Напоминание

Социальное проектирование на уроках математики


Автор: Товкес Ирина Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №192 "Брюсовская гимназия"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Социальное проектирование на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




«Социальное проектирование на уроках математики» Товкес И.О. Учитель математики ГБОУ гимназия №192 Санкт-Петербург Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Из пассивного, рутинизированного образование становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих “готовность к жизни”, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности. Я считаю, что применение проектных технологий на уроках математики позволяет решить задачи воспитания и развития школьников. Социальные проекты – это средство позволяющее повысить качество школьного математического образования. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Применение этого метода на уроках математики приводит к повышению эффективности учебного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов учебной деятельности. Усваивая различные математические знания, заучивая правила и даже написав на «хорошо» и на «отлично» контрольные работы, ученики не могут применить полученные знания, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями. Это наглядно видно из результатов ЕГЭ и ГИА. Только 60% учащихся решают задачи из раздела «Реальная математика». Причина, на мой взгляд, состоит в следующим: ученики не участвуют в деятельности, которая бы показывала применение полученных в ходе обучения знаний на практике. На своих уроках я попыталась исправить сложившуюся ситуацию с помощью организации проектной деятельности учащихся. Об использовании (внедрении) проектной деятельности стоит также задуматься и в связи с внедрением ФГОС. Мы совершенствуем систему образования, и конечно без современных образовательных технологий нам не обойтись. В начальной школе, где уже введены ФГОС второго поколения 1
проектная деятельность является одной из основополагающих, способствующих развитию универсальных учебных действий необходимых для всестороннего развития личности ученика. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возник в начале прошлого столетия в США, его называли также методом проблем. Основоположником метода считают американского психолога и педагога Д.Дьюи. На уроках математики я работаю по методу проектов уже три года. Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального, вне зависимости от его тематики. Проект – это пять «П»:  Проблема  Проектирование  Поиск информации  Продукт  Презентация Шестое «П» проекта – это портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты. За прошедшее время под моим руководством ученики разработали большое количество практико-ориентированных проектов, которые способствуют решению социально значимых задач: «Организация городского парка», «Увлекательное путешествие», «Строительство стадиона», «Выгодное вложение», «Подготовка выставки художника» и многие другие. Рассмотрим, как организована работа учащихся на уроке повторения ранее изученного материала, урок подготовки к ГИА. Форма работы – проектная деятельность, тема проекта - «Увлекательное путешествие». Проект разработан для учащихся 9 классов. Проект рассчитан на один урок. Учащиеся класса разбиваются на несколько групп, по 4 – 5 человек. Учитель: «Познакомьтесь, это Мария Петровна! Мария Петровна усердно работала весь год и теперь хочет отдохнуть. Для отдыха она выбрала город Сочи. Осталось только рассчитать сумму, необходимую ей на это путешествие. В городе Сочи ее будут ждать родственники, которые обещали полностью обеспечить ее отдых, но туда ей еще надо добраться! Какие расходы она должна учесть, чтобы рассчитать деньги на дорогу? Несомненно, в список расходов стоит включить: 1. Затраты на транспорт 2. Затраты на еду 3. Затраты на гостиницы Затраты на транспорт:у Марии Петровны есть выбор из 3 машин, и для удобства она поедет в Сочи на одной из них. Сумма, которую Мария потратит на дорогу, будет равна стоимости бензина, который она затратит в пути. Выберете самую экономную машину для поездки. (Chevrolet Tahoe: 13,3 литра на 100 км; 1 л бензина = 29 руб. Opel Insignia: 6.2 литра на 100 км; 1 л бензина = 35 руб. Nissan Note: 7.5 литра на 100 км; 1 л бензина = 31 руб) 2
Расстояние от Санкт-Петербурга до Сочи Мария должна преодолеть за 3 дня. Каждый день она планирует вести машину ровно 7 часов. Средняя скорость, с которой будет двигаться Мария 100 км/ч. Вычислите расстояние от Санкт- Петербурга до Сочи и стоимость бензина требующегося на поездку туда и обратно на самом выгодном автомобиле. Затраты на еду: Мария Петровна проведет в дороге до Сочи 3 дня. Она хочет взять с собой запас еды, чтобы сэкономить на кафе и ресторанах. Мария собирается подобрать еду удобную для долгой дороги, т.е. она не сможет брать с собой продукты, которые нуждаются в варке, жарке и прочее. Нам необходимо вычислить, какие продукты Мария возьмет с собой и сколько денег на них потратит. Помните, что после отпуска ей предстоит путь обратно, рассчитайте сумму на дорогу туда и обратно (перечень продуктов, на выбор учащихся, предлагается). Затраты на гостиницу: Мария Петровна пробудет в дороге 3 дня и 3 ночи. На ночь она планирует останавливаться в ближайшей гостинице. Мария хочет по приезду в гостиницу поужинать и пойти спать, а утром позавтракать и снова отправиться в дорогу. Нам нужно рассчитать, сколько Мария потратит на гостиницы за всё время дороги. Первая гостиница, в которой она может остановиться – «Русский двор». Вот цены, которые предлагает эта гостиница. Выберете наиболее экономичный вариант. Вторая гостиница, в которой она может остановиться – «Садко». Вот цены, которые предлагает эта гостиница. Выберете наиболее экономичный вариант. 3
Третья гостиница, в которой она может остановиться – «Приморская». Вот цены, которые предлагает эта гостиница. Выберете наиболее экономичный вариант. Вы помогли Марии рассчитать стоимость поездки и подобрать все, что ей может пригодиться! Теперь Мария Петровна смело может отправляться в дорогу» При работе по методу проектов возникает много трудностей: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; как сделать, чтобы взаимдействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Но, метод проектов способствует достижению всех целей урока, формируя общеучебные умения и навыки: рефлексивные, поисковые, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные. На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся дали такие ответы: распределять правильно время; анализировать собственные действия; доделывать все до конца. Американский профессор Коллингс предложивший первую в мире классификацию учебных проектов писал: «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем». Я считаю, что в настоящее время социально-педагогическое проектирование, являясь одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. 4


В раздел образования