Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Решение экономических задач с помощью математических моделей. 5 класс. ФГОС"


Автор: Черных Мария Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №644
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа внеурочной деятельности "Решение экономических задач с помощью математических моделей. 5 класс. ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. № Содержание Номер страницы 1 Пояснительная записка 2 2 Общая характеристика учебного предмета 2 3 Описание места учебного предмета в учебном плане 4 4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета 3 5 Содержание учебного предмета 5 6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6 7 Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса 11 8 Планируемые результаты изучения учебного предмета 12
1.

Пояснительная записка
В рамках данной программы уделим внимание интеграции математики и экономики. Время использования математики для решения абстрактных задач давно прошло, что подтверждает падение интереса к изучению школьной математики. Изучение экономики средствами математики является главным стержнем экономического образования, развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств подрастающего поколения, которые в свою очередь создают основу благополучия экономически развитого прогрессирующего государства и общества.
2.

Общая характеристика учебного предмета
Школа как социальный институт, безусловно, не может остаться в стороне от проблем, возникающих при формировании нового экономического уклада российского 1
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. общества, требующего качественного повышения общей экономической грамотности, достижения каждым учеником, а впоследствии выпускником школы, определенного уровня экономической культуры. Существующее в настоящее время содержание обучения математике в школе показывает, что в рамках изучения математики, и в значительной степени уже в основной школе, естественным образом могут быть рассмотрены как достаточно простые, но в то же время важные для каждого человека в современном обществе экономические понятия, такие как прибыль, выручка, с ебе стоимо сть, производительность труда, рентабельность, налоги, функции спроса-предложения, равновесие и неравновесие на рынке товара, конкуренция и т.д. Становится очевидной необходимость формирования знаний о законах общества, в частности, основ экономических знаний, на уроках математики и во внеурочной деятельности, перехода от изолированного изучения дисциплин к комплексному изучению, например, к интеграции математики и экономики. Другими словами, в школьном курсе математики возникает «экономическая составляющая», образующая новую содержательно-методическую линию – экономическую, в процессе развития которой математическая подготовка учащихся и освоение ими экономических понятий происходят одновременно, без какой-либо диссонанса между математикой и экономикой. Вопрос развития математического мышления учащихся решается по средствам использования математики для решения прикладных задач, в том числе, в углубленной форме. Основной идеей при определении содержания программы, стала актуальность интеграции математики и экономики, а так же смежность экономики с другими учебными предметами: информатикой, обществознанием; стал отбор экономических понятий, с которыми учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни, информационном пространстве и которые могут быть ими применимы; отбор и составление математических задач экономического содержания, которые возможно решить с применением тех математических знаний и методов, которые не противоречят математической линии учебника 5 класса «Математика. 5 класс: учеб. 2
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. для общеобразоват. учреждений / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2012». При этом программа ориентирован не на разбор отдельных экономических понятий, доступных пониманию школьников этой возрастной группы, а на изучение системы понятий и правил, связанных между собой.
3.

Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Решение экономических задач с помощью математических моделей», изучаемого в 5 классе, выделено по 1 часу в неделю.
4.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения

конкретного учебного предмета
Личностные:  умение вести работу в группе;  умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;  умение логично, последовательно и кратко проводить публичное выступление;  умение учитывать не только экономические, но и моральные (этические) принципы для принятия экономических решений. Предметные:  овладение основными экономическими понятиями и терминами, изучаемыми в данном курсе;  применять математические навыки к решению простейших экономических задач;  общаться на темы, связанные с экономикой;  умение составлять математические задачи экономического содержания;  научиться составлять SWOT-анализ;  пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях. 3
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
Метапредметными
результатами освоения курса «Решение экономических задач с помощью математических моделей» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:  самостоятельная постановка учебных целей;  умение обнаруживать ошибки и корректировать их;  с помощью учителя научиться выбирать наиболее рациональный способ действий;  самостоятельно выбирать тему проекта. Познавательные УУД:  умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности;  освоение принципов ведения проектной деятельности;  составление отчета по плану о содержании экскурсии;  обрабатывать информацию и представлять ее в табличном и графическом виде;  строить таблицы, графики и диаграммы в программе MC Excel;  пользоваться различными видами информации и ее источниками;  умение выражать структуру задачи разными средствами. Коммуникативные УУД:  уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения;  уметь задавать вопросы;  уметь планировать общие способы работы;  понимая позицию собеседника (оппонента), различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории);  уметь позитивно относиться к процессу общения.
5.

