Программа внеурочной деятельности "Решение экономических задач с помощью математических моделей. 5 класс. ФГОС"
Автор: Черных Мария Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ СОШ №644 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Рабочая программа Тема: Программа внеурочной деятельности "Решение экономических задач с помощью математических моделей. 5 класс. ФГОС" Раздел: среднее образование
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
№
Содержание
Номер
страницы
1
Пояснительная записка
2
2
Общая характеристика учебного предмета
2
3
Описание места учебного предмета в учебном плане
4
4
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета
3
5
Содержание учебного предмета
5
6
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
6
7
Описание учебно-методического и материально-
технического обеспечения образовательного процесса
11
8
Планируемые результаты изучения учебного предмета
12
1.
Пояснительная записка
В
рамках
данной
программы
уделим
внимание
интеграции
математики
и
экономики. Время использования математики для решения абстрактных задач давно
прошло,
что
подтверждает
падение
интереса
к
изучению
школьной
математики.
Изучение
экономики
средствами
математики
является
главным
стержнем
экономического образования, развития экономического мышления, организаторских
способностей, деловых качеств подрастающего поколения, которые в свою очередь
создают основу благополучия экономически развитого прогрессирующего государства
и общества.
2.
Общая характеристика учебного предмета
Школа как социальный институт, безусловно, не может остаться в стороне от
проблем, возникающих при формировании нового экономического уклада российского
1
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
общества, требующего качественного повышения общей экономической грамотности,
достижения каждым учеником, а впоследствии выпускником школы, определенного
уровня экономической культуры.
Существующее в настоящее время содержание обучения математике в школе
показывает, что в рамках изучения математики, и в значительной степени уже в
основной
школе,
естественным
образом
могут
быть
рассмотрены
как
достаточно
простые, но в то же время важные для каждого человека в современном обществе
экономические
понятия,
такие
как
прибыль,
выручка,
с ебе стоимо сть,
производительность
труда,
рентабельность,
налоги,
функции
спроса-предложения,
равновесие и неравновесие на рынке товара, конкуренция и т.д.
Становится очевидной необходимость формирования знаний о законах общества,
в частности, основ экономических знаний, на уроках математики и во внеурочной
деятельности,
перехода
от
изолированного
изучения
дисциплин
к
комплексному
изучению, например, к интеграции математики и экономики.
Другими
словами,
в
школьном
курсе
математики
возникает
«экономическая
составляющая»,
образующая
новую
содержательно-методическую
линию
–
экономическую, в процессе развития которой математическая подготовка учащихся и
освоение
ими
экономических
понятий
происходят
одновременно,
без
какой-либо
диссонанса
между
математикой
и
экономикой.
Вопрос развития математического
мышления учащихся решается по средствам использования математики для решения
прикладных задач, в том числе, в углубленной форме.
Основной идеей при определении содержания программы, стала актуальность
интеграции
математики
и
экономики,
а
так
же
смежность
экономики
с
другими
учебными предметами: информатикой, обществознанием; стал отбор экономических
понятий,
с
которыми
учащиеся
сталкиваются
в
своей
повседневной
жизни,
информационном
пространстве
и
которые
могут
быть
ими
применимы;
отбор
и
составление математических задач экономического содержания, которые возможно
решить
с
применением
тех
математических
знаний
и
методов,
которые
не
противоречят математической линии учебника 5 класса «Математика. 5 класс: учеб.
2
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
для общеобразоват. учреждений / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников,
А.В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2012».
При этом программа ориентирован
не на разбор отдельных экономических
понятий, доступных пониманию школьников этой возрастной группы, а на изучение
системы понятий и правил, связанных между собой.
3.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На
изучение
предмета
«Решение
экономических
задач
с
помощью
математических моделей», изучаемого в 5 классе, выделено по 1 часу в неделю.
4.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
Личностные:
умение вести работу в группе;
умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
умение логично, последовательно и кратко проводить публичное выступление;
умение
учитывать
не
только
экономические,
но
и
моральные
(этические)
принципы для принятия экономических решений.
Предметные:
овладение основными экономическими понятиями и терминами, изучаемыми в
данном курсе;
применять математические навыки к решению простейших экономических задач;
общаться на темы, связанные с экономикой;
умение составлять математические задачи экономического содержания;
научиться составлять SWOT-анализ;
пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями
на примерах и в конкретных жизненных ситуациях.
