Напоминание

"Уроки физкультуры с лечебными эффектом здоровьесберегающие факторы в работе с уч-ся"


Автор: Новикова Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2 п. Клетня
Населённый пункт: Клетня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Уроки физкультуры с лечебными эффектом здоровьесберегающие факторы в работе с уч-ся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Уроки физкультуры с лечебными

эффектом здоровьесберегающие

факторы в работе с уч-ся»
учитель физической культуры Новикова Е.В.
“Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы”. Т. Карлейль (1795-1881 гг.) Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Не случайно среди основных задач, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования, декларируется приоритет сохранения здоровья детей. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровье сберегающей деятельности по праву считаются: - организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; - реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью; - повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни; - формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни; - развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. Одиннадцать школьных лет для ребенка – это «дистанция огромного размера», когда растет, развивается, до стигает зрелого т и п а функционирования его организм, поэтому программа «Здоровье» призвана решать проблему формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления физического и психического здоровья. Данная работа предполагает совместную деятельность администрации школы, всех без исключения педагогов, медиков, родителей. Одним из главных направлений этой работы является физкультурное образование школьников, которое решает следующие задачи: 1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: - формирование правильной осанки; - развитие различных групп мышц; - активизация всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, активизация обменных процессов; 2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола развития физических качеств. 3. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. 5. Совершенствование индивидуальных качеств для становления личности.
УРОК–ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО–

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.
Урок – игра, урок – путешествие, урок – тренировка, урок – эстафета, урок – поход, сюжетный урок, интегрированный урок – только на таких уроках детям не скучно, только на таких уроках они получают необходимый заряд бодрости и здоровья. Для повышения интереса учащихся к физической культуре применяю различные средства и методы: нестандартное начало урока, круговая тренировка, работа по станциям, бег по пересеченной местности, азбука мяча, ролевые игры и т.д. Особенно интересны детям упражнения с предметами (обручи, гимнастические палки, гантели, мячи.) Именно разнообразие упражнений: ходим как пингвин, гусиный шаг в прыжках и поворотах, и т.п. дают возможность с большим желанием и интересом выполнять физические упражнения. Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующее полноценному развитию растущего организма. Упражнения оздоровительной гимнастики и профилактика заболеваний (нарушение осанки, профилактика плоскостопия, близорукости, ОРЗ) является обязательными на каждом уроке. Если школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями с определенной целью, выдвигая на первое место мотивы, связанные с их жизненными планами. В школьные годы необходима регулярная, целенаправленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. При этом эффективность обучения достигается за счет постоянного повторения «базовых» элементов изучаемого двигательного действия. Необходимое при обучении обеспечение на уроке яркой, образной подачи материала с высоким положительным эмоциональным фоном восприятия осуществляется за счет применения игрового, соревновательного и метода круговой тренировки. Комплексы круговой тренировки не являются простой суммой упражнений на станции. Это совокупность взаимосвязанных физических упражнений, дающих тренировочный эффект. Используются хорошо освоенные движения, не требующие дополнительного времени на разучивание. При подборе упражнения необходимо соблюдать о сновные дидактические принципы: идти от простого к сложному, чередовать работу
одних мышечных групп с отдыхом других, после сложного и тяжелого упражнения давать более легкое, способствующее восстановлению сил, успокаивающее дыхание (один комплекс – 4-6 занятий). Очень важно, чтобы содержание заданий логически сливалось с задачами урока. Основными критериями переносимости и эффективности нагрузки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Учащиеся измеряют ЧСС за 10 сек. независимо от возраста, анализируют собственное состояние. Уровень физической подготовленности проверяю тестированием 2-3 раза в год. В рамках одного урока принимается 1-2 теста правильно сопряженные по своей нагрузке (прыжки в длину с места + челночный бег 3 Х 10м.) Благоприятный психологический климат на уроке служит показателем успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. Большое значение для укрепления здоровья имеет лыжная подготовка и коньки, которая проходит у нас весь снежный сезон. Одной из форм привлечения учащихся к систематическим занятиям является домашнее задание. Оно может быть как практическим, так и теоретическим. