Напоминание

Активизация познавательной деятельности на уроках географии


Автор: Черемных Наталья Фёдоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Коршуновская СОШ"
Населённый пункт: п. Коршуновский
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация познавательной деятельности на уроках географии
Раздел: полное образование





Назад





Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Цель работы: «Формирование стойкого интереса у учащихся к познавательной деятельности, к участию в поисково-исследовательской работе» Для того чтобы повысить интерес к своему предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся  использую на уроке проблемные, поисковые, исследовательские методы, где деятельностный подход преобладает над знаниевым;  создаю благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности;  на каждом уроке обращаю внимание на формирование способов познавательной деятельности (творческие задания, мозговые штурмы, логические задания, выявление различий, сходства, выделение важных моментов, обобщение и др.) В своей работе использую следующие современные образовательные технологии
1.Личностно-ориентированные технологии обучения
– Использую разнообразные формы и методы организации учебного процесса, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся – Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса – Предлагаю детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий – Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого организацию учебного процесса – Веду индивидуальную работу с каждым ребёнком, помогаю детям самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки – Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся. 2.Широко использую на уроках
игровые технологии
, так как игры способствуют решению многих задач одновременно:  способствуют развитию навыков коллективной работы;  способствуют становлению творческой личности;  формируют умение видеть проблемы, принимать решения;  развивают познавательный интерес к предмету;  оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся;  формируют черты характера;  создают на уроке атмосферу увлечённости и радости, ощущение посильности заданий В своей работе я использую разные типы игр:  настольные игры («Географическое лото», «Узнай силуэт», «Где это находится», «Путешествия по природным зонам», кроссворды, ребусы ит. д);  игры – состязания («Географический КВН», «Конкурс знатоков географии», «Конкурс юных топографов», «Конкурс юных геологов», «Лучший знаток географической карты», соревнования по ориентированию на местности);  ролевые игры по географии («Путешествие в Африку», «Путешествие в Австралию», «Научная экспедиция в Антарктиду», «Экспедиция на Урал», урок – конференция на тему
«Северная Америка»). Школьники в этих играх являются специалистами: зоологами, климатологами, топографами, ботаниками, гидрологами, журналистами, геологами, начальниками экспедиций, экологами и т. д.  деловые игры («Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества», «Размещение предприятий металлургии на территории России», «Свободная экономическая зона Находки» и др.)  игры-семинары в процессе обучения экономической и социальной географии мира («Индия – страна контрастов», «Япония – страна восходящего солнца», «Глобальные проблемы человечества» и др.) 3
.Технология адаптивной системы обучения
При использовании данной технологии я ставлю задачу оптимального развития всех учащихся в процессе обучения, развитие познавательной активности у всех ребят. Для достижения этой задачи включаю в работу на уроке  использование практических методов (наблюдения, опыты, особенно на уроках природоведения)  методы проблемного обучения (частично-поисковый, исследовательский методы)  проведение семинарских занятий (особенно в 9-10 классах)  использование индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм организации работы  отвожу максимальное количество времени на уроке для самостоятельной работы (изучение литературы, работа со схемами, статистическими материалами, картами, таблицами, формулирование выводов) 4.В нашей школе достаточно много ребят с задержкой психического развития, для активизации познавательных интересов у этой группы детей, я использую
коррекционно-развивающее

обучение
 включаю в урок упражнения на развитие устной и письменной речи, на умение связно излагать свои мысли  применяю в педагогическом процессе игры головоломки, логико-практические задания, задания на развитие внимания, памяти, мышления  в системе веду работу с настенными картами, атласами, контурными картами, трафаретами географических объектов для отработки навыков ориентации в пространстве. Эти виды заданий очень нравятся учащимся
5.Использовние информационных технологий
также активизирует познавательную деятельность учащихся:  использование Интернета в написании рефератов, сообщений, докладов  поиск ответов на проблемные вопросы  составление информационных биллютеней, буклетов, презентаций


В раздел образования