Напоминание

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством сказок


Автор: Логачева Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад "Теремок" МАОУ "ОК "Лицей №3"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством сказок
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством сказок Логачёва Е.А., воспитатель, МБДОУ детский сад №3 «Теремок» За последнее время в системе дошкольного образования, произошли некоторые перемены. В детском саду появилось большое разнообразие инновационных программ, но из-за многообразия чего-то нового раздел «нравственное воспитание» выпал из поля зрения. Сейчас дошкольное образование является первой ступенью в образовании каждого ребёнка. В детском саду детей не только чему–то воспитывают, приучают, развивают различные навыки, мы им даем массу знаний разных направлений. Внедряем их в общество с полным запасом различных жизненных ситуаций, развивая с детства память, мышление, а также учим чтить традиции, но самое главное мы хотим, чтобы наши дети росли настоящими гражданами своей страны и знали своих героев, знали историю своего города, были патриотами и стремились к миру на земле. В детском саду очень важно для детей создать радостную, дружескую обстановку в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, добром, верными друзьями, веселыми играми, незабываемыми эмоциями. Таким образом, мы начинаем подготовку к патриотическому воспитанию. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине через художественную литературу, дидактические и сюжетно ролевые игры, а так же беседы, рассматривание красочных иллюстраций и многое другое. Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. В патриотизм входит множество качеств человека – эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, честность. Все эти качества мы с раннего детства прививаем нашим детям, в их маленькие
сердца доносим глубокий смысл этих слов. В конце народной сказки добро побеждает зло, правда торжествует. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: дружба помогает победить зло, добрые и миролюбивые побеждают, зло наказуемо. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является одной из главной ступени в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольный возраст - возраст сказки. Все дети маленькие фантазёры, они очень любят выдумывать для себя различные роли, действия, внедряться в сказочные персонажи из любимых сказок. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Положительные герои наделены силой, смелостью, красотой, честностью и другими качествами. Идеалом для девочек становится красна девица - умница, рукодельница. Для мальчиков богатырь - смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину. Такие персонажи в далёком будущем для ребёнка являются примером, для их подражания, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом поможет определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет увидеть определённые трудности в жизни каждого человека в "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Самые популярные сказки с детства являются примером. В сказке «Три поросёнка» - с самого начала показываем дошкольникам, что три «героя» поросята захотели жить одни без взрослой помощи и опеки. В сказке отчетливо просматривается борьба за жизнь трёх разных по характеру поросят,
все они воевали, не отчаивались, и показали себя храбрецами, у них был у каждого свой дом защиты от злого волка. Младший поросёнок защищался в своем домике из соломы, но этот дом был не прочный и волк быстро его сломал. Средний поросёнок построил дом из палок и веток, но и этот дом удалось с небольшим усилием «победить» серому волку. Но к счастью у старшего поросёнка был дом из кирпича и он оказался крепким, что даже волк не смог преодолеть его. Все хорошо, что хорошо заканчивается. Наши герои оказались слабыми по одиночке, но когда они все вместе взялись за одно дело, то сила - восторжествовала. На основе этого произведения даётся успешный сценарий победы. В сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Смысл состоит в том, что «Колобок» главный герой от всех животных мог «уйти», а вот от лисички не смог. То есть в противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - хитрость, с четвёртым - надёжная команда. На этих сказочных историях мы объясняем мальчикам типологию противника, рассказываем, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Эти сказки содержат в себе важные для мальчика идеи: нормальное восприятие реального мира, представление о враге и безопасности, желание бороться за справедливость. Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера - «Маша и медведь», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Все героини по-разному воспринимают мужские персонажи: девушки могут сопротивляться и бороться или могут покориться ему, поддаться своим чувствам. На примере сказки «Морозко», мы рассматриваем честную, добрую, красивую девушку. Этой девушкой в семье были все недовольны, мачеха всегда ругала её, не давала посидеть и минуты без работы. Рукодельница не думала, и не гадала, что встретит в зимнем холодном лесу старика, который за «открытое», доброе сердце одарит её подарками. Ну
и конечно встретится ей добрый молодец. Эти сказки помогают нашим девочкам постичь смысл женственности. В каждой сказке запечатлён определённый мужской образ для героинь. В девочке, а в будущем в девушке заложено желание найти достойного парня, то есть выбрать спутника по жизни. А выбор лучшего тесно связан со способностью, слушать своё сердце, которое подскажет: этот человек - достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и всё, что задумаешь, обязательно исполнится. Для воспитания патриотических чувств у дошкольников широко применяем игры. Например, дидактическая игра «Собери сказку» детям нужно собрать правильно картинку и рассказать, что на ней изображено. В этой игре могут быть разные рисунки: иллюстрации из народных сказок, наш город, наша природа и наша страна. Детям, особенно, удаётся быстро складывать изображения достопримечательностей родного города. Дети с лёгкостью узнают знакомые места, рассказывают о том, когда и с кем там побывали, что запомнилось и почему. Дети дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности. Важно удачно выбрать сказку, только тогда она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Список литературы
1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2007. 2.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации.-СПб, “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006
3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003 4.Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004.


В раздел образования