Автор: Лужецкая Светлана Евгеньевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Лицей №27 имени Героя Советского Союза И.Е.Кустова" города Брянска Населённый пункт: город Брянск, Брянская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Сонет в творчестве поэтов "серебряного века" Раздел: полное образование
Урок литературы в 11 классе по теме:
«Сонет в творчестве поэтов «серебряного века».
Цели урока:
1)
расширить представления учащихся о жанре сонета,
2)
показать роль сонета в творчестве поэтов «серебряного века»,
3)
учиться выразительно читать стихотворения,
4)
совершенствовать навыки анализа стихотворения.
Ход урока
1)
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок посвящён сонету – литературному жанру,
любимому поэтами европейского средневековья и ставшему очень
популярным в России в начале XX века. Тема нашего урока: «Сонет в
творчестве поэтов «серебряного века».
-Подумайте, какими будут цели нашего урока? (ответы учащихся)
Итак, что же такое сонет? Каковы его отличительные черты? Об этом
нам расскажут ваши одноклассники, используя приготовленную ими
презентацию.
2)
Рассказ подготовленных учащихся с использованием презентации.
-Удалось ли докладчикам решить те задачи, которые они перед собой
поставили?
-Что в презентации показалось вам наиболее удачным?
3) Беседа с классом
-Давайте подумаем, чем привлекал жанр сонета поэтов?
-Какими волшебными свойствами он обладает? (ответы учеников)
Давайте полнее ответим на этот вопрос, используя справочные
материалы. Можно выделить следующие особенности сонета:
А) стройность композиции (2 катрена, 2 терцета),
Б) обращение к «вечным» темам (любовь, искусство…)
В) « пластичность» ( легко приспосабливается к разным литературным
направлениям и стилям),
Г) разнообразие выразительных средств языка,
Д) «обман» ожидания ( особенно привлекал поэтов – модернистов). Эту
особенность сонета мы увидим, работая с текстом.
Обратимся к этому жанру и послушаем сонеты поэтов «серебряного» века,
которые вы выучили наизусть. Объясните свой выбор.
4) Чтение учащимися стихов наизусть. Звучат стихи В Брюсова, М.Волошина,
К.Бальмонта, И Анненского, И.Северянина и др. Обмен впечатлениями.
-Чьё выступление вам кажется наиболее удачным? Почему?
5) Чтение и анализ стихотворения И.А.Бунина «Вечер».
Жанр сонета привлекал и замечательного поэта начала XX века , который не
относился ни к одному из модернистских течений. Подумайте, о ком идёт
речь. (ответы учеников). Да, это Иван Алексеевич Бунин, с прозой которого
мы знакомились в начале этого учебного года. И.А.Бунин продолжает
традиции А.С.Пушкина, его сонеты отличаются лиричностью, плавностью,
удивительной простотой.
Перед вами лежит текст его стихотворения «Вечер».
Учитель читает стихотворение вслух.
-Докажите, что это сонет. (Он состоит из 2-х катренов и 2-х терцетов, в нём
14 строк.
-Какова тема этого произведения? (счастье)
-В какой строке заключена авторская идея?
(«А счастье только знающим дано»)
-Как вы думаете, в чём смысл названия стихотворения?
(Название многозначно:
Вечер – это время суток, но вечер- это и определённый период жизни
человека (период зрелости и мудрости)
- Какие образы являются ключевыми? ( образ природы и образ вечера, они
наводят на размышления о прошедшем дне и о прожитой жизни).
Итогом раздумий И.А.Бунина является последняя строка ( «Я вижу, слышу,
счастлив. Всё во мне.»)
5) Самостоятельная работа.
-Остальные пункты анализа вы выполните самостоятельно.
Определите размер стиха. Рифму. Рифмовку, обратите внимание на
лексические, синтаксические, фонетические средства выразительности.
6) Проверка самостоятельной работы ( через 5 минут).
-Каким размером написан сонет? (5-стопным ямбом). Сделайте
ритмический рисунок на доске.
-Какая рифма использована? ( женская рифма чередуется с мужской)
-Как это влияет на ритм стихотворения? (Это чередование создаёт
интонационное разнообразие).
-В чём особенность рифмовки? ( абаб абаб вггв дд)
- В чём особенность лексики? (Лексика отличается простотой: из тропов
можно назвать лишь эпитеты (чистый воздух, в бездонном небе, лёгким
белым краем)
-Где расположены наиболее ёмкие слова? ( в конце предложений или строк)
Назовите их (всюду, облако, открыто, опустело, вспоминаем, оно, давно,
знаем, во мне.)
-Почему? ( На них падает логическое ударение.)
-Какие стилистические фигуры использовал автор? (Умолчание во 2-ой
строфе и в предпоследней строке.)
-Какую роль играет умолчание в конце стихотворения? ( Оно позволяет
перейти от описания к выводу.)
-Что ещё создаёт интонацию размышления?( паузы) Причём они не всегда
совпадают с концами строки. Назовите строки, внутри которых тоже есть
паузы (2, 6, 7,9, 10, 11, 14).
-Назовите фонетические средства выразительности, какие вы заметили в
данном стихотворении.
(ассонанс: [a], [a},[a]
[a], [y],[o],[o]
[a],[e],[a]
[o], [y],[o].
- К какому выводу мы приходим, сделав схематический анализ
стихотворения И.А.Бунина?
(За внешней простотой этого произведения скрывается мастерство его
автора. Это пушкинская простота, ёмкая, цельная, завершённая).
7) Подведение итогов урока.
- А теперь подведём итог нашего урока. Вспомним, какие цели мы ставили в
начале урока. Можно ли считать их достигнутыми? (ответы учащихся)
-А как каждый проявил себя? Продолжите фразу: «Сегодня я на уроке…».
Оцените свою деятельность.
-Хочется поблагодарить всех, кто принимал активное участие в работе на
уроке.
8) Домашнее задание.
Дома вы будете готовиться к классному сочинению- анализу стихотворения
поэтов «серебряного века». Подготовьте рабочие материалы к анализу
сонета или стихотворения другого жанра поэта «серебряного века».Вы
можете пользоваться алгоритмом анализа стихотворения..
Ещё раз спасибо за урок.