполнению кувырка вперед. 2. Содействовать развитию координационных способностей, силы и гибкости, применительно к разучиваемым акробатическим упражнениям. 3. Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности), характерных для акробатических упражнений, воспитанию культуры движений. 1
4.Содействовать формированию знаний об основах техники кувырка вперед, о прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении акробатических упражнений. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «кувырок вперед» отражают [8,9]:  овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению кувырка вперед, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;  воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению кувырком вперед, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;  воспитание культуры движений посредством гимнастических упражнений;  овладение умением выполнить акробатическое упражнение – кувырок вперед. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «кувырок вперед» отражают [8,9]:  формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических упражнений как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;  приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий гимнастическими упражнениями, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения акробатических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;  формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;  овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми. 2
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «кувырок вперед» отражают [8,9]:  формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении акробатических упражнений и их влиянии на развитие человека;  овладение акробатическими упражнениями – разновидностями группировок и перекатов, кувырком вперед и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. Методы контроля позволяют реализовывать функции учителя по управлению учебной деятельностью учеников [6]. В настоящее время методы диагностики обеспечивают комплексную оценку результатов и сопровождаются оцениванием эффективности обучения не только по результативности физических упражнений, по соответствию параметрам стандартной технике изучаемого упражнения, требующих от ученика познавательных действий, но и предполагают оценивание результатов регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий с учетом личностного развития. В ходе урока использованы следующие методы контроля: 
методы практического контроля
в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися, реакций организма учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствия поведения учащихся установленным правилам (содержание и дозировка упражнений обеспечивают не только образовательный эффект (формирование двигательных умений и навыков), но и развитие физических и нравственных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сферы занимающихся на основе активизации соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса); 
методы устного контроля
в форме контрольной беседы, рассказа ученика (ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий в паузах между физическими упражнениями на основе анализа предыдущих, на основе наблюдений за действиями товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки учащимися результативности выполненных в уроке видов деятельности). 3
Методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий физическими упражнениями. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОКЕ: 
здоровьесберегающие технологии
[1,7,10]
:
внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке; 
технологии разноуровнего обучения
[5,10]
:
обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала (например, в рамках начального уровня сложности – выполнить кувырок вперед в облегченных и стандартных условиях в объеме технических требований; в рамках повышенного уровня сложности – выполнить кувырок вперед, используя лист картона для соблюдения положения стоп вместе: в исходном положении зажать лист картона стопами и не потерять его при дальнейшем выполнении кувырка); 4

технологии

коллективного

обучения
[2,3,6]
:
обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий акробатическими упражнениями и его последующей уборке по окончании; в процессе выполнения акробатических упражнений); ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
компьютерные

технологии:
использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: группировки сидя, лежа на спине, в приседе; положение - упор присев) 5
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: гимнастический зал размером 24х12 м. НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ:  гимнастические маты – 12-13 шт.  гимнастический (подкидной) мостик – 3 шт.  кубик – 1 шт.  мяч волейбольный – 1 шт.  листы картона размером 20*10см – 25 шт.  ТСО – музыкальный центр с дисками МР 3, мультимедийный проектор – 1 шт. Части занятия и их продол- житель- ность Частные задачи к конкретным видам деятельности Содержание учебного материала Дози- ровка Организационно- методические указания Ввод но-под г от овит ельная ча сть – 1 2- 1 3 мину т. Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.
1.

Организованный вход
в зал в колонне по-одному
с
последующим
построением
учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями. 25-30 сек Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма.
2.

Сообщение задач
занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений. 25-30 сек Обеспечить предельную лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач урока и правил ТБ, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся. Акцентировать внимание занимающихся на необходимости сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, выполнении строевых упражнений, в исходных и конечных положениях в общеразвивающих упражнениях. 6
Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении. Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную
3.

Перестроение
в колонну по-одному поворотом на месте
и ходьба
в обход зала
с размыканием
на дистанции в два шага. 15-20 сек Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя. двигательную деятельность (
упр.

3. - 8.
). Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия (
упр.

4.
).
4.