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченное на двигательную работу, рекомендуется поддерживать в диапазоне 60%-80%. Необходимо учитывать момент наступления утомления учащихся. Во многом интерес учащегося к физической культуре зависит от материально технического обеспечения спортивной базы, которую мы стараемся поддерживать в оптимальном состоянии. Сохранение здоровья регламентируется двумя документами: «Правила поведения на уроке», «Инструкция по технике безопасности». Эти документы должны все знать и выполнять. Санитарно – гигиеническое сопровождение занятий (чистота, температурный режим, освещение, свежий воздух – факторы поддержания высокой работоспособности школьника.) В школе проводятся спортивные мероприятия и праздники по плану спортивно – массовой работы: «День бегуна», соревнования по видам спорта между классами по возрастным группам по футболу, баскетболу, пионерболу, настольному теннису, День защиты детей, «День Здоровья», «Веселые старты» и т.д. И все-таки, критерием оценки работы по физическому образованию является состояние здоровья учащихся. Динамика успеваемости и качества знаний по физической культуре. Занятия физической культурой – это фрагменты естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир, пробуют свои силы. Движение укрепляет их, а главное несет здоровье и радость бытия. Уровень физической подготовленности учащихся. Заключение о состоянии здоровья, указания о допустимой нагрузке, общем и тренировочном режимах, назначение лечебных и профилактических
мероприятиях, а также разрешение на участие в каждом соревновании дает врач, проводящий обследование. Немаловажным для полноценного обучения физической культуре являются анализ состояния здоровья, первичная профилактика, диспансеризация, гигиеническое воспитание, привитие культуры питания. Один из основных путей совершенствования управления процессом физического воспитания - увеличение объема и качества информации о физической подготовленности учащихся. Система тестирования позволяет контролировать физическую подготовку каждого занимающегося в течение года. Соблюдаются следующие правила: -тестирование проводятся, когда ученик находится в хорошей физической форме, не утомлен; -физические упражнения хорошо освоены; -организм подготовлен к проведению теста; -четкий способ выполнения тестовых заданий. Тестирование проводится 2-3 раза в год. Хорошо продуманная и организованная форма тестирования, дух соревнования дает ощутимый эффект. Оцениваются учащиеся с учетом индивидуального прироста в результатах и в соответствии с нормативными требованиями. Применение данного контроля позволяет отслеживать текущие изменения в физической подготовленности школьников и своевременно вносить коррективы.
РОЛЬ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

РАЗВИТИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Физическое воспитание в школах-интернатах для детей с недостатками слуха осуществляется в форме урок физкультура, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах и прогулки, спортивные часы в интернате, кружковая работа. Каждая форма имеет свою специфику, но все они логически взаимосвязаны решением задач по коррекции двигательных нарушений детей. При этом следует исходить из того, что общий объем активной двигательной деятельности ребенка в течение дня должен составлять не менее 1,5-2 ч. Уроки физической культуры проводится по утвержденной программе, которая предполагает с подготовительного класса по 4 класса три раздела: основная гимнастика, игры и лыжная подготовка. Раздел «Основная гимнастика» состоит из построения, общеразвивающих и ритмических упражнений, лазанья и перелезания, упражнений на равновесие, ходьбы и бега, прыжков и метания. В 5-11 классах выделяются занятия гимнастикой, подвижные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика и баскетбол. Учебные нормативы по легкой атлетике вводятся в школе глухих с 5 класса. Структура урока физкультуры в школе глухих и слабослышащих сходна с принятой структурой в массовой школе. Начинается урок с
общеразвивающих упражнений, потом отрабатываются движения по гимнастике. Заканчивается урок играми и ритмическими движениями. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) — комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков. Эта форма занятий физическими упражнениями призвана решать главным образом оздоровительные и воспитательные задачи. Упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических упражнений до уроков дисциплинирует, организует и сплачивает учащихся, повышает их работоспособность. Учитель физической культуры разрабатывает план проведения утренней гимнастики, в котором 4—6 комплексов упражнений расписаны на год. Занятия могут вести не только учителя физкультуры, воспитатели, но также моторно-способные учащиеся 8—10 классов. Зарядка выполняется в интернате под руководством старших детей- инструкторов, которых заранее готовит педагог. Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении. Одежда детей облегченная. Для поддержания интереса детей к движениям используется мелкий спортивный инвентарь: палка гимнастическая, обруч, мяч. Продолжительность утренней гимнастики 8—10 мин. Она должна состоять из 6—10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, подготовленности детей. Выбираются упражнения, уже хорошо знакомые учащимся по урокам физкультуры и имеющие общеразвивающий характер: ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание (из 6—10 упражнений 3 — 4 можно проводить без остановок). Для детей ослабленных и неподготовленных количество повторений уменьшается. Чтобы не вызвать утомления, соблюдается правильная последовательность упражнений: сначала ходьба, улучшаются кровообращение и усиливающая дыхание, затем п отяги ван и я, выпрямляющие позвоночник и углубляющие дыхание, дальше – упражнения для мышц живота и спины, упражнения для рук и плечевого пояса. Маховые движения увеличивают подвижность в суставах. Завершается зарядка дыхательными упражнениями, снижающими интенсивность дыхания и кровообращения. Физкультминутки — небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проведение их с учащимися начальных классов, которые быстро утомляются и теряют возможность сосредотачивать внимание на ходе уроке. Комплекс упражнений состоит из 3 — 4 простых и хорошо зна- комых упражнений (быстрые сжимания-разжимания пальцев рук, разгибание
