Напоминание

Программа сенсомоторного развития "Тропинка в хорошее самочувствие" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР


Автор: Ушакова Людмила Евгеньевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ города Костромы "Центр развития ребенка - Детский сад №73"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Программа
Тема: Программа сенсомоторного развития "Тропинка в хорошее самочувствие" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Центр развития ребенка – Детский сад № 73» Утверждена на заседании педагогического совета МБДОУ города Костромы «ЦРР –Д/с № 73» Протокол № 1 от 28.08.2014 года Заведующий ____________Л.Ф.Макарова «___» _______________2014 Программа сенсомоторного развития
«Тропинка в хорошее самочувствие»
для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Составитель программы Ушакова Людмила Евгеньевна, педагог-психолог 2014 1
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет Программа «Тропинка в хорошее самочувствие» разработана Ушаковой Людмилой Евгеньевной, педагогом – психологом высшей квалификационной категории. Программа прошла внутреннюю и внешнюю экспертизу - обсуждение авторской программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения, рецензирование. Рецензент - Голубева Мария Геннадьевна, заведующий отделом МБУ города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования».
Пояснительная записка
2
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психомоторном развитии. У детей с ЗПР в синдроме имеющихся нарушений отмечается и психомоторное недоразвитие. Так, Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на недостаточность у данной категории детей сенсомоторной координации, отмечают у них моторную неловкость, импульсивность, эмоциональную неустойчивость, а также повышенную утомляемость. Многие исследователи (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова и др.) говорят о тесной связи между психомоторным и двигательным развитием детей с ЗПР. Эта связь настолько сильна, что разнообразная недостаточность психических и психомоторных процессов непосредственно отражается на формировании двигательной сферы этой категории детей. Эти нарушения проявляются и в том, что:  задерживается анатомическое созревание двигательных механизмов, в связи с чем запаздывает совершенствование координации движений и медленнее вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений;  дети затрудняются в дифференциации правых и левых частей тела, запаздывает формирование межполушарного взаимодействия, их синхронизация. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве моторные навыки оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. В отечественной педагоге и психологии разработано большое количество методик и пособий психомоторной коррекции: комплексная методика, созданная группой психологов под руководством А.В.Семенович, объединяющая методы моторной коррекции и когнитивные методы; методика А.Л.Сиротюк, направленная на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия через развитие мышц рук; и многие другие. Специалисты утверждают, что традиционные психолого-педагогические методы во многих случаях престали приносить результаты. Традиционные когнитивные методы сводятся к преодолению трудностей усвоения знаний. Чтобы реализовать потенциальные 3
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет возможности детей в развитии их активности и самостоятельности и оптимизировать процесс психомоторного развития, необходимы специальные средства. Одним из эффективных средств может быть данная программа. Новизна коррекционно-развивающей программа программы «Тропинка в хорошее самочувствие» заключается в том, что она реализуется в специально оборудованной сенсорной комнате, игровое и релаксационное оборудование которой активизирует и развивает моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу формирования саморегуляции поведения. А атмосфера безопасности развивает мотивацию из-за естественного чувства любопытства, присущего детям, стимулируя их к различным занятиям и общению, к подвижности. Само пространство сенсорной комнаты помогает в психокоррекционной работе с детьми, так как обогащает спектр восприятия ребенка, снимая негативный настрой. Содержание программы помогает повысить уровень сенсомоторного развития весело и интересно, соответствует принципам здоровьесберегающих технологий, и направлена на развитие:  зрительно-моторной координации;  общей моторики и коррекцию двигательных нарушений;  базисных механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений,  межполушарного взаимодействия и функциональную специализацию левого и правого полушарий;  снятие мышечных зажимов;  умение напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, возможностей овладения навыками управления своим телом,  произвольной саморегуляции;  эмоциональной устойчивости, способности на высокую концентрацию усилий и умений своевременно восстанавливать свои силы; повышение общей работоспособности; а также помогает ребенку преодолеть трудности, связанные с нарушением социальной адаптации, общения.
Цель:
создание условий для развития у детей сенсомоторной координации как базового фактора развития высших психических функций.
Задачи:
4
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет  развивать общую моторику, зрительно-моторную координацию, двигательную активность и динамические стереотипы движений;  пространственную организацию собственных движений, оптико-пространственную ориентировку в пространстве через движение;  развивать понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способность к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх — вниз ит
.
д.);  развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий;  развивать имитационно-подражательные выразительные движения;  развивать произвольность при выполнении движений. Программа базируется на следующие
принципы:
 принцип единства аффекта и интеллекта;  принцип сопряженности эмоционального развития с полноценным развитием сенсорной системы;  принцип диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего;  принцип «нормативности» развития:  принцип системности развития психической деятельности.
Этапы реализации программы:
Название Цель Мероприятия Срок Организационный Создание необходимых психолого- педагогических условий Подготовка программы и оборудования. Диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития. сентябрь Содержательно- практический Реализация программы Занятия по программе октябрь- апрель Контрольно- оценочный Оценка динамики изменения сенсомоторного развития детей Диагностика апрель
Ведущие методы в тренинге:
1 метод двигательных ритмов направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторной координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания; создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, 5
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног 2 метод звукодыхатель ных упражнений направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. 3 метод кинезиологии. направлен на восстановление баланса в системе «мозг - тело» и приведения ее к оптимальному функционированию за счет высвобождения застоявшейся энергии, восстановление каналов коммуникации. Метод, пробуждая систему «интеллект - те ло», помогает снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности. 4 метод физического действия система динамичных и статичных упражнений, повышающих двигательную активно сть, выно сливо сть, сниж ающих эмоционально-психическое напряжение. 5 метод импровизации аналогия с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация); театрализация, где педагог-психолог - режиссёр, используя образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, с п о с о б с т вуя в ы с в о б ож д е н и ю с к р ы т ы х т в о рч е с к и х и оздоровительных возможностей подсознания. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. 6 релаксационн ый метод направлен на формирование произвольного в н и ма н и я , дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность; нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов; развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела 7 метод подвижных игр обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов, способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Адресат:
дети старшего дошкольного возраста с ЗПР. Сроки реализации программы -1 год. Программа включает 8 комплексов, количество занятий зависит от исходного статуса ребенка и динамики его продвижения. Занятия по программе проводится индивидуально 1 раз в неделю, длительность занятия 15 минут. 6
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет Оптимальной формой организации занятия является игровой тренинг, который позволяет поддерживать заинтересованное участие ребенка в коррекционном процессе Для успешной реализации программы определены психолого - педагогические
условия:
 наличие специально оборудованной сенсорной комнаты;  профессиональная компетентность педагога-психолога;  оптимальной формой организации занятия является игровой тренинг;  создание доверительной, спокойной, доброжелательной комфортной атмосферы.
Учебно-тематический план
Тема Кол-во занятий 1 Комплекс № 1 «Обезьянка» октябрь 4 2 Комплекс № 2 «Озорной петушок» ноябрь 4 3 Комплекс № 3 «Буратино» декабрь 3 4 Комплекс № 4 «Робот» январь 2 5 Комплекс № 5 «Воздушный шарик» февраль 4 6 Комплекс № 6« Клоун»

