Напоминание

"Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"


Автор: Волкова Юлия Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Большеелховская СОШ",
Населённый пункт: с. Большая Елховка, Лямбирский район, Республика Мордовия
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
Раздел: полное образование





Назад





Конспект открытого урока по литературе в 6 классе

Тема: «Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цель урока:
показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.
Тип урока:
комбинированный с использованием ИКТ.
Методические

приёмы:
аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр видеофрагмента, написание творческой работы.
Программно-методическое обеспечение:
учебник литературы для 6 класса (В. Я. Коровина), рабочие тетради по литературе, раздаточный материал, презентация.
Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и

технология

оценивания

I. Приветствие-

представление.
- Здравствуйте, дети, садитесь! Меня зовут Волкова Юлия Алексеевна. После окончания университета я пришла работать в свою родную школу и работаю с теми людьми, которые когда-то учили меня (
слайд 1
).
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
II. Актуализация

знаний

обучающихся.
- А что для вас значит хороший учитель? (Ответы детей записываю на доске (добрый, справедливый, умный, честный, отзывчивый…)) - А для писателя Валентина Григорьевича Распутина главное качество учителя – душевная щедрость, его произведения созвучны мудрости Л. Н. Толстого (Чем добрее человек, тем больше доброты он видит в людях) (
слайд 2
). На предыдущем занятии вы начали знакомство с его рассказом «Уроки французского», в основу которого легли факты биографии писателя. Кому же посвящено это произведение? (Анастасии Прокопьевне Копыловой. Она была учителем и матерью его друга драматурга Вампилова. Наверное, она умела слушать их произведения, давала советы). - Интересно, что у Лидии Михайловны был реальный прототип – Лидия Михайловна Молокова (
слайд

3
) . В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный, почти как мой! Лидия 1
Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились. Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд. В интервью газете «Труд» Молокова Л. М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла. Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика. 3. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 4. Излагать содержание прочитанного. 5. Строить рассуждения.
Коммуникативные

УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
Личностные

результаты

III.

Формулирование

темы.
- Попробуйте, сформулировать, о чем же мы с вами будем говорить (Об образе учительницы, мы будем анализировать его, будем говорить об особенностях ее характера, о ее душевной щедрости). - Запишите тему урока (
слайд 4
). Сегодня мы попытаемся понять, как писатель создает художественный образ учительницы.
IV.

Т е о р и я

литературы.
- Основными средствами создания художественного образа являются портрет, интерьер, сопоставление с другими персонажами (
слайд 5
).
V.

Р а б о т а

с

текстом.
- Обратимся к тексту. Ребята первого ряда, найдите в тексте портретное описание героини, второго ряда – интерьерное описание, третьего ряда – сопоставьте манеру общения Лидии Михайловны и директора школы. Ответьте на вопрос, какой предстает Лидия Михайловна в этих фрагментах? - Послушаем первый ряд (Ответы детей). - Какие слова характеризуют героиню? (Доброта, молодость, понимание) - Второй ряд. (Аккуратность, доброта) - Третий ряд. (Лидия Михайловна – мягкость характера, тактичность, 2
отзывчивость; директор – жесткость) - Ребята, директор такой не в силу того, что не любит детей, а потому что прошел Великую Отечественную войну и к детям относился как к солдатам. 1. Формирование эмоционально- оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Элементы «Технологии обучения поэтическому искусству»
VI.

А н а л и з

эпизода.
- Еще одно средство раскрытия образа героя – это его поступок. (Достаю посылку из-под стола) - Как этот предмет связан с содержанием произведения? (Ответы детей). Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент (
слайд 6
). - Такой ли вы представляли себе Лидию Михайловну? (Да, молодая, красивая, добрая, отзывчивая, старается вести беседу с учеником открыто, душевно) - Почему мальчик не взял посылку? (Он был гордый, не хотел, чтобы его жалели, догадался, что посылка не от мамы). - Как мальчик догадался, что она не от мамы? (Ответы детей) - Почему Лидия Михайловна отправила посылку? (Она хотела ему помочь, это проявление ее доброты, душевной щедрости)
VII.

Творческая

работа.
- В душе Распутина благодарность к учителю хранилась долгие годы и воплотилась в художественном произведении. Давайте попробуем вместе написать небольшие благодарности вашим учителям в стихотворной форме. Дети зачитывают свои творческие работы. Кто поможет нам во всем? От кого совета ждем? Тот, кто послан нам судьбой, – Учитель с доброю душой (
слайд 7
). В сердце вашем доброта, Столько света и тепла! Уроки ваши запомним навсегда, 3
Не подведем вас никогда! Вы нас поддерживаете во всем, Мы с нетерпением вас ждем. Спасибо говорим сейчас, Вы помогли нам в трудный час. Спасибо, любимый учитель, Вы нам пример во всем, Вы наш идейный вдохновитель, Мы с нетерпением вас ждем. - У вас получилось хорошо, но если вы их немного доработаете, то вы смело можете подарить их своим учителям к празднику. Поверьте, им будет очень приятно. Можно даже опубликовать свои творческие работы, в которых ваши чувства выражены через искусство слова, как это сделал писатель.
VIII. Рефлексия.
- Данное произведение не оставляет равнодушным уже ни одно поколение читателей. К нему созданы иллюстрации, сняты художественные фильмы. Мне хочется закончить наш урок прекрасной поэтической интерпретацией Надежды Мирошниченко. Уроки французского! Темный заснеженный вечер. И русская девушка в дальнем сибирском краю Голодного мальчика учит изысканной речи, Французской фонетике вместе со словом «люблю». Он так одинок, этот мальчик, и так простодушен. И очень талантлив, но очень, к тому же, строптив. И как она хочет согреть его чистую душу, 4
Ее чистоты и доверия не замутив. А юная девушка, странная, словно из книжки, С своим «силь ву пле» и совсем простодушным «мерси» Спустившейся с неба тому представлялась мальчишке. Таких он не видел еще до сих пор на Руси. - Давайте откроем посылку. Что там? (Яблоки) - Это и есть символ душевной щедрости Лидии Михайловны (Раздаю яблоки) - Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и получаете отличные оценки. 5


В раздел образования