Автор: Товкес Ирина Олеговна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ гимназия №192 "Брюсовская гимназия" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Социальное проектирование на уроках математики Раздел: среднее образование
«Социальное проектирование на уроках математики»
Товкес И.О.
Учитель математики
ГБОУ гимназия №192
Санкт-Петербург
Современная российская школа – это результат огромных перемен,
произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Из
пассивного, рутинизированного образование становится активным. Раньше
безусловными ориентирами образования были формирование знаний,
навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих
“готовность к жизни”, в свою очередь, понимаемую как способность
приспособления личности к общественным обстоятельствам.
Сегодня образование все более ориентируется на создание таких
технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается
баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые,
запуская механизм саморазвития (самосовершенствования,
самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации
собственной индивидуальности и творческой активности.
Я считаю, что применение проектных технологий на уроках
математики позволяет решить задачи воспитания и развития школьников.
Социальные проекты – это средство позволяющее повысить качество
школьного математического образования. Главный педагогический смысл
этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно
социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи
социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;
устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром
взрослых. Применение этого метода на уроках математики приводит к
повышению эффективности учебного процесса, включению в него большего
количества участников и превращению их в активных субъектов учебной
деятельности.
Усваивая различные математические знания, заучивая правила и даже
написав на «хорошо» и на «отлично» контрольные работы, ученики не могут
применить полученные знания, сталкиваясь с реальными жизненными
ситуациями. Это наглядно видно из результатов ЕГЭ и ГИА. Только 60%
учащихся решают задачи из раздела «Реальная математика». Причина, на мой
взгляд, состоит в следующим: ученики не участвуют в деятельности, которая
бы показывала применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
На своих уроках я попыталась исправить сложившуюся ситуацию с помощью
организации проектной деятельности учащихся.
Об использовании (внедрении) проектной деятельности стоит также
задуматься и в связи с внедрением ФГОС. Мы совершенствуем систему
образования, и конечно без современных образовательных технологий нам не
обойтись. В начальной школе, где уже введены ФГОС второго поколения
1
проектная деятельность является одной из основополагающих,
способствующих развитию универсальных учебных действий необходимых
для всестороннего развития личности ученика.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой
педагогике. Возник в начале прошлого столетия в США, его называли также
методом проблем. Основоположником метода считают американского
психолога и педагога Д.Дьюи.
На уроках математики я работаю по методу проектов уже три года.
Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет
составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного
или краткосрочного, группового или индивидуального, вне зависимости от
его тематики. Проект – это пять «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта – это портфолио, папка, в которой собраны все рабочие
материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты.
За прошедшее время под моим руководством ученики разработали
большое количество практико-ориентированных проектов, которые
способствуют решению социально значимых задач: «Организация городского
парка», «Увлекательное путешествие», «Строительство стадиона»,
«Выгодное вложение», «Подготовка выставки художника» и многие другие.
Рассмотрим, как организована работа учащихся на уроке повторения
ранее изученного материала, урок подготовки к ГИА. Форма работы –
проектная деятельность, тема проекта - «Увлекательное путешествие».
Проект разработан для учащихся 9 классов. Проект рассчитан на один урок.
Учащиеся класса разбиваются на несколько групп, по 4 – 5 человек.
Учитель: «Познакомьтесь, это Мария Петровна! Мария Петровна усердно
работала весь год и теперь хочет отдохнуть. Для отдыха она выбрала город
Сочи. Осталось только рассчитать сумму, необходимую ей на это
путешествие.
В городе Сочи ее будут ждать родственники, которые обещали
полностью обеспечить ее отдых, но туда ей еще надо добраться!
Какие расходы она должна учесть, чтобы рассчитать деньги на дорогу?
Несомненно, в список расходов стоит включить:
1.
Затраты на транспорт
2.
Затраты на еду
3.
Затраты на гостиницы
Затраты на транспорт:у Марии Петровны есть выбор из 3 машин, и для
удобства она поедет в Сочи на одной из них. Сумма, которую Мария потратит
на дорогу, будет равна стоимости бензина, который она затратит в пути.
Выберете самую экономную машину для поездки. (Chevrolet Tahoe: 13,3
литра на 100 км; 1 л бензина = 29 руб. Opel Insignia: 6.2 литра на 100 км; 1 л
бензина = 35 руб. Nissan Note: 7.5 литра на 100 км; 1 л бензина = 31 руб)
2
Расстояние от Санкт-Петербурга до Сочи Мария должна преодолеть за 3 дня.
Каждый день она планирует вести машину ровно 7 часов. Средняя скорость,
с которой будет двигаться Мария 100 км/ч. Вычислите расстояние от Санкт-
Петербурга до Сочи и стоимость бензина требующегося на поездку туда и
обратно на самом выгодном автомобиле.
Затраты на еду: Мария Петровна проведет в дороге до Сочи 3 дня. Она
хочет взять с собой запас еды, чтобы сэкономить на кафе и ресторанах.
Мария собирается подобрать еду удобную для долгой дороги, т.е. она не
сможет брать с собой продукты, которые нуждаются в варке, жарке и прочее.
Нам необходимо вычислить, какие продукты Мария возьмет с собой и
сколько денег на них потратит. Помните, что после отпуска ей предстоит путь
обратно, рассчитайте сумму на дорогу туда и обратно (перечень продуктов,
на выбор учащихся, предлагается).
Затраты на гостиницу: Мария Петровна пробудет в дороге 3 дня и 3
ночи. На ночь она планирует останавливаться в ближайшей гостинице.
Мария хочет по приезду в гостиницу поужинать и пойти спать, а утром
позавтракать и снова отправиться в дорогу.
Нам нужно рассчитать, сколько Мария потратит на гостиницы за всё время
дороги.
Первая гостиница, в которой она может остановиться – «Русский двор». Вот
цены, которые предлагает эта гостиница. Выберете наиболее экономичный
вариант.
Вторая гостиница, в которой она может остановиться – «Садко». Вот цены,
которые предлагает эта гостиница. Выберете наиболее экономичный вариант.
3
Третья гостиница, в которой она может остановиться – «Приморская». Вот
цены, которые предлагает эта гостиница. Выберете наиболее экономичный
вариант.
Вы помогли Марии рассчитать стоимость поездки и подобрать все, что ей
может пригодиться! Теперь Мария Петровна смело может отправляться в
дорогу»
При работе по методу проектов возникает много трудностей: как
сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный
материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; как
организовать собственную деятельность и деятельность учеников; как
сделать, чтобы взаимдействие всех этих компонентов привело к
определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Но, метод проектов
способствует достижению всех целей урока, формируя общеучебные умения
и навыки: рефлексивные, поисковые, умения и навыки работы в
сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные. На вопрос: «Чему удалось
научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся дали такие ответы:
распределять правильно время; анализировать собственные действия;
доделывать все до конца. Американский профессор Коллингс предложивший
первую в мире классификацию учебных проектов писал: «В школе, в которой
работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за
учителем».
Я считаю, что в настоящее время социально-педагогическое
проектирование, являясь одной из наиболее перспективных технологий
использования социологического знания.
4