Напоминание

Эффективная психолого-педагогическая поддержка семьей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках "Семейной гостиной" в ДОУ


Автор: Калачева Ульяна Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №17 "Сардаана"
Населённый пункт: с.Борогонцы, Усть-Алданский район,Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект
Тема: Эффективная психолого-педагогическая поддержка семьей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках "Семейной гостиной" в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по теме: «Эффективная психолого-педагогическая поддержка семьей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Семейной гостиной» в ДОУ» Проект выполнила: Калачева Ульяна Петровна педагог-психолог МБДОУ «ЦРР-детский сад №17 «Сардаана» с.Борогонцы Борогонцы,2016г.
Название проекта: «Эффективная психолого-педагогическая поддержка семьей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Семейной гостиной» в ДОУ» Обоснование актуальности проблемы Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы по инклюзивному образованию. В последние годы количество детей с ограниченными возможностями развития неуклонно растет. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с 1 класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз, составляя лишь 10 - 15% от общего числа учеников. Каждый 10й ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает работа с детьми и родителями данной группы воспитанников. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ОВЗ основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя - логопеда, воспитателей, специалистов и родителей ,членов семей воспитанников ,как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания. Семья - это целый мир со своими правилами и традициями, функциями в процессе первичной социализации ребенка. Вдобавок к семейной социализации - усвоению человеком в условиях семьи опыта, обретения качеств, необходимых для жизнедеятельности в обществе - происходит общественная социализация личности в ДОУ. Практика и научные исследования убедительно показывают, когда устанавливается единство между ними, создаются подлинные возможности для успешной социализации детей, полноценного психологического, физического и духовного развития. Проблема психологического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями через социально- досуговую активизацию их семей остается теоретически и практически до конца не решенной. Актуальность работы заключается в совершенствовании содержания, форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи по инклюзивному образованию. Теоретическая база
Проблемы семейного воспитания освещаются в ряде психолого- педагогических исследований, (К.Д.Ушинский, Д.Д. Семенов, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, И.Я. Яковлев, И.В. Гребенщикова, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев, С.А. Арутюнов, Г.Н. Волков, И.С. Кон, А.С. Мухина, Э.И. Сокольникова и др.) что помогло определить методологические положения изучения проблем семейного воспитания. Многие ученые- исследователи акцентируют внимание на воспитательных функциях семьи, признают, что семья дает «уроки жизни» во всех ее проявлениях, формирует характер, привычки, отношения к людям, труду, обществу, природе. (А.П. Баранова, О.И. Иванова, В.К. Котырло). В разработанных М.И. Демковым теоретических и методических положениях семейного воспитания учитываются национальные, социальные, демографические, культурные и психологические факторы. О влиянии атмосферы семьи на социальное развитие и степень психологического благополучия свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас ). ФГОС дошкольного образования направлен на: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Выдержка из ФГОС ДО: 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.7. Стандарт является основой для: 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Должно быть направлено на:
 обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;  освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.  Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Инклюзивное образование строится на следующих принципах: Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая,что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить ,,, доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный
момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Цель проекта: Проект призван стать эффективной формой инклюзивного образования в ДОУ и обеспечить эффективную психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников , в том числе семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Семейной гостиной» в ДОУ. Обеспечить развитие, обучение и социализацию детей с нарушениями в развитии в рамках инклюзивного образования; максимально реализовать особые образовательные потребности ребёнка; стимулировать мотивацию развития способностей; определить значение реабилитации средствами образования; обеспечить вариативность и разнообразие форм обучения и воспитания. Задачи проекта:  осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с помощью родителей в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка;  проведение профилактики вторичных отклонений в развитии детей, осуществление коррекции негативных тенденций развития;  обеспечение необходимыми информационными ресурсами работу с детьми с нарушениями в развитии в дошкольном учреждении.  ознакомление родителей с задачами воспитания и развития детей, расширение их представления об особенностях их развития  повышение творческой активности родителей и уровеня их компетентности по вопросам психологического просвещения  изучение положительного опыта семей в вопросах воспитания, развития детей  поддержание атмосферы благоприятного психологического микроклимата в ДОУ, семьях воспитанников Сроки: Наш проект является долгосрочным. Проект стартовал в октябре 2016 года. 3 учебных года (2016-2017 уч.г., 2017-2018уч.г.,2018-2019г.), планируем ежегодно проводить согласно этапов реализации проекта Участники: воспитанники и семьи воспитанников с ограниченными возможностями здоровья муниципального дошкольного образовательного учреждения, специалисты МБДОУ«ЦРР-детский сад № 17 «Сардаана» с.Борогонцы
Основные направления работы педагогического коллектива с детьми с ОВЗ:  диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;  комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;  планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;  организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;  мониторинг инклюзивного образовательного процесса. Идея проекта: Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, воспитанники, администрация. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзивного образования: наличие и квалификация необходимых кадров, отсутствие нормативной базы, материально-техническое соответствие зданий и сооружений. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики. Идея возникла при изучении специальной литературы , статей в дошкольных изданиях. Сегодня актуальна проблема психологизации родителей в ненавязчивой форме.
