Напоминание

"ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Павлова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 162"
Населённый пункт: Чувашская Республика город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием ценностных ориентации, нравственных начал в ребенке, составляющих духовную основу его личности. Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре. Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят. Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения - познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и аффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию гуманных чувств. Игра-драматизация, как эффективное средство формирования нравственных ценностей рассматривается в трудах: А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Л.В. Артемовой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, З. Колесниковой, А.И. Матусик. Р.И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации: • непосредственное выполнение ролей детьми; • показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей; • конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.
Игра – драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим. В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать условия для формирования нравственных ценностей - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр- драматизации то, что было ими пережито во время восприятия. Поставив задачу социально-нравственное воспитание детей через игры-драматизации, мы поняли, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе). Детей в играх-драматизациях, привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т.п. Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе следует организовать уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности должен быть оснащен разнообразными видами театра: теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке должны присутствовать элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п. Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами с о ц и а л ь н о - н р а в с т в е н н о го в о с п и т а н и я и о с у щ е с т в л я л с я п о следующим
принципам:
– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие; – эмоциональная выразительность персонажей с присущими им
нравственными качествами, наличие противоположных персонажей; – увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия; – богатый и яркий иллюстративный материал. Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, условно можно разделить на 5 циклов. 1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить («Кот, петух и лиса», «Теремок», «Под грибом»).

2
.
Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям («Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом») 3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло («Морозко», «Колобок»). 4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого («Заюшкина избушка», «Айболит»). 5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты («Заяц - хваста», «Маша и медведь»)
Работа по формированию гуманных чувств у дошкольников при

организации игр-драматизаций мы разделили на 3 этапа.

На I-м этапе
решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, используем такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке.
II-й

этап
посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого используются разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей.
На

III-м

этапе
основное внимание уделяется играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. В игре одновременно принимают участие несколько детей, игру проводим несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить разные роли. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные. Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы,
которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка. В работе по воспитанию гуманных чувств придерживаемся следующих принципов:  активно поддерживаем стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя.  формируем способность детей к самообучаемости.  развиваем умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;  формируем у детей оценочное отношение к окружающей действительности;  занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, мы стараемся вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь. И так, игра - драматизация способна решать задачи формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр - драматизации то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. 2008. - №4. - C. 20-23. 2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с. 3. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. - М. : Просвещение, 2006. - 141 с. 4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т.А. Куликова - М. : Академия, 2004. - 416 с. 5. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : Владос, 2008. - 150с. 6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. - М. : Владос, 2009. – 250 с. 7. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» ; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 256 с. 8. Стрелкова, Л. Н. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Л. Н. Стрелкова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №8. - C. 32-36. 9. Улитко, С. А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей шестого года жизни / С. А. Улитко. - М. : 2008. - 35 с. 10. Щёткин, А. В.Театральная деятельность в детском саду : Для занятий с детьми 5 - 6 лет / А. В. Щёткин . - M. : Просвещение, 2008. - 144 с. 11. Шитякова, Н. П. О программе духовно-нраственного воспитания дошкольников / Н. П.Шитякова, Т. Г. Феоктистова // Дошкольное образование. - 2009. - №6. – С.7-11.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 158 «Рябинушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей города Чебоксары Чувашской республики. ГОРОДСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
"ИДЕИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В

РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Тема: "ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ" Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад 158» ПАВЛОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА 06.02.2014 Чебоксары 2014


В раздел образования