Тема урока: «Правописание окончаний»
Цель:
- совершенствовать навык правописания окончаний разных частей речи.
Задачи:
Обучающие:
- обобщить знания о правописании морфем слов: приставок, суффиксов,
корней, окончаний;
- закрепить умение правописания окончаний слов;
- отработать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм;
- повторить сведения о причастных и деепричастных оборотах.
Развивающие:
-
развивать
речь
учащихся,
формировать
навыки
научного
рассуждения,
публичного выступления;
- совершенствовать навык организации поисковой работы;
- совершенствовать умения обобщать полученные сведения в виде таблиц,
схем, алгоритма;
- отрабатывать умение сравнительного анализа теоретических сведений;
- формировать самостоятельное мышление в условиях индивидуальной и
групповой работы.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство взаимопомощи, соперничества;
- воспитывать умение слышать, уважать другое мнение.
Предварительная работа: 1) повторение правил правописания окончаний;
2) ученики, претендующие на «4» и «5», готовят презентацию на тему:
«Правописание окончаний» и разрабатывают тесты
Средства
обучения:
учебник
«Русский
язык.
7
класс»
под
ред.
М.М.Разумовской, раздаточный материал, презентации.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Синтаксическая разминка.
- Какой раздел науки о языке изучает правописание слов? (Орфография)
- Запишите предложение: «Орфография – раздел науки о языке, который
изучает правописание слов». Сделайте синтаксический разбор (1 ученик
работает у доски)
III. Сообщение темы урока, постановка задач урока.
- Какое задание вы получили на дом? (Повторение правил правописания
окончаний)
-
Тема
урока
звучит
так:
«Правописание
окончаний».
Запишите
ее
в
тетрадь.
IV.
Презентации
проектов,
сопровождаемая упражнениями
на
закрепление(они выполняются после просмотра слайдов ) .
1 группа. « Правописание окончаний имен существительных »
- Если вы не знаете, какую гласную писать в окончании им.сущ., то:
(Слайд № 1
)
1. Поставьте существительное в И.п.
2.Если слово на –ий, -ия, -ие, -мя , пиши И
3. Если слово не на –ий, -ия, -ие, -мя, определите склонение
- в словах 1 скл . – только в Р.п. окончание И
- в словах 2 скл . – только Е
- в словах 3 скл. – только И
Например: у дорог… (1 скл., у земл и ), на юбиле е (2 скл.), у брош и (3 скл.),
о санатори и (сущ. на - ий ), без имен и (сущ. на - мя ).
1. Тестирование . (4 группа – слабые ученики опрашиваются)
1. Выпишите номера имен существительных, в окончании которых пишется
Е:
1) у алле.. 7) в госпитал… 13) о Натали…
2) о геро… 8) без яблон... 14) о Наталь…
3) в профилактории… 9) у знамен… 15) к Мари…
4) в затишь… 10) в здании… 16) к Марь…
5) по оранжере… 11) в пламен…
6) на лекци… 12) в шинел…
(Ответ: 2, 4, 5, 7, 14, 16)
2 группа. « Правописаний окончаний прилагательных, причастий »
(Слайд № 2)
Ты к признаку поставь вопрос , что слышишь , то пиши.
Запомни! В ед.ч.в И.п. муж.р. –ЫЙ, -ИЙ,
в Р.п. муж.р. – ОГО, -ЕГО
Например: о улыбке (как ой ?) счастлив ой , березу (как ую ?) бел ую , поле
(как ое ?) широк ое , выход запасн ый
(в м.р., Им.п. ), класса дружн ого (в
м.р., Род.п. )
2. Вставьте пропущенные буквы:
1) в син… даль, 5) к летн… урожаю,
2) думать о будущ…, 6) без весенн… цветов,
3) зимн.. путь, 7) бушующ… море,
4) возле нов… дома, 8) завтрашн… днем
- Все ли слова являются прилагательными? Обоснуйте свой ответ (устно).
- Правописание кончаний каких прилагательных не зависит от вопроса?