Они не изучали специальных дисциплин, многие даже не считают нужным чтение литературы по воспитанию детей. Если же мы организуем лектории по психологии, то многое остается родителям непонятным. К тому же, родители часто чувствуют себя в роли воспитанников, а не равноправных участников воспитательного процесса. Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей, и понятно, все это проводит к повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическое здоровье. А дошкольное учреждение, в лице педагога-психолога ,на этом фоне рассматривается «островком» покоя. Главным местом встречи с семьями становится «Семейная гостиная». Думаем, что эта форма работы (семейный досуг) наиболее близка и понятна нашим родителям. «Семейная гостиная» выполняет восстановительную функцию семьи, то есть восстановление и поддержку здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей, успешную личностную социализацию детей ,в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. От обычных родительских собраний эти встречи отличаются тем, что проводятся гостями группы (педагогами , специалистами МБДОУ, приглашенными гостями, самими родителями) . Как любая встреча с гостями, «родительская гостиная» — форма досуга, предлагаемая родителям воспитанников детского сада. Чувствуется, что встречи , организуемые за круглым столом, в уютном зале, обставленной мягкой мебелью располагают к непринужденному общению родителей и педагогов. Ожидаемые результаты:  Личностно - ориентированный подход к содержанию обучения, воспитания и развития.  Уважительное и доброжелательное отношение к детям, их потребностям. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признаются его ценность, значимость, уникальность.  Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей – инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья  Встречи в «Семейной гостиной» проводятся в интересной форме, что вызывает у участников живой интерес.  Создание у ребенка чувства безопасности, позиции взрослого не «над», а «рядом» с ребенком (сотрудничества). Постепенность и индивидуальность коррекционно - развивающего воспитания и обучения.  Обеспечение гармоничного развития личности каждого ребёнка.
Ход проекта  Индивидуальные и подгрупповые встречи-занятия с с емьями воспитанников, в том числе с семьями с детьми с ОВЗ, детьми – инвалидами по разработанному проекту программы.  Наряду с традиционными родительскими собраниями, индивидуальными беседами, мониторингами, круглыми столами, посещение родителями занятий педагогов с детьми, оздоровительными мероприятиями, проведение встреч «Семейной гостиной» , организация и проведение совместных досугов детей и родителей: совместных игр, занятий, досугов и праздников.  Постепенное введение детей с нарушениями в развитии в группы детей с нормальным развитием (внедрение инклюзивного образования). Перспективы проекта  Обучение родителей детей с нарушениями в развитии специальным коррекционным приёмам занятий в домашних условиях  Повышение уровня информированности о психологических, индивидуальных особенностях детей , психолого-педагогической грамотности родителей всех воспитанников ДОУ  Грамотная психологическая поддержка социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.  Воспитание у родителей и детей доброжелательного отношения к людям с нарушениями в развитии.  Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в том числе и в работе с «особыми» детьми.  Повышение активности родителей, интереса родителей по вопросам воспитания в ДОУ, соответственно процента включенности родителей в жизнь детского сада
Стратегия реализации проекта

на 2016-2019 уч.г.

