"ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Автор: Павлова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 162" Населённый пункт: Чувашская Республика город Чебоксары Наименование материала: статья Тема: "ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ" Раздел: дошкольное образование
Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не
случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало
открытий.
Актуальность
данной
проблемы
заключается
в
том,
что
в
настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой
культурой
отношений
между
людьми,
которые
будут
определяться
социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое
общество
обуславливает
необходимость
нравственной
воспитанности
каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее
собственное
отношение
к
совершаемым
действиям
и
поступкам,
к
соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы
сама
личность
стремилась
быть
нравственной,
чтобы
она
соблюдала
моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и
глубокого понимания их необходимости.
Решение
этих
проблем
самым
тесным
образом
связано
с
формированием
ценностных
ориентации,
нравственных
начал
в
ребенке,
составляющих духовную основу его личности.
Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра
оказывает
существенное
влияние
на
социально-нравственное
развитие
личности
ребенка
дошкольного
возраста.
В
игре
отражается
содержание
окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных
норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление
дружеских
взаимоотношений
детей
зависит
от
содержания
и
характера
взаимодействия детей в игре.
Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она
пронизывает
всю
их
жизнь,
способствует
физическому
и
духовному
здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания
и обучения ребят.
Игры-драматизации
способствуют
социально-нравственному
и
эмоциональному
развитию
дошкольника,
развитию
его
познавательной
активности,
творческих
способностей
и
воображения
-
познавательного,
влияющего
на
становление
логико-символической
функции
сознания,
и
аффективного,
способствующего
пониманию
ребенком
смыслов
человеческих
отношений,
адекватному
эмоциональному
реагированию,
формированию гуманных чувств.
Игра-драматизация,
как
эффективное
средство
формирования
нравственных
ценностей
рассматривается
в
трудах:
А.П.
Усовой,
Р.И.
Жуковской,
З.М.
Богуславской,
Е.О.
Смирновой,
Л.В.
Артемовой,
Н.С.
Карпинской, Л.П. Стрелковой, З. Колесниковой, А.И. Матусик.
Р.И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации:
• непосредственное выполнение ролей детьми;
•
показ
детьми
настольного
театра
с
использованием
игрушек
и
персонажей;
•
конструирование
из
снега
сказочных
домиков,
лепка
зверей
с
созданием декораций.
Игра
–
драматизация
-
художественная
деятельность
дошкольника,
отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться
и почувствовать себя кем-то другим.
В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами
произведения,
что
позволяет
не
только
вызвать
эмоциональный
отклик
ребенка, но и создать условия для формирования нравственных ценностей -
как
в
отношении
своих
сверстников,
так
и
в
отношении
взрослых.
Дошкольники
получают
возможность
«дочувствовать»
в
процессе
игр-
драматизации то, что было ими пережито во время восприятия.
Поставив
задачу
социально-нравственное
воспитание
детей
через
игры-драматизации, мы поняли, что это будет способствовать социализации
детей,
развитию
умения
адаптироваться
в
окружающем
мире.
Позволит
воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности,
развить умение действовать сообща (в коллективе).
Детей в играх-драматизациях, привлекает внутренняя, эмоциональная
насыщенность
литературных
сюжетов,
конкретные
активные
действия
персонажей.
Дети
эмоционально
осваивают
литературное
произведение,
проникают
во
внутренний
смысл
поступков
героев,
у
них
формируется
оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка
с
литературным
персонажем,
активизирует
процессы
формирования
сопереживания,
сочувствия,
содействия,
способствует
становлению
нравственных мотивов поведения.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик
интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в
инсценировке
сказок,
подбирают
элементы
костюмов
для
персонажей,
изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере
своих действий и т.п.
Важным
условием
успешности
работы
по
данному
направлению
является создание предметной среды, способствующей развитию личности
ребенка.
В
группе
следует
организовать
уголок
для
театрализованной
деятельности.
Ведь
именно
театр
раскрывает
духовный
и
творческий
потенциал
ребенка
и
дает
реальную
возможность
ему
адаптироваться
в
социальной среде.
Уголок
театрализованной
деятельности
должен
быть
оснащен
разнообразными видами театра: теневой, пальчиковый, настольный, театр
картинок и др.; разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и
самодельные.
В
уголке
должны
присутствовать
элементы
костюмов
персонажей
сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п.
Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора
литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами
с о ц и а л ь н о - н р а в с т в е н н о го
в о с п и т а н и я
и
о с у щ е с т в л я л с я
п о
следующим принципам:
–
сюжет
должен
иметь
четко
выраженное
воспитательное
воздействие;
–
эмоциональная
выразительность
персонажей
с
присущими
им
нравственными
качествами,
наличие
противоположных
персонажей;
–
увлекательный
сюжет:
повторы
в
тексте,
динамичные
действия;
– богатый и яркий иллюстративный материал.
Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, условно можно
разделить на 5 циклов.
1.
Произведения, в которых герои проявляют умение дружить («Кот,
петух и лиса», «Теремок», «Под грибом»).
2 .