3
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
Метапредметными результатами освоения курса «Решение экономических задач с
помощью математических моделей» является формирование универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
самостоятельная постановка учебных целей;
умение обнаруживать ошибки и корректировать их;
с помощью учителя научиться выбирать наиболее рациональный способ действий;
самостоятельно выбирать тему проекта.
Познавательные УУД:
умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и
экономичности;
освоение принципов ведения проектной деятельности;
составление отчета по плану о содержании экскурсии;
обрабатывать информацию и представлять ее в табличном и графическом виде;
строить таблицы, графики и диаграммы в программе MC Excel;
пользоваться различными видами информации и ее источниками;
умение выражать структуру задачи разными средствами.
Коммуникативные УУД:
уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы;
уметь планировать общие способы работы;
понимая позицию собеседника (оппонента), различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории);
уметь позитивно относиться к процессу общения.
5.
Содержание учебного предмета
«Решение экономических задач с помощью математических моделей»
(5 класс)
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
1.
Введение (5 часов)
4
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
Что такое экономика. Великие экономисты. Определение понятий потребность,
возможность, ресурс. Экономико-математическое обоснование оптимального выбора.
Решение математических задач с учетом жизненных ситуаций.
2.
Деньги (5 часов)
История возникновения денег. Роль денег. Почему золото удобнее в качестве
денег.
Бумажные
деньги. Продажа
и
покупка
товаров
и
услуг.
Понятие
термина
«инфляция». Математические задачи, связанные с использованием денег при покупке
товаров и услуг. Во время инфляции выгодно давать в долг или брать в долг. Экскурсия
в Монетный двор.
3.
Цена, стоимость (5 часов)
Определение
понятий
цена,
стоимость,
себестоимость.
Факторы
роста
и
снижения цен. Прогнозирование изменения цены. Решение задач.
4.
Спрос и предложение (5 часов)
Изображение
кривых
спроса
и
предложения
на
графике.
Точка
равновесия.
Анализ
графической
информации.
Факторы,
влияющие
на
спрос
и
предложение.
Экскурсия в Музей вычислительной техники. Деловая игра «Выгодное предложение».
5.
Убытки, затраты, прибыль (6 часов)
Определение понятий убытки, затраты, прибыль. Составление и решение задач.
Обработка
статистических
данных.
Оптимизация
затрат.
Составление
баланса.
Решение
задач.
Экскурсия
в
Музей
Экономического
факультета
РГПУ
им.
А.И.
Герцена.
6.
Доходы и расходы семьи (4 часа)
Источники
доходов
семей.
Основные
направления
расходов.
Бюджет
семьи.
Бюджет сбалансированный, избыточный, дефицитный. Индивидуальные диаграммы.
Математическая деловая игра « Как человеку жить по средствам своим...».
7.
Итоговые занятия (4 часа)
Олимпиада. Составление SWOT-анализа. Защита групповых проектов.
6. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
5
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
Условные обозначения:
Личностные УУД:
Л-1 – умение вести работу в группе;
Л-2 – умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
Л-3 – умение логично, последовательно и кратко проводить публичное выступление;
Л-4
–
умение
учитывать
не
только
экономические,
но
и
моральные
(этические)
принципы для принятия экономических решений;
Л-5 – гармонично развитые социальные качества и чувства.
Регулятивные УУД:
Р-1– самостоятельная постановка учебных целей;
Р-2 – умение обнаруживать ошибки и корректировать их;
Р-3 – с помощью учителя научиться выбирать наиболее рациональный способ действий;
Р-4 – самостоятельно выбирать тему проекта.
Познавательные УУД:
П-1 – умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и
экономичности;
П-2 – освоение принципов ведения проектной деятельности;
П-3 – составление отчета по плану о содержании экскурсии;
П-4 – обрабатывать информацию и представлять ее в табличном и графическом виде;
П-5 – строить таблицы, графики и диаграммы в программе MC Excel;
П-6 – пользоваться различными видами информации и ее источниками;
П-7 – умение выражать структуру задачи разными средствами.
Коммуникативные УУД:
К-1 – уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения;
К-2 – уметь задавать вопросы;
К-3 – уметь планировать общие способы работы;
К-4 – понимая позицию собеседника (оппонента), различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории);
К-5 – уметь позитивно относиться к процессу общения.