Почему? (устно)
3 группа. « Правописание окончаний глаголов »
(Слайд № 3)
Окончания
I спряжения II спряжения
-У (-Ю) -ЕМ -У (-Ю) -ИМ
-ЕШЬ -ЕТЕ -ИШЬ -ИТЕ
-ЕТ -УТ (-ЮТ) -ИТ -АТ (-
ЯТ)
Алгоритм
Если окончание безударное, то:
1) поставь глагол в н.ф.(инфинитив)
2) вспомни правило:
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
- 4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ)
- 7 глаголов на –ЕТЬ: ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
ТЕРПЕТЬ
Все остальные глаголы I спряжения
Например: се ет (се ять ,
I спр. ), кле ишь (кле ить ,
II спр. ), бре ют (бр ить ,
искл., I спр. ), завис им (завис еть , II спр. )
Запомни! В повелит. наклон. ед.ч . – пишется Ь, во мн.ч. – - ЬТЕ/ -ИТЕ:
будь
–
будьте,
отрежь
–
отрежьте,
прикажи
–
прикажите,
отнеси –
отнесите.
Физкультминутка
Приоткрой пошире глазки…
И окажешься ты в сказке.
Подними повыше руки,
Помаши ты всем от скуки.
Двигайся, не отвлекайся,
В разговоры не пускайся!
Еще немного отдохни
И работу вновь начни.
3. Найдите столбик с правильным написанием:
А Б В
Виднее…тся -е -е -и
Стел...м -е -и -е
Дыш…шь -и -и -е
Собира…шь -е -е -и
Разбуд…те -и -и -е
Скле…м -и -е -и
Ве..т (2 л, ед.ч.) -е -и -е
Разгон…шься -и -и -е
-
Почему
для
определения
спряжения
глаголы
ЗВОНИМ,
ГОВОРИМ,
ПОДНЕСЕМ не нужно ставить в инфинитив? (В данных словах окончания
ударные, поэтому спряжение определяется по окончанию)
(Слайд №4)
4. Игра «четвертое лишнее».
1) к Мари…, о Валерии…, без Карели…, о Дарь…
2) ненавид…шь, стел…т, держ…т, дыш…м
3) в хорош… погоду, погож… денек, с чедесн… настроением, на широк…
просторе
2. Работа по группам.
-
Объясните
разницу
в
написании
окончаний
слов.
Есть
ли
различия
лексического значения слов в парах?
1) на ветк… - на ветв…
2) о площадк… - о площад…
3) в бутылк… - в бутыл…
4) о дочк… - о дочер…
5) на цепочк… - на цеп…
6) на печк… - на печ…
7) о мышк… - о мыш…
- Какие орфографические правила применим в написании данных слов? С
данными словами составьте и запишите предложения.
1 группа – с причастным оборотом,
2 группа – с деепричастным оборотом,
3 группа – сложносочиненное предложение,
4 группа – бессоюзное сложное предложение.
V. Самостоятельная работа с грамматическим заданием.
1. Графически объясните правописание окончаний.
1.
Листопад
прошел.
Только
молодые
дубки
еще
гремят
летними
доспехами. Да ведь они в зиму уходят с сухими листьями. Стынет земля,
мелкие пруды уже дождались льда. На голых ветвях сейчас чаще всего
услышишь синиц и снегирей. (А.Стрижев)
2. Утро застало нас на склоне глубокого оврага, на самом выходе из леса.
За редкими деревьями и кустарниками виднелась тронутая ранним солнцем
степь. На ближнем холме стояли постройки аула. (А.Калиновский)
2. Упражнение № 133(по учебнику). Выборочная проверка работ учащихся
VI. Подведение итога урока. Анализ оценок.
- Какое орфографическое правило закрепляли на уроке?
VII. Домашнее задание.
Выучить
правила
о
написании
окончаний
слов
разных
частей
речи.
Составить
10
предложений
со
словами
на
правописание
окончаний
или
упр.134 (по выбору учащихся), ЗСП-5 (словарные слова).