Передвижение в ходьбе
в колонне по-одному противоходом, змейкой с заданием: - на носках, руки вверх; - на пятках, руки за голову. 1 мин по 20-30 м каждым из способов передви- жения Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении. Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя. Использовать музыкальное сопровождение. Активизировать функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем организма (
упр.

5.
).
5.

Передвижение в беге
в колонне по-одному противоходом, змейкой
.
до 2 мин Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега. Выполнять в умеренном равномерном темпе под музыкальное сопровождение. Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.
6. Упражнения в глубоком

дыхании
при передвижении в ходьбе. 30-40 сек Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания. 7
Организовать учащихся к выполнению общеразвиваюших упражнений.
7. Перестроение
из колонны по одному в колонну по три одновременным поворотом налево в движении. 30-40 сек Выполнить перестроение по команде учителя. Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага. Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению акробатическими упражнениями. Способствовать формированию
8. Общеразвивающие

упражнения:
до 5 мин. Выполнять под музыкальное сопровождение. Акцентировать внимание учащихся на выполнении с максимальной амплитудой движений. правильной осанки. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника (
упр.

8.
1,
8.
2). I.
И.п.
– стойка, руки на пояс:
1
– наклон головы вперед;
2
– выпрямиться в и.п.;
3
– наклон головы вправо;
4
– выпрямиться в и.п.;
5-6
– повторить счет «1- 2»;
7-8
– повторить счет «3- 4» влево. 4-6 раз Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. 1 и 2. 8
II.
И.п.
– то же:
1
– поворот головы направо;
2
– поворот головы в и.п.;
3-4
– повторить счет «1- 2» налево;
5-6
– дугой вперед поворот головы влево;
7-8
– вернуться в и.п.;
9-16
– повторить счет «1- 8» в другую сторону. 2-3 раза Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани рук и подвижности в суставах (
упр.

8.
3,
8.
4,
8.
5). III.
И.п.
– стойка, руки на пояс, плечи кверху.
1-4
– 4 круга плечами назад. 2-3 раза Максимально свести лопатки в сочетании с движениями руками назад. IV.
И.п.
– о.с.:
1
– руки в стороны-книзу, кисть кверху;
2
– руки в стороны, кисть книзу;
3
– руки в стороны-кверху, кисть кверху;
4
– руки вверх, кисть книзу; 1-2 раза Ориентировать учащихся на активные движения руками в лучезапястном суставе.
5-8
– повторить счет «1- 4», руки дугами внутрь вниз. V.
И.п.
– стойка, руки в стороны:
1
– согнуть пальцы в кулак;
2
– разогнуть пальцы в и.п. 4-6 раз Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях. 9
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и подвижности в суставах (
упр.

8.
6,
8.
7) VI.
И.п.
– стойка ноги врозь, руки на пояс:
1
– наклон вправо, левая рука вверх;
2
– выпрямиться в и.п.;
3-4
– повторить счет «1- 2» влево, правая рука вверх. 4-6 раз Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения. Наклон выполнять точно в сторону. VII.
И.п.
– стойка ноги врозь, руки на пояс:
1
– поворот туловища направо, левая рука вперед;
2
– поворот туловища в и.п., рука на пояс;
3-4
– повторить счет «1- 2» налево, правая рука вперед. 4-6 раз При повороте стопы от опоры не отрывать. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в суставах (
упр.

8.
8,
8.
9). VIII.
И.п.
– стойка ноги врозь, руки вверх:
1
– наклон вперед-книзу;
2
– выпрямиться в и.п. 6-8 раз Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения. Ноги в коленях при наклоне не сгибать. Выполнять до касания опоры пальцами рук или ладонями. IX.
И.п.
– стойка, руки в стороны:
1
– согнуть правую вперед, хлопок ладонями под ногой;
2
– приставит правую в и.п., руки в стороны; 4-6 раз При махе ногой не допускать наклона вперед.
3-4
– повторить счет «1- 2» левой. 10
Основная ча сть - 2 5 - 2 6 мину т. Проверить степень овладения разновидностями группировки и положением – упор присев, применительно к изучаемому акробатическому упражнению – кувырок вперед.
9. Упражнения на

