Напоминание

"Из чего мы дом построим?" (Свойства дерева)


Автор: Жукова Инна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Центр развития ребенка - Детский сад №73"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Из чего мы дом построим?" (Свойства дерева)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы

«Центр развития ребёнка - Детский сад №73»

Конспект

непосредственной образовательной

познавательно – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

на тему:

Педагог дополнительного

образования

Жукова Инна Александровна

2016


Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с различными материалами.
Задачи:

Обучающие:
 расширять представления детей о дереве и его свойствах;  поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, и прочее) при рассматривании предметов для выявления их особенностей, определения качеств и свойств материалов, из которых сделаны предметы;  продолжить учить детей использовать пояснительную речь;  продолжить формировать предпосылки и навыки учебной деятельности.
Развивающие:
 развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности (замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений) и на этой основе формировать способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Воспитательные:
 формировать целостную картину окружающего мира и основы культурного его познания детьми;  стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей;  способствовать развитию социально-личностных качеств каждого ребенка: коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;  продолжить развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Интеграция с другими областями:
 «Здоровье»  «Безопасность»  «Социализация»  «Коммуникация»  «Труд»
Оборудование
Материал демонстрационный:  знаки – модели:  «Непрозрачное»  «Теплое»  «Прочное»  «Легкое»
 «Имеет запах»  «Хорошо окрашивается»;  знак – модель «Дерево» - 6 шт.;  кружка из керамики;  осколки кружки из керамики;  воздушный шарик;  письмо в конверте. Материал раздаточный (по количеству детей):  поднос;  предметная картинка;  брусок из дерева;  пластина из стекла;  ложка из металла;  тазик с водой;  камень;  шар из пластмассы;  кисточка;  краска;  салфетки из ткани и бумажные;  карточка «Что лишнее?»;  карандаш простой;  фартук для работы в лаборатории.
Ход непосредственной образовательной деятельности: (На подоконнике лежит воздушный шарик, к нитке которого прикреплено письмо). В. Ребята, пока я за вами ходила в группу, в окно залетел воздушный шарик. Посмотрите, к нему прикреплено письмо. Давайте посмотрим, кому это письмо адресовано? (В. читает адрес на конверте, затем читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам дядя Федор из Простоквашина. Мы с Шариком и Матроскиным решили строить новый дом. Но вот из какого материала его строить – не можем никак договориться. Помогите нам, пожалуйста, ребята, подскажите, из какого материала лучше строить дом. Очень жду ответа. Дядя Федор») В. Ребята, из чего можно построить дом? Д. (Ответы) В. Каким должен быть дом, чтобы в нем было уютно и комфортно жить? Д. (Ответы) В. Значит чтобы построить уютный дом, нужен материал
непрозрачный
- (модель), чтобы дом был теплым – нужен материал
теплый
- (модель), чтобы дом был крепким и надежным, нужен материал
прочный
- (модель), чтобы дом можно было строить легко, нужен материал
легкий
- (модель), чтобы в доме дышалось легко, стоял всегда приятный запах, нужен материал , который
имеет запах
- (модель), чтобы дом был красивый – нужен материал, который
хорошо

окрашиваться
- (модель). (Каждое свойство обозначено знаком, знак вывешивается на доску) В. Чтобы найти такой материал, я приглашаю вас в лабораторию, где мы сможем исследовать разные материалы и найти тот, который нам нужен. (Дети встают возле стола с оборудованием)
Опыты.

1.

Непрозрачное.
Возьмите с подноса картинку и положите ее на стол перед собой. Теперь возьмите стеклянную пластину - (из стекла). Положите на картинку стеклянную пластину. Картинку видно? Уберите стеклянную пластину, а на картинку положите деревянный брусок - (из дерева). Картинку видно? Какой вывод можно сделать?
Дерево непрозрачное
- стекло прозрачное. В. Какой из этих двух материалов подойдет для строительства дома? Д. (Ответ)
(Воспитатель вывешивает на доску на против знака «непрозрачное» – знак «дерево»)
2.

Теплое.
Возьмите металлическую ложку – (из металла) в одну руку. В другую руку возьмите деревянный брусок. Приложите металлическую ложку и деревянный брусок к щекам. Что вы почувствовали? Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дерево теплое
- металл холодный. В. Какой из этих двух материалов подойдет для строительства дома? (Ответ) (Воспитатель вывешивает на доску на против знака «теплое» – знак «дерево»)
3.