март 4 7 Комплекс № 7 «Веселый котенок» апрель 4 8 Комплекс № 8 «Заводная игрушка» май 4
Планируемые результаты:
 уровень сенсомоторного развития детей соответствует или приближен к социально-психологическому нормативу;  дети в достаточной степени способны ориентироваться «на себя»; свободно различают у себя левой и правой руки в практических действиях;  сформированы предпосылки к произвольной регуляции деятельности и поведения, элементарные навыки самоконтроля;  позитивное психическое состояние.
Диагностический инструментарий.
Название шкалы Используемые методики Исследуемая функция Сенсомоторное развитие Те ст Н . О . О з е р е ц ко го «Оценка психомоторного р а з в и т и я д е т е й дошкольников» Статическое равновесие Координация движений Ручная моторика Развитие кисти рук Произвольность Н.И Гуткина «Домик » Способность ориентироваться на образец Сформированность произвольного внимания Уровень развития мелкой моторики 7
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет Итоги реализации программы подводятся на ПМПк ДОУ.
Содержание программы
Содержание коррекционной работы обусловлено особенностями сенсомоторного развития детей, спецификой недостатков их эмоционального развития и требует обязательного дифференцирования и индивидуализации. Основными критериями дифференцировании и индивидуализации содержания тренинга выступают, с одной стороны, педагогически значимые личностно-психологические различия детей, с другой- задачи коррекционной работы, а также специфика сенсорных стимулов. Содержательной основой занятий является работа с движениями. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений. Все занятия проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты в виде сюжетно-ролевой или комплекса, состоящего из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр. Для избежания однообразия, использование какого-нибудь тренажера является частью сказки. Части занятия естественно переходят одна в другую. В начале занятия проводится комплекс упражнений в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия. Формирование пространственных представлений и схемы тела идет по пути усвоения устойчивых координат "право-лево" и "верх-низ", зрительно- пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.
Логическая схема построения занятий
1 часть Ритуал начала занятия:  приветствие;  упражнения на гармонизацию эмоционального состояния;  упражнения на позитивное самовосприятие и повышение самооценки;  упражнения на, повышение энергии тела. 2 часть Основное содержание занятия:  функциональные игры и упражнения, на развитие двигательных ритмов;  функциональные игры и упражнения на развитие пространственных представлений;  игры и упражнения на развитие межполушарной специализации, 8
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. 3 часть Ритуал окончания занятия:  релаксационные упражнения;  упражнения на гармонизацию эмоционального состояния;  упражнения на позитивное самовосприятие и повышение самооценки;  прощание. 9
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Содержание
: каждый комплекс имеет 4 занятия
(
в занятия № 2 ,3 , 4 вносятся изменения в темп выполнения упражнений, их динамику) 1 часть Ритуал начала занятия 2 часть Основное содержание занятия 3 часть Ритуал окончания занятия
Октябрь Комплекс № 1

