Напоминание

"Воздух-волшебник"


Автор: Фаева Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сосновский детский сад комбинированного вида "Звёздочка"
Населённый пункт: п. Сосновка Гурьевского района Кемеровской области
Наименование материала: конспект занятия в старшей группе
Тема: "Воздух-волшебник"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект организации непрерывной непосредственной образовательной

деятельности в старшей группе по теме:

«Воздух - волшебник»
Автор конспекта: Фаева Светлана Григорьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Сосновский детский сад комбинированного вида «Звездочка»
Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,формирование представлений о свойствах воздуха; развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; и формирование познавательных действий (обобщать, анализировать); развитие воображения и творческой активности
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»:
Обогащение активного словаря (прилагательными, существительными) характеризующими свойства воздуха; Овладение грамматически правильной речью, развитие диалогической речи; Овладение речью как средством общения
«Социально- коммуникативное развитие»:
развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
.

«Художественно- эстетическое развитие»:
Развитие самостоятельной творческой деятельности, восприятие музыки
«Физическое развитие»:
способствоватьобогащению двигательного опыта, развитие крупной и мелкой моторики.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные - умение слушать, строить монологическое высказывание, диалог, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество. Познавательные - умение выделять существенные признаки конкретно- чувственных объектов, классифицировать. Регулятивные - умение осуществлять действия по заданному образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами; Личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Оборудование для педагога:
магнитофон, мольберт, карточки – символы, игрушки надувные
Оборудование для детей:
стаканы с водой, коктейльные трубочки, емкость с водой, губки, кусочки сахара, мел, маленькие перышки, бутылочки с разным запахом, листы бумаги, трафареты, фломастеры.
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель:
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся
Воспитатель:
Яулыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
Раздается шум ветра (влетает Фея)

Фея:
Здравствуйте, дети, взрослые!

Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемая! Вы кто?
Фея:
Отгадайте загадку и узнаете, кто я.
Загадка:
Кто волшебницу узнает? Над землёй она летает? Чудеса творить умеет Всем в беде поможет (фея) Да, меня зовут Фея, я живу в волшебной стране. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Их мне подарил самый главный волшебник. Этот волшебник такой шутник и фокусник, что, когда подарил мне эти шарики, вдруг подул сильный - сильный ветер, и я оказалась здесь. Давайте попробуем отгадать, кто же этот волшебник?
Загадка
Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. Окружает нас всегда, Мы им дышим без труда. Он без запаха, без цвета Отгадайте, что же это?
Дети:
«
Воздух».

Фея:
«Конечно, это Волшебник- Воздух. Он такой шутник и фокусник, и сегодня он приготовил для вас много интересных фокусов. Вы поможете мне их отгадать? (ответы детей). Дело в том, что если мы с вами отгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться в волшебную страну».
Фея:
« Ребята, а чтобы мы с вами не забыли, какие фокусы воздуха уже разгадали, будем обозначать их символом. Тогда я в руки беру свою волшебную палочку (взмахиваю палочкой, дети встают в полукруг)» - Ребята, в загадке было сказано: «Он невидимый». Давайте это проверим. Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? (ответы детей)
Вывод: воздух невидимый.

Фея:
«Ребята, это первый фокус воздуха: он невидимый. Посмотрите, каким символом мы это будем обозначать
(выкладывает на доске символ)
А если воздух невидим, то, как мы его иначе можем назвать? (ответы детей: невидимка, воздух- невидимка)»
Фея:
« Ребята, а если воздух-невидимка, значит он где - то прячется? Давайте попробуем его поймать. Для этого я сейчас раздам вам вот такие пакетики. Давайте вместе покажем, как можно ловить воздух. Не забывайте зажать пакетики. Все поймали? (спрашивает, что у детей в пакете). Ребята, у всех в пакете воздух. А где мы его взяли? (ответы детей: вокруг нас). Действительно, воздух вокруг нас».
И так, второй фокус – воздух вокруг нас.

Фея:
«Ребята, когда мы поместили воздух в пакетики, то какую форму он приобрел? (подушечки или пакета). А если я помещу воздух в шарик, то какую форму он приобретет? (предположение детей). Давайте проверим. (надуваю шарик).
Дети:
- Воздух принял форму шара.
Фея:
«Ребята, сейчас я раздам вам интересные вещи (раздает детям разные надувные игрушки и просит их надуть. Затем спрашивает каждого ребенка о том, какую форму приобрел воздух). - Ребята, а теперь скажите, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Давайте вместе сделаем вот такой сложный вывод: «Воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета в который мы его помещаем.» (дети повторяют вывод о
том, что воздух не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который мы его помещаем. Собираю игрушки.).
Посмотрите каким символом мы это будем обозначать.