Прочное.
На столе стоит керамическая кружка (из керамики). (Показ). На подносе рядом лежат осколки такой же кружки их керамики. В. Вчера я случайно уронила со стола кружку из керамики. Кружка из керамики –какая кружка? Посмотрите, что с ней случилось? (Ответ) Если бросить на пол деревянный брусок, он тоже разобьется? (Ответы). Попробуйте бросить брусок на пол. Что с ним произошло? Попробуйте его разломить. Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дерево прочное –
керамика хрупкая. В. Какой из этих двух материалов подойдет для строительства дома? (Воспитатель вывешивает на доску на против знака «прочное» – знак «дерево»)
4.

Легкое.
Возьмите с подноса камень и отпустите его в воду. Что произошло с камнем? (Ответы) А теперь возьмите деревянный брусок и тоже отпустите его в воду. Что произошло с деревом? Какой вывод можно сделать?
Дерево легкое –
камень тяжелый. В. Какой из этих двух материалов подойдет для строительства дома? (Воспитатель вывешивает на доску на против знака «легкое») – знак «дерево»)
5.

Имеет запах.
Поднесите деревянный брусок к носу и понюхайте. Что почувствовали? Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дерево имеет запах (приятный).
(Воспитатель вывешивает на доску на против знака «имеет запах» – знак «дерево»)
6.

Хорошо окрашивается.
Возьмите пластмассовый кубик (из пластмассы) и нанесите на него кисточкой краску. Легко наносится краска на кубик? А теперь возьмите деревянный брусок и нанесите на него краску. Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дерево легко окрашивается
– пластмасса окрашивается плохо. В. Какой из этих двух материалов подойдет для строительства дома? (Воспитатель вывешивает на доску на против знака «легко окрашивается») – знак «дерево») Дети выходят к доске с моделями.
В. Посмотрите, ребята, какой материал подходит для строительства дома дяди Федора? (Дерево) Дом из дерева – какой дом? (Деревянный) А что еще можно сделать из дерева? Д. (Ответы) В. Давайте поиграем. Игра «Что лишнее?» Д. Называют обобщающее слово – «деревянные предметы» В. Чтобы построить деревянный дом, сделать деревянные предметы, требуется много деревьев. Если мы будем вырубать деревья для строительства домов, изготовления деревянных предметов, то деревья на нашей планете могут исчезнуть. Что тогда может произойти? Д. (Ответы). В. Что же делать, как можно выйти из этой ситуации? Д. (Ответы) В. Да, на месте каждого вырубленного дерева нужно посадить новое, тогда деревья на нашей планете не исчезнут никогда. В. Из чего можно вырастить дерево? Д. (Ответы) В. Игра
«Чудесные семена»
Инструкция: «Представьте себя маленькими семенами, которых ветром разбросало по всему полю (присядьте на корточки). С первым лучом солнца начинаем подниматься и тянуться к солнышку (считаем до 8). На счет «8» семечко превращается в «дерево» и «замирает». В. В какое дерево превратилось твое семечко? (Дети называют деревья) В. Ну вот мы с вами и выяснили, какой материал самый лучший для строительства дома. Дерево – не только теплый, легкий и прочный материал. Дерево – экологически чистый материал, т.е. в деревянном доме человеку дышится легче и болеют люди в таких домах намного меньше, чем в кирпичных и бетонных домах. В. Ребята, может быть кто-то из гостей собирается в ближайшее время строить новый дом. Какой материал вы посоветуете им использовать для строительства? Д. (Ответы) В. А что вы ответите дяде Федору? Ведь он ждет вашего совета. Д. (Ответы) В. Вечером мы с вами обязательно напишем письмо дяде Федору с вашими пожеланиями.
1. Плотник выполняет более грубую работу. Столяр – ремесло, близкое к работе художника. 2. В своей работе столяр использует гораздо больше инструментов, как ручных, так и всевозможные станки. 3. Столяр изготавливает более сложные и тонкие детали. Например, части самолета или декоративные элементы. 4. Плотник выполняет более масштабные работы, пример – возведение деревянного дома. 5. Столяр может работать с металлом, плотник – только с деревом.


В раздел образования