в позвоночнике с потягиванием, наклоны, приседания). Время выполнения 1 — 3 мин на каждом уроке, после завершения какой-либо его стадии. Упражнения для физкультминуток рекомендует учитель физ - культуры. Комплекс упражнений обновляется постепенно: заменяется по одному упражнению в неделю. При дифференциации учащихся следует учитывать тяжесть дефекта и сопутствующие ему заболевания. Для детей с тяжелыми нарушениями надо подобрать 1—2 простых упражнения, которые они могут выполнять на протяжении всей физкультминутки. Для возбудимых детей подбирают упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, а для заторможенных, наоборот, включают упражнения, способствующие некоторому повышению возбудимости. Физкультминутки на уроках трудового обучения имеют свою спе- цифику. Один из основополагающих принципов: если производственная деятельность сложна — упражнения должны быть простыми; при относительно простых рабочих движениях, повторяемости одних и тех же двигательных циклов в комплекс следует включать сложные и разнообразные упражнения. Чтобы подбирать упражнения, оптимально соответствующие ха- рактеру трудовой деятельности, необходимо классифицировать ее виды по таким признакам: I) рабочая поза и рабочие движения; 2) величина физической нагрузки; 3) темп работы; 4) монотонность труда; 5) степень напряжения анализаторов и внимания; 6) степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения. Рабочая поза — обусловленное производственной операцией, рабочим местом и двигательными возможностями человека положение туловища, ног, рук, головы. Величина физической нагрузки — количество механической работы, выполненной за единицу времени. Темп работы — частота повторений одинаковых движений или их циклов. Темп определяется длительностью пауз между производственными операциями. Чем они короче, тем выше темп. Частота движений до 25 % от максимальной величины — это умеренный темп, от 25 до 50% — средний, от 50 до 75% — быстрый, выше 75 % — очень быстрый. Монотонность труда — выполнение однообразных операций при постоянном ритме. Работа ограниченной группы мышц и нервных центров ведет к быстрому функциональному истощению клеток коры головного мозга и развитию в них охранительного торможения. Чем выше степень напряжения анализаторов и внимания, тем и н т е н с и в н е е р а сход уе т с я н е р в н а я э н е р г и я , б ыс т р е е п а д а е т работоспособность. Чем выше степень и характер умственного и не рвно- эмоционального напряжения, тем выше нагрузка на психические функции (восприятие, память, внимание и т.д.).
Легкий физический труд с наличием мелких движений руками и пальцами при статической позе туловища связан с постоянным напряжением внимания и зрения и быстро утомляет работающего. При выполнении мелких однообразных операций в нервных центрах головного мозга довольно быстро развивается процесс торможения, следствием которого является снижение внимания, остроты зрения, скорости и точности движений. Утомляются мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей, возникают застойные явления, снижается работоспособность, что, естественно, отражается и на качестве выполняемой работы. При этом деятельность сердечно-сосудистой системы организма находится на уровне 120—140 ударов пульса в минуту, т.е. соответствует средней и ниже средней напряженности работы организма. Физкультминутки, направленные на снятие утомления опреде- ленных мышц, должны содержать упражнения на расслабление, ра- стягивание, этих мышц. Так снимается напряженность, оптимизируется самомассаж, кровоснабжение, нормализуется мышечный тонус. Объективным критерием эффективности физкультминуток яв- ляются изменение частоты сердечных сокращений после выполнения упражнений, соответствие этой динамики характеру трудовой деятельности на уроке. Так, специальные исследования показали, что на уроках швейного дела можно рекомендовать комплексы упражнений, повышающих частоту сердечных сокращений на 20—30 ударов в минуту. После таких физкультминуток учащиеся быстрее и лучше выполняли трудовые операции. Для динамики работоспособности на уроках труда характерны: быстрое вхождение в работу; непродолжительный период высокой работоспособности; утомление, наступающее спустя 20 — 40 мин после начала работы. Учитывая, что функциональнаязадействованность организма находится уже на достаточно высоком уровне, ученикам не нужно предлагать какие-либо разминочные упражнения — следует начинать физкультминутку сразу с движений, направленных на решение конкретных задач. Регулярное выполнение физических упражнений поможет под- держать устойчивую работоспособность и хороший трудовой настрой. Комплексы упражнений физкультминуток составляет учитель физкультуры и разучивает их с детьми в подготовительной или заключительной части урока. Затем с этими комплексами знакомится учитель труда. По нашим наблюдениям один комплекс физкультминутки разучивают обычно в течение одного-двух уроков физкультуры без специальных затрат времени на них, поскольку эти же упражнения можно использовать в подготовительной и заключительной частях урока для различных целей.Разучивание проходит сначала в медленном, затем в более быстром темпе. В старших классах (8 — 9-х) физкультминутку может проводить учащийся с хорошей двигательной подготовленностью (под контролем учителя).
