Автор: Флегентова Алиса Леонидовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ"СОШ №37 г.Чебоксары" Чувашской Республики Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Воспитываю на своем примере Раздел: полное образование
Воспитываю на своем примере
В современное время актуальным является внедрение в учебный процесс
личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного,
синергетического, аксиологического и акмеологического подходов как
инновационных направлений решения воспитательного процесса.
Результаты исследования.
В условиях личностно ориентированного подхода ведущей целью является
создание условий для максимального развития индивидуальности ученика,
его способностей, наклонов и интересов. Отношение между педагогом и
школьниками носят субъектно -субъектный характер. Учитель не влияет
непосредственно на ученика, а создает условия для того, чтобы в его
личности состоялись определенные позитивные изменения. Ученик - субъект
собственной учебной и воспитательной деятельности, он самостоятельно
определяет проблемы в ходе воспитания и учения, ищет средства и способы
для их решения. Фиксированного содержания образования в личностно
ориентированном подходе не существует: его формирует сам ученик в
процессе воспитания и учения. Основными методами воспитания считаются:
диалог учителя и учеников, самостоятельная работа учеников с классным
коллективом и все это согласовывается с личностными смыслами,
выполнение творческих работ и тому подобное. К основным формам
воспитания лич-ностно ориентированного подхода относят: мастер - классы,
семинары, тренинги, социальные практики, беседы и др. Большую роль в
реализации этого подхода играет самовоспитание, основанное на
диалогичности.
Теория личностно ориентированного подхода в образовании и
воспитании человека имеет несколько направлений развития:
антропроцентрический; психолого-педагогический); культурологический
Культурологический подход в ее понимании - это изучение образования
сквозь призму понятия «культуры». Вопросами культурологического подхода
в проектировании содержания образования занимаются и научные работники
Соединенных штатов Америки. Так N.Glazer [Glaser N., 1977] рассматривает
вопрос реализации в школах поликультурного образования, которое имеет
две основных составляющей:
освоение учениками собственной этнической культуры;
подготовка учеников к жизни в культурной среде.
„Социальный опыт" в широком понимании необходимо рассматривать
как „культуру" потому что именно „культура" является определенным
мостиком между жизнедеятельностью поколений и источником развития
общества.
Цель воспитания в условиях компетентностного подхода - формирование
компетентной личности, то есть личности, которая способна решать разные
проблемы, используя усвоенные знания, умения и навыки. Содержание
воспитания в этом подходе подбирается на основании выделения
компетенций, которые необходимы каждому человеку. В соответствии с
компетенциями определяются проблемы, которые ученик учится решать, а
учебный материал группируется вокруг этих проблем. Аналогично
формирование социальной компетентности может быть направлено на
развитие способностей, строить взаимоотношение с органами власти,
выполнять социальные функции. Таких учебные предметы как „Бытовые
проблемы и их решения", „Я и окружающий мир", „Я в обществе" и тому
подобное нет. Значит, обо всем этом мы должны говорить в ходе
воспитательных мероприятий. Ведущей функцией компетентностного
подхода будет определяться в практической направленности воспитательного
процесса, включения ситуаций применения знаний и умений в конкретных
жизненных условиях.(Все мероприятия)
Синергетический подход. Понятие синергия ( от. гр. sinergia -
сотрудничество) в современности приобретает принципиально новое
значение. Наука синергетика исследует классическое взаимодействие
неодинаковых, сложных и открытых систем ( для обмена энергией,
веществами, информацией), которые находятся в постоянном процессе
саморазвития благодаря естественной способности новых систем к
самоорганизации. Синергетику как науку про „ коллективное взаимодействие
подсистем, которые образуют систему". Это не только совместное действие
нескольких факторов, которое приводит к качественно новому результату, но
и „ кооперативное взаимодействие между элементами системы, при котором
они проявляют признаки коллективного поведения". В результате этого
совокупность отдельных элементов превращается в единственную целостную
систему.
Деятельностный подход . Деятельностный подход нужен для
Эффективной организации физического воспитания.Он основывается на
принципах развития, предметности, активности, единства внутренней и
внешней деятельности. Главной идеей отечественной психологии является
понимание того, что личность формируется в первую очередь в процессе
социальной деятельности, определяя комплекс заданий, которые решаются в
сфере физической культуры. Деятельность человека, влияя на окружающий
мир служит средством удовлетворения его разнообразных потребностей и
одновременно - фактором его физического, психического, духовного
формирования как общественно полезной личности.
Утреняя зарядка,3-ий час физкультуры,Походы
Участие в различных соревнованиях:(«Кросс наций», «Лыжня России»)
Посещение бассейна,Катание на лыжах.
Воспитываю классный коллектив используя аксиологический подход,
где все воспитаниеориентировано на идеалы человека, общества. Я на своем
личном примере, своим позитивным отношением к жизни, работе, к
будущему стремлюсь подготовить и воспитать личность ученика, способного
легко принимать и решать жизненные проблемы и задачи..
(Мероприятия с моим участием.)
Главной идеей акмеологического подхода к физическому воспитанию
учеников общеобразовательных учебных заведений является положение о
том, что этот процесс имеет ориентироваться на личность ученика,
«обеспечение условий для самореализации учеников в образовательном
процессе, их саморазвитии, достижении наивысших результатов, в учебной
деятельности. Основная идея внедрения акмеологического подхода
заключается в том, что уровень учебной деятельности учеников, их
физическая подготовленность и, как следствие, физическое развитие можно
существенно повысить, если в педагогическом процессе реализовывать
акмеологические идеи достижения интеллектуального и физического
развития личности ученика, формирования, целенаправленной деятельности
во время усвоения содержания физкультурного образования. В течение учебы
в школе реализуется акмеологичний подход, обеспечивая последовательность
в реализации разнообразных функций физического воспитания для учеников
1 - 4, 5 - 9, 10 - 11 кл. Модель научно методической системы физического
воспитания базируется на выявлении существенных положений
акмеологическо-го подхода где осуществляется мониторинг качества
физической подготовленности учеников и самомониторинг учащимися
собственных достижений в процессе учебы. В основные составляющие
мониторинга включают разные действия: анализ, выявление,
диагностирование, контроль, корректировку, оценивание, проверку,
прогнозирование, управление. Отдельным блоком в структуре мониторинга
выделяются: сбор обработка (обобщение), сохранение, распространение
информации.