РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Автор: Галиева Лейля Расиховна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "Умка" Населённый пункт: г. Новый Урнгой, Ямало-Ненецкий АО Наименование материала: статья Тема: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Раздел: дошкольное образование
Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности.
Как
отмечают
исследователи
детского
изобразительного
творчества
(Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством
умственного,
графомоторного,
эмоционально-эстетического
и
волевого
развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические
функции:
зрительное
восприятие,
представление,
воображение,
память,
мыслительные операции.
Помимо этого, занятия по изобразительной деятельности способствуют
развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации,
тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.
Поскольку учеными (М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-
Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики,
исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в
развитии
психических
процессов
детей,
которые
влияют
на
развитие
личности в целом.
Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно
длительный.
Поэтому
необходимо
соблюдать
определенную
систему
в
организации
деятельности
ребенка.
Психологи
утверждают,
что
развитие
мелкой
моторики
эффективнее
проходит
в
определенных
видах
детской
деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием
способствуют
развитию
руки
ребенка,
особенно
мускулатуры
кисти
и
пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Но
всему
этому
резко
противопоставлена
наблюдаемая
сегодня
картина.
Поступающие
в
первый
класс
дети
имеют
резко
ограниченный
словарный
запас,
недоразвитую
моторику
руки.
По
многочисленным
исследованиям ряда регионов страны картина, характеризующая готовность
детей
к
обучению
в
школе,
выглядит
драматически:
низкий
уровень
подготовки детей к начальному обучению достигает 25% и более, и эта
ситуация продолжает ухудшаться.
Сензитивность
дошкольного
возраста
для
развития
творческого
воображения
и
высокие
коррекционные
возможности
нетрадиционных
техник изображения определили выбор темы курсовой работы.
Актуальность работы подтверждается следующими положениями:
-Изобразительная
деятельность
является
одним
из
ведущих
типов
деятельности у данной возрастной группы.
-Развитие
мелкой
моторики
при
использовании
различных
видов
изобразительной деятельности оказывает заметное положительное влияние
на состояние речи дошкольников.
-Занятия изобразительной деятельностью развивают мелкую моторику
рук дошкольников.
На
основании
проведенного
изучения
поставленной
проблемы,
мы
выделяем цель и задачи исследования.
Объект исследования : средства развития мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : процесс развития мелкой моторики.
Цель исследования: рассмотреть возможность использования средств
изобразительной деятельности нетрадиционных форм для развития мелкой
моторики рук у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если систематически проводить занятия при
использовании различных видов изобразительной деятельности нетрадици-
онных видов изображения: лепки, аппликации, рисования, в процессе кото-
рых дети овладевают навыками и умениями, то возможно развить мелкую мо-
торику рук у детей.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного ре-
шения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы исследования в современной
научно-методической литературе.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей дошкольно-
го возраста.
3. Разработать и апробировать серию занятий по изобразительной дея-
тельности для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие мето-
ды исследования:
-изучение литературы по теме исследования;
-анализ педагогического опыта;
-наблюдение и анализ детской изобразительной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения изобразительной деятельности
дошкольников
1.1. Особенности развития мелкой моторики в старшем дошкольном
возрасте
Ст арший
дошкольный
возраст
характеризует ся
в ы с о ко й
интенсивностью
физического
и
психического
развития.
Повышается
активность
ребенка,
усиливается
ее
целенаправленность;
более
разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и
мелкая моторика руки [20].
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых
важен
для
дальнейшего
развития
ребенка.
Так,
с
5
лет
происходят
существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в
отношениях
с
окружающими:
взрослыми
и
сверстниками.
Ведущий
вид
деятельности
в
этом
возрасте
–
предметно-действенное
сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия
ребенка приобретают целенаправленный характер [19].
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят
существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас
слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые
выражаются в достаточно развернутых высказываниях [7].
Пятилетий
ребенок
способен
уже
не
только
учитывать
свойства
предметов,
но
и
усваивать
некоторые
общепринятые
представления
о
разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и
др.
Они
становятся
образцами,
мерками,
с
которыми
сопоставляются
особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей
формой
мышления
становится
наглядно-образное.
Ребенок
оказывается
способным
не
только
объединять
предметы
по
внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые
представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель) [9].
В
этом
же
возрасте
происходит
дальнейшее
совершенствование
мелкомоторных
функций
рук
ребенка,
с
которыми
тесно
взаимосвязаны
процессы
мышления.
Достаточный
уровень
развитие
мелкой
моторики
является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению.
Умение
производить
точные
движения
кистью
и
пальцами
рук
просто
необходимо для овладения письмом [17].
Обычно
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание,
связная
речь.
Поэтому,
работа
по
развитию
мелкой
моторики
должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно
с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять
массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с
корой головного мозга [21].
Степень
развития
мелкой
моторики
у
ребенка
определяет
самые
важные
для
его
будущего
качества:
речевые
способности,
внимание,
координацию
в
пространстве,
концентрацию
и
воображение.
Центры
головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с
пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в
которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для
его
умственного
и
психического
развития.
Мелкая
моторика,
сенсорика,
координация
движений
–
ключевые
понятия
для
периода
дошкольного
возраста [15].
Итак, в старшем возрасте необходимо проводить работу по развитию
мелкой моторики и координации движений рук. Родители и педагоги, которые
уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на
развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две
задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное
развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в
будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.