Соблюдение гигиенических условий и техники безопасности дол- жно стать неотъемлемым условием проведения физкультминуток. Важно верно определить расположение учителя и учащихся при выполнении упражнений. Желательно, чтобы от столов, стульев, станков, машин учащихся отделяло такое расстояние, которое не мешало, бы делать наклоны, приседания, вращения туловищем, выполнять махи ногами. Если же этого сделать нельзя, следует подбирать другие упражнения. Учитель должен видеть всех учащихся, быть в состоянии конт- ролировать их, поддерживать. Особого внимания требуют ученики с серьезными отклонениями в психофизическом развитии. Они пытаются выполнить упражнения, но движения получаются беспорядочными, незаконченными. Однако учитель должен поощрять их стремления. Необходимо обеспечить приток свежего воздуха в помещение. В конце физкультминутки проводится гипервентиляция легких посредством нескольких (5 — 6) глубоких вдохов и выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Комплексы упражнений для УГГ и физкультминуток составили Приложение I. Физкультпаузапредставляет собой обычно п о д в и ж н у ю или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или во время спортчаса, в течение 10 — 20 мин — в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся. В первой и четвертой учебных четвертях нетрудно организовать физкультпаузы на открытом воздухе. В зимнее время возникают определенные трудности, однако по возможности детей нужно выводить на улицу, организовывать катание на санках, игры. Физкультпаузы рекомендуют и проводят учителя физкультуры, воспитатели, классные руководители.
Приложение I
КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Принятые

сокращения:
И. п. – исходное положение; О. с. – основная стойка; ТМ – темп медленный; ТС – темп средний; ТБ – темп быстрый.
1 – 4-й классы
I. 1. Ходьба на месте, 10 – 15 с. На четыре счета вдох, на четыре – выдох. 2. И. п. – о. с. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3 – руки вверх, встать на носки, потянуться. 4 – и. п. Повторить 3 – 4 раза. ТМ. 3. И. п. – о. с., руки за спину. 1 – мах правой рукой вперед. 2 – и. п. 3 – мах левой вперед. 4 – и. п. Повторить 5 – 6 раз. ТС. 4. Бег на месте в среднем темпе 30 с. 5. И. п. – о. с., руки на пояс. Прыжки: 1 – 4 – на левой ноге, 5 – 8 – на правой, 9 – 12 – на обеих, 13 – 16 – четыре шага на месте. Повторить 3 – 4 раза. ТС. 6. И. п. – о. с. 1 – руки вверх, потянуться, вдох. 2 – руки вниз, выдох. 3 – 4 – то же. Повторить 5 – 6 раз. ТМ. II.1. Ходьба на месте под счет, 15 – 20 с. ТС. 2. И. п. – о. с. 1 – шаг левой вперед, руки вверх, прогнуться, вдох. 2 – и. п. – то же, правой. 3 – 4 – и. п. Повторить 3 – 4 раза. ТМ. З. И.п. – о. с. 1 – шаг в сторону, руки вверх. 2 – 3 – наклоны вперед. 4– и. п. Повторить 5 – 6 раз. ТС. 4. И. п. – о. с., руки на поясе. 1 – 4 – прыжки на левой, правую вперед. 5– 8 – то же, на правой. Повторить по 5 – 6 раз. ТС. 5. И. п. – о. с, руки на поясе. 1 – 4 – четыре вращения тазом влево. 5 – 8 – то же, вправо. Повторить по 4 – 5 раз. ТС. 6. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон вперед, кос- нуться пальцами пола, выдох. 2 – и. п., вдох. 3 – 4 – то же. Повторить 6 –10 раз. ТС. 7. Ходьба на месте, 15 – 20 с. На четыре шага – вдох, на четыре – выдох. ТМ. III. 1. Ходьба на месте с постепенным увеличением темпа и переходом на бег, 10 – 30 с. 2. Бег на месте, 15 – 20 с. ТС. 3. И. п. – о. с. 1 – шаг левой ногой в сторону, руки к плечам. 2 – подняться на носки, руки вверх. 3 – потянуться. 4 – и. п. Повторить по 4– 5 раз в каждую сторону. ТС.
