Автор: Толстикова Светлана Викторовна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25 "Светлячок" Населённый пункт: Ростовская область, Аксайский район, поселок Дорожный Наименование материала: Методический материал Тема: "Взаимодействие ДОУ с семьей" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад №25 «Светлячок»
«Взаимодействие ДОУ с семьей»
(опыт работы)
Автор: Толстикова Светлана Викторовна
Воспитатель первой квалификационной категории.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с
семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и
родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие
педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по
этой причине наше дошкольное учреждение сегодня ориентируется на поиск таких форм
и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей,
способствуют формированию активной родительской позиции.
Целью взаимодействия нашего ДОУ с семьей является решение задач, направленных на
повышение качества воспитания и образования детей, вовлечение всех родителей в
педагогический процесс ДОУ. В соответствии с этим и была определена система
деятельности, основанная на принципах:
- доброжелательности, взаимопонимания, доверия, открытости;
- целенаправленности, систематичности, плановости;
- дифференцированного подхода к работе с родителями с учетом многоаспектной
специфики каждой семьи.
В своей практике мы используем разнообразные формы совместной деятельности
педагогов, родителей и детей. При изучении семей воспитанников широко используем
анкетирование с целью сбора информации путем письменных ответов родителей на
поставленные вопросы анкеты (например: «Ваше мнение о работе детского сада»,
«Комфортность ребенка в ДОУ», «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам
речевого развития детей»). Полученные в ходе ответов на вопросы анкеты данные
обобщаем, подвергаем анализу, чтобы затем принять на этой основе стратегические и
тактические решения по организации взаимодействия с семьей, а затем начинаем работу
и с детьми, и с родителями. Информацию систематизируем и отражаем в лаконичной
форме, составляя социальный портрет семьи.
В работе с родителями широко используем беседы, чтобы в результате общения с ними
получить необходимую информацию о ребенке. Беседа, проходящая в атмосфере
доброжелательности, позволяет прикоснуться к внутреннему миру родителей, увидеть
успехи и затруднения в воспитании детей. Проводим индивидуальные беседы с
родителями в утренние и вечерние отрезки времени. И предлагаем следующие темы
бесед: «Игры дошкольника в семье», «Организация режима дня в семье». В беседах
стараемся вызвать родителей на откровенность, ответить на все вопросы об их ребенке,
его поведении в детском саду, взаимоотношениях со сверстниками, а со стороны
родителей узнаем о проблемах, которые обсуждаем на следующей встрече.
Папки – передвижки мы изготавливаем для того, чтобы подробно ознакомить родителей
с теми или иными вопросами воспитания. Их названия связано с тем, что весь материал
в папке может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной
обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. С
интересом родители изучили папки – передвижки «Дорожная азбука», «Один дома»,
которые объяснили им как закрепить у детей правила дорожного движения при переходе
улицы, правила перевозки в личном автомобиле детей в автомобильном кресле. Родители
закрепили знания детей в пользовании телефоном «01» при возникновении пожара,
знания домашнего адреса.
Так же для родителей создан стенд «Уголок для родителей», где каждый раз
предоставляется воспитателем информация для родителей, план образовательно –
воспитательной работы группы, план работы на год, консультации на различные темы,
объявления, меню на каждый день, и т.д.
Один раз в квартал проводим групповые родительские собрания, которые являются
действенной формой работы воспитателя с коллективом родителей, организованного
ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного
возраста в условиях детского сада. Систематически в ДОУ проводятся Дни открытых
дверей, где родители могут посмотреть занятия, оздоровительные мероприятия,
театрализованные представления, концерты. День открытых дверей – это форма
взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день мы
представляем семьям воспитанников достижения детей.
Традиционно в ДОУ проводятся Дни здоровья, спортивные развлечения с участием
родителей «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка мамы», «Мы лисичке помогаем
– вместе по лесу гуляем».
Совместное участие педагогов, родителей и детей в методических мероприятиях,
сближает всех, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами, что
является залогом плодотворного сотрудничества и заинтересованности родителей в
будущем своих детей, и стремление детей быть лучшими в глазах своих родителей:
изготовление костюмов, атрибутов к утренникам, ролевое участие в новогодних
праздниках, в организации конкурсов, фотовыставок.
Огромное значение имеют «Встречи с интересными людьми». Это родители, бабушки,
дедушки. Они рассказывают о своей работе, выборе профессии, той деятельности,
которую они выполняют. Когда ребенок видит своего родного и близкого человека, то
гордится им, возникает чувство уважения.
Организуем совместные праздники , развлечение, подготовка к ним, это сплачивает,
способствует открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий не только
совместный отдых, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам
организации детско – взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и
путей выхода из сложных педагогических ситуаций.
Наши родители не остаются равнодушными к делу дошкольного воспитания и
оказывают посильную помощь в благоустройству территории детского сада. С
удовольствием принимают участие в ремонте оборудования и группы.
В группах сложились свои традиции: совместные дни рождения детей ; стенд «Как я с
семьей провел лето!», где размещены фотографии родителей с детьми во время летнего
отдыха; выставки «Дары природы» (поделки из природного материала»)
Данные мероприятия способствуют сплоченность коллектива родителей, детей и
педагогов, дают положительный эффект – это эмоциональные и доверительные
отношения всех членов единого содружества и возможность поближе узнать интересы
семей, познакомиться и подружиться. Таким образом, взаимодействие педагогов и
родителей в нашем ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, что является
одним из важных условий повышения качества дошкольного образования.