Содержание учебного предмета

«Решение экономических задач с помощью математических моделей»

(5 класс)

(1 ч в неделю, всего 34 ч)
1. Введение (5 часов) 4
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. Что такое экономика. Великие экономисты. Определение понятий потребность, возможность, ресурс. Экономико-математическое обоснование оптимального выбора. Решение математических задач с учетом жизненных ситуаций. 2. Деньги (5 часов) История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве денег. Бумажные деньги. Продажа и покупка товаров и услуг. Понятие термина «инфляция». Математические задачи, связанные с использованием денег при покупке товаров и услуг. Во время инфляции выгодно давать в долг или брать в долг. Экскурсия в Монетный двор. 3. Цена, стоимость (5 часов) Определение понятий цена, стоимость, себестоимость. Факторы роста и снижения цен. Прогнозирование изменения цены. Решение задач. 4. Спрос и предложение (5 часов) Изображение кривых спроса и предложения на графике. Точка равновесия. Анализ графической информации. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Экскурсия в Музей вычислительной техники. Деловая игра «Выгодное предложение». 5. Убытки, затраты, прибыль (6 часов) Определение понятий убытки, затраты, прибыль. Составление и решение задач. Обработка статистических данных. Оптимизация затрат. Составление баланса. Решение задач. Экскурсия в Музей Экономического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. 6. Доходы и расходы семьи (4 часа) Источники доходов семей. Основные направления расходов. Бюджет семьи. Бюджет сбалансированный, избыточный, дефицитный. Индивидуальные диаграммы. Математическая деловая игра « Как человеку жить по средствам своим...». 7. Итоговые занятия (4 часа) Олимпиада. Составление SWOT-анализа. Защита групповых проектов.
6. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности
5
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. Условные обозначения: Личностные УУД: Л-1 – умение вести работу в группе; Л-2 – умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; Л-3 – умение логично, последовательно и кратко проводить публичное выступление; Л-4 – умение учитывать не только экономические, но и моральные (этические) принципы для принятия экономических решений; Л-5 – гармонично развитые социальные качества и чувства. Регулятивные УУД: Р-1– самостоятельная постановка учебных целей; Р-2 – умение обнаруживать ошибки и корректировать их; Р-3 – с помощью учителя научиться выбирать наиболее рациональный способ действий; Р-4 – самостоятельно выбирать тему проекта. Познавательные УУД: П-1 – умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности; П-2 – освоение принципов ведения проектной деятельности; П-3 – составление отчета по плану о содержании экскурсии; П-4 – обрабатывать информацию и представлять ее в табличном и графическом виде; П-5 – строить таблицы, графики и диаграммы в программе MC Excel; П-6 – пользоваться различными видами информации и ее источниками; П-7 – умение выражать структуру задачи разными средствами. Коммуникативные УУД: К-1 – уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; К-2 – уметь задавать вопросы; К-3 – уметь планировать общие способы работы; К-4 – понимая позицию собеседника (оппонента), различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории); К-5 – уметь позитивно относиться к процессу общения. Предметные УУД: Пр-1 – овладение основными экономическими понятиями и терминами, изучаемыми в данном курсе; Пр-2 – применять математические навыки к решению простейших экономических задач; Пр-3 – общаться на темы, связанные с экономикой; Пр-4 – умение составлять математические задачи экономического содержания; Пр-5 – научиться составлять SWOT-анализ; Пр-6 – пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях.
Календарно тематическое планирование занятий
6
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
«Решение экономических задач с помощью экономических моделей»

