Взаимодействие семьи и школы в воспитании человека новой эпохи
Автор: Лабикова Евгения Станиславовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "ТСШ № 9" Населённый пункт: Молдова, ПМР, г.Тирасполь Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие семьи и школы в воспитании человека новой эпохи Раздел: полное образование
ЭПОХИ
овременное
общество
переживает
процесс
перехода
из
одной
системы
общественных
отношений к другой, и его кризис, охвативший
все сферы жизнедеятельности, не может не сказаться
на состоянии и функционировании семьи. К тому же,
межэтнические конфликты, а также психологические
потрясения усугубляют
все
те
проблемы,
которые
стоят перед семьей. В обществе реально наблюдаются
процессы
деградации
семейного
образа
жизни,
упадок
духовных
и
семейных
ценностей,
снижение
потребностей иметь детей в браке, увеличение числа
разводов, нарастание внутрисемейного насилия. Под
влиянием этих и других факторов семья претерпевает
значительные
деформационные
изменения.
И
сегодня
очевидно,
что
кризис
семьи
проблема
не
только региональная, но и глобальная.
С
Важным
инструментом,
посредством
которого
в
разных странах стремятся решить данную проблему,
является воспитание.
В нашей стране распространены семьи, состоящие
из трех поколений, включающие родителей с детьми
и
бабушек
и
дедушек.
Распространением
двух
по-
к о л е н н ы х
с е м е й
ч р е в а т о
о с л а б л е н и е м
эмоциональных связей между молодыми супругами и
их родителями, в результате снижается возможность
оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта,
в
том
числе
и
опыта
воспитания,
от
старшего
поколения к младшему.
Демократическое общество заинтересовано в том,
чт о б ы
с е мь я
с т а л а
мо щ н ы м
ф а к т о р о м
е г о
стабилизации
и
укрепления.
Общая
стратегия
законодательных
актов
заложена
в
Конституции
ПМР, где записано, что семья, материнство и детство
находятся под защитой государства, которое создаст
социально-экономические
и
правовые
предпосылки
для
нормального
развития
и
образования
детей.
Конституция ПМР обязывает родителей заботиться о
воспитании
детей,
приобщать
их
к
труду
и
в о с п и т ы в а т ь
у
н и х
т р у д о л ю б и е .
Р е б е н к у
гарантируется общее бесплатное образование
В
этой
связи,
а
также
процесс
гуманизации
образования создает
необходимость переосмысления
форм и содержания взаимодействия семьи и школы в
процессе воспитания личности.
Дружба,
любовь,
брак
и
семья
-
все
это
не
сугубо
личные вопросы каждого из нас. Человек и общество
едины во всех формах своего проявления и от того,
на- сколько прочна и благополучна семья, зависит и
благополучие
самого
общества.
Как
воспитать
ребенка, чтобы вырос хороший человек, с большим
благородным
сердцем,
чтобы
он
вошел
в
наше
общество творцом и созидателем?
У
родителей
много
хороших
помощников.
Им
помогают детские ясли, сад, детские консультации, а
когда ребенок входит в школьный мир, то учитель,
многие
специалисты
различных
внешкольных
учреждений.
Но
все
же за воспитание ребенка, прежде всего,
отвечают
отец
и
мать,
те,
кто дали
ему
жизнь.
Родители должны помнить, что воспитание человека
начинается
не
тогда, когда он юношей покидает
школьные стены, и даже не тогда, когда еще бегает в
коротких
штанишках,
а
с
самых
первых
дней
его
жизни.
Заботясь
о формировании
нравственного
облика
растущего
человека,
важно
уберечь
его от
тщеславия, эгоизма, высокомерия -недостойных черт,
которые
уродуют
человека,
м ешают
ему
быть
полноценным
членом
коллектива.
Выдающийся
педагог
Л.С.
Макаренко
считал
раннее
детство
наиболее
ответственным
для
воспитания,
формирования
личности
растущего
человека.
Если
ра н е е
в о сп и т а н и е
б ы л о
н е п р а в и л ь н ы м,
т о
д а л ь н е й ш е е
в о с п и т а т е л ь н о е
в о з д е й с т в и е
затрудняется,
так
как
у
ребенка
уже
складываются
навыки, привычки, многие черты характера.
Перевоспитание
требует
больше
сил,
знаний,
больше терпения.
В наш век бурного развития техники и науки, век
покорения космоса, когда
человек
,
совершив первый в
истории полет к звездам, проложил дорогу во Вселен-
ную, молодежи предоставлены широкие возможности
для творческих свершений.
Заботясь
о
судьбе
подрастающего
поколения,
правительство
поставило
перед школой
задачу
-
подготовить
учащихся
к
жизни,
к
физическому
и
умственному труду, вырастить достойного будущего
человека.
Сейчас в каждой школе дети работают в мастерских,
сами
убирают
классы,
следят
за
порядком.
С т а р ш е к л а с с н и к и
з н а к о м я т с я
с
о с н о в а м и
производства на заводах, проходят практику.