Этапы реализации:

Подготовительный (сентябрь месяц) :
-сбор информации (проведение анкетирования ,срезов ит.д. ) -подготовка инструментария Мероприятие Цель Результат Сроки 1 2 3 4
1. П о с е щ е н и е семьи Изучение семей. С о с т а вл е н и е с о ц и а л ь н о г о паспорта семей Сентябрь 2.Оформление информационны х стендов в холле ДОУ Распространение психолого- педагогических з н а н и й с р е д и родителей. Повысить информационный уровень родителей Активизация родительского знания к вопросам воспитания, психологической поддержки жизни ребенка в детском саду Сентябрь 3.Проведение конкурса среди родителей «Мой ребенок, и его индивидуальные особенности» н а л у ч ш е е сочинение Активизация внимания воспитателей к вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, н а у ч е т психологических особенностей детей У в а ж и т е л ь н о е и доброжелательное отношение к детям, их потребностям. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признаются его ц е н н о с т ь , з н а ч и м о с т ь , уникальность. П о в ы ш а т ь т в о р ч е с к у ю активность и сплоченно сть педагогов, родителей. Сентябрь 4.Презентация детского сада Знакомство родителей и детей друг с другом, педколлективом детского сада. Формирование положительного имиджа детского сада. Повышение активности родителей, поддержка друг, друга, сплоченность. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду сентябрь 5.Анкетирование «Давайте познакомимся» А н к е т а д л я родителей « Что в ы ж д е т е о т детского сада в этом году? » Анкетирование «Скоро в школу» П о л у ч е н и е и анализ первичной и н ф орма ц и и о ре бе нке и е г о семье П о л у ч е н и е и анализ информации об отношении р о д и т е л е й к х а р а к т е р у и формам взаимодействия ДОУ с семьей Анализ родительского з а п р о с а п о подготовке детей к Сбор данных о семье Готовность участвовать в жизни детского сада Подготовка детей к школе сентябрь
школе 6.Консультация «Ребенок п о с т у п а е т в детский сад» Консультировани е родителей об особенностях поведения ребенка во время а д а п т а ц и и к детскому саду. Помощь родителям в адаптации детей Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей 7.Родительское собрание Знакомство родителей с правилами посещения дет ского с а д а , результатами адаптации детей в группе, задачами во спитания н а год. Помощь родителям в адаптации детей. Уважительное и доброжелательное отношение к детям, их потребностям. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признаются его ценность, значимость, уникальность. 8.Групповые родительские собрания Знакомство р о д и т е л е й с задачами воспитания детей н а г о д , и х психологическим и и возрастными особенностями. Выборы родительского комитета Педагогизация родителей. Помощь родителям в адаптации детей.
Основной (октябрь-апрель) :
-
работа

с

родителями
(психологическое сопровождение совместной деятельности родителей и детей в «Семейной гостиной») Мероприятие Цель Результат Сроки 1 2 3 4 Основной этап 1занятие в «Семейной гостиной» 1.Консультация «Кризис трех лет. Что это?» Повышение уровня педагогических знаний родителей Е д и н ы й п о д х о д в воспитании детей 3- летнего возраста октябрь 2.Выставка детских работ «Моя семья», З а щ и т а п р о е к т а «Лучший индивидуальный маршрут развития ребенка» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству, индивидуальным особенностям развития ребенка Формирование уважительного отношения к д е т с к и м р а б о т а м Воспитание у родителей и детей доброжелательного отношения к людям с нарушениями в развитии. 3. «День открытых дверей» Грамотная психолого- педагогическая поддержка Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в
социализации детей дошкольного возраста с о г р а н и ч е н н ы м и возможностями здоровья. том числе и в работе с «особыми» детьми. 4.Концерт ко дню пожилого человека «Нашим бабушкам и дедушкам» Знакомство родителей с традициями детского сада: -целенаправленное формирование положительного и м и д ж а Д О У в сознании родителей -демонстрация уважительного отношения коллектива ДОУ к пожилым членам семьи воспитанников Уважительное отношение семей к своим пожилым. 2 занятие в «Семейной гостиной» 1.Развлечение « В с т р е ч а с Байанаем» (с богом охоты) Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей работников ДОУ. Привлечение отцов, дедушек в мероприятие ноябрь 2.Школа молодых родителей Обучение молодых родителей методам в з а и м од е й с т в и я с ребенком Взаимодействие молодых родителей с детьми 3.День открытых дверей Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Демонстрация вс ех видов воспитательно- образовательной Работы кол л е кт и ва ДОУ с детьми. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников 4.Комплексные занятия для детей и родителей П о в ы ш е н и е уровня информированности о психологических, индивидуальных особенностях детей Обучение родителей детей с О В З , д е т е й - и н в а л и д о в специальным коррекционным приёмам занятий в домашних условиях 3 занятие в «Семейной гостиной» 1.Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания» Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье . Распространение передового педагогического опыта по этой проблеме. Декабрь