Сказки,
раскрывающие
нравственный
смысл
любви,
заботы,
по
отношению к близким людям («Петушок и бобовое зернышко», «Курочка
Ряба», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом»)
3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто
противопоставляется добро и зло («Морозко», «Колобок»).
4.
Показаны
примеры
героя
справедливого,
доброго,
смелого
(«Заюшкина избушка», «Айболит»).
5.
Формирование
обобщенного
положительного
образа
человека.
В
этих
произведениях
показаны
как
положительные,
так
и
отрицательные
черты («Заяц - хваста», «Маша и медведь»)
Работа по формированию гуманных чувств у дошкольников при
организации игр-драматизаций мы разделили на 3 этапа.
На I-м этапе решаются задачи формирования представлений детей о
нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их
оценивать.
Предварительная
работа
по
организации
игр-драматизаций
начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения
произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, используем
такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке.
II-й
этап посвящен
поискам
средств
выразительности:
интонации,
мимике, жестам. Для этого используются разнообразные игры и речевые
упражнения
на
развитие
выразительности
речи,
движений,
сплоченности
детей.
На
III-м
этапе основное
внимание уделяется
играм-драматизациям,
развитию общения и взаимодействия по поводу игры. В игре одновременно
принимают
участие
несколько
детей,
игру проводим
несколько
раз,
так,
чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить
разные роли.
Важным
условием
руководства
играми-драматизациями
является
индивидуальный
подход
к
детям,
учет
их
особенностей.
В
игре
–
драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они
привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли,
а затем с удовольствием исполняют главные.
Поэтапность
работы
обеспечивает
постепенное
сближение
детей
с
персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они
не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо
знакомых
детям
друзей
или
недругов,
ролевое
изображение
самих
персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы,
которые
я
использую
для
глубокого
понимания
нравственного
смысла
художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.
В работе по воспитанию гуманных чувств придерживаемся следующих
принципов:
активно
поддерживаем
стремление
детей
к
прекрасному,
воспитываю
в
них
нетерпимость
ко
злу.
В
результате
этого
у
детей
формируется
потребность
помочь
другому,
проявляется
желание
быть
умным, добрым, похожим на понравившегося героя.
формируем способность детей к самообучаемости.
развиваем
умение
не
только
технически
исполнить
роль,
но
и
передать свое к ней отношение;
формируем
у
детей
оценочное
отношение
к
окружающей
действительности;
занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, мы стараемся
вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются,
учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.
И так, игра - драматизация способна решать задачи формирования
гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Игра-драматизация
позволяет
ребенку
психологически
сблизиться
с
героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это
уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В
играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные
моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время
чтения
сказки
и
кукольного
спектакля,
они
могут
реализовать
в
игре,
проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят
соответствующий
отклик
у
детей,
исполняющих
и
положительные,
и
отрицательные роли.
Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с
персонажами
произведения,
что
позволяет
не
только
выявить
уровень
развития
нравственных
ценностей,
но
и
создать
условия
для
их
формирования - как в отношении своих сверстников, так и в отношении
взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе
игр
-
драматизации
то,
что
было
ими
пережито
во
время
восприятия
художественного произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акулова,
О.
А.
Театрализованные
игры
/
О.
А.
Акулова
//
Дошкольное воспитание. 2008. - №4. - C. 20-23.
2.
Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников / Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година, А. Д. Шатова
и др. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.
3.
Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у
дошкольников / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. - М. :
Просвещение, 2006. - 141 с.
4.
Козлова,
С.
А.
Дошкольная
педагогика
/
С.
А.
Козлова,
Т.А. Куликова - М. : Академия, 2004. - 416 с.
5.
Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие
для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : Владос,
2008. - 150с.
6.
Мигунова,
Е.
В.
Театральная
педагогика
в
детском
саду
/
Е. В. Мигунова. - М. : Владос, 2009. – 250 с.
7.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
«От
рождения до школы» ; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой, - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 256 с.
8.
Стрелкова,
Л.
Н.
Социально-нравственное
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста средствами
художественной
литературы
/
Л. Н. Стрелкова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №8. - C. 32-36.
9.
Улитко,
С.
А.
Формирование
гуманистической
направленности
поведения у детей шестого года жизни / С. А. Улитко. - М. : 2008. - 35 с.
10. Щёткин,
А.
В.Театральная
деятельность
в
детском
саду
:
Для
занятий с детьми 5 - 6 лет / А. В. Щёткин . - M. : Просвещение, 2008. - 144 с.
11. Шитякова, Н. П. О программе духовно-нраственного воспитания
дошкольников
/
Н.
П.Шитякова,
Т.
Г.
Феоктистова
//
Дошкольное
образование. - 2009. - №6. – С.7-11.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 158 «Рябинушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
города Чебоксары Чувашской республики.
ГОРОДСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЧТЕНИЯ
"ИДЕИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В
РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Тема: "ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ"
Выполнила воспитатель
МБДОУ «Детский сад 158»
ПАВЛОВА ТАТЬЯНА
АНАТОЛЬЕВНА
06.02.2014
Чебоксары 2014