4. И. п. – о. с. 1 – мах левой ногой вперед, руки в стороны. 2 – выпад левой ногой вперед, наклон вперед, руки назад. 3 – 4 – и. п. То же, с правой ноги. Повторить по 3 – 4 раза. ТС. 5. И. п. – стойка ноги врозь, руки на голове. 1 – поворот туловища влево. 2 – наклон назад. 3 – 4 – и. п. То же, вправо. Повторить по 3 – 4 раза. ТС. 6. И. п. – выпад левой ногой вперед, руки на поясе. 1 – прыжком смена положения ног. 2 – и. п. Повторить 10 – 12 раз. ТБ. 7. И. п. – о. с. 1 – руки вверх, вдох. 2 – руки вниз, выдох. Повторить 5 – 7 раз. ТМ. IV. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая колени, 20 – 25 с. ТС. 2. И. п. – о. с. 1 – 3 – левую ногу на шаг в сторону, три круга руками наружу. 4 – и. п. То же, с правой ноги. Повторить 4 – 5 раз в каждую сторону. ТМ. 3. Прыжки, руки произвольно, четыре прыжка на левой, четыре на правой, четыре на обеих ногах. По 6 –12 прыжков в каждом положении. ТС. 4. И. п. – о. с. 1 – дугами назад руки вверх. 2 – 3 – два пружинящих наклона вперед, руками коснуться пола. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТС. 5. И. п. – о. с. 1 – правую на шаг в сторону, руки в стороны. 2 – наклон вперед с поворотом туловища направо, руки вправо. 3 – поворот туловища налево, руки влево. 4 – и. п. Повторить 4– 6 раз. ТС. 6. И. п. – о. с. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – наклон влево, правую руку вверх, левую за спину. Голову повернуть налево. 3–4 – и. п. То же, влево. Повторить по 4 – 6 раз. ТС. 7. И. п. – о. с. 1 – правую руку вверх, левую в сторону. 2 – правую руку к плечу, левую вверх. 3 – левую руку к плечу. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТМ.
5 – 9-й классы
I. 1. И. п. – о. с. Ходьба на месте с хлопками впереди и сзади в ладоши, 20–25 с. ТС. 2. И. п. – о. с, руки за голову, кисти переплетены. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх, ладони кверху, потянуться. 3–4 – опуститься на ступни, разъединяя кисти, руки через стороны вниз в и. п. Повторить 4 – 6 раз. ТС. 3. И. п. – о. с. 1 – упор присев. 2 – 3 – выпрямиться, правую ногу назад, руки вверх. 4 – и. п. То же, с левой ноги. Повторить 4 – 6 раз. ТБ. 4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед. 2 – наклон влево. 3 – наклон назад. 4 – и. п. То же, вправо. Повторить по 3–4 раза. ТС. 5. И. п. – о. с. 1 – мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2–3 – пружинящий выпад влево. 4 – и. п. То же, вправо. Повторить по 3–4 раза. ТС.
6. И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. 1 – рывок руками назад, туловище повернуть влево. 2 – то же, туловище прямо. 3 – то же, туловище направо. 4 – то же, туловище прямо. Повторить 4–6 раз. ТС. 7. И. п. – о. с. 1 – левую ногу на носок, левую руку вверх, правую – в сторону. 2 – и. п. 3 – то же, с правой ноги, правую руку вверх, левую в сторону. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТМ. II.1. И. п. – о. с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх, соединив кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад с небольшим наклоном туловища вперед, руки опустить. 4 — и. п. Повторить 4 – 6 раз. ТМ. 2. И. п. – о. с. 1 – правую ногу на шаг в сторону, руки в стороны, ладони кверху. 2 – кисти в кулаки и силой согнуть к плечам. 3 – 4 – приставить правую ногу, руки выпрямить. III. 1. И. п. – о. с. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро, со встречными движениями руками вверх-вниз, 20 – 25 с. ТС. 2. И. п. – о. с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх – в стороны. 3 – упор присев. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. ТС. 3. И. п. – руки на поясе. 1 – прыжок, ноги скрещены. 2 – прыжок, ноги врозь. Повторить 10–12 прыжков с переходом на ходьбу на месте, 20– 25 с. ТС. 4. И. п. – о. с. 1 – наклон вперед, руки назад. 2 – выпрямиться. 3 – левую ногу махом назад, руки вверх. 4 – и. п. То же, правой. Повторить по 4 – 6 раз. ТС. 5. И. п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед, руки скрещены перед туловищем. 2–3 – выпрямиться с поворотом туловища направо, наклон назад, руки в стороны. 4 – и. п. То же, с поворотом налево. Повторить 3 – 4 раза. ТС. 6. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – сгибая правую ногу, пружинящий наклон влево, через стороны руки вверх с хлопком в ладоши над головой. 3–4 – и. п. То же, вправо. Повторить по 3–4 раза. ТС. 7. И. п. – о. с. 1 – левую ногу вперед на носок, руки в стороны. 2 – левую ногу в сторону на носок, левую руку вниз. 3 – приставить левую ногу, руки вперед. 4 – и. п. То же, с правой. Повторить по 3–4 раза. ТМ. IV. 1. И. п. — о. с., руки к плечам. Ходьба на месте с круговыми движениями согнутыми руками, 20–25 с. Один круг на каждые два шага. ТС. 2. И. п. – о. с, руки за голову. 1 – 2 – встать на носки, прогнуться, локти развести возможно больше в стороны – потянуться. 3–4 – опуститься на стопы, слегка наклониться, голову наклонить, локти вперед. Повторить 3– 4 раза. ТМ. 3. И. п. – о. с, руки на поясе. 1 – прыжок, ноги вместе. 2 – прыжок, ноги врозь. Повторить 10 – 12 прыжков с переходом на ходьбу, 20 – 25 с. ТС.
