Напоминание

"Правописание окончаний" с применением ИКТ


Автор: Жоголева Наталья Валентиновна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г. Сызрани
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание окончаний" с применением ИКТ
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока:
«Правописание окончаний»
Цель:
- совершенствовать навык правописания окончаний разных частей речи.
Задачи:

Обучающие:
- обобщить знания о правописании морфем слов: приставок, суффиксов, корней, окончаний; - закрепить умение правописания окончаний слов; - отработать навыки нахождения орфограмм и пунктограмм; - повторить сведения о причастных и деепричастных оборотах.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, формировать навыки научного рассуждения, публичного выступления; - совершенствовать навык организации поисковой работы; - совершенствовать умения обобщать полученные сведения в виде таблиц, схем, алгоритма; - отрабатывать умение сравнительного анализа теоретических сведений; - формировать самостоятельное мышление в условиях индивидуальной и групповой работы.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство взаимопомощи, соперничества; - воспитывать умение слышать, уважать другое мнение.
Предварительная работа:
1) повторение правил правописания окончаний; 2) ученики, претендующие на «4» и «5», готовят презентацию на тему: «Правописание окончаний» и разрабатывают тесты
Средства

обучения:
учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской, раздаточный материал, презентации.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Синтаксическая разминка.
- Какой раздел науки о языке изучает правописание слов? (Орфография) - Запишите предложение: «Орфография – раздел науки о языке, который изучает правописание слов». Сделайте синтаксический разбор (1 ученик работает у доски)
III. Сообщение темы урока, постановка задач урока.
- Какое задание вы получили на дом? (Повторение правил правописания окончаний) - Тема урока звучит так: «Правописание окончаний». Запишите ее в тетрадь.
IV.

Презентации

проектов,

сопровождаемая
упражнениями на закрепление(они выполняются после просмотра слайдов )
.
1 группа. «
Правописание окончаний имен существительных
» - Если вы не знаете, какую гласную писать в окончании им.сущ., то:
(Слайд № 1
)
1. Поставьте существительное в И.п. 2.Если слово на
–ий, -ия, -ие, -мя
, пиши
И
3. Если слово не на
–ий, -ия, -ие, -мя,
определите
склонение
- в словах
1 скл
. – только
в Р.п.
окончание
И
- в словах
2 скл
. – только
Е
- в словах
3 скл.
– только
И
Например: у дорог… (1 скл., у земл
и
), на юбиле
е
(2 скл.), у брош
и
(3 скл.), о санатори
и
(сущ. на -
ий
), без имен
и
(сущ. на -
мя
).
1. Тестирование
. (4 группа – слабые ученики опрашиваются) 1. Выпишите номера имен существительных, в окончании которых пишется Е: 1) у алле.. 7) в госпитал… 13) о Натали… 2) о геро… 8) без яблон... 14) о Наталь… 3) в профилактории… 9) у знамен… 15) к Мари… 4) в затишь… 10) в здании… 16) к Марь… 5) по оранжере… 11) в пламен… 6) на лекци… 12) в шинел… (Ответ: 2, 4, 5, 7, 14, 16) 2 группа. «
Правописаний окончаний прилагательных, причастий
»
(Слайд № 2)
Ты к признаку
поставь вопрос
, что
слышишь
, то
пиши.

Запомни!
В
ед.ч.в И.п. муж.р. –ЫЙ, -ИЙ,


в
Р.п. муж.р. – ОГО, -ЕГО
Например: о улыбке (как
ой
?) счастлив
ой
, березу (как
ую
?) бел
ую
, поле (как
ое
?) широк
ое
, выход запасн
ый

м.р., Им.п.
), класса дружн
ого

м.р., Род.п.
)
2. Вставьте пропущенные буквы: 1) в син… даль, 5) к летн… урожаю, 2) думать о будущ…, 6) без весенн… цветов, 3) зимн.. путь, 7) бушующ… море, 4) возле нов… дома, 8) завтрашн… днем - Все ли слова являются прилагательными? Обоснуйте свой ответ (устно). - Правописание кончаний каких прилагательных не зависит от вопроса? Почему? (устно) 3 группа. «
Правописание окончаний глаголов
»
(Слайд № 3)