2.Промежуточное диагностирование Проведение коррекционной, развивающей работы Результаты срезов 3. Стенгазета «Всей семьей з а ЗОЖ» Привлечение родителей интереса к з д о р о в ом у о б р а з у жизни . Пропаганда ЗОЖ семей. 4.Новогодняя анкета Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду. Активизация в з а и м о д е й с т в и я с родителями при подготовке к Новому году 5.Консультация «Что подарит нам Чысхаан? К а к д а р и т ь новогодние подарки?» Знакомство родителей с и н т е р е с н ы м и вариантами о ф о р м л е н и я и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. 4 занятие в «Семейной гостиной» 1.Конкурс творческих с е м е й н ы х р а б о т «Зимняя сказка» Привлечение родителей к работе детского сада. Взаимодействия родителей и детей. январь 2.Защита проектов «Счастливый выходной день» О б м е н о п ы т о м семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей группы. 3.Совместное творческое занятие детей с родителями Активное вовлечение р о д и т е л е й в воспитательно- образовательный процесс Грамотная психологическая поддержка социализации д е т е й д о ш к о л ь н о г о возраста , в том числе детей с о г р а н и ч е н н ы м и возможностями здоровья. 5 занятие в «Семейной гостиной» 1.Стенгазета «Мин а5ам-урун уолан»» Демонстрация уважительного отношения к роли отца в воспитании ребенка Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. Февраль 2.Консультация « С т р е с с и е г о последствия» « Д р а ч у н ы . К а к исправить ситуацию» Вовлечение родителей в п е д а г о г и ч е с к у ю деятельность. Р е ш е н и я п р о б л е м воспитания. 6 занятие в «Семейной гостиной»
1.Консультации «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» « О в о с п и т а н и и п р а в д и в о с т и в детях» Совершенствование психолого- педагогических знаний родителей Расширение педагогического кругозора родителей за с ч е т п о п о л н е н и я средств и м етодов воспитания детей. Активизация педагогических умений родителей. Р е ш е н и е п р о б л е м н ы х ситуаций март 2.Фольклорное развлечение «Олонхо-народный эпос якутов» Привлечение родителей к активному у ч а с т и ю в фольклорном празднике. развитие П р а к т и ч е с к а я п о м о щ ь родителям в воспитании детей 7 занятие в «Семейной гостиной» 1.Весеннее настроение «Иэйиэхсит туьэр туьулгэтэ» Создать оптимальные у с л о в и я д л я обеспечения эмоционально- комфортного пребывания ребенка в ДОУ Улучшение эмоционального состояния- комфорта детей. Повышение а кти вн о с ти р о д и т е л е й , и н т е р е с а родителей по вопросам в о с п и т а н и я в Д О У, соответственно процента включенности родителей в жизнь детского сада апрель 2.Консультация «Все про детский сон» Расширение психолого- педагогического кругозора родителей 3.Стенгазета «Традиции м о е й семьи» Демонстрация уважительного о т н о ш е н и я к семейным ценностям. Р а з в и т и е п о з и т и в н о г о отношения родителей к детскому саду
Обобщающий (май-июнь):
-систематизация материалов -проведение выставок, праздников, смотров- конкурсов и.т.д. Обобщающий этап май 1 . С о с т а в л е н и е семейного альбома «Терутчу» (родословного древа) З н а к о м и т ь д е т е й с историческими экспонатами выставки, повышать интере с к истории семьи,прародителей Фотоколлаж, а льбом «Традиции воспитания в н а ш е й с е м ь е , » видеоматериал 2.Конкурс с е м е й «Сайдам ыал» Фотовыставка «Я и моя семья» Провести наглядную демонстрацию традиций семьи Организация фотовыставки 3.Проведение весенних срезов Выявление готовности к школе Результаты контрольных срезов
4.Анкетирование родителей Оценка взаимодействия с педагогом-психологом ДОУ Итоги анкетирования 5.Проведение семейных утренников «История семейных традиций» Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции Благодарность руководителям за участие в организации реализации проекта июнь 6.Заключительная в с т р е ч а в «Семейной гостиной»: Приветствие Разминка(эмоциональный настрой) Этюды,тренинговые игры Р а б о т а с о с к а з к о й (терапевтические метафоры) Релаксация (под музыку). Завершение занятия Совместная деятельность с детьми 7. Психолого- педагогическая п од д е р ж ка с е м е й , и м е ю щ и х д е т е й – и н в а л и д о в , с ограниченными возможностями здоровья 8.Систематизация материалов Издание журнала ДОУ «Семейная гостиная» сравнительный анализ работы, отчет работы ит.д.