4. И. п. – о. с. 1 – наклон вперед прогнувшись, руки в стороны. 2 – выпрямиться, наклон назад. 3 – наклон вперед, касаясь руками пола. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТС. 5. И. п. – широкая стойка. 1–2 – руки в стороны, ладони кверху, наклон назад. 3–4 – расслабляя мышцы плечевого пояса, слегка наклониться вперед, руки расслабленно вниз. Повторить 4–6 раз. ТС. 6. И. п. – о. с. 1 – 2 – руки вверх, кисти сплести и повернуть ладонями кверху. 3 – наклон влево. Повторить 6–8 наклонов в стороны, постепенно увеличивая амплитуду движений, затем руки вниз и потрясти кистями. ТС. 7. И. п. – о. с. 1 – шаг вперед, левая сзади на носке, руки за голову. 2 – приставить левую ногу, руки вверх. 3 – шаг правой ногой назад, левая нога впереди на носке, руки в стороны. 4 – и. п. То же, с левой. Повторить по 2 – 3 раза. ТМ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
I. 1. 1 – плечи вверх. 2 – плечи вниз. 3–4 – плечи назад. Повторить 3–4 раза. ТС. 2. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад. Повторить 5 – 6 раз. ТС. 3. Глубокий вдох, полный выдох, 3–4 раза. ТМ. II (сидя за столом) 1. Вдох через нос, выдох через рот, 6–8 раз. ТС. 2. Вращение стопами обеих ног, 10–15 раз. ТБ. 3. Наклон влево, вправо, 6 – 8 раз. ТМ. III (выполняется стоя) 1. Потягивание, руки вверх, 4–6 раз. ТС. 2. Руки за голову. Наклоны вправо, влево, 6 – 8 раз в каждую сторону. ТБ. 3. Сесть на стул, встать, 4–5 раз. ТМ. IV (выполняется сидя и стоя) Сжимание и разжимание пальцев рук при поднимании их и опуска- нии с приговариванием: «На-ши паль-чи-ки пи-са-ли, на-ши паль-чи-ки ус- та-ли!» V (выполняется стоя) Имитация движений при рубке топором с приговариванием: «Ру-би, то-пор!» Имитация движений при пилении: «Пи-ли, пила!»

Физкультминутки для 5 – 9-х классов
I. 1. Круговые движения плечами, затем руками, 3 – 4 раза вперед, 3–4 раза назад. ТС. 2. Круговые движения головой то в одну, то в другую сторону, 5 – 6 раз в каждую. ТС. 3. Круговые движения тазом, 6 – 8 раз в каждую сторону. ТС. 4. Вдох через нос, выдох через рот, 5– 8 раз. ТМ. II.1. Ходьба на месте, 10–15 с. ТС. 2. Руки вперед, быстрые сжимания-разжимания пальцев, затем руки в стороны-вверх, 10 –15 с. ТБ. 3. Потягивание, руки вверх с прогибанием в пояснице, 10–15 с. III. 1. Приседания, руки вперед, 5 – 7 раз. ТС. 2. Круговые движения туловищем, по 5–7 раз в каждую сторону. ТБ. 3. Стопы вместе, руки на поясе. Повороты туловища налево, направо, 5 – 7 раз. ТС. 4. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох, 5 – 7 раз. ТМ.
Физкультминутки для швей (вариант)
I. 1. Ходьба на месте, 10–15 с. ТС. 2. И. п. – о. с. 1 – правую ногу на шаг в сторону, руки в стороны. 2 – кисти в кулаки, согнуть к плечам. 3 – 4 – приставить правую ногу, руки выпрямить и свободно опустить. То же, в другую сторону. Повторить по 3–4 раза в каждую сторону. ТС. 3. И. п. – о. с. 1 – мах правой ногой вперед, руки вправо с поворотом туловища направо. 2 – правую ногу назад на носок, руки вперед- вверх. То же, стоя на правой ноге. Повторить 3 – 4 раза. ТБ. 4. Бег на месте, 10–12 с. ТС. 5. Упражнения на дыхание с потягиваниями. Повторить 5 – 6 раз. ТМ. II. 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1–2 – перевести тяжесть тела на правую ногу. 3 – 4 – то же, на левую ногу. Повторить 5 – 7 раз. ТМ. 2. И. п. – о. с., придерживаясь правой рукой за опору. 1– полуприсед на правой ноге, левую согнуть вперед–внутрь, левую руку вверх. 2 – выпрямить ноги, мах левой ногой вперед. 3–4 – и. п. То же, стоя на левой ноге. Повторить по 4–5 раз. ТБ. 3. И. п. – стойка руки на поясе. 1 – перенести тяжесть тела на правую ногу. 2 – то же, на левую ногу. Повторить 5 –7 раз. ТС. 4. Ходьба на месте, 10–15 с. ТС.
