"Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
Автор: Волкова Юлия Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Большеелховская СОШ", Населённый пункт: с. Большая Елховка, Лямбирский район, Республика Мордовия Наименование материала: Конспект урока Тема: "Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского" Раздел: полное образование
Тема: «Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Цель урока: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методические
приёмы:
аналитическая
беседа,
выразительное
чтение,
просмотр
видеофрагмента,
написание
творческой работы.
Программно-методическое обеспечение: учебник литературы для 6 класса (В. Я. Коровина), рабочие тетради по
литературе, раздаточный материал, презентация.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и
технология
оценивания
I. Приветствие-
представление.
- Здравствуйте, дети, садитесь! Меня зовут Волкова Юлия Алексеевна.
После окончания университета я пришла работать в свою родную школу и
работаю с теми людьми, которые когда-то учили меня ( слайд 1 ).
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему,
проблему и цели урока.
2. В диалоге с
учителем
вырабатывать
критерии оценки своей
работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно
вычитывать все виды
текстовой
информации.
2. Пользоваться
приёмами изучающего
чтения.
II. Актуализация
знаний
обучающихся.
- А что для вас значит хороший учитель? (Ответы детей записываю на
доске (добрый, справедливый, умный, честный, отзывчивый…))
- А для писателя Валентина Григорьевича Распутина главное качество
учителя – душевная щедрость, его произведения созвучны мудрости Л. Н.
Толстого (Чем добрее человек, тем больше доброты он видит в людях)
( слайд 2 ). На предыдущем занятии вы начали знакомство с его рассказом
«Уроки
французского»,
в
основу
которого
легли
факты
биографии
писателя. Кому же посвящено это произведение? (Анастасии Прокопьевне
Копыловой.
Она
была
учителем
и
матерью
его
друга
драматурга
Вампилова. Наверное, она умела слушать их произведения, давала советы).
- Интересно, что у Лидии Михайловны был реальный прототип – Лидия
Михайловна
Молокова
( слайд
3 )
. В
1951
году
она,
молоденькая
выпускница
Иркутского
института
иностранных
языков,
приехала
в
далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный, почти как мой! Лидия
1
Михайловна
организовала
драмкружок,
и
«разбойники»
вскоре
преобразились. Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за
справедливость
и
смелость.
Плохо
тогда
жилось,
как
и
повсюду
в
послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд. В
интервью газете «Труд» Молокова Л. М. рассказала, что Валя Распутин был
одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и
«замеряшки» она с ними не играла. Интересно, что после Забайкалья эта
женщина
жила
в
Саранске,
преподавала
в
Мордовском
университете
французский
язык.
Потом
работала
и
в
Камбодже,
и
в
Алжире,
и
во
Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в
одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего
бывшего ученика.
3. Пользоваться
приёмами
ознакомительного и
просмотрового чтения.
4. Излагать содержание
прочитанного.
5. Строить
рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные
мнения и стремиться к
координации
различных позиций в
сотрудничестве.
2. Формулировать
собственное мнение и
позицию,
аргументировать её.
3. Оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме с
учётом речевой
ситуации, создавать
тексты различного
типа, стиля, жанра.
Личностные
результаты
III.
Формулирование
темы.
- Попробуйте, сформулировать, о чем же мы с вами будем говорить (Об
образе учительницы, мы будем анализировать его, будем говорить об
особенностях ее характера, о ее душевной щедрости).
- Запишите тему урока ( слайд 4 ). Сегодня мы попытаемся понять, как
писатель создает художественный образ учительницы.
IV.
Т е о р и я
литературы.
-
Основными
средствами
создания
художественного
образа
являются
портрет, интерьер, сопоставление с другими персонажами ( слайд 5 ).
V.
Р а б о т а
с
текстом.
- Обратимся к тексту. Ребята первого ряда, найдите в тексте портретное
описание героини, второго ряда – интерьерное описание, третьего ряда –
сопоставьте
манеру
общения
Лидии
Михайловны
и
директора
школы.