Фея:
«Дети, а теперь я, с помощью волшебной палочки, помещу воздух в мыльные пузыри, а вы его будете оттуда выпускать. Но будьте очень осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали в глаза».
Игра с мыльными пузырями под музыку.

Фея:
«Скажите мне, пожалуйста, когда вы надували игрушки, то откуда брали воздух? (ответы детей: из себя) Это значит, что воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас. А давайте мы это проверим. Подходите к столу (на столе стоят наполненные наполовину водой стаканы с водой и трубочкой). Как можно проверить, есть ли внутри нас воздух? (предположения детей). Ребята, что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку? (ответы детей). Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух и он в виде пузырей выходил из воды (дети повторяют опыт еще раз)».
Вывод: воздух есть вокруг нас и внутри нас.

Посмотрите, каким символом мы это обозначим.

Фея:
«Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?» (ответы детей). Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух и он в виде пузырей выходил из воды. (дети повторяют опыт еще раз) Значит, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, может, он есть еще где -то? (предположения детей). Давайте мы это проверим. (дети подходят к столу, на котором стоит большая квадратная емкость с водой. Раздает детям предметы: губка, кусочки сахара, мелок).
Фея:
«Ребята, сейчас мы с вами положим эти предметы в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух. Но положить их нужно так, чтобы не замочить свои ручки. Что вы видите?» (дети рассказывают, что они видят). Воздух выходит из предметов. Значит, воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов.
Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Правильно, воздух есть везде.

Посмотрите, каким символом это обозначим.

Игра с перышком

- А давайте еще поиграем с воздухом.
(Открывает коробку в которой лежат маленькие перышки. Дети берут по одному перышку). - Нужно подуть на перышко так, чтобы оно не упало на пол.
Игра с перышками.
- Ребята, а вы помните загадку?
В ней говорилось, что воздух не имеет запаха
. Давайте и это проверим. Вдохнули все глубоко носиком и выдохнули. Что вы почувствовали?
Дети:
-
У воздуха нет запаха.

Фея:
«А еще я для вас приготовила вот такие бутылочки. Я туда что-то поместила, а вы должны понюхать и отгадать, что же там.» (На столе 3 флакона, даю детям понюхать. Первый – запах шоколада, второй - запах апельсина, третий - запах чеснока).
Фея:
«Ребята, какой вывод можно сделать?»
Вывод: воздух не имеет запаха, а приобретает запах того предмета, от которого

пахнет, распространяется запах.

- Посмотрите, каким символом мы это обозначим.

Рисование воздушными фломастерами

Фея:
«Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать воздухом?2 (предположения детей). А хотите, я научу вас рисовать с помощью воздуха. Присаживайтесь за столы. Перед вами листы бумаги, берем по одному трафарету и положим трафареты на листы таким образом, чтобы желтая серединка на бумаге совпала с желтой серединкой трафарета. Теперь возьмите фломастеры, в которые мы будем дуть на наш трафарет (дети рисуют). - Дети, а теперь уберите трафарет, что мы нарисовали? (ответы детей)
Вы нарисовали цветы, которые растут в волшебной стране они останутся вам на память.
Фея:
«Вы такие молодцы, помогли мне разгадать столько фокусов!» Давайте вместе с вами вспомним, какие же фокусы мы с вами разгадывали? (дети по символам рассказывают про воздух) - Ребята, мы с вами обязательно встретимся и еще разгадаем немало фокусов про воздух (раздается шум воздуха). - Ребята, а вы слышите? Что это такое? (ответы детей). Правильно, это шум ветра. А вы знаете, что ветер – это сильные потоки воздуха. И это значит, что мне можно вернуться в волшебную страну. За то, что вы мне так хорошо помогли отгадать все фокусы воздуха, я хочу вас поблагодарить, подарить вам по шарику. (раздает шарики , надутые гелем) И у меня осталось 2 шарика, чтобы я могла долететь домой. - Спасибо вам большое! До свидания!


В раздел образования