5 класс
Предпола- гаемая дата проведения урока Коррек- тировк а Фактичес- кая дата проведе- ния урока № урока п/п № урока в теме Тема урока Используемые технологии и методы УУД
Введение (5 часов)
1 1 Что такое экономика? Личностно- ориентированное обучение; здоровьесберегаю щие технологии; репродуктивная технология Л5 Р1 Пр1 2 2 Потребности, возможности, ресурсы. ИКТ; исследовательски й метод обучения; здоровьесберега ющие технологии П6 Пр1 3 3 Проблема выбора в экономике. Оптимальный выбор. Технология проблемного обучения; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Р3 К2 П1 4 4 Решение математических задач с учетом жизненных ситуаций. Технология проблемного обучения; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр2 К2 П1 Р2 Пр6 5 5 Великие ученые- экономисты. Личностно- ориентированное обучение; здоровьесберегаю щие технологии; репродуктивная технология Л3 Л5 К2 Р4
Деньги (5 часов)
6 1 Из истории возникновения денег. Игровая технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии П6 Л5 К2 7 2 Почему золото удобно в качестве денег. Технология проблемного обучения; Пр3 П6 Р2 7
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. исследовательски й метод, ИКТ; здоровьесберега ющие технологии 8 3 Во время инфляции выгодно давать в долг или брать в долг? Продуктивная технология; интерактивная технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр3 Л2 Л3 К4 К5 9 – 10 4 – 5 Экскурсия в Монетный двор. Интерактивная технология; здоровьесберега ющие технологии К5 Л5 Л1 П3 К2
Цена, стоимость (5 часов)
11 1 Цена, стоимость. Репродуктивная технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр1 Пр6 Л4 12 2 Решение задач. Личностно- ориентированная технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр2 К2 П1 Р2 13 3 Составление прогноза роста цен на товары первой необходимости. Технология проблемного обучения; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Р4 П6 П2 Пр2 14 4 Факторы роста и снижения цен. Исследовательски й метод; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр1 Р3 15 5 Расчет стоимости продуктовой корзины с учетом факторов роста (снижения). Исследовательски й метод; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр2 Пр1 П7
Спрос и предложение (5 часов)
16 1 Кривая спроса и предложения. Репродуктивная технология; ИКТ; здоровьесберега ющие К1 Пр2 Пр6 8
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. технологии 17 2 Кривая спроса и предложения в условиях конкуренции. Игровая технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии П5 П7 Р2 Пр2 18 3 Факторы, влияющие на спрос и предложение. Интерактивная технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии П4 П6 Р1 Пр2 19 – 20 4 – 5 Экскурсия в Музей вычислительной техники. Интерактивная технология; здоровьесберега ющие технологии К5 Л5 Л1 П3 К2
Убытки, затраты, прибыль (6 часов)
21 1 Убытки, затраты, прибыль. Игровая технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Л4 Л2 К2 К5 Пр1 22 2 Решение задач. Продуктивная технология; здоровьесберега ющие технологии Пр2 К2 П1 Р2 23 3 Оптимизация затрат. Баланс. Технология сотрудничества; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии П5 Р3 Л4 24 4 Составление и решение задач экономического содержания. Исследовательска я технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр4 Пр6 Р2 25-26 5 – 6 Экскурсия в музей Экономического факультета РГПУ им. А.И. Герцена Интерактивная технология; здоровьесберега ющие технологии К5 Л5 Л1 П3 К2
Доходы и расходы. Семейный бюджет (4 часа)
27 1 Источник доходов и основные направления расходов. Репродуктивная технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Л2 Р2 Пр1 9
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. 28 2 Бюджет семьи. Расчеты. Исследовательска я технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии К2 П4 П5 Пр2 29 3 Анализ бюджета: сбалансированный, избыточный, дефицитный. Исследовательска я технология; технология сотрудничества; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии П7 П1 К5 30 4 Математическая игра Игровая технология; ИКТ; Исследовательска я технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии К1 Л1 Л2 Р2 Пр6
Итоговые занятия (4 часа)