Предметные УУД:
Пр-1 – овладение основными экономическими понятиями и терминами, изучаемыми в
данном курсе;
Пр-2
– применять математические навыки к решению простейших экономических
задач;
Пр-3 – общаться на темы, связанные с экономикой;
Пр-4 – умение составлять математические задачи экономического содержания;
Пр-5 – научиться составлять SWOT-анализ;
Пр-6
– пользоваться
изученными
экономическими
понятиями,
законами,
концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях.
Календарно тематическое планирование занятий
6
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
«Решение экономических задач с помощью экономических моделей»
5 класс
Предпола-
гаемая дата
проведения
урока
Коррек-
тировк
а
Фактичес-
кая дата
проведе-
ния урока
№
урока
п/п
№
урока
в теме
Тема урока
Используемые
технологии и
методы
УУД
Введение (5 часов)
1
1
Что такое экономика?
Личностно-
ориентированное
обучение;
здоровьесберегаю
щие технологии;
репродуктивная
технология
Л5
Р1
Пр1
2
2
Потребности,
возможности, ресурсы.
ИКТ;
исследовательски
й метод
обучения;
здоровьесберега
ющие
технологии
П6
Пр1
3
3
Проблема выбора в
экономике.
Оптимальный выбор.
Технология
проблемного
обучения; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Р3
К2
П1
4
4
Решение
математических задач с
учетом жизненных
ситуаций.
Технология
проблемного
обучения; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр2
К2
П1
Р2
Пр6
5
5
Великие ученые-
экономисты.
Личностно-
ориентированное
обучение;
здоровьесберегаю
щие технологии;
репродуктивная
технология
Л3
Л5
К2
Р4
Деньги (5 часов)
6
1
Из истории
возникновения денег.
Игровая
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
П6
Л5
К2
7
2
Почему золото удобно в
качестве денег.
Технология
проблемного
обучения;
Пр3
П6
Р2
7
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
исследовательски
й метод, ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
8
3
Во время инфляции
выгодно давать в долг
или брать в долг?
Продуктивная
технология;
интерактивная
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр3
Л2
Л3
К4
К5
9 – 10
4 – 5
Экскурсия в Монетный
двор.
Интерактивная
технология;
здоровьесберега
ющие
технологии
К5
Л5
Л1
П3
К2
Цена, стоимость (5 часов)
11
1
Цена, стоимость.
Репродуктивная
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр1
Пр6
Л4
12
2
Решение задач.
Личностно-
ориентированная
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр2
К2
П1
Р2
13
3
Составление прогноза
роста цен на товары
первой необходимости.
Технология
проблемного
обучения; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Р4
П6
П2
Пр2
14
4
Факторы роста и
снижения цен.
Исследовательски
й метод; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр1
Р3
15
5
Расчет стоимости
продуктовой корзины с
учетом факторов роста
(снижения).
Исследовательски
й метод; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр2
Пр1
П7
Спрос и предложение (5 часов)
16
1
Кривая спроса и
предложения.
Репродуктивная
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
К1
Пр2
Пр6
8
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
технологии
17
2
Кривая спроса и
предложения в условиях
конкуренции.
Игровая
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
П5
П7
Р2
Пр2
18
3
Факторы, влияющие на
спрос и предложение.
Интерактивная
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
П4
П6
Р1
Пр2
19 – 20
4 – 5
Экскурсия в Музей
вычислительной
техники.
Интерактивная
технология;
здоровьесберега
ющие
технологии
К5
Л5
Л1
П3
К2
Убытки, затраты, прибыль (6 часов)
21
1
Убытки, затраты,
прибыль.
Игровая
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Л4
Л2
К2
К5
Пр1
22
2
Решение задач.
Продуктивная
технология;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр2
К2
П1
Р2
23
3
Оптимизация затрат.
Баланс.
Технология
сотрудничества;
ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
П5
Р3
Л4
24
4
Составление и решение
задач экономического
содержания.
Исследовательска
я технология;
ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр4
Пр6
Р2
25-26
5 – 6
Экскурсия в музей
Экономического
факультета РГПУ им.
А.И. Герцена
Интерактивная
технология;
здоровьесберега
ющие
технологии
К5
Л5
Л1
П3
К2
Доходы и расходы. Семейный бюджет (4 часа)
27
1
Источник доходов и
основные направления
расходов.
Репродуктивная
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Л2
Р2
Пр1
9
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
28
2
Бюджет семьи. Расчеты.