Ответьте
на
вопрос,
какой
предстает
Лидия
Михайловна
в
этих
фрагментах?
- Послушаем первый ряд (Ответы детей).
- Какие слова характеризуют героиню? (Доброта, молодость, понимание)
- Второй ряд. (Аккуратность, доброта)
- Третий ряд. (Лидия Михайловна – мягкость характера, тактичность,
2
отзывчивость; директор – жесткость)
- Ребята, директор такой не в силу того, что не любит детей, а потому что
прошел
Великую
Отечественную
войну
и
к
детям
относился
как
к
солдатам.
1. Формирование
эмоционально-
оценочного отношения
к прочитанному.
2. Формирование
восприятия текста как
произведения
искусства.
Элементы
«Технологии обучения
поэтическому
искусству»
VI.
А н а л и з
эпизода.
- Еще одно средство раскрытия образа героя – это его поступок.
(Достаю
посылку из-под стола)
- Как этот предмет связан с содержанием произведения? (Ответы детей).
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент ( слайд 6 ).
-
Такой
ли
вы
представляли
себе
Лидию
Михайловну? (Да,
молодая,
красивая,
добрая,
отзывчивая,
старается
вести
беседу
с
учеником
открыто, душевно)
- Почему мальчик не взял посылку? (Он был гордый, не хотел, чтобы его
жалели, догадался, что посылка не от мамы).
- Как мальчик догадался, что она не от мамы? (Ответы детей)
- Почему Лидия Михайловна отправила посылку? (Она хотела ему помочь,
это проявление ее доброты, душевной щедрости)
VII.
Творческая
работа.
- В душе Распутина благодарность к учителю хранилась долгие годы и
воплотилась в художественном произведении. Давайте попробуем вместе
написать
небольшие
благодарности
вашим
учителям
в
стихотворной
форме.
Дети зачитывают свои творческие работы.
Кто поможет нам во всем?
От кого совета ждем?
Тот, кто послан нам судьбой, –
Учитель с доброю душой ( слайд 7 ).
В сердце вашем доброта,
Столько света и тепла!
Уроки ваши запомним навсегда,
3
Не подведем вас никогда!
Вы нас поддерживаете во всем,
Мы с нетерпением вас ждем.
Спасибо говорим сейчас,
Вы помогли нам в трудный час.
Спасибо, любимый учитель,
Вы нам пример во всем,
Вы наш идейный вдохновитель,
Мы с нетерпением вас ждем.
- У вас получилось хорошо, но если вы их немного доработаете, то вы
смело можете подарить их своим учителям к празднику. Поверьте, им будет
очень
приятно.
Можно
даже
опубликовать
свои
творческие
работы,
в
которых ваши чувства выражены через искусство слова, как это сделал
писатель.
VIII. Рефлексия.
- Данное произведение не оставляет равнодушным уже ни одно поколение
читателей. К нему созданы иллюстрации, сняты художественные фильмы.
Мне хочется закончить наш урок прекрасной поэтической интерпретацией
Надежды Мирошниченко.
Уроки французского! Темный заснеженный вечер.
И русская девушка в дальнем сибирском краю
Голодного мальчика учит изысканной речи,
Французской фонетике вместе со словом «люблю».
Он так одинок, этот мальчик, и так простодушен.
И очень талантлив, но очень, к тому же, строптив.
И как она хочет согреть его чистую душу,
4
Ее чистоты и доверия не замутив.
А юная девушка, странная, словно из книжки,
С своим «силь ву пле» и совсем простодушным «мерси»
Спустившейся с неба тому представлялась мальчишке.
Таких он не видел еще до сих пор на Руси.
- Давайте откроем посылку. Что там? (Яблоки)
- Это и есть символ душевной щедрости Лидии Михайловны (Раздаю
яблоки)
- Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и получаете отличные оценки.
5