III. 1. И. п. – о. с. 1 – правую ногу вперед на носок, небольшой наклон назад, руки вверх. 2–3 – правую ногу опустить на всю стопу, перенести на нее тяжесть тела с небольшим наклоном прямым телом вперед, расслабить мышцы левой ноги. 4 – и. п. То же, с другой ноги. Повторить по 4–5 раз. ТС. 2. И. п. – о. с., придерживаясь правой рукой за опору, левую руку на пояс. 1 – мах левой ногой внутрь. 2 – мах влево. То же, правой ногой внутрь. Повторить по 4–6 раз. ТБ. 3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – 4 – четыре круговых движения тазом в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 – 4 раза. ТС. 4. И. п. – о. с., глубокий вдох – руки вверх, выдох – руки вниз. Повторить 3–4 раза. ТМ. IV. 1. И. п. – о. с. 1 – с поворотом направо шаг правой ногой в сторону и, поднимаясь на носок, мах левой ногой назад, левую руку вперед- вверх, правую в сторону—вверх. 2 – и. п. 3 – 4 – то же, с шагом левой ногой. Повторить 4–6 раз. ТС. 2. И. п. – о. с., с опорой правой руки, левая на пояс. 1 – мах левой ногой в сторону. 2 – мах левой ногой внутрь, сгибая ее перед опорной ногой. 3 – выпрямляя ногу, мах в сторону. 4 – мах левой ногой внутрь, сгибая за опорной ногой. 3 – выпрямляя ногу, мах в сторону. 4 – мах левой ногой внутрь, сгибая за опорной ногой. 5 – 7 – повторяя счет 1–3. 8 – и. п. То же, правой ногой. Повторить по 3 – 4 раза. ТС. 3. И. п. – о. с. 1 – правую ногу согнуть вперед, левую руку вперед, правую руку в сторону. 2 – и. п. То же, стоя на правой ноге. Повторить 4–6 раз. ТС. 4. Ходьба на месте, 10–15 с. ТС. V. 1. И.п.– о.с.1 – поднять плечи вверх. 2 – свободно опустить их вниз. 3 – полунаклон вперед, руки вниз свободно. 4 – и. п. Повторить 3 – 4 раза. ТС. 2. И. п. – о. с, руки к плечам. 1 – 4 – четыре круговых движения плечами вперед. 5 – 8 – то же, назад. Опустить руки вниз, потрясти кистями. Повторить 3 – 4 раза. ТС. 3. И. п. – стойка, руки тыльной стороной ладони на пояс. 1 – локти отвести назад. 2 – локти отвести вперед. 3 – 4 – опустить руки вниз, рас- слабить плечи. Повторить 4–5 раз. ТС. VI. 1. И. п. – о. с. 1 – 2 – встать на носки, через стороны руки вверх, потянуться, вдох. 3 – 4 – опуститься на стопы, через стороны руки расслабленно вниз. Повторить 3 – 4 раза. ТС. 2. И. п. – стойка ноги врозь, пальцы сплетены сзади. 1 – 3 – три пружинящих движения руками вправо. 4 – и. п. То же, влево. Повторить 3 – 4 раза. ТС.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки расслаблены. Поворотами туловища в стороны раскачивать расслабленные руки. Повторить 4 – 6 раз. ТС. VII. 1. И. п. – стойка руки за голову. 1 – 2 – вставая на носки руки вверх – в стороны, потянуться, вдох. 3 – 4 – опуститься на стопы, расслабить мышцы плечевого пояса, слегка наклониться вперед, руки за голову локтями вперед, выдох. Повторить 3 – 4 раза. ТМ. 2. И. п. – стойка, кисти сжать в кулак. Встречные махи руками, правая назад, левая вверх-назад и наоборот. Повторить 6 – 8 раз. ТС. 3. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, пальцы сжаты в кулак. 1 – расслабить пальцы, руки уронить вниз, выдох. 2 – и. п. 3 – 4 – то же. Повторить 5–6 раз. ТМ.
Физкультминутки, выполняемые сидя
I. 1. Движения плечами. 1 – плечи вверх. 2 – вниз. 3 – вперед. 4 – назад. Повторить 3– 4 раза. ТС. 2. Круговые движения плечами. Проделать 3–4 раза вперед. 3–4 раза – назад. ТБ. 3. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад. Повторить 5– 6 раз. ТС. 4. Круговые движения головой то в одну, то в другую сторону. Повторить 5–6 раз. ТС. 5. Глубокий вдох, полный выдох. Проделать 3–4 раза. ТМ. II. 1. Вдох через нос, выдох через рот. Повторить 6– 8 раз. ТС. 2. Руки вперед, быстрые сжимания и разжимания пальцев. Руки в стороны – то же. Руки вниз – то же. Каждое движение повторить по 2–3 раза. ТМ. 3. И. п. – о. с. 1 – 3 – потянувшись, руки вверх, смотреть на руки, вдох. 4 – руки вниз, выдох. Повторить 4–6 раз. ТМ.