«Обезьянка»
1.Приветствие. 2.
«Обезьянки»
Рано утром на полянке Так резвится обезьянка: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Руки вниз и наклонились, На пол руки положили. А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько. Ребенок выполняют движения по тексту 3..Упражнение
«Сенсорная тропа».
Ходьба и мерный бег в сочетании с движениями рук и различным дыханием (глубоким, замедленным, порциями). 4. Игра


«Четвереньки»
Ход: ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Педагог-психолог четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании н е о бхо д и м о п е р е с т а в л я т ь в п е р е д п р о т и в о п о л о ж н ы е р у к и и н о г и одновременно. 5.Игра
«Похлопаем, потопаем, постучим"
. Ход: ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания попросить ребенка оттопывать обеими н о г а м и п о оч е р е д н о ) , о т с т у к и в а е т карандашом или палочкой. 5.Упражнение
«Солнечный

зайчик»

(
с использованием зеркального шара) Ход: ребенку предлагают представить, что зеркальный шар - это солнце, которое посылает нам солнечных зайчиков. Зайчик «гладит» обезьянку по лицу, рукам, ногам. 6. Прощание. 10
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Ноябрь Комплекс № 2 «Озорной петушок»
1.Приветствие. 2
.«Петушок»
Петя, Петя, Петушок, Яркий хвост и гребешок. Петя зернышки клюет, Громко курочек зовет: «Ку-ка-ре-ку!» Движения: Идут по кругу, сложив руки за спиной, кивая головой. Меняют направление движения. Встают лицом в круг, показывают, как клюет петушок. Хлопают себя руками по бокам. 3.Упражнение
«Сенсорная тропа».
Ходьба на носках, пятках, боковых и внутренних сторонах стопы. 4.Упражнение
«Перекрестные и