В
решении
этой
сложной
задачи
воспитание
будущего
человека,
хорошо
владеющего
основами
наук и умеющего создавать материальные ценности, -
школе
должны
всемерно
помогать
и
родители.
К
сожалению, есть родители, которые бездумно создают
детям праздную жизнь, оберегая от забот и трудовых
усилий,
забывая
о
том,
что
важнейшим
средством
воспитания
характера
является
труд,
что
нельзя
вырабатывать
у
ребенка
сильную
волю,
если
устранять
с
его
жизненного
пути
все
трудности,
ставить его в тепличные условия.
Наука о воспитании - это наука о том, как сделать
человека счастливым. Если счастье это переживание
полноты
жизни,
постоянный
подъем
творческой
энергии,
связанный
с
раскрытием
духовных
и
физических сил ребенка, то гармоничное воспитание
гармоничными средствами может и должно научить
человека,
как
стать
счастливым.
Жизнь
состоит
из
ряда
обязанностей,
которые
человек
должен
выполнять независимо от своих душевных всплесков,
от того, интересно ему это или нет.
Очень важная задача стоит перед школой и семьей -
эстетическое воспитание молодежи. Приобщаться к
большому искусству, ко всему прекрасному на земле
надо
с
детских
лет.
Пусть
ребенок
не
будет
музыкантом, не изберет себе профессию художника,
но
умение
играть
на
музыкальных
инструментах,
слушать
музыку,
к а к
и
з н а к о м с т в о
с
художественными
произведениями,
с
образцами
декоративного искусства расширяют духовный мир,
воспитывают будущих творцов и ценителей
прекрасного.
Труд
воспитателя
сложен
тем,
что
результаты
познаются не cpaзу, а много лет спустя.
Линии
взаимодействия
педагога
с
семьей
н е
о с т а ю т с я
н е и з м е н н ы м и .
Р а н е е предпочтение
отдавалось непосредственному воздействию педагога
на семью, поскольку во главу угла ставилась задача
научить родителей, как надо воспитывать детей. Для
экономии
сил
и
времени
«обучение»
велось
в
коллективных
формах
(на собраниях, коллективных
консультациях, в лекториях и т.д.)
Сотрудничество школы и семьи предполагает, что обе
стороны имеют, что сказать друг другу относительно
конкретного ребенка, тенденцией его развития сюда -
поворот
к
взаимодействию
с
каждой
семьей,
следовательно, предпочтение индивидуальных форм
работы
(индивидуальные
беседы,
консультации,
посещение семьи и др.)
Есть еще одна линия воздействия на семью - через
ребенка.
Если
жизнь
в
классе
интересная,
содержательная, ребенку комфортно, он обязательно
поделится своими впечатлениями с домочадцами.
Наша школа ставит перед собой цель: воспитание
свободной,
гуманной,
духовной
личности.
Нужно
помнить, что каждый учащийся - это почти взрослый
человек
со
своими
достоинствами
и
недостатками.
Поэтому
высокая
требовательность
к
учащемуся
должна сочетаться с уважением к его личности, к его
человеческому
достоинству. Только в этом случае
можно
рассчитывать
на
то,
что
между
классным
руководителем
и
учащимися
будет
найден
общий
язык и сложатся отношения
сотрудничества. Как
говорил
Гете:
«Но
без
души
и
помыслов
высоких
живых путей от сердца к сердцу нет!»
В
нашей
школе
работа
с
семьей
строится
на
принципах треугольника: учитель-родитель - ученик.
В
начале
учебного
года
проводится
общешкольная
родительская
конференция.
В
нее
в х о дя т
председатели всех классных родительских комитетов,
это дает возможность донести всю информацию до
каждого
родителя .
В
каждой
параллели
классов
избирается куратор родительской параллели.
В школе работает Совет отцов. Его цель - помочь в
воспитании
трудных
подростков,
тем,
у
кого
нет
отцов.
С у щ е с т в у е т
о б щ е с т в е н н а я
о р г а н и з а ц и я
«Образование».
Это
ветвь
родительской
помощи
нашим
детям.
Это
организация
работает
в
трех
направлениях:
- стимулирует творческую деятельность учащихся;
- укрепляет материально-техническую базу;
-
помогает
нуждающимся
детям,
а
также
ставит
вопросы санитарно-гигиенического режима.
В
школе
действует
Совет
школы,
который
осуществляет
общее
руководство
школьным
самоуправлением
и
является
высшим
органом.
Из
членов Совета создаются временные и постоянные
комиссии по различным направлениям.
Мир семьи... Мир радостей и забот, праздников и
будней, удач и волнений. Мир проблем, которые то и
дело ставит жизнь перед каждой семьей.
Проблема становления молодого человека - одна из
с а м ы х
о с т р ы х
п р о блем
нашего
времени.
Формирование
личности
подростка
зависит
от
его
общения не
только с родителями, но и с друзьями,
множеством других людей самых различных взглядов
жизненных позиций.
И
пусть
любовь
родителе й , учителей
поможет
воспитать
настоящих
граждан,
на
пле ч и которых
скоро
лягут
заботы
о
Родине,
о
своих
семьях
и
о
родителях.