Окончания

I спряжения II спряжения
-У (-Ю) -ЕМ -У (-Ю) -ИМ -ЕШЬ -ЕТЕ -ИШЬ -ИТЕ -ЕТ -УТ (-ЮТ) -ИТ -АТ (- ЯТ) Алгоритм Если окончание безударное, то: 1) поставь глагол в н.ф.(инфинитив) 2) вспомни правило: Ко
II спряжению
относятся: - все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) - 4 глагола на –АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ) - 7 глаголов на –ЕТЬ: ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ Все остальные глаголы
I спряжения
Например: се
ет
(се
ять
,
I спр.
), кле
ишь
(кле
ить
,
II спр.
), бре
ют
(бр
ить
, искл.,
I спр.
), завис
им
(завис
еть
,
II спр.
)
Запомни!
В повелит. наклон.
ед.ч
. – пишется
Ь,
во
мн.ч.
– -
ЬТЕ/ -ИТЕ:
будь – будьте, отрежь – отрежьте, прикажи – прикажите, отнеси – отнесите.
Физкультминутка
Приоткрой пошире глазки… И окажешься ты в сказке. Подними повыше руки, Помаши ты всем от скуки. Двигайся, не отвлекайся, В разговоры не пускайся!
Еще немного отдохни И работу вновь начни. 3. Найдите столбик с правильным написанием: А Б В Виднее…тся -е -е -и Стел...м -е -и -е Дыш…шь -и -и -е Собира…шь -е -е -и Разбуд…те -и -и -е Скле…м -и -е -и Ве..т (2 л, ед.ч.) -е -и -е Разгон…шься -и -и -е
-
Почему для определения спряжения глаголы
ЗВОНИМ,

ГОВОРИМ,

ПОДНЕСЕМ
не нужно ставить в инфинитив? (В данных словах окончания ударные, поэтому спряжение определяется по окончанию)
(Слайд №4)
4. Игра «четвертое лишнее». 1) к Мари…, о Валерии…, без Карели…, о Дарь… 2) ненавид…шь, стел…т, держ…т, дыш…м 3) в хорош… погоду, погож… денек, с чедесн… настроением, на широк… просторе
2. Работа по группам.
- Объясните разницу в написании окончаний слов. Есть ли различия лексического значения слов в парах? 1) на ветк… - на ветв… 2) о площадк… - о площад… 3) в бутылк… - в бутыл…
4) о дочк… - о дочер… 5) на цепочк… - на цеп… 6) на печк… - на печ… 7) о мышк… - о мыш… - Какие орфографические правила применим в написании данных слов? С данными словами составьте и запишите предложения. 1 группа – с причастным оборотом, 2 группа – с деепричастным оборотом, 3 группа – сложносочиненное предложение, 4 группа – бессоюзное сложное предложение.
V. Самостоятельная работа с грамматическим заданием.
1. Графически объясните правописание окончаний.
1.
Листопад прошел. Только молодые дубки еще гремят летними доспехами. Да ведь они в зиму уходят с сухими листьями. Стынет земля, мелкие пруды уже дождались льда. На голых ветвях сейчас чаще всего услышишь синиц и снегирей. (А.Стрижев)
2.
Утро застало нас на склоне глубокого оврага, на самом выходе из леса. За редкими деревьями и кустарниками виднелась тронутая ранним солнцем степь. На ближнем холме стояли постройки аула. (А.Калиновский) 2. Упражнение № 133(по учебнику). Выборочная проверка работ учащихся
VI. Подведение итога урока. Анализ оценок.
- Какое орфографическое правило закрепляли на уроке?
VII. Домашнее задание.
Выучить правила о написании окончаний слов разных частей речи. Составить 10 предложений со словами на правописание окончаний или упр.134 (по выбору учащихся), ЗСП-5 (словарные слова).


В раздел образования