овладение кувырком

вперед:
Упр. 1.
Демонстрация

слайдов

с
последующим
выполнением
их содержания:
группировки
сидя, лежа на спине, в приседе; положение -
упор

присев
. по 1-2 раза Предварительно перестроить учащихся у гимнастических матов, используя соревновательный метод организации деятельности учащихся. Выполнять упражнения по распоряжению учителя, используя фронтальный (упр.1-6) и групповой (упр.7- 8) метод организации деятельности учащихся. Использовать ИКТ. Акцентировать внимание учащихся на положении звеньев тела, постановку ладоней на опору в упоре. Совершенствовать навык в сохранении плотной группировки при перекатах из различных исходных положений (
упр.

9.
2,
9.
3,
9.
4). Упр. 2. Из и.п. – лежа на животе прогнувшись, упор стоя на коленях прогнувшись –
перекат в

сторону
. по 3-4 раза Акцентировать внимание учащихся на необходимость сохранения группировки при перекате (продемонстрировать на примере мячика и кубика). Обратить внимание учащихся на положение рук – локти прижать к туловищу. Упр. 3. Из и.п. – группировка сидя, группировка в приседе, упор присев–
перекат

назад и вперед
. по 6-8 раз Добиться мягкого переката, наглядно продемонстрировав на примере кубика и мяча. Переход в и.п. выполнять без дополнительной опоры 11
руками за счет активного движения («наката») плеч и головы вперед, постепенно увеличивая амплитуду движений. Акцентировать внимание учащихся на своевременной постановке ладоней на опору при перекате вперед в упор присев. Сформировать умение в выполнении конечной стадии кувырка вперед. Упр. 4. Из и.п. – лежа на спине согнувшись с опорой руками на мат около головы – перекат вперед в группировку сидя, группировку в приседе, упор присев. по 4-6 раз Сформировать умение в выполнении движений ногами и руками в уступающем режиме мышечных усилий, применительно к кувырку вперед. Упр. 5. Из и.п. – упор присев:
1
– разгибая ноги, упор стоя согнувшись;
2
– согнуть руки. 4-6 раз Акцентировать внимание учащихся на постановке ладоней на опору, положении туловища и головы (приблизить затылок к мату). Сформировать умение в выполнении кувырка вперед в облегченных условиях (
упр.

9.
6,
9.
7). Упр. 6. Из и.п. – упор присев:
1
– разгибая ноги, упор стоя согнувшись;
2
– согнуть руки;
3
– «накатом» плеч, кувырок вперед. 3-4 раза Акцентировать внимание учащихся на активном разгибании ног, мышечных усилиях в уступающем режиме, положении головы в момент переворачивания через голову, своевременной группировке при выполнении кувырка, переходе в упор присев без дополнительной опоры руками. Упр. 7. Из и.п. – упор присев, кувырок вперед по наклонной плоскости. 3-4 раза В качестве наклонной плоскости использовать гимнастический мостик. 12
Сформировать умение в выполнении кувырка вперед в объеме технических требований. Упр. 8. Из и.п. – упор присев, кувырок вперед по горизонтальной плоскости. 2-3 раза Акцентировать внимание учащихся на слитности выполнения. В качестве соблюдения технического требования – положение стоп вместе – можно использовать лист картона (зажать стопами). Заключит ельная часть – 4- 5 мину т. Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.
10.
Построение учащихся врассыпную по залу и
выполнение упражнений

на расслабление групп

мышц.
до 3 мин. Использовать игровой метод организации деятельности учащихся: игра «Море волнуется – раз…» (учащиеся выполняют упражнения по показу учителем, хором произнося слова: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура на месте замри!»; по окончании слов играющие принимают какое-либо положение, а водящий выбирает понравившуюся ему фигуру, и выбранный участник становится новым водящим). Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно- познавательной деятельности.
11.
Построениев одну шеренгу и
подведение

итогов урока
: - выявление мнений учащихся о результативности их деятельности, - обобщение высказываний учащихся, - оценка степени решения задач, - выделение лучших. до 2 мин. Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии. 13
14


В раздел образования