односторонние движения».
Ход: На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Педагог-психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 8 раз в медленном т е м п е . 5.Игра «
Ладушки».
Ход: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (педагогом-психологом) , хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». 6. Игра
«Полет»
Ход: Бегая по комнате, размахивать руками и громко кричать. По команде «стоп» остановиться и расслабиться. 7 . Релаксационное упражнение «
Дождик»
( с использованием сухого душа) Ход: ребенок вместе с педагогом-психологом встают к сухому душу и, двигаясь друг за другом, изображают дождь (по показу взро слого, ребенок с а м о с тоя т е л ь н о подбирает выразительные движения). Он может быть веселым, с солнышком, со страшным ливнем и грозой, с громом, грустным бесконечно моросящим и т.д. 8. Прощание. 11
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Декабрь Комплекс № 3 «Буратино»
1.Приветствие. 2.
«Буратино»
Буратино потянулся, Раз- нагнулся, два-нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. (Ребенок выполняет движения по показу педагога-психолога, самостоятельно). 3. Игра «
Ленточки любви»

(
с использованием сухого душа) Ход: ребенок встает в круг. педагог- психолог встает у сухого душа, берут в руки ленточки и опускают их в круг со словами: «Мы любим тебя» 4. Игра
«Тихий колокольчик»
Ход:Ребенку дается колокольчик. Надо пройти по сенсорной тропе и пронести колокольчик и сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. 5. Игра
«Буратино».
Ре бе н ок с тоят ли ц ом к в е д у щ е м у. Инструкция
.
Правая рука вверх — прыжок на правой ноге. Левая рука вверх—прыжок на левой ноге. Правая рука вверх — прыжок на левой ноге. Левая рука вверх — прыжок на правой ноге. Цикл прыжков повторяется несколько раз. 6. Игра
« С мячом».
Упражнение выполняется в паре с педагогом-психологом Инструкция.  Перекатывать мяч партнеру напротив только правой рукой и ловим только правой.  Перекатывать мяч партнеру напротив только левой рукой и ловим только левой.  Перекатывать мяч партнеру напротив только правой ногой и ловим только правой.  Перекатывать мяч партнеру напротив только левой ногой и ловим только левой. . 7. Релаксационное упражнение


«Стук

сердца»
(с использованием сухого бассейна и зеркального шара) Ложись удобно, так, что бы твои ручки и ножки отдыхали и закрывай глазки. Что ты слышишь? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются твое сердечко. Положи руку на грудь и почувствуй… Тук-тук, тук-тук… Твое сердце полно добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Ты слушаешь как стучат твое сердце, и тебе становится хорошо и спокойно. Радость наполняет твое сердце с каждым ударом. Дыши легко и спокойно . Открой глазки и улыбнись. 6.Прощание. 12
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Январь Комплекс № 4

«Робот»
1.Приветствие. 2.Упражнени
е «Рожицы»
( с использованием зеркала) Выполнять различные мимические движения: надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. 3.Упражнение
«Дождик и гроза»
( с использованием сухого душа) Когда идет дождь, мы стоим под тучей и купаемся в волшебных капельках. Как только загремит гром, нужно быстро выбежать из-под тучи ( из-под сухого душа) 4.Игра
«Робот».
Ребенок изображает робота, правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)». 5.Игра
«Переход через болото».
Перед ребенком располагается «болото» — поле с разложенными геометрическими фигурами, различными по величине и цвету. Инструкция.Чтобы не застрять в болоте, нужно пройти по кочкам: большой красный треугольник, маленький желтый квадрат, большой синий круг и т.п. 6. Игра
«Секрет»
Ход: Педагог-психолог прячет в комнате конфету. Задача - найти ее, ориентируясь на команды педагога-психолога, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т. д. ». 7.. Релаксационное упражнение
«Снежинки»
( с использованием сухого бассейнаи зеркального шара Инструкция
:
Мы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Тебе приятно, ты чувствуешь себя хорошо, дышишь легко и свободно. Ты -легкая, нежная снежинка. Они легкие-легкие — это тонкие лучики снежинки. Твое тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом ты все выше и выше поднимаешься над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза — поглаживание ребенка). Гладит снежинку, ласкает... Тебе хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянись и на счет «три» улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке 8. Прощание. 13
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Февраль Комплекс № 5 -