31 – 32 1 – 2 Олимпиада. Личностно- ориентированная технология; продуктивная технология; здоровьесберега ющие технологии Пр1 Пр2 Пр6 33 3 Подготовка к защите проектов. Составление SWOT-анализа. Метод проектов; исследовательская технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии К3 Пр5 П2 Р4 34 4 Защита проекта. Метод проектов; интерактивна технология; ИКТ; здоровьесберега ющие технологии Пр3 Пр6 К1 К4 Л3
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса
10
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. Компьютеры с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, тематические видео-уроки, интерактивные пособия, финансовая периодика, статистические печатные и электронные материалы, раздаточный материал. 1. Винокуров Е. Поиграем в экономику. – «Ять». №№ 1–7 за 2000г. 2. Ермакова И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие для 5-6 классов. – М.:МЦЭБО, 2010 3. Замек М.Я. 32 урока по экономике. – М.: Вита-Пресс. I995. 4. Корлюгова Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика: рабочая тетрадь для 5-8 классов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. – М.: Вита- Пресс, 2000 6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1994 7. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999 8. Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997 9. www /aup /library – Электронная библиотека экономической и деловой литературы.
8.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемы результаты определяются на основе содержания разделов, контроль планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных заданий, а так же заданий, выполненных в малых группах.
Введение
В результате освоения раздела обучающиеся: 1. Научатся:  решать задачи экономического содержания;  формулировать проблему;  осуществлять оптимальный выбор. 11
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. 2. Получат возможность научиться:  составлять описание и анализ ситуаций, в которых возникают проблемы;  решать математические задачи с учетом жизненных ситуаций;
Деньги
В результате освоения раздела обучающиеся: 1. Научатся:  работать с литературой;  дискутировать на заданную тему;  формулировать аргументы;  составлять отчет по экскурсии. 2. Получат возможность научиться:  анализировать экономические ситуации;  искать информацию по заданной теме.
Цена, стоимость
В результате освоения раздела обучающиеся: 1. Научатся:  решать задачи с новыми экономическими понятиями;  рассчитывать стоимость набора товаров (услуг) с учетом динамики роста цен. 2. Получат возможность научиться:  составлять прогноз роста цен.
Спрос и предложение
В результате освоения раздела обучающиеся: 1. Научатся:  графически выполнять кривую спроса и предложения, в том числе, по средствам программы MC Excel;  по выделенным критериям представлять информацию в табличном виде. 12
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А. 2. Получат возможность научиться:  понимать практическую значимость экономических и математических знаний в повседневной жизни.
Убытки, затраты, прибыль
В результате освоения раздела обучающиеся: 1. Научатся:  самостоятельно моделировать экономические ситуации;  решать задачи экономического содержания математическими методами; 2. Получат возможность научиться:  составлять на элементарном уровне баланс затрат и прибыли.
Доходы и расходы семьи
1. Научатся:  производить сбалансированные расчеты доходов и расходов;  анализировать по критериям бюджет на примере бюджета своей семьи. 2. Получат возможность научиться:  в игровой форме продемонстрировать (проверить) свой навык составления сбалансированного бюджета.
Итоговые занятия
1. Научатся:  работать с понятиями, терминами (оперировать ими);  работать в команде (малые группы);  согласовывать процедуры совместного действия;  распределять зоны ответственности за коллективный продукт (проект);  составлять SWOT-анализ своего проекта. 2. Получат возможность научиться:  способам взаимодействия в малой группе; 13
Программа внеурочной деятельности «Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.  вести публичное выступление;  в соответствии с требованиями оформлять и презентовать проект. 14


В раздел образования