Физкультминутки для швей, 5 – 7-е классы
I. 1. Ходьба на месте, 20 с. ТС. 2. Потягивание: а) подняться на носки, руки вверх, потянуться, вдох; б) опуститься на всю стопу, выдох, руки вниз. Повторять 5 – 6 раз. ТС. (Когда дети потягиваются, можно говорить слово «великаны», когда опус- каются на стопу – «карлики».) 3. Наклоны, руки на пояс. 1– наклон вперед. 2 – назад. 3 – вправо. 4 – влево. Повторить 5–6 раз. ТС. II.1. Приседания, держась за край стола. 1 – присесть. 2 – встать. По вторить 5—6 раз. ТС.
2. Круговые движения тазом, руки на пояс, 4 вращения влево, 4 – вправо. Повторить 3–4 раза. ТС. 3. Сжимания-разжимания пальцев рук. И. п. – стойка, руки вперед. Сжимание и разжимание в быстром темпе, руки в стороны – то же. 20 раз. ТБ. 4. Потягивание. 1 – подняться на носки, вдох. 2 – опуститься, выдох. Повторить 5 – 6 раз. ТМ. III. 1. Ходьба на месте. 10–15 с. ТС. 2. И. п. – о. с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх, соединить кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад, с большим наклоном туловища вперед «уронить» руки. 4 – и. п. Повторить 5–6 раз. ТС. 3. И. п. – о. с. 1 – правую ногу в сторону на носок, наклон вправо с хлопком в ладони над головой. 2 – и. п. с хлопком руками о бедра. 3 – 4 – то же, влево. Повторить по 3–4 раза в каждую сторону. ТС. 4. И. п. – о. с. 1–3 – пружинящие приседания с постепенным увеличением глубины приседаний. 4 – и. п. Повторить 5– 6 раз. ТБ. 5. Ходьба на месте, 10 – 15 с. ТС.
Физкультминутки для швей, 8 – 9-е классы
I. 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки назад, пальцы сплетены. 1 – поворот налево. 2 – поворот направо. 3 – наклон вперед. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТМ. 2. И. п. – стойка руки на пояс. 1 – выпад левой ногой вперед, руки в стороны. 2 – и. п. 3 – то же, правой. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. 3. И. п. – стойка руки вверх. 1 – 3 – пружинящие наклоны вперед, стараться коснуться ладонями пола. 4 – и. п. Повторять 6–8 раз. ТБ. 4. Ходьба на месте, 10 – 12 с. ТМ. II. 1. И. п. – стойка руки к плечам: 1 – поворот налево, руки вверх. 2 – и.п. 3 – то же, направо. Повторить 4–5 раз. ТС. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклоны вперед и поворот туловища направо, правой рукой коснуться носка левой ноги. 2 – и.п. 3–4 – то же, направо. Повторить 4–6 раз. ТС. 3. И. п. – стойка на левой ноге, махи правой. 1 – вперед. 2 – назад. 3 – 4 – то же. Повторить по 5 – 6 раз. ТС. 4. И. п. – о. с. 1. – правая рука вверх, левая в сторону. 2 – и. п. 3 – левая рука вверх, правая в сторону. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТМ. III. 1. И. п. – стойка руки к плечам. 1 – шаг левой ногой вперед, руки вверх. 2 – и. п. 3–4 – то же, правой ногой. Повторить 4–5 раз. ТМ. 2. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон и хлопок руками под коленом правой ноги, выдох. 2 – и. п., вдох. 3 – наклон и
хлопок руками под коленом левой ноги, выдох. 4 – и. п., вдох. Повторить 4–6 раз. ТС. 3. И. п. – стойка руки на поясе. 1 – 2 – мах левой ногой в сторону, вдох. 3 – 4 – и. п. 5–8 – то же, с правой ноги. Повторить 4 – 6 раз. ТС. 4. И. п. – о. с. 1 – левую ногу назад на носок, руки в стороны. 2 – и. п. 3 – 4 – то же, с правой ноги. Повторить 4–6 раз. ТМ. IV. 1. И. п. – о. с. 1 – правую ногу в сторону на носок, руки к плечам. 2 – наклон вправо, руки вверх. 3 – выпрямиться, руки к плечам, приставить правую ногу. 4 – и. п. Повторить 4–6 раз. ТС. 2. И. п. – стойка руки перед грудью. 1 – левую ногу назад на носок, руки в стороны. 2 – и. п. 3 – 4 – то же, с правой. Повторить 4– 6 раз. ТС. 3. И. п. – о. с. 1 – присед, руки вверх, выдох. 2 – и. п., вдох. 3–4 – то же. ТС. 4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – согнуть левую ногу, выдох. 2 – и. п. 3 – 4 – то же, с правой. Повторить 4–6 раз. ТМ.


В раздел образования