«Воздушный шарик»
1.Приветствие. 2
. Игры с воздушным шариком
Цель: развитие внимания, контроля за двигательной активностью. Упражнение 1.Ловить воздушный шарик, который бросает педагог-психолог (сверху, снизу, справа, слева) Упражнение 2.Отбивать правой и левой руками воздушный шарик, подвешенный за веревочку. Упражнение 3. Ребенок, сидя на стуле, отталкивает мяч педагогу-психологу, стоящему на расстоянии 2-3 метр, затем быстро встает и ловит мяч, брошенный ему педагогом- психологом (повторить 2-3 раза) 3.Упражнение
«Колечко»
( маленькие шарики). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 4.Упражнение
«Ухо—нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и но с, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 5. Упражнение
«Молчу - шепчу – кричу»
Ход: Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. 6. Релаксационное упражнение


«Воздушный шарик»
(с использованием сухого бассейна и зеркального шара) Представь себе, что ты – воздушный шарик, очень красивый и весёлый. Тебя надувают и ты становишься всё легче и легче. Все твое тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Тебе легко, спокойно. Ты летишь туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Ты снова в этой комнате. Потянись и улыбнитесь своему шарику. 7.Прощание. 14
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет 15
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Март «Комплекс № 6 «Клоун»
1.Приветствие. 2. Упражнение
«Клоун»
Ход: ведущий - «клоун» - старается развеселить ребенка с помощью мимики и жестов. Ребенок повторяет движения за ним:  указательным пальцем нажимают на кончик носа;  растягивают уголки губ;  ладонью одной руки машут из-за головы, другой - чешут нос;  показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладоней. 4.
Упражнение «Перекрестные

движения»
. Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой. 5.
Упражнение «Веселые руки».
Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем вращать обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводить и разводить пальцы обеих рук. Одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот. 6. Упражнение
«Дружные ладошки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Ход: Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо и з п а р т н е р о в н е п е р е п у т а е т последовательность. 7.Игра «
Речка – Берег»
Ход: На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Ребенок встает с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» ребенок перепрыгивает через линию вперед на правой ноге. Если он кричит «Берег!», то ребенок перепрыгивает назад на левой ноге . Релаксационное упражнение
«Море»
(с использованием сухого бассейна и зеркального шара) Педагог – психолог рассказывает историю, а ребенок сопровождает ее соответствующий движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; сцепленные в замок руки рисуют большую волну). По волнам плывут дельфины (однообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой (поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные дви- жения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)». 8. Прощание. 16
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет 17
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Апрель Комплекс № 7 «Веселый котенок»
1.Приветствие. 2. Упражнение
«Котик»
Вот какой коташка круглая мордашка, И на каждой лапке коготки- царапки. Все ему игрушки- кубик и катушки. Котик, точно мячик, по квартире скачет. Движения: Крадутся по кругу друг за другом на носочках. Останавливаются, показывают обеими руками мордашку, покачивают головой. Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку. Прыгают на носочках. Держат руки на поясе. Выполняя поскоки. 3.Упражнение «
Я кубик несу и не уроню»
( выполняется на сенсорной тропе) Ребенок должен пронести и кубик по сенсорной тропе, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно. Упражнения выполняются за столом. 3. Упражнение
«Карандаш».
Зафиксировать предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами взять карандаш со стола, приподнять и опустить его. Сделать то же левой рукой. 4.Упражнение
«Крестики».
Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука — по правому колену. 5.Упражнение
«Прыжки».
Прыгать по команде педагога-психолога вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз. 6. Релаксационное упражнение
«Спящий