Сравнительные результаты диагностики будут известны в 2018-2019 уч.г .
Анализ анкеты родителей «Оценка взаимодействия с педагогом- психологом ДОУ» Итоги анкеты на 2016-2017 уч. год Итоги анкеты на 2018-2019 уч.год № вопроса Выбранный родителем ответ Количество баллов № вопроса Выбранный родителем ответ Количество баллов 1 а 3 1 2 б 2 2 3 б 2 3 4 б 2 4 5 б 2 5 6 б 2 6 7 б 2 7 8 б 2 8 9 б 2 9 10 б 2 10 11 б 2 11 12 б 2 12 13 б 2 13 14 а 3 14 ВСЕГО 30 ВСЕГО
В Ы В О Д : с р е д н и й у р о в е н ь у д о в л е т в о р е н н о с т и р о д и т е л я взаимодействия с педагогом-психологом ВЫВОД: В организации отношений между участниками руководствуемся опытом коллег: Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители, 1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом. 2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним. 3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело. 4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (ИОМ). 5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психолог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктор по гигиеническому воспитанию. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Задачи организации совместной деятельности: -создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; -формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); -формирование умения поддерживать друг друга; -развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; -активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности,распределять роли и обязанности;
- развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; -формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (учитель- логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Так работу учителя- логопеда по развитию речи добавляет работа педагога-психолога над установлением контакта и работа инструктора по физкультуре над развитием моторной сферы. По результату занятия специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность. Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по- разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы. Если учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс • показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); • адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; • получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой • родители детей с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; • проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении; • родители всех детей включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. • занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения. • педагоги принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию; • реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях); • эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения; • имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности; • имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности. • специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; • действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; • эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями); • администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности. • руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения; • занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
• понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями. представители администрации образовательного учреждения • понимают свою роль по отношению к к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом.
Заключение
Обогащение социального опыта детей в дошкольном возрасте лучше всего это донести через игру, сказку, развлечения, совместные досуговые мероприятия. Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу, духовных материальных ценностей, успешную социализацию детей. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется «образ семьи». Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга. Успех взаимодействия психолого- педагогической системе «педагог- ребенок- родитель» зависит от взаимодействия участников этого процесса. В нашем центре созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе очень важно, достигается единство педагога и родителей в определении цели и задач, требований, методов, и приемов воспитания ребенка. Определяются цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьями на основе изучения их потребностей и интересов, особенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год. Разнообразие используемых форм и методов работы с семьями воспитанников, владение педагогом технологией убеждающего воздействия на родителей, умение использовать невербальные средства общения в работе с родителями, систематическое повышение педагогом ДОУ своей образовательной, методической и психолого- педагогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодействие с ними должны заинтересовать родителей, обеспечить грамотное психологическое сопровождение ребенка.
Литература: -Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010 -Прочухаева М.М., Бородин М.В. «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. с. 12. -Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004; - Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001; - Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010; - Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д,2002г.; - Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004; - Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001; - Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов - на - Дону.,2011.


В раздел образования