Исследовательска
я технология;
ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
К2
П4
П5
Пр2
29
3
Анализ бюджета:
сбалансированный,
избыточный,
дефицитный.
Исследовательска
я технология;
технология
сотрудничества;
ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
П7
П1
К5
30
4
Математическая игра
Игровая
технология; ИКТ;
Исследовательска
я технология;
ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
К1
Л1
Л2
Р2
Пр6
Итоговые занятия (4 часа)
31 – 32
1 – 2
Олимпиада.
Личностно-
ориентированная
технология;
продуктивная
технология;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр1
Пр2
Пр6
33
3
Подготовка к защите
проектов. Составление
SWOT-анализа.
Метод проектов;
исследовательская
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
К3
Пр5
П2
Р4
34
4
Защита проекта.
Метод проектов;
интерактивна
технология; ИКТ;
здоровьесберега
ющие
технологии
Пр3
Пр6
К1
К4
Л3
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
10
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
Компьютеры
с
доступом
в
Интернет,
мультимедийный
проектор,
экран,
документ-камера,
тематические
видео-уроки,
интерактивные
пособия,
финансовая
периодика, статистические печатные и электронные материалы, раздаточный материал.
1.
Винокуров Е. Поиграем в экономику. – «Ять». №№ 1–7 за 2000г.
2.
Ермакова И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие для 5-6
классов. – М.:МЦЭБО, 2010
3.
Замек М.Я. 32 урока по экономике. – М.: Вита-Пресс. I995.
4.
Корлюгова Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика: рабочая тетрадь для 5-8
классов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
5.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. – М.: Вита-
Пресс, 2000
6.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1994
7.
Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999
8.
Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997
9.
www /aup /library – Электронная библиотека экономической и деловой
литературы.
8.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемы результаты определяются на основе содержания разделов,
контроль
планируемых
результатов
осуществляется
непосредственно
при
выполнении индивидуальных заданий, а так же заданий, выполненных в малых
группах.
Введение
В результате освоения раздела обучающиеся:
1.
Научатся:
решать задачи экономического содержания;
формулировать проблему;
осуществлять оптимальный выбор.
11
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
2.
Получат возможность научиться:
составлять описание и анализ ситуаций, в которых возникают
проблемы;
решать математические задачи с учетом жизненных ситуаций;
Деньги
В результате освоения раздела обучающиеся:
1.
Научатся:
работать с литературой;
дискутировать на заданную тему;
формулировать аргументы;
составлять отчет по экскурсии.
2.
Получат возможность научиться:
анализировать экономические ситуации;
искать информацию по заданной теме.
Цена, стоимость
В результате освоения раздела обучающиеся:
1.
Научатся:
решать задачи с новыми экономическими понятиями;
рассчитывать
стоимость
набора
товаров
(услуг)
с
учетом
динамики роста цен.
2.
Получат возможность научиться:
составлять прогноз роста цен.
Спрос и предложение
В результате освоения раздела обучающиеся:
1.
Научатся:
графически
выполнять
кривую
спроса
и
предложения,
в
том
числе, по средствам программы MC Excel;
по
выделенным
критериям
представлять
информацию
в
табличном виде.
12
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
2.
Получат возможность научиться:
понимать
практическую
значимость
экономических
и
математических знаний в повседневной жизни.
Убытки, затраты, прибыль
В результате освоения раздела обучающиеся:
1.
Научатся:
самостоятельно моделировать экономические ситуации;
решать
задачи
экономического
содержания
математическими
методами;
2.
Получат возможность научиться:
составлять на элементарном уровне баланс затрат и прибыли.
Доходы и расходы семьи
1.
Научатся:
производить сбалансированные расчеты доходов и расходов;
анализировать по критериям бюджет на примере бюджета своей
семьи.
2.
Получат возможность научиться:
в игровой форме продемонстрировать (проверить) свой навык
составления сбалансированного бюджета.
Итоговые занятия
1.
Научатся:
работать с понятиями, терминами (оперировать ими);
работать в команде (малые группы);
согласовывать процедуры совместного действия;
распределять
зоны
ответственности
за
коллективный
продукт
(проект);
составлять SWOT-анализ своего проекта.
2.
Получат возможность научиться:
способам взаимодействия в малой группе;
13
Программа внеурочной деятельности
«Решение экономических задач с помощью математических моделей, 6 класс»_Черных М.А.
вести публичное выступление;
в
соответствии
с
требованиями
оформлять
и
презентовать
проект.
14