котёнок»
( с использованием зеркального шара и мягкого пуфа) Представь себе, что ты весёлый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот котенок устал… начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза). 7. Прощание. 18
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Май Комплекс № 8 «Заводные игрушки»
1.Приветствие. 2.Уражнение «
Заводные игрушки»
Педагог-психолог: «Посмотрите, в магазине все игрушки заводные. Все на полочках сидят, с нами поиграть хотят». Вот солдатики стоят, начинается парад! Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы шагать. Э т а ч а с т ь упражнения в ы п о л н я е т с я н а сенсорной тропе Ребенок марширует, подражая игрушечным солдатикам. Вот бегут машины, шуршат своими шинами. Желтые и красные — все такие разные. Выполняется дробный т о п а ю щ и й ш а г с продвижением вперед. Взрослый обращает в н и м а н и е н а положение корпуса р е б е н к а : с п и н к а прямая, голова вниз не о п у с ка е т с я , н о г и сл егка со гнуты в коленях. Движение может исполняться с постепенным у с к о р е н и е м и замедлением. Бум-бум, тра-та-та! Барабан гремит с у т р а — З а й ч и к и и г р а ю т, Л а п к о й ударяют. Э т а ч а с т ь упражнения в ы п о л н я е т с я н а мягком покрытии. П о д т е к с т четверостишия ими- тируется игра на б а р а б а н е и в ы- полняются л е г к и е прыжки на двух ногах (то на одной, то на д р у г о й н о г е попеременно). Медвежонок в з я л гармошку, Поиграть решил н е м н ож ко . Раз, два! Поворот... Он танцует и поет. Ребенок стоит на с л е г к а р а с с т а в- ленных и согнутых в коленях ногах. Под текст первых двух строчек имитируют р у к а м и и гр у н а гармошке, «сдвигая и растягивая меха». Затем, не спеша, пружиня в коленях и перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, кружатся вокруг себя. Эй, скорее посмотри! Куклы танцевать пошли. Ножки выставляют, В гости приглашают. Под текст ребенок имитирует движения заводной куклы. Руки у н е г о с л е г к а отведены в стороны и раскрыты ладошками наружу. Поочередно в ы с т а в л я е т с я н а пяточку то правая, 3.
Упражнение «Угадай».
Закрыть глаза и опознать небольшой предмет, который педагог-психолог дает ребенку в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисовать его на бумаге (пальцем в воздухе). 4.
Упражнение «Движущийся карандаш».
Вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). 5.
Упражнение «Спички».
Зафиксировать предплечье на столе. Брать пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывать рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложить их обратно в коробку. Сделать то же левой рукой. 6.Релаксационное упражнение использованием сухого бассейна) Инструкция: Теплое весеннее утро. Ты находишься в очень красивом месте, в лесу. Ты лежишь на мягкой траве, над тобой солнце. Вокруг тихо и спокойно, ты дышишь ровно и легко. Ты смотришь в небо и видишь большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с тобой. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуй, как этот свет согревает тебя. Твои ручки становятся теплыми, ножки становятся теплыми. Ты весь наполняетесь светом и теплом волшебной радуги... поглаживание детей). С этим теплом ты чувствуешь себя сильным, счастливым, самыми лучшим. Тебе спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась — она прощается с тобой. Потянись и на счет «три» откройт глаза. Улыбнись волшебной радуге. 7. Прощание. 19
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет
Глоссарий:
Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности. Кинезиологические упражнения- комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Локомоции- движения животных и человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Сенсомоторика – (чувство, ощущение)- область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. Синкинезии - «лишние» движения, возникающие в результате, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Синергии- совместные, сочетаемые действия каких-либо органов, систем. Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием.
Список литературы:
1. Анисимова Н.П., Большакова О.В. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков.-Москва- Ярославль, 2002. 2. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте.- М.,1999. 3. Касицына М.А,Бородина И.Г. Коррекционная ритмика: Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР,Москва, 2005. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. 5. Колос Г.Г.. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.- М.:АРКТИ, 2006. 20
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка в хорошее самочувствие» для детей с ЗПР 6-7 лет 6. Мальцева Е.В., Тихомирова Н.В. Диагностика и коррекция недостатков тонкой моторики рук у детей: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, школьных психологов.- Кострома, 1996. 7. Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. КАРО, Санк-Петербург, 2006. 8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.Санк-Петербург «Детство-Прогресс» 2010. 9. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923. 10. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М,: ТЦ Сфера,2003. 11. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2003. 12. Шанина Г.Е.Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. –М., 1999. 13. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва. 2001. 21


В раздел образования