Напоминание

"Детское творчество"


Автор: Паринова Любовь Григорьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 47 - ЦРР"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Детское творчество"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паринова Любовь Григорьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с № 47 - ЦРР» г.Бийска, Алтайского края
«Детское творчество».
В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. А ведь основы творческой инициативы закладываются в детстве. Поэтому практически ни одно занятие не проходит у меня без творческих заданий. Что такое творчество - это общественно-полезный труд в новых сочетаниях. Ребенок дошкольного возраста открывает для себя что-то новое, открывает для других себя. Анализируя программный материал для всех возрастных групп, я обратила внимание, что для творческих заданий удобен музыкальный материал для всех видов музыкальной деятельности. Так в младшей группе для развития музыкально-ритмических движений я беру «русские плясовые»: «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я»; игровые упражнения «Солнышко и дождик» М. Раухвергера, «Поезд» Н. Метлова, «Кошка и котята» р.н.м. обр. М. Раухвергера, «Заинька» М. Красева, «Песенка петрушки» Г. Фрида. Прослушивая эти пьесы, вместе с детьми определяем характер музыки, темповые, динамические и регистровые изменения. Параллельно разучиваем простейшие плясовые движения. Вначале дети подражают мне и воспитателю, а на следующих занятиях танцуют самостоятельно. Использую фольклорные тексты: «Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык», «Мяконькие лапки, а в лапках царапки», «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали - ха-ха- ха- ха - ха». В средней группе ещё продолжается накопление музыкальных впечатлений и движений. Я стараюсь использовать как можно больше методов и приёмов воздействия на детей: выразительное исполнение, правильный, четкий, эмоциональный показ, использую иллюстративный материал, образный рассказ, поэтическое слово, загадки, потешки…В средней группе дети знакомятся с 3-частной формой, пополняется набор характеров персонажей, игр: важный гордый петушок, грузный сердитый медведь. Очень важно поддерживать детей в их творческих проявлениях. В старших и подготовительных группах хорошо использовать переплясы, в них могут показывать свои умения дети и в парах, и в них могут показывать свои умения дети и в парах, и в подгруппах, девочки и мальчики. Переплясы - это своеобразные соревнования, веселые, увлекательные, эмоциональные, развивающие память, внимание, инициативу, фантазию. Использую плясовые мелодии: «Полянка», «Канава», «Я на горку шла», «По улице мостовой». В старших группах я использую и русскую классическую М. Глинка, П.И. Чайковского, С. Рахманинова. Дети 5-7 лет слышат фразировку, широкий диапазон и движения их разнообразны: усложняются образы, расширяется палитра настроений. Например, перед «Осенней песней» П.И. Чайковского из «Времён года», говорю: «Представьте осенний лес. Деревья преобразились, они уже не ярко-зелёные, а желтые, багряные, золотисто-коричневые. Всё чаще дует пронизывающий ветер, листья облетают. Сквозь серые, тяжёлые тучи виднеется клик улетающих на юг птиц. Они прощаются с Родиной и поют печальную песню. Такие словесные зарисовки даю перед каждым произведением. Движения не показываю, а ввожу в настроение. Для более полного проникновения детей в музыкальный образ использую репродукции картин русских художников: Серова, Левитана, Бродского, Саврасова, Бралгина. В подготовительной группе задачи по восприятию музыки значительно усложняются. Дети этого возраста более осознанно воспринимают музыкальную речь, жанровую основу произведения и дифференцированно подходят к определению характера каждого вальса,
каждого марша, каждой польки; чувствуют 3-х и 4-частную форму, более тонкие темповые и динамические изменения, ладовую окрашенность. Индивидуальную работу рациональней проводить во 2-ой половине дня, которые так хороши именно в плане установления доверительных отношений с детьми. Сочинительство - это не самоцель, а средство воспитания эстетического вкуса, повышение активности, креативности детей, их нравственного становления. Дети становятся доброжелательнее, внимательнее друг к другу. Каждого ребенка стремлюсь подбодрить, похвалить. И те дети, которые стеснялись: Ваня, Эля, Соня,- стали увереннее в себе, у них появилось желание выступать. А ведь моя, самая главная задача – воспитать людей не равнодушных, ищущих, способных к преобразовательной деятельности. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творческому использованию выразительных движений. Действенным средством формирования у детей музыкально-двигательного творчества является обучение языку пантомимических и танцевальных движений, варьирование и соединение этих движений. Зрительную наглядность использую в слушании, это картины, картинки. Они применяются для того, чтобы конкретизировать впечатления детей, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать изображения музыкальных инструментов. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Навязывание конкретных представлений не должно быть, т. к. обедняет процесс восприятия. Перед детьми ставится задача, выбрать одну из двух, а в старших группах одну из трёх, соответствующую по настроению музыкального произведения, или сравнить с картиной музыкальное произведение. Например, прослушали музыкальное произведение, спрашиваю: «Ребята, на что или на кого похожа музыка?» С помощью слова углубляются и конкретизируются впечатления детей, включается фантазия, т. е. восприятие более образное, осмысленное. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». Используя программный материал по слушанию, в репертуаре подготовительной группы ввела дополнительно музыкальные произведения советских классиков: Г. Свиридова (к повести Пушкина «Метель»), А. Хачатуряна (из балета «Гаянэ»), Д. Шостаковича («Лирический вальс»), знакомлю с музыкой зарубежных композиторов - Ф. Крейслера (вальс «Радость любви»), А. Ферро («Тарантелла»). Считаю, что дети не могут быть изолированы от современной эстрадной музыки, которая окружает. Поэтому стараюсь привить им вкус к хорошей эстрадной музыке, как к советской, так и зарубежной. Так, в своей работе я обращаюсь к музыке Р. Паулса, Г. Гладкова, к ансамблю «Зодиак», к песням Бийского народного хора «Голоса Сибири». Материал использую для индивидуальных занятий и с подгруппами детей во 2 половине дня. Ребятам нравятся задания, как для индивидуального творчества, так и для коллективного. Коллективное творчество ещё более сплачивает их. Использую музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей детей, углубляют представления о средствах музыкальной выразительности. Для активизации музыкально- слуховых представлений использую настольные и хороводные игры. В нашей «Программе воспитания и обучения в детском саду» довольно много песен, как будто бы специально написанных поэтами и композиторами для детского творчества: постепенное развитие сюжета удобно для инсценирования. Хоть в этих песенках сюжет очень короткий, но детям доставляет огромную радость, и в игровой форме. Они приобретают умение творчески осмыслить и воплотить в действие предложенную ситуацию. Во 2-мл. группе есть песенка «В огороде заинька» В. Карасевой. Всего 4 музыкальных фразы. Но в них заключен очень яркий понятный и доступный детям сюжет. Ну как не
предложить детям попробовать свои творческие возможности! Сразу представляешь себе, как малыш-заяц смешно, немного неуклюже присаживается и начинает «есть» капустку, «брать» морковку. А потом все вместе проговаривают: «Скок, скок, побежал в лесок», и зайчик в заключении скачет «в лесок». В инсценировании песенки «Цыплята» А. Филиппенко участвуют все дети, но есть ещё и индивидуальная роль, которую может исполнить воспитатель или старший ребенок, - это роль курочки-мамы. «Серенькая кошечка» В. Витлина вроде бы не очень удобная песня для инсценирования. Но если подумаешь, внести элементы оформления, дать исполнение индивидуальной роли хорошо поющему ребенку, то получится небольшая сценка, которая может украсить, например, мамин праздник. Дети выучили песню «Детский сад» А. Филиппенко поют её хорошо. Решила в исполнении этой песни внести оживление, которого иногда так не хватает: в припеве поется о игрушках - «красный мяч. синий мяч, куклы, медвежата…» и я решила им дать эти игрушки, чтобы они по-своему обыграли их, а затем на проигрыш передали другим и продолжили исполнение песни. При распевании также стараюсь у детей развивать творчество. Например, петь свои имена на 2-3 звуках. Передавая интонации («Кто лучше спел своё имя?») Я пою: «Петушок пропел …, ребенок отвечает: «Ку-ка-ре-ку» - сам сочиняет песенку петушка. Дети старшего дошкольного возраста инсценируют песни «Урожайная» А. Филиппенко, «К нам гости пришли» Ан. Александрова. Процесс работы тот же - отталкиваюсь от развития сюжета песни. Теперь дети обладают определенными навыками, полученными в младших и средних группах, им уже доступно освоение более сложных ситуаций. Дети поют в различных построениях: и по «уголкам», и в кучке, и в кругу, в нескольких кругах, врассыпную. Применяю также прием, как пение по фразам, по рядам, цепочкой, с солистами, с дирижером, «по телевизору», без музыкального сопровождения. Предлагала ребятам двигаться во время пения. Например, если песня напевная, ласковая, то дети исполняют её в хороводе, а если бодрая, энергичная - маршируя в колоне. В результате появилась масса новых вариантов исполнения, что давало возможность и мне и детям более творчески подходить к повторяемой песне. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня - это не только правильно или не правильно они что-то спели, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности к совершенствованию своих поисков. Например, сочини песни на готовый текст: «Мишка», «Зайка», «Мячик» А. Барто: первые опыты были не интересны; на последующих занятиях обращаю внимание на то, какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы передать радость, грусть, тревогу, жалобу. В конце года задание усложняется, предлагаю детям сочинить не только музыку, но и текст. Для этого даю темы: «Зима», «Лето», «В школу»…Обязательно использую иллюстрации, картины, это поможет детям облегчить их задачу. После прослушивания импровизаций, ребята сами выбирают лучшую. Такой приём позволит исключить повторность. Творчество помогает активизировать сам процесс обучения, у детей развивается память, речь, интеллект, воображение. Очень важен в музыкальном воспитании детей применение сказочного сюжета, знакомого детям, объединяет занятие сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности, расковывают детей, способствуют проявлению их творчества. Например, постановка опер «Муха- цокотуха», «Репка», где дети не только пели, но и играли, создавая свои образы героев сказок. В каждом виде исполнительства дети осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Важно помнить: обучение должно носить развивающий, творческий характер, сочетая в себе практические приёмы, носящие характер подражательности, и проблемные задания, используя приёмы индивидуального подхода, задания разной степени сложности.
Любое творчество развивает в ребенке эстетический вкус, чувство прекрасного, воспитывает самостоятельность, желание доставлять радость другим, как сказал педагог Ш.А. Амонашвили: «искорки их мыслей образовывали царство мысли, и чтобы они чувствовали себя в этом царстве властелинами.
Литература:
1.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Ярославль «Академия развития »1997г., - 238с. 2. Детские частушки, шутки, прибаутки. / Сост., Бахметьева Т. И., Соколова Г.Т. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с. 3. Метлов, Н.А. Музыка – детям. Пособие для воспитателей [Текст] / Сост. Чешева С.И., Николаичева А.П. – М.: Просвещение, 1985. – 144с. 4. Гульянц Е.Детям о музыке [Текст] / М.: «Аквариум», 1996г., 388с. 5. Кабалевский Дм., Воспитание ума и сердца [Текст] / Москва «Просвещение» 1